Стереотипное мышление подростков в отношении стран: России и США
Автор публикации: Я. Навныка, ученица 9Б класса
Управление образованием Администрации города Шарыпово
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
МУНИУИПАЛЬНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Муниципальный этап краевого молодежного форума «Научно-технический потенциал Сибири»
НОМИНАЦИЯ «НАУЧНЫЙ КОНВЕНТ»
Направление: | Социология |
«Стереотипное мышление подростков в отношении стран: России и США»
| Наныка Яна Витальевна |
| МБОУ СОШ № 2,8 класс 12.09.2006 г. |
| |
| 89059706302 ___________ /личная подпись/ |
| |
| Коваленко Светлана Владимировна |
| МБОУ СОШ № 2 учитель истории и обществознания |
| 89234511564 |
| ___________ /личная подпись/ |
| |
| |
| |
С условиями Конкурса ознакомлен(-а) и согласен(-а). Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целя, без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских кампаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.
г.Шарыпово, 2021
Стереотипы окружают нас везде, где бы мы ни были, они часть общественного прогресса и развития самого человека. Вы когда-нибудь задумывались, почему мы воспринимаем вещи именно так, хотя иногда впоследствии обнаруживаем, что это представление было неверно или частично неверно? Я много раз слышала или видела в программах по телевизору темы о жизни американцев и о том, как они воспринимают нашу страну. В мире существует много стран, и о каждой из них у нас могло сложиться то или иное мнение. Конечно там, где есть правда, бывает и неправда, так что появления стереотипов было делом времени. И больше всего такой информации можно найти о двух странах, которые часто противопоставляют друг другу – Америки и России.
Наша исследовательская работа «Стереотипное мышление подростком в отношении стран: России и США» под руководством Коваленко Светланы Владимировны направленна на изучение стереотипов, связанных с этими странами.
Актуальность нашей исследовательской работы, связана со стереотипами. Стереотипы у каждого человека разные, так как у каждого своего представления о той или иной национальности. Существует множество ложных мнений, и большая часть человечества вопреки истории и правды продолжают наивно верить им. Данная ложная информация не позволяет строить дружеские и доверительные отношения. Необходимо расширить кругозор одноклассников, развеять мифы, которые порождают недопонимание, чтобы получать удовольствие от путешествий.
Цель: исследование стереотипов о России и Америки, их подтверждение или опровержение.
Данная работа направлена на изучение стереотипов в отношении России и США. Она включает в себя сбор информации, посещение библиотек, проведение анкетирования и изучения дополнительной литературы.
Какие же они, эти загадочные американцы, если попытаться взглянуть на них без голливудского лоска и европейского снобизма? Всегда было интересно понять, насколько мы разные и действительно ли верны существующие в мире стереотипы, касающиеся наших культур и характеров. Мы решили изучить мнения журналистов и обычных людей, высказывающихся на эту тему.
Введение
Актуальность нашей исследовательской работы заключается в следующем:
Изучение традиций, суеверий и стереотипов воспитывает в человеке любознательность к истории собственной страны;
Сравнение обычаев и суеверий двух стран способствует понимаю культуры. Понимание нравов обеих стран влечет за собой улучшение международных отношений.
Данная исследовательская работа посвящена проблеме восприятия американцев, как личностей, другими людьми, что связано с чрезмерно обобщенными, устоявшимися стереотипами, которые мешают объективно оценивать человека.
Вопрос восприятия и общения людей разных национальностей (в том числе русских и американцев) в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания многих людей. Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов - определенных убеждений, которые позволяют быстро делать выводы и принимать решения. Встречаясь с представителями других стран, народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей собственной культуры.
Существование и распространенность стереотипов восприятия значительно усложняет межкультурное взаимодействие. Люди судят о представителях других этнокультурных групп на основании этнических стереотипов, сформировавшихся на основе практического опыта общения разных народов на протяжении истории. И американцев это не обошло стороной, об их характере и поведении также сложились стереотипы, ведь Америка – это страна, которая дает такую почву для создания ее стереотипного восприятия, какую вряд ли дают все страны мира вместе взятые.
