12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заборная Мария Михайловна579
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой
3

«Судьба библиотекаря – в судьбе родного края»



Муниципальное образование Тазовский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«Судьба библиотекаря – в судьбе родного края»

из серии «Твои люди, Север!»




Содержание

Введение. ……………………………………………………………………................................... 3

I. Основная часть

I.1. Детство...............................................................................................................4

I.2. Школьные годы чудесные.................................................... ................................4

I.3. Мечты о профессии..............................................................................................5

II. Жизненный путь. "Мой северный, прекрасный мой Ямал!.."

II. 1. Труд библиотекаря благороден и велик. .............................................................5

"Просто будьте верны своей мечте, и она Вас не подведёт!!!

II.2. Значимые события в трудовой деятельности........................................................6-7

"Край северный в судьбе моей".

II.3. Верность профессии – библиотекарь......................................................................8

«Путей несчетное количество, а выбрать нужно только свой»

II.4. Мир моих увлечений………………………………................................................................8-9

" В детях и внуках – вся моя жизнь"

III. Практическая часть

3.1. Описание исследования ...........................................................................10

3.2. Исследование круга чтения и читательских интересов учащихся 4б класса...........11-14

4. Заключение......................................................................................................... 15

5. Используемая литература......................................................................................15

6. Приложение..............................................................................................................16



Введение

Север - драгоценная шкатулка России - стал важным этапом в жизни многих, кто хотел попробовать себя в настоящем деле. Здесь начинались трудовые биографии, ковались характеры, складывались судьбы.

Неля Викторовна Кокова! Эту скромную, интеллигентную, трудолюбивую женщину знает каждый житель с. Газ-Сале. Это человек интересной судьбы, о её жизни и трудовой деятельности должны знать не только газ-салинцы. А ещё это - разносторонняя личность, интересный собеседник, талантливый и очень скромный человек.

Моя исследовательская работа – это дань уважения Коковой Н.В. - человеку, который посвятил свою жизнь Крайнему Северу.

Актуальность: современное общество как никогда нуждается в примерах для подражания. И я считаю, что таким примером для кого-то может стать Неля Викторовна Кокова. Каждый  культурный человек, хочет знать прошлое своей земли. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших.

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные профессии библиотекаря. Однако мы решили изучить эту тему на примере нашего сельского библиотекаря. Собрать материал о Коковой Н.В., довести его до широкого круга общественности. А на школьном уровне создать серию «Твои люди, Север». Жизнь этой удивительной женщины - яркая страница в летописи не только нашего села, но и края.

Цель нашей работы:

рассказать о судьбе человека, не отказавшегося от своей мечты, оставшегося верными своему долгу, несмотря на трудности и испытания, на примере судьбы библиотекаря Коковой Нели Викторовны; познакомиться с интересными страницами истории с.Газ Сале и сельской библиотеки.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

    Собрать материал о жизни и деятельности Коковой Н.В.

    Собрать имеющиеся в семейном архиве документы и наградные материалы.

    Проанализировать, систематизировать и обобщить имеющиеся материалы.

    Составить презентацию о библиотекаре для школьного музея.

Методы исследования

    Изучение литературы и других источников информации по теме

    Опрос: беседа, интервью, анкетирование.

    Анализ текста.



I. Основная часть

I.1. Детство Детство... Самая прекрасная пора человеческой жизни. Впереди длинная и очень непростая дорога, долгий и порой тернистый путь. Рядом всегда любящие родители и друзья.

Родилась Неля Викторовна в Калининградской области. Когда ей исполнилось три года, родители переехали на Кавказ. И больше 20 лет она прожила в Чечено-Ингушетии, в станице Вознесенской Малгобекского района. Большая казачья станица, 6000 население. Росла с мамой. Мама Мария Ивановна – работала оператором на нефтяном промысле. Детство было безоблачное счастливым и наполненным любовью окружающих. Единственное, что огорчало, что не было братьев и сестёр, но было много подруг.

Вспоминает Неля Викторовна: "Станица расположена на холмах, весной, когда сады цвели, мы, дети, поднимались на самые высокие холмы и замирали от восторга. Вся станица как бы парила над землёй белым облаком. С тех пор, когда вижу цветущие деревья, вспоминаю детство. Яркое солнце, белые лепестки цветущих яблонь, мама красивая, молодая, девчонки-подружки. Счастье!"

I.2. Школьные годы чудесные

Неля Викторовна, какие воспоминания остались у Вас о школе и о первой учительнице?

- О школе остались самые светлые воспоминания. Всегда возвращаюсь памятью в то время. Школа хорошая, классы светлые. Когда учились в начальных классах, мы с девчонками приходили в школу пораньше, оставляли портфели и бежали встречать свою учительницу – Анну Ивановну Разумейчик. Статная, красивая, в светлом крепдешиновом платье. Такой запомнилась. Сколько времени она с нами проводила после уроков: в походы ходила, праздники разные устраивала. Перейдя в старшие классы, мы часто навещали Анну Ивановну и узнали, что у неё было четверо детей и хозяйство. Когда на всё успевала?


