Статья «Патриотическое воспитание младших школьников методом создания народных игрушек»
Севодняева Эльвира Николаевна
Учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виловатовская средняя общеобразовательная школа»
Республика Марий Эл, село Виловатово
Патриотическое воспитание младших школьников методом создания народных игрушек
Патриотическое воспитание учащихся начальной школы в условиях современной школы имеет особое значение и является частью гражданской культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Родной край и есть исток, от которого для человека начинается огромная страна. Но недостаточно только воспевать свой край, необходимо прислушаться к голосу истории и понять её связь с современностью. Очень важно познакомить младших школьников с историей, культурой, бытом родного края.
Именно в школьном возрасте идёт формирование и развитие личности ребёнка. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за родную землю, поэтому приобщение детей к истокам народной культуры является одной из приоритетных задач образования в патриотическом воспитании.
На базе МБОУ «Виловатовская СОШ» работает инновационная площадка «Формирование этнокультурной компетентности младших школьников в условиях современной образовательной среды». В рамках реализации программы, мною разработана программа творческого объединения «Волшебный сундучок», главной целью которой является создание условий для становления личности человека и гражданина, знающего и любящего историю и культуру своего народа. Программа ставит следующие задачи:
- развивать интерес к истории Республики Марий Эл, культурному наследию горных мари в процессе создания народных игрушек;
- способствовать формированию уважительного отношения к народам, проживающим в республике, их традициям, обычаям и культуре; формированию личности ученика как носителя национальных духовных традиций, высокой культуры и нравственности;
- способствовать воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, бережного отношения к окружающим, самостоятельности и аккуратности, эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность, патриотизма.
Для решения поставленных задач использую разные методы обучения:
- словесный метод, включающий рассказы, беседы;
- наглядный метод, включающий презентации, образцы готовых игрушек, иллюстрации с изображением кукол, народных костюмов;
- практический метод, включающий знакомство с приёмами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол.
В процессе деятельности использую различные формы организации воспитания учащихся: экскурсии, походы по родным местам, мастер-классы, встречи с интересными людьми. Все данные организационные формы положительно влияют как на мировоззрение, так и на формирование чувства гордости и уважения к своей малой Родине.
Основная идея объединения – совместное творчество детей, родителей и педагогов над созданием куклы. Этот процесс длительный и состоит из нескольких этапов:
- беседа, подготовка и сбор материалов и инструментов;
- зарисовка эскиза и изготовление самой куклы;
- изучение, продумывание и шитьё костюма для кукол;
- декоративное оформление композиций.
Беседы об истории создания кукол, их видах, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте марийского народа, о православных праздниках организовывают учащихся к творческой деятельности. На этапе подготовки инструментов и материалов помогают родители, они обеспечивают лоскутками ткани, ленточками, шитьём, старыми газетами. После сбора материалов приступаем к зарисовке эскизов и созданию кукол. Куклы изготавливаем из газетных трубочек, для головы используем капроновую ткань с синтетическим наполнителем, для рук – алюминиевую проволоку, обмотанную тканью.
На следующем этапе, прежде чем шить одежду для кукол, дети знакомятся с народным костюмом горных мари, который состоит из рубахи, кафтана, пояса, фартука, наплечников, нарукавников, головного убора, обуви из лыка с шерстяными и холщевыми онучами, украшений. Учащиеся посещают студии Горномарийского Дома ремёсел, в которых пробуют себя в искусстве ткачества, шитья, вышивания, знакомятся с местными мастерами и изучают их работы. У детей формируются представления о людях труда, прославивших наш край, что является важной частью в процессе воспитания чувства любви к Родине.
После знакомства с народным костюмом, дети приступают к шитью белого наряда и головных уборов для кукол, лентами и кружевами украшают фартук. Для нарукавников, наплечников, пояса используют тесьму с вышивкой и атласные ленты, делают обувь из овечьей шерсти или лыка, украшения из бисера и пайеток.
Игрушки, созданные детьми, демонстрируют не только красоту национального костюма, но и, оживая в композициях, отражают быт и традиции народа. При создании работ опора делается на программный материал. К примеру, изучая тему «Растениеводство в нашем крае» в 4 классе, учащиеся узнали, как рубашка в поле «выросла». Познакомившись с основными этапами подготовки холста, одну из композиций посвятили мягчению холста (рис.1). Детям интересно было узнать, что отбиванием, занимались девушки в конце апреля, в начале мая. Колотили на бревне, вставая попарно четыре-шесть женщин, деревянными колотушками, чтобы холст был мягким, ровным и гладким. Для устройства станка использовали две пары тонких жердей, связанных наверху верёвкой, и перекладину, за которую подвешивали бревно. Ритмичный звук при мягчении холста от синхронных ударов разносился по всему селению. Поэтому бревно, в котором мягчили холст, образно называли «поющее бревно». А стирка белья, которой занимались женщины, производилась около речки или ключа, куда приносили котёл и все необходимые принадлежности. Бельё кипятили в котлах, стирали и полоскали в деревянных корытах пестами, деревянными палками в 1,5 – 2 м (рис.2).
