12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Стереотипное мышление подростков в отношении стран: России и США

Управление образованием Администрации города Шарыпово

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»


МУНИУИПАЛЬНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Муниципальный этап краевого молодежного форума «Научно-технический потенциал Сибири»


НОМИНАЦИЯ «НАУЧНЫЙ КОНВЕНТ»

Направление:

Социология


«Стереотипное мышление подростков в отношении стран: России и США»




Наныка Яна Витальевна


МБОУ СОШ № 2,8 класс

12.09.2006 г.


navnykaana6@gmail.ru


89059706302

___________ /личная подпись/




Коваленко Светлана Владимировна


МБОУ СОШ № 2 учитель истории и обществознания


89234511564


Svetlana61093@mail.ru

___________ /личная подпись/








С условиями Конкурса ознакомлен(-а) и согласен(-а). Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целя, без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских кампаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.


г.Шарыпово, 2021

Стереотипы окружают нас везде, где бы мы ни были, они часть общественного прогресса и развития самого человека. Вы когда-нибудь задумывались, почему мы воспринимаем вещи именно так, хотя иногда впоследствии обнаруживаем, что это представление было неверно или частично неверно? Я много раз слышала или видела в программах по телевизору темы о жизни американцев и о том, как они воспринимают нашу страну. В мире существует много стран, и о каждой из них у нас могло сложиться то или иное мнение. Конечно там, где есть правда, бывает и неправда, так что появления стереотипов было делом времени. И больше всего такой информации можно найти о двух странах, которые часто противопоставляют друг другу – Америки и России.

Наша исследовательская работа «Стереотипное мышление подростком в отношении стран: России и США» под руководством Коваленко Светланы Владимировны направленна на изучение стереотипов, связанных с этими странами.

Актуальность нашей исследовательской работы, связана со стереотипами. Стереотипы у каждого человека разные, так как у каждого своего представления о той или иной национальности. Существует множество ложных мнений, и большая часть человечества вопреки истории и правды продолжают наивно верить им. Данная ложная информация не позволяет строить дружеские и доверительные отношения. Необходимо расширить кругозор одноклассников, развеять мифы, которые порождают недопонимание, чтобы получать удовольствие от путешествий.

Цель: исследование стереотипов о России и Америки, их подтверждение или опровержение.

Данная работа направлена на изучение стереотипов в отношении России и США. Она включает в себя сбор информации, посещение библиотек, проведение анкетирования и изучения дополнительной литературы.

Какие же они, эти загадочные американцы, если попытаться взглянуть на них без голливудского лоска и европейского снобизма? Всегда было интересно понять, насколько мы разные и действительно ли верны существующие в мире стереотипы, касающиеся наших культур и характеров. Мы решили изучить мнения журналистов и обычных людей, высказывающихся на эту тему.







Введение

Актуальность нашей исследовательской работы заключается в следующем:

Изучение традиций, суеверий и стереотипов воспитывает в человеке любознательность к истории собственной страны;

Сравнение обычаев и суеверий двух стран способствует понимаю культуры. Понимание нравов обеих стран влечет за собой улучшение международных отношений.

Данная исследовательская работа посвящена проблеме восприятия американцев, как личностей, другими людьми, что связано с чрезмерно обобщенными, устоявшимися стереотипами, которые мешают объективно оценивать человека.

Вопрос восприятия и общения людей разных национальностей (в том числе русских и американцев) в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания многих людей. Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов - определенных убеждений, которые позволяют быстро делать выводы и принимать решения. Встречаясь с представителями других стран, народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей собственной культуры.

Существование и распространенность стереотипов восприятия значительно усложняет межкультурное взаимодействие. Люди судят о представителях других этнокультурных групп на основании этнических стереотипов, сформировавшихся на основе практического опыта общения разных народов на протяжении истории. И американцев это не обошло стороной, об их характере и поведении также сложились стереотипы, ведь Америка – это страна, которая дает такую почву для создания ее стереотипного восприятия, какую вряд ли дают все страны мира вместе взятые.

История взаимоотношений Америки и России вызывала и вызывает большой интерес. Между двумя этими странами, отличающимися суровым и своенравным климатом, самобытной и неповторимой культурой, устойчивыми традициями, большая история многовековых связей – политических, экономических, культурных, которые являлись предметом исследований многих ученых, например, работы таких авторов, как Михальская Н.П., Петухов Л.А., Королева С.Б.