История взаимоотношений Америки и России вызывала и вызывает большой интерес. Между двумя этими странами, отличающимися суровым и своенравным климатом, самобытной и неповторимой культурой, устойчивыми традициями, большая история многовековых связей – политических, экономических, культурных, которые являлись предметом исследований многих ученых, например, работы таких авторов, как Михальская Н.П., Петухов Л.А., Королева С.Б.
Цель: исследование стереотипов о России и Америки, их подтверждение или опровержение.
Задачи:
Выяснить значение термина стереотип и изучить данное понятие;
Изучить историю отношений США и России;
Вывести и изучить стереотипы об американцах;
Вывести и изучить стереотипы о русских;
Провести анкетирования для проверки объективности стереотипов;
Проанализировать полученные результаты;
Объект исследования: стереотипы, взгляды русских на американцев;
Предмет исследования: подростки, живущие в России и Америки;
Методы исследования:
Изучение и анализ специальных литературных источников;
Анализ и синтез полученной информации;
Анкетирование - анализ анкет, разработанных исследователем и заполненных информантами.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что стереотипы в отношении стран (России и США) преувеличены и не являются правдивыми.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что изученный и обобщённый материал может быть использован людьми разного возраста: преподавателями, нашими сверстникам при проведении внеклассных мероприятий и для самообразования.
Проведённые исследования актуальны, потому что сегодня люди много путешествуют по разным странам, в частности в США. Также страны сотрудничают друг с другом, происходит обмен студентами, и многие люди уезжают работать в другую страну (они часто едут в США). Данная работа может быть полезна для людей, работающих в разных профессиях и отраслях.
План исследования
I. Подготовительный этап:
1. Выбор темы исследования.
2. Подбор и изучение материалов по теме: литература и другие источники.
II. Организационный этап:
1. Постановка проблемы.
2. Определение гипотезы, цели, задач исследования.
3. Выбор методов и методики исследования.
4. Определение объекта и предмета исследования.
III. Основной этап:
1. Подбор и изучение фактического материала по теме исследования.
2. Систематизация, обработка и анализ полученных данных:
а) обработка анкет;
б) обработка результатов эксперимента, опытов, наблюдений;
в) составление таблиц, диаграмм, схем;
IV. Заключительный этап:
1. Составление заключения, выводов, полученных результатов.
2. Оформление работы: определение основных разделов текста в соответствии с требованиями к исследовательской работе, оформление списка литературы;
3. Оформление презентации.
4. Подготовка работы к защите.
Основная часть
Раздел 1. Сущность и значение понятия стереотип
Чтобы определить стереотипы, связанные с русскими и американцам сначала необходимо было узнать, что же такое «стереотип».
Стереотип - прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь. Стереотип - это давно сложившаяся оценка объекта или явления, преобладающая в общественном сознании и формирующая предвзятое отношение к этому объекту или явлению. Некоторые из них заложены в инстинктах на генетическом уровне. Но основная часть стереотипов закладывается в образовании и в процессе общения. [1]
Слово "стереотип" заимствовано из греческого языка и переводится как "твердый отпечаток". Первоначально термин использовался для обозначения монолитной печатной формы (клише), изобретенной в 18 веке и значительно расширившей возможности печати. По аналогии с типографским стереотипом был также назван стереотип мышления, поскольку он также является клише.
В 1922 году термин "социальный стереотип" был введен писателем Уолтером Липпманом. Она подразумевает устойчивый образ, принадлежащий определенной социальной группе и приписываемый всем ее представителям. Современная психология, пытаясь объяснить, что такое стереотип, называет это явление защитным механизмом, позволяющим мозгу упрощать окружающую действительность и быстро принимать "безопасные" решения. [2]
Согласно исследованию группы, ученых из Университета Абердина, стереотипы являются продуктом нашего метода обработки и передачи знаний. Человеческий мозг запрограммирован на установление связей между объектами для лучшего запоминания. Исследователи отмечают, что в основе сформировавшихся стереотипов почти всегда лежит "зерно истины", которое впоследствии превращается в клише. Ученые считают, что наш мозг работает таким образом, чтобы упростить информацию, поэтому придание человеку определенных черт во внешности - всего лишь побочная реакция нашего мозга.