Основой к творчеству являются уроки родного литературного чтения. После чтения рассказа Н.Ильякова «Паша» («Работа»), учащимися проведена исследовательская работа по изучению ведения хозяйства нашими предками. Результаты исследования показали, что традиционным занятием горных мари являлось пашенное земледелие. В подсобном хозяйстве особое место занимали выращивание огородных культур, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы. Итогами исследовательской работы стали композиции «Едет с поля урожай» (рис.3) и «На пастбище» (рис. 4).
Для первой композиции изделие «Лошадь» смастерили техникой папье-маше, используя картон от упаковочных коробок. Чтобы получить объёмную игрушку, вырезали из картона несколько деталей разного размера, наклеили друг на друга, затем обклеили старыми газетами. Грива и хвост сделаны из джутового шпагата. Овощи изготовили из капрона и синтетического наполнителя. Все изделия покрыли акриловыми красками.
Из произведения В.Смирнова «Алыкышты» узнали, что сенокос был трудной, но славной порой для горных мари. Оставляя домашнее хозяйство на стариков, запрягая лошадей, жители деревень, как на праздник, ехали на приволжские луга заготавливать сено. Принаря́женные женщины и аккуратно одетые мужчины выходили на работу с раннего утра.
Сенокос являлся как бы смотром и показом трудового и творческого мастерства и умения с соблюдением определённых традиций с вовлечением в этот процесс всей массы взрослого и детского населения. В эту пору дети попусту не болтались: они ухаживали за своими малолетними братишками и сестрёнками, другие подвозили воду или дрова, ворошили сено, сгребали пласт, рыбачили, помогали взрослым. Чтение рассказа вдохновило к созданию композиции «Сенокос» (рис.5).
Особую роль в работе по патриотическому воспитанию уделяю проектно-исследовательской деятельности, которая также позволяет выявить творческие способности детей, улучшить контакт с учащимися и родителями; способствует развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
Одна из моих учениц работала над проектом «Валенки – это сила России!» и открытием для неё стало то, что в её семье есть мастера по изготовлению валенок. Её бабушка и дедушка долгое время занимаются этим непростым делом. Они не только остаются верными ремеслу, но и заинтересовали свою внучку. Девочка внимательно изучила процесс создания валенок и провела для учащихся мастер-класс. Валенки, скатанные руками детей, применили в организации выставки, посвященной Дню Победы, где центральное место занимала композиция «Шли солдаты на войну», которую представляли куклы-солдаты в валенках (рис.6). Важной частью выставки также стали солдатские платки, расписанные детьми после кропотливых поисков сведений о ветеранах из их семей.
Так в нашем классе появился мини-музей «К родным истокам», представляющий частичку культуры и быта горных мари и продолжает пополняться рукотворными игрушками, имеющими свою предысторию. Среди них можно выделить работы: «Праздник цветов», «Пасха красная», «За домашними делами» (рис.7), «За прялкой» (рис.8), которые стали победителями разных конкурсов по декоративно-прикладному искусству.
Нельзя представить Горномарийскую сторонку без гуслей. Ежедневно из кабинета детской музыкальной школы доносится звук этого самобытного инструмента, изображающий всю красоту родной природы. И на одном из занятий наш класс превратился в мастерскую по расписыванию игрушечных гуслей, которые использовали в оформлении композиций «Акпарс», «Гуслярши» (рис.9).
Детям очень нравится собственный музей, потому что его можно посещать каждый день, в нём можно трогать экспонаты. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный зритель, а здесь он – автор, созидатель экспозиции.
Народная игрушка – это не только музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, но и традиционный элемент воспитательного процесса.
Работа над созданием народных игрушек развивает творческие способности и духовное начало, приобщает учащихся к национальной культуре, что способствует формированию уважительного отношения к своей малой Родине, стране. Младшие школьники учатся ценить события прошлого и современные достижения народа, у них формируются представление о значимости России и её ценности. Таким образом решается одна из главных задач современного образования – воспитание будущего патриота Родины.
Список использованной литературы и источников
Романов М.П. Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске: Альбом. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994. 60с.
Юадаров К.Г. Горные марийцы. Краткая историко-этнографическая характеристика, обычаи и обряды, язычество, история христианизации. Йошкар-Ола, 1995. 72 с.
https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00715880_0.html
https://infourok.ru/doklad-na-temu-narodnaya-igrushka-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2379055.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/13/doklad-na-temu-dymkovskaya-narodnaya-igrushka-kak-sredstvo
http://zernyshko-bal.ucoz.net/publ/narodnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo_vospitanija_patrioticheskikh_chuvstv_u_doshkolnikov/1-1-0-37