Статья «Отношение подростков к кибербуллингу»

10
6
Материал опубликован 15 August 2022

Отношение подростков к кибербулингу

Микаелян Кристина Сергеевна

учитель начальных классов

(г. Воронеж)

 

В статье предпринята попытка описать ролевую структуру кибербуллинга среди подростков, на основании выделенных факторов развития кибербуллинга и ролевых позиций участников. Важным участником в процессе кибербуллинга является жертва, которая не в состоянии отразить атаку и прекратить насильственные словесные действия, в основном под категорию жертв и их преследователей попадают дети подросткового возраста.

Ключевые слова: кибербулинг, интернет, девиантное поведение, подростки, агрессия, жертва, обидчик.

 

Актуальность проблемы кибербуллинга, заключается в том, что он влечет за собой нарушение психологического здоровья; физиологические отклонения; изменения в социальных навыках подростка. В связи с вышесказанным необходимо исследование отношения подростков к кибербуллингу.

В современном обществе Интернет является неотъемлемой частью жизни многих людей. Он предоставляет огромный доступ к информации и различным возможностям, включая виртуальную коммуникацию и возможность оставаться в ней анонимным. Но если данная неограниченная свобода дается всем пользователям Интернета, то она может нарушаться другими людьми. Таким образом, в виртуальном общении появляется новый феномен, вид девиантного поведения - кибербуллинг.

На основе анализа научной литературы по проблеме исследования было определено, что существует две основных классификации ролевых позиций участников кибербуллинга. Первая представлена триадой ролей «Обидчик-Жертва-Свидетель» [6, с. 280].

1. Обидчик. Если рассматривать данную позицию с точки зрения классического буллинга, то подростки издеваются различными способами – используют прямую физическую агрессию (например, ударяя, толкая, щипая жертву или бросая в нее предметы) или прямую вербальную агрессию (например, крича, угрожая, насмехаясь), чтобы заставить жертву сделать что-то против его воли или просто запугать. Обидчики также могут использовать косвенные формы физической агрессии, например, спрятать вещь, которая принадлежит жертве или уничтожить ее тетрадь с домашней работой.

В основном обидчиками становятся подростки с девиантным поведением или же являющиеся частью компании, где есть подростки с девиантным поведением. Обидчики могут легко втянуться в драки и деструктивное поведение, что может привести к неприятностям с одноклассниками и даже исключению из школы или постановке на внутришкольный учет. Если их не остановить, они могут развить сильные и устойчивые паттерны запугивающего поведения, которые переносятся далеко за пределы школьного класса и травли одноклассников в социальных сетях.

2. Жертва. Некоторые подростки пассивно принимают провокации обидчика, в то время как другие реагируют, давая отпор. Пассивные жертвы, как правило, застенчивы и менее социализированы, чем другие подростки. У них может быть сильное желание вписаться в школьный коллектив, но им трудно заводить друзей и входить в социальные группы. Они могут чувствовать, что с ними плохо обращаются, или их исключают из общения, но они не знают, как улучшить ситуацию. Они склонны быть покорными и не обладают достаточной уверенностью, чтобы сказать «нет» или «прекратите это». Они могут быть не уверены в том, как лучше реагировать на травлю. Некоторые жертвы могут даже не осознавать, что над ними издеваются, воспринимая поведение обидчика как «дружескую шутку». В данном случае процесс кибербуллинга является скрытым даже для самого подростка. Как только подростки становятся постоянными жертвами издевательств, одноклассники часто проявляют к ним неприязнь и не хотят быть их друзьями. Они избегают или исключают жертв из своего круга общения, потому что они хотят сохранить свое положение в социальной иерархии и боятся сами стать «мишенью» обидчика. Жертвы повторяющихся издевательств часто становятся замкнутыми, изолированными и неохотно присоединяются к социальным группам [3, с. 90].

Подростки, над которыми происходит травля в социальных сетях, могут иметь физические симптомы, такие как головные боли или боли в животе; они могут чувствовать себя подавленными, постоянно напряженными. У них могут развиться паттерны агрессивного или подчиненного поведения, которые сохраняются с возрастом, что приводит к низкой самооценке и трудностям в социальных отношениях [1, с. 54].

В большинстве случаев основной удар преследователя приходится на внешний вид или интересы жертвы. Большой объем информации, который располагается на личных страницах в социальных сетях, позволяет найти то, что позволит высмеять человека или же затронуть болезненную для него тему. Более того, личная информация о жертве может стать и предметом запугивания со стороны преследователей.

3. Свидетель. Вне зависимости от того, какую позицию занимает подросток в процессе кибербуллинга, наблюдающие за ним становятся свидетелями издевательств. Свидетели узнают о травле различными способами – будь то общий чат с классом или случайно найденный пост или комментарий о жертве. Чаще всего кибербуллинг в социальных сетях намеренно демонстрируется перед другими, чтобы привлечь внимание одноклассников и заручиться их поддержкой [6, с. 277].