I.3. Мечты о профессии

Юность... Прекрасное беззаботное время... Все еще впереди. Сколько открытий и свершений тебе предстоит! Сколько добрых и прекрасных людей встретятся на твоем пути.

- Неля Викторовна, каждый человек в детстве о чём-то мечтает. Были ли у Вас мечты?

-У меня было две замечательных подруги. Мамы у них учительницы. И я, глядя на них, мечтала стать учительницей. Училась хорошо, с удовольствием. Много книг читала, была активной читательницей в библиотеке. Вот заведующая библиотекой и предложила моей маме: «Пусть Ваша дочка придёт в библиотеку, посмотрит, может быть ей понравится наша работа». После окончания школы пришла, посмотрела, понравилось. В библиотеке очень много книг, коллектив хороший, читателей много. И я выбрала эту профессию. Я – библиотекарь.  И говорю это с гордостью всегда, везде, всем!!! Потому, что очень люблю свою профессию. Я просто живу в ней, растворяюсь в ней. Я часто спрашиваю себя: «Что привело меня в библиотеку?»

Любовь к чтению, приобретённая ёще в детстве, или вера в то, что всё самое прекрасное, светлое мы получаем из книг. Может, это та атмосфера, в которую окунаешься, едва только переступаешь «волшебный» порог библиотеки. Книг написано очень много, и нет ни одного человека в мире, который прочитал бы все книги; книги - это история и жизнь каждой эпохи.

Тогда, ещё в далёком детстве, у Н.В.появилось желание выбрать эту профессию. И она ни разу не пожалела, что пришла по окончании училища в этот удивительный, добрый, волшебный мир. Время летит быстро. За её плечами 45 лет работы в библиотеке. Появилось ощущение зависимости в необходимости общения с читателем. Писатель В. Тендряков сказал: «Библиотекарь - это явление души». Именно поэтому, оказавшись в библиотеке, она уже и не думала о другой работе. Библиотечный день не похож один на другой. И это ей очень нравится. Она не знает, каким будет её сегодняшний читатель, что приведёт его сюда. Будет это необходимость (подготовка к докладу, реферату) или порыв души, а может он просто зайдёт полистать журнал и поговорить о чем-нибудь. Все читатели очень разные, каждый задаёт свои вопросы. Как сказала А. Ахматова:

А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад,

Пусть самый последний, случайный,

Всю жизнь промолчавший подряд.

II. Жизненный путь. "Мой северный, прекрасный мой Ямал!.."

II. 1. Труд библиотекаря благороден и велик.

Так кто же он такой - библиотекарь?

Целитель душ, наставник, проводник.

Он добрый маг и опытный аптекарь,

Настой подавший из целебных книг.

Т.Мазур

Библиотекарь от Бога — это и советчик, и учитель, и настоящий подвижник, надёжный

кормчий в путешествии по книжному океану. Вилли Александрович Петрицкий,

Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Заметим, что это была исключительно мужская профессия. Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. В XIX веке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную – недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть тремя иностранными языками.

Библиотекарь – распорядитель судьбы книг. Библиотекарь – проводник, который помогает книге найти дорогу к читательскому сердцу. Есть книги, которые легко находят путь к читателю. Но многие умные, серьезные, лирические книги нуждаются в проводнике.

"Край северный в судьбе моей"

Суров мой Север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры зазывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою!

Леонид Лапцуй


На Север Неля Викторовна приехала 19 сентября 1979 года.

Из воспоминаний Нели Викторовны:

- История самая прозаическая. В нашей станице жила семья, родители работали в Заполярье, в Газ-Сале. В Малгобеке промыслы в то время закрывались, разработка нефтяных месторождений прекращалась. Николай Григорьевич и Нина Фёдоровна Прошины (фамилия земляков) приехали в отпуск, дали нам адрес отдела кадров экспедиции, мы написали письмо с просьбой о приёме на работу. Через полгода, когда мы о Севере и думать забыли, пришёл вызов. Собрались и поехали. 10 дней ехали, дорога такая тяжёлая была. В Новом Уренгое три дня сидели, погоды не было. Аэропорт маленький деревянный. Всё думала: «Господи куда мы едем? На край света». Самый настоящий край и оказался. Но как-то быстро привыкла к Северу. Наверное, молодость быстро всё принимает, ко всему привыкает. Тем более, что работа была, друзей много, дети росли, скучать некогда было.

II.2. Значимые события в трудовой деятельности

Интервью с Нелей Викторовной Коковой.