Большинство существующих стереотипов неуместны или бессмысленны. Вместо того чтобы защитить нас от потенциальных опасностей и агрессоров, они заметно искажают реальность, придавая ей негативную окраску. Для того, чтобы выяснить насколько стереотипы в реальной жизни влияют на подростка, мы провели анкетирование на школьной странице Вконтакте https://vk.com/shola2sharypovo, данные находятся в приложение №1.
1. На вопрос «Сталкивались ли вы со стереотипами?» 89% ответило да. А остальные 11% ответили нет.
2. На второй вопрос «Мешают ли вам стереотипы в жизни?» 47% ответили – да, регулярно замечаю трудности, 53% ответили – нет, совсем не мешают.
|
|
Исходя из данных анкетирования по первой главе, мы можем сделать вывод, что очень много подростков регулярно сталкивается со стереотипами. И примерно половина испытывает трудности.
Раздел 2. Стереотипы о России и Америки
После общего анализа информации, мы решили изучить историю двух стран, России и Америки, чтобы понять, что могло стать причиной возникновения предрассудков. Сбор данных из разных источников показал, что стереотипы вытекали постепенно из исторических и социальных особенностей. Во многом здесь играет уровень и свойства менталитета государств. Но еще больший вклад в формирование стереотипов внесли политические отношения двух сверхдержав в советское время, когда Америка представляла собой капиталистическое государство, а СССР напротив – социалистическое. Неравный раздел территории после Второй Мировой Войны, Корейская война, война во Вьетнаме – все это безусловно портило отношение двух держав. [3]
Проводить исследование мы решили среди подростков города Шарыпово и Америки. В возрастной категории 13-16 лет для того, чтобы наиболее ярко понять отношение людей к американцам в целом, а также выявить самые распространенные стереотипы, созданные посредством незнания достоверных фактов о той или иной нации (в рассматриваемом мною случае: американской и русской нации).
Для того, чтобы провести опрос среди подростков Америки мы использовали приложение InterPals. InterPals-это лучшая платформа для того, чтобы завести новых друзей, попрактиковаться в языках с носителями и познакомиться с путешественниками.
Данную возрастную категорию я выбрала, так как я являюсь сама подростком и мне интересно мнение людей моей возрастной группы.
Для определения основных самых известных стереотипов и отношения людей к американцам, мы выбрали способ анкетирования, который включает в себя чётко сформулированные закрытые вопросы – выбирается один из предложенных вариантов ответа. Благодаря анонимному анкетированию люди склонны сообщать в ответах действительные факты, поэтому я выбрала данный способ.
Далее мы хотим привести примеры стереотипов, с которыми сталкиваются представители наций. Мы задавали им вопросы касательно их стран, и смотрели, совпадают ли их ответы с общеизвестными стереотипами.
|
|
Первый вопрос был связан с тем, как именно относятся люди к другой стране. Отношения России и Америки в истории были разными, многие исторические моменты испортили отношениях этих стран. Зачастую мы слышим мнение о том, что люди разных наций ненавидят друг друга. Именно поэтому первый вопрос был связан с личным отношением подростков к другой стране.
Данные по первому вопросу указывают нам на то, что несмотря на мнение о том, что страны являются врагами, мы видим, что Россия и Америка не вызывают таких чувств у опрашиваемых. 80% опрашиваемых русских ответило, что относятся нейтрально. 60 % американцев ответили также по отношению к России. Таким образом было понятно отношение к странам.
Следующие вопросы уже более конкретно касались стереотипов, опрашиваемых стран. Данные стереотипы были взяты из жизни. Из общения со сверстниками, взрослыми, новостями и сети интернет.
Следующие 2 вопроса были заданы русским подросткам. Данные вопросы отражали основные стереотипы, которые достаточны распространены. Один из вопросов: «Считаешь ли ты, что в США питаются только фаст-фудом», связан с тем, что во многих сериалах, фильмах мы видим, как они питаются только пищей быстрого приготовления.