В зависимости от обстоятельств все подростки потенциально могут быть сторонними наблюдателями, которые способствуют развитию кибербуллинга. При этом некоторые из них могут просто не знать, что делать, чтобы помочь остановить этот процесс, или они могут ничего не делать из страха, что они станут следующей жертвой. Кроме того, некоторые свидетели, возможно, становятся менее чувствительны к травле, что обусловлено опытом общения с агрессивными средствами массовой информации и домашней средой. Они могут пассивно принимать факт травли над кем-либо или думать, что это не их дело.

Свидетели, которые ничего не делают, чтобы помочь жертве, могут чувствовать себя плохо или виноватыми в бездействии позже. Сторонние наблюдатели, которые присоединяются к обидчику и издевательствам, рискуют сами стать обидчиками, этим самым сменив свою роль в процессе кибербуллинга [4, с. 106].

Также известна классификация, которая включает в себя расширенную роль свидетеля в процессе кибербуллинга:

1. Последователи (те, кто поддерживает обидчика) – зачастую не инициируют, но принимают активное участие в издевательском поведении. Они могут не атаковать цель обидчика, но давать положительную обратную связь инициатору в виде смеха, обидных жестов или же иных действий, которые косвенно наносят удар жертве и подкрепляют действия обидчика;

2. Защитники (те, кто поддерживает жертву) – не терпят травлю и пытаются помочь жертве, вмешиваясь в процесс кибербуллинга;

3. Посторонние (те, кто не принимает участия в травле) – держатся подальше, не принимают чью-либо сторону. Особенность данной роли заключается в том, что пока посторонний свидетель не начнет предпринимать активных действий, он остается в данной позиции в процессе кибербуллинга, так как не удается узнать фактически, чью сторону он для себя выбрал. Как только он начинает предпринимать определенные действия или выражать свое мнение, он принимает на себя одну из ролей – последователя или защитника. При этом нельзя сказать, что посторонние свидетели не являются участниками кибербуллинга – как и все свидетели, они влияют на его развитие, так как они не предпринимают действий, чтобы остановить процесс или же его поддержать. Этим они неосознанно поощряют поведение обидчика [5, с. 163].

Также возможно выделить следующие факторы развития кибербуллинга в подростковой среде:

биологические (инстинкты человека – в частности влечение к агрессии);

психологические (акцентуации характера подростка);

социальные (влияние сверстников, семьи, социума) [2].

Таким образом, можно отметить, что ролевая структура кибербуллинга среди подростков довольно гибкая, и при определенных условиях подростки могут входить и выходить из роли обидчика, жертвы и свидетеля, изменяя свои позиции. Причем все они могут быть инициаторами, «мишенями» или сторонними наблюдателями в одно и то же время. Вот почему гораздо полезнее идентифицировать неподобающее поведение, а не навешивать ярлыки на отдельных подростков как на «хулиганов» или «жертв». Использование подобных ярлыков социальным педагогом или педагогом-психологом также предполагает, что травля связана с чем-то, что нельзя изменить, что может усугубить процесс кибербуллинга в подростковой среде и заставить учащихся смириться со своей ролью. При правильной диагностике и психолого-педагогической поддержке подростки могут изменить свое поведение.

 

Литература

Кирюхина Д.В. Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8. - № 3. - С. 53—59.

Коданева С.И. Кибербуллинг: причины явления и методы предупреждения // Социальные новации и социальные науки. 2020. №1 (1). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-prichiny-yavleniya-i-metody-preduprezhdeniya

Осадчая А. В., Макарова Е. А. Кибер-буллинг как разновидность школьных издевательств и копинг-стратегии для его преодоления / А.В. Осадчая, Е.А. Макарова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – Т. 9. – №. 8. – С. 88 – 104.

Солдатова Г.У. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области / Г. У. Солдатова и др. // Эпоха науки. – 2017. – №. 12. – С.103 – 109.

Усмонова Р.Н. Психологические особенности жертв кибербуллинга / Р.Н. Усмонова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2017. – №. 1. – С. 162-165

Хломов К.Д. Кибербуллинг в опыте российских подростков/ К.Д. Хломов, Д.Г. Давыдов, А.А. Бочавер // Психология и право. - 2019. - Том 9. № 2. - С. 276–295.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Познавательно! Спасибо!

15 August 2022

Спасибо за отзыв!

15 August 2022

Благодарю за информацию, интересно!

15 August 2022

Спасибо за статью, в данный момен тема актуальна.

5 September 2022

Спасибо, интересно!

5 September 2022