-Многие годы своей жизни Вы посвятили Ямальской земле. О чём хотелось бы сегодня вспомнить?

- Чаще всего вспоминаются 80-е, 90-е годы. Население посёлка было больше 6 000 человек. Головное предприятие – Тазовская нефтегазоразведочная экспедиция ТНГРЭ. Геологи экспедиции наносили на карту района месторождения нефти и газа. В конторе экспедиции висел стенд, на котором отмечалось бригада какого бурового мастера впереди. Все следили за работой геологов. В трудовой деятельности работа, работа. Когда экспедиция была, в каждом общежитии, а их 14, были передвижки. 2 раза в месяц ходила, меняла книги. Меня парни и девушки ждали. Работа увлекательная была, передвижки на буровых, библиотекари летали по буровым, очень интересно было. В рабочих общежитиях литературные вечера устраивали. Читателей много было, геологи, образованные люди, книгу любили, с ними интересно было беседовать. Вечера в библиотеке проводили, стихи читали, общались, в библиотеке патефон был, танцевали. Радовались победам, огорчались неудачам. В праздники в клубе собирались все газ-салинцы: чествовали передовиков. Какие концерты были! Строились новые дома, разведком распределял квартиры, радовались за новосёлов. Не было такой инфраструктуры и такого благоустройства как сейчас в посёлке, но было так здорово. Газ-салинцы жили дружно, весело. Это молодость, наверное, которая всё принимает, всему радуется, верит только в светлое и хорошее завтра. Сколько интересных встреч было. Геологи Мыльцев Алексей Борисович, Гринцов Владимир Семёнович, Константинов Владимир Михайлович, учителя Веремей Альбина Дмитриевна, Веденяпина Любовь Петровна, Моисеенко Антонина Андреевна.

- Полюбила я ямальский край всей душой. Природа Севера никого не оставляет равнодушным. «Я живу на Севере России и его красой заболеваю», строчка из стихотворения ямальской поэтессы. Я с ней согласна. Но главное его богатство – люди. Добрые, отзывчивые,
трудолюбивые. Всегда придут на помощь, поддержат. На Большой земле таких мало. Этого дорогого стоит.

Труд Нели Викторовны бесценен. За ее бескорыстное служение жителям ямальской земли она была награждена Почетной грамотой губернатора ЯНАО, а также Почетной грамотой главы муниципального образования Тазовского района за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в социально-экономическое развитие района. Благодарственные письма за вклад в патриотическое воспитание детей и молодёжи Ямала посредством музейной работы. Неля Викторовна является Ветераном труда РФ, Ветераном ЯНАО.

О трудолюбии и жизнерадостности Нели Викторовны жители села знают не понаслышке. К ней часто обращаются за помощью, и Неля Викторовна никому никогда не отказывает в добром совете. Большая часть её жизни посвящена детям. Мне понравилась искренность и добродушие Нели Викторовны, которые она сохранила в своём сердце, несмотря на все трудности. Неля Викторовна - чудесная женщина, которая пронесла через всю свою жизнь доброту таланта. В селе все уважают и любят этого замечательного человека.

Т.С. Кобзева – «Неля Викторовна добрейшей души человек, настоящий мастер своего дела. Дети её очень любят, ведь она для них друг и советчик. Хочется пожелать ей крепкого здоровья, уважения, любви близких и родных людей».

Л.И.Брынцева - учитель начальных классов: «Нелю Викторовну я знаю давно. Это высококвалифицированный специалист, человек ответственный, не считающийся со своим временем, если это требует дело. С коллегами общительна, умна, не равнодушна к чужой беде».

Н.Г. Кечина «Неля Викторовна как коллега, как человек очень отзывчивая, ответственная, внимательная. По отношению к детям терпеливая, внимательная. Дети любят ее. С удовольствием приходят к ней в библиотеку».



II.3. Верность профессии – библиотекарь.

"Моя профессия - библиотекарь. Быть библиотекарем – это судьба… Нет большего счастья в жизни, чем любимый труд, когда он – твоя профессия. А любимый труд – значит творческий.

- Вот уже 45 лет благодарю судьбу за то, что привела меня в библиотеку, храню верность библиотеке. В 1970 году заочно поступила учиться в Чечено-Ингушское культпросветучилище в г. Грозном. Окончила его и работала в библиотеке станицы Вознесенской до отъезда на Север. В Газ-Салинской сельской библиотеке работаю с 1979 года уже 36 лет" - рассказывает Неля Викторовна. 10 лет Неля Викторовна тесно сотрудничала с детским домом "Надежда". Детям детского дома эта удивительная женщина посвятила много счастливых минут.

Интервью с Нелей Викторовной Коковой.

Неля Викторовна помните ли Вы своего первого читателя?