Цель: исследование стереотипов о России и Америки, их подтверждение или опровержение.



Задачи:

Выяснить значение термина стереотип и изучить данное понятие;

Изучить историю отношений США и России;

Вывести и изучить стереотипы об американцах;

Вывести и изучить стереотипы о русских;

Провести анкетирования для проверки объективности стереотипов;

Проанализировать полученные результаты;

Объект исследования: стереотипы, взгляды русских на американцев;

Предмет исследования: подростки, живущие в России и Америки;

Методы исследования:

Изучение и анализ специальных литературных источников;

Анализ и синтез полученной информации;

Анкетирование - анализ анкет, разработанных исследователем и заполненных информантами.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что стереотипы в отношении стран (России и США) преувеличены и не являются правдивыми.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что изученный и обобщённый материал может быть использован людьми разного возраста: преподавателями, нашими сверстникам при проведении внеклассных мероприятий и для самообразования.

Проведённые исследования актуальны, потому что сегодня люди много путешествуют по разным странам, в частности в США. Также страны сотрудничают друг с другом, происходит обмен студентами, и многие люди уезжают работать в другую страну (они часто едут в США). Данная работа может быть полезна для людей, работающих в разных профессиях и отраслях.









План исследования

I. Подготовительный этап:

1. Выбор темы исследования.

2. Подбор и изучение материалов по теме: литература и другие источники.

II. Организационный этап:

1. Постановка проблемы.

2. Определение гипотезы, цели, задач исследования.

3. Выбор методов и методики исследования.

4. Определение объекта и предмета исследования.

III. Основной этап:

1. Подбор и изучение фактического материала по теме исследования.

2. Систематизация, обработка и анализ полученных данных:

а) обработка анкет;

б) обработка результатов эксперимента, опытов, наблюдений;

в) составление таблиц, диаграмм, схем;

IV. Заключительный этап:

1. Составление заключения, выводов, полученных результатов.

2. Оформление работы: определение основных разделов текста в соответствии с требованиями к исследовательской работе, оформление списка литературы;

3. Оформление презентации.

4. Подготовка работы к защите.















Основная часть

Раздел 1. Сущность и значение понятия стереотип

Чтобы определить стереотипы, связанные с русскими и американцам сначала необходимо было узнать, что же такое «стереотип».

Стереотип - прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь. Стереотип - это давно сложившаяся оценка объекта или явления, преобладающая в общественном сознании и формирующая предвзятое отношение к этому объекту или явлению. Некоторые из них заложены в инстинктах на генетическом уровне. Но основная часть стереотипов закладывается в образовании и в процессе общения. [1]

Слово "стереотип" заимствовано из греческого языка и переводится как "твердый отпечаток". Первоначально термин использовался для обозначения монолитной печатной формы (клише), изобретенной в 18 веке и значительно расширившей возможности печати. По аналогии с типографским стереотипом был также назван стереотип мышления, поскольку он также является клише.

В 1922 году термин "социальный стереотип" был введен писателем Уолтером Липпманом. Она подразумевает устойчивый образ, принадлежащий определенной социальной группе и приписываемый всем ее представителям. Современная психология, пытаясь объяснить, что такое стереотип, называет это явление защитным механизмом, позволяющим мозгу упрощать окружающую действительность и быстро принимать "безопасные" решения. [2]

Согласно исследованию группы, ученых из Университета Абердина, стереотипы являются продуктом нашего метода обработки и передачи знаний. Человеческий мозг запрограммирован на установление связей между объектами для лучшего запоминания. Исследователи отмечают, что в основе сформировавшихся стереотипов почти всегда лежит "зерно истины", которое впоследствии превращается в клише. Ученые считают, что наш мозг работает таким образом, чтобы упростить информацию, поэтому придание человеку определенных черт во внешности - всего лишь побочная реакция нашего мозга.

Большинство существующих стереотипов неуместны или бессмысленны. Вместо того чтобы защитить нас от потенциальных опасностей и агрессоров, они заметно искажают реальность, придавая ей негативную окраску. Для того, чтобы выяснить насколько стереотипы в реальной жизни влияют на подростка, мы провели анкетирование на школьной странице Вконтакте https://vk.com/shola2sharypovo, данные находятся в приложение №1.