Как вы видите первый стереотип полностью не подтвердился, опрашиваемые русские подростки все 100% процентов не считают, что в Америки едят только фаст-фуд. Также при беседе с американцами мы задавали такой же вопрос, и они также ответили на него отрицательно. Америка – страна процветающего ресторанного бизнеса, и практически в каждом американском городе вы найдете весь географический спектр ресторанов – от украинской кухни до тайской.
Второй вопрос был связан со знаменитостями. Многие люди считают, что в Америке можно встретить певцов, актеров и другие знаменитых людей просто выйдя в магазин или просто гуляя по улице. 80% опрашиваемых посчитали, что такое и правда возможно. Но при опросе американцев, мы выяснили, что на самом деле это случается очень-очень редко, и этот факт преувеличен.
|
|
Следующие два вопроса были заданы непосредственно американцам той же возрастной группы 13-16 лет. Первый вопрос был связан с тем, что есть такое мнение, что Россия до сих пор является советской страной. Все пронизано духом СССР и того времени, который существовал много лет назад. Именно поэтому мы задали вопрос «Считаете ли вы, что Россия застряла в прошлом?»
Второй вопрос был связан с известным стереотипом - хождение по улицам медведя. Мы с вами прекрасно понимаем, что это не правда, но вот узнать об этом у американцев мы смогли с помощью анкетирования. Они ответили на вопрос «Считаете ли вы, что по улицам России ходят медведи?». Результаты анкетирования перед вами.
|
|
По результатам анкетирования видно, что 60% опрошенных американцев не считают, что Россия застряла в прошлом и что по нашим улицам ходят медведи. Некоторые затруднялись ответить, но в целом мы можем сделать вывод о том, что стереотипы, касающиеся нашей страны довольно преувеличены и многие американцы не считают так.
Приложение 2 наглядно демонстрирует ответы американских и русских подростков на вопросы анкетирования.
Заключение
Подводя итоги, мы сделали вывод, что даже в современном мире стереотипы еще имеют некоторую власть над людьми. Иногда степень предубеждения может доходить до абсурда, и даже очевидные факты не смогут справиться с устоявшемся клише. По моему мнению в процессе исследования я приобрела опыт проектной и исследовательской деятельности, расширила кругозор по истории, английскому и обществознанию и получила другие организационные навыки, которые во многом помогут мне в будущем, более того я считаю, что я достигла целей моего проекта.
Благодаря нашей исследовательской работе мы можем сделать вывод, о том, что:
У слова «стереотип», есть свое устойчивое значение и смысл;
Мы смогли изучить историю отношения России и США и выявить стереотипы о данных странах;
Благодаря анкетированию мы смогли наглядно показывают объективные результаты;
Таким образом можем уверенно заявить, что наша гипотеза полностью подтвердилась.
Итак, мы рассмотрели стереотипы русских и американцев. Многие исследователи сейчас пытаются найти сходство между этими двумя великими народами. Можно представить, что внутри американцев или русских находится «ядро», которое направляет их по жизни и отличает друг от друга. Исходя из стереотипов, схожесть между американцами и русскими скорее внешняя – многонациональность, обширные территории, которые они занимают, и т.д., однако их духовный мир различен. Знание основных стереотипов вносит, на наш взгляд, существенный вклад в профилактику межкультурных конфликтов российско-американской коммуникации.
Список литературы
Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
Гетьманенко Н.В. Восприятие иной культуры. Прототипы и стереотипы / Наталия Гетьманенко. - Москва: Наука, 2017. - 256 c.
Болховитинов, Н.Н. Русско-американские отношения. / Н.Н. Болховитинов.- М.: Междунар. отношения, 1975.- 421 с.
Леонтович, О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.
Мурадян, С.А. Стереотип в философской аргументации // Вопросы философии. - № 4. - 1984. - Ереван. - С. 144-149.
Муругова, А.В., Кожевников, В.П. Русский менталитет. Монография. - Нижний Новгород. - 2006.
Педагогический терминологический словарь: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/
Постоенко, И.А. Стереотипы в межкультурной коммуникации // Современные исследования социальных проблем: материалы III Общероссийской науч.-практ, конф. с междунар, участием. - Вып. 2. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - С. 86-88.
Приложение 1
|
|
Приложение 2
|
|
|
|
|
|