- В библиотеке станицы Вознесенской мой первый читатель - Константин Владимирович Матвеев. Он был главным инженером нефтяных промыслов – большой организации в Малгобекском районе. Очень занятой человек. Но много читал. Настоящий русский интеллигент в моём понимании: немногословный, внимательный, аккуратный, вежливый, к книгам относился бережно. Если мы библиотекари его о чём-то просили, всегда приходил на помощь.

- В Газ-Сале первой читательницей была Лариса Ветвицкая, сейчас Лариса Викторовна Серебренникова. В первый рабочий день 4 октября 1979 года я пришла в библиотеку пораньше, смотрю в окно, гадаю: кто же будет моим первым читателем? Вижу, девочка идёт с мамой. У мамы волосы светлые, а у девочки коса через плечо перекинута. Важно так идёт, книги несёт. Читателей в библиотеке в те годы было очень много, а девочку Ларису запомнила.

Интервью с Ларисой Викторовной Серебренниковой

"Читать меня научили в 5 лет, поэтому, когда открыли библиотеку, я с огромным удовольствием её посещала. Первый день помню плохо, но очень хорошо запомнила, как приветливо встречала меня Неля Викторовна. Она всегда помогала мне в выборе книг, советовала. что можно почитать в моём возрасте. Читала я много, брала по несколько книг. О прочитанном рассказывала друзьям, им было очень интересно и они тоже бежали в библиотеку. Одна из моих любимых протоптанных тропинок вела меня библиотеку. С наслаждением и большим увлечением я читаю до сих пор".

"Что есть чтение? Окно в мир, школа жизни, противоядие от духовной глухоты и от душевной чёрствости. Книга остаётся незаменимым другом, а библиотека — островком искреннего общения и неподдельных чувств". Татьяна Николаевна Двуреченская

II.4.Мир моих увлечений.

Неля Викторовна, чем Вы ещё увлекаетесь?

" Я люблю свою работу. Люблю читать книги познавательно-информационного характера. К сожалению, свободного времени совсем мало. Ещё люблю путешествовать. Мы с детьми, когда они ещё учились в школе, много ездили по стране. Теперь с внуком езжу. В этом году были в Башкирии. Недавно по путёвке ездила на экскурсию «Жемчужины северной Руси». Такое удовольствие получила. Великий Новгород с его соборами, памятником тысячелетия Руси, Псков, Михайловское и Тригорское, могила Александра Сергеевича Пушкина, Валдай, Изборск, где зарождалась русская государственность. Я патриот своей страны, а когда проехала по этим местам, убедилась в том, что Россия – великая страна, у неё богатая история и мы россияне должны гордиться своей страной, беречь её, приумножать её богатства.

Зрелость... Годы летят очень быстро. Не успеешь оглянуться, а твои виски уже тронуты сединой. Рядом взрослые дети и маленькие внуки – твое продолжение, твое богатство и счастье...

Неля Викторовна, расскажите, пожалуйста, о своей семье, детях.

- Вся моя семья – это трое детей. Прошли годы. Дети выросли.  Старшую дочь – Наташу, я привезла на Север, когда ей было 4 года. Света и Костя родились здесь, в Газ-Сале. Закончили здесь среднюю школу. Высшее образование получали в Тюмени. Наташа закончила Институт культуры, пошла по моим стопам, но по специальности не работает. Света закончила Политехнический институт, Костя - Тюменский университет. Дочери устроили свою судьбу вдали от дома, живут в Тюмени. Наташа работает в администрации города Тюмени. Света – начальник отдела в проектном институте по обустройству и реконструкции нефтяных и газовых месторождений.  Сын Костя вернулся в родной район, работает в информационном отделе Администрации Тазовского района. Многодетная семья Коковой Н.В. – пример успешных родителей и не менее успешных детей.

Пока живут в твоей памяти события далеких дней, пока ты с теплом в душе будешь вспоминать о тех, кого встретил на своем пути, ты – ЖИВ! Жизнь твоя будет продолжаться в детях и внуках, друзьях и товарищах до тех пор, пока они будут помнить о тебе и вспоминать часы и минуты, проведенные с тобой.

Последние несколько лет Неля Викторовна занималась  исследованием истории поселка. Из разных источников скрупулезно собирала сведения о посёлке, историю в названиях улиц. Нелей Викторовной создан буклет "Улицы Газ-Сале рассказывают", теперь каждый житель имеет возможность познакомится с историей своего поселка. Неля Викторовна щедро делится с сельчанами результатами своего труда. В июне 2013 года в газете "Советское Запольярье", Неля Викторовна опубликовала исследовательскую работу "История посёлка в названиях улиц".

"Улицы наших городов и сёл могут о многом поведать. Они - наша история, которая уводит нас в далёкое прошлое" - говорит Неля Викторовна.

Неля Викторовна бережно хранит воспоминания в своей памяти. "С ними связаны события, которые мы хотим переживать снова