1. На вопрос «Сталкивались ли вы со стереотипами?» 89% ответило да. А остальные 11% ответили нет.

2. На второй вопрос «Мешают ли вам стереотипы в жизни?» 47% ответили – да, регулярно замечаю трудности, 53% ответили – нет, совсем не мешают.


t1650906165aa.gif

t1650906165ab.gif



Исходя из данных анкетирования по первой главе, мы можем сделать вывод, что очень много подростков регулярно сталкивается со стереотипами. И примерно половина испытывает трудности.



Раздел 2. Стереотипы о России и Америки

После общего анализа информации, мы решили изучить историю двух стран, России и Америки, чтобы понять, что могло стать причиной возникновения предрассудков. Сбор данных из разных источников показал, что стереотипы вытекали постепенно из исторических и социальных особенностей. Во многом здесь играет уровень и свойства менталитета государств. Но еще больший вклад в формирование стереотипов внесли политические отношения двух сверхдержав в советское время, когда Америка представляла собой капиталистическое государство, а СССР напротив – социалистическое. Неравный раздел территории после Второй Мировой Войны, Корейская война, война во Вьетнаме – все это безусловно портило отношение двух держав. [3]

Проводить исследование мы решили среди подростков города Шарыпово и Америки. В возрастной категории 13-16 лет для того, чтобы наиболее ярко понять отношение людей к американцам в целом, а также выявить самые распространенные стереотипы, созданные посредством незнания достоверных фактов о той или иной нации (в рассматриваемом мною случае: американской и русской нации).

Для того, чтобы провести опрос среди подростков Америки мы использовали приложение InterPals. InterPals-это лучшая платформа для того, чтобы завести новых друзей, попрактиковаться в языках с носителями и познакомиться с путешественниками.

Данную возрастную категорию я выбрала, так как я являюсь сама подростком и мне интересно мнение людей моей возрастной группы.

Для определения основных самых известных стереотипов и отношения людей к американцам, мы выбрали способ анкетирования, который включает в себя чётко сформулированные закрытые вопросы – выбирается один из предложенных вариантов ответа. Благодаря анонимному анкетированию люди склонны сообщать в ответах действительные факты, поэтому я выбрала данный способ.

Далее мы хотим привести примеры стереотипов, с которыми сталкиваются представители наций. Мы задавали им вопросы касательно их стран, и смотрели, совпадают ли их ответы с общеизвестными стереотипами.

t1650906165ac.gif

t1650906165ad.gif

Первый вопрос был связан с тем, как именно относятся люди к другой стране. Отношения России и Америки в истории были разными, многие исторические моменты испортили отношениях этих стран. Зачастую мы слышим мнение о том, что люди разных наций ненавидят друг друга. Именно поэтому первый вопрос был связан с личным отношением подростков к другой стране.



Данные по первому вопросу указывают нам на то, что несмотря на мнение о том, что страны являются врагами, мы видим, что Россия и Америка не вызывают таких чувств у опрашиваемых. 80% опрашиваемых русских ответило, что относятся нейтрально. 60 % американцев ответили также по отношению к России. Таким образом было понятно отношение к странам.

Следующие вопросы уже более конкретно касались стереотипов, опрашиваемых стран. Данные стереотипы были взяты из жизни. Из общения со сверстниками, взрослыми, новостями и сети интернет.

Следующие 2 вопроса были заданы русским подросткам. Данные вопросы отражали основные стереотипы, которые достаточны распространены. Один из вопросов: «Считаешь ли ты, что в США питаются только фаст-фудом», связан с тем, что во многих сериалах, фильмах мы видим, как они питаются только пищей быстрого приготовления.

Как вы видите первый стереотип полностью не подтвердился, опрашиваемые русские подростки все 100% процентов не считают, что в Америки едят только фаст-фуд. Также при беседе с американцами мы задавали такой же вопрос, и они также ответили на него отрицательно. Америка – страна процветающего ресторанного бизнеса, и практически в каждом американском городе вы найдете весь географический спектр ресторанов – от украинской кухни до тайской.

Второй вопрос был связан со знаменитостями. Многие люди считают, что в Америке можно встретить певцов, актеров и другие знаменитых людей просто выйдя в магазин или просто гуляя по улице. 80% опрашиваемых посчитали, что такое и правда возможно. Но при опросе американцев, мы выяснили, что на самом деле это случается очень-очень редко, и этот факт преувеличен.

t1650906165ae.gif

t1650906165af.gif



Следующие два вопроса были заданы непосредственно американцам той же возрастной группы 13-16 лет. Первый вопрос был связан с тем, что есть такое мнение, что Россия до сих пор является советской страной. Все пронизано духом СССР и того времени, который существовал много лет назад. Именно поэтому мы задали вопрос «Считаете ли вы, что Россия застряла в прошлом?»

Второй вопрос был связан с известным стереотипом - хождение по улицам медведя. Мы с вами прекрасно понимаем, что это не правда, но вот узнать об этом у американцев мы смогли с помощью анкетирования. Они ответили на вопрос «Считаете ли вы, что по улицам России ходят медведи?». Результаты анкетирования перед вами.

t1650906165ag.gif

t1650906165ah.gif



По результатам анкетирования видно, что 60% опрошенных американцев не считают, что Россия застряла в прошлом и что по нашим улицам ходят медведи. Некоторые затруднялись ответить, но в целом мы можем сделать вывод о том, что стереотипы, касающиеся нашей страны довольно преувеличены и многие американцы не считают так.

Приложение 2 наглядно демонстрирует ответы американских и русских подростков на вопросы анкетирования.











Заключение

Подводя итоги, мы сделали вывод, что даже в современном мире стереотипы еще имеют некоторую власть над людьми. Иногда степень предубеждения может доходить до абсурда, и даже очевидные факты не смогут справиться с устоявшемся клише. По моему мнению в процессе исследования я приобрела опыт проектной и исследовательской деятельности, расширила кругозор по истории, английскому и обществознанию и получила другие организационные навыки, которые во многом помогут мне в будущем, более того я считаю, что я достигла целей моего проекта.

Благодаря нашей исследовательской работе мы можем сделать вывод, о том, что:

У слова «стереотип», есть свое устойчивое значение и смысл;

Мы смогли изучить историю отношения России и США и выявить стереотипы о данных странах;

Благодаря анкетированию мы смогли наглядно показывают объективные результаты;

Таким образом можем уверенно заявить, что наша гипотеза полностью подтвердилась.

Итак, мы рассмотрели стереотипы русских и американцев. Многие исследователи сейчас пытаются найти сходство между этими двумя великими народами. Можно представить, что внутри американцев или русских находится «ядро», которое направляет их по жизни и отличает друг от друга. Исходя из стереотипов, схожесть между американцами и русскими скорее внешняя – многонациональность, обширные территории, которые они занимают, и т.д., однако их духовный мир различен. Знание основных стереотипов вносит, на наш взгляд, существенный вклад в профилактику межкультурных конфликтов российско-американской коммуникации.













Список литературы

Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990

Гетьманенко Н.В. Восприятие иной культуры. Прототипы и стереотипы / Наталия Гетьманенко. - Москва: Наука, 2017. - 256 c.

Болховитинов, Н.Н. Русско-американские отношения. / Н.Н. Болховитинов.- М.: Междунар. отношения, 1975.- 421 с.

Леонтович, О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.

Мурадян, С.А. Стереотип в философской аргументации // Вопросы философии. - № 4. - 1984. - Ереван. - С. 144-149.

Муругова, А.В., Кожевников, В.П. Русский менталитет. Монография. - Нижний Новгород. - 2006.

Педагогический терминологический словарь: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/

Постоенко, И.А. Стереотипы в межкультурной коммуникации // Современные исследования социальных проблем: материалы III Общероссийской науч.-практ, конф. с междунар, участием. - Вып. 2. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - С. 86-88.
















Приложение 1

t1650906165ai.jpg

t1650906165aj.jpg


Приложение 2

t1650906165ak.gif

t1650906165al.gif

t1650906165am.gif


t1650906165an.gif

t1650906165ao.jpg

t1650906165ap.jpg



Автор материала: Я. Навныка (9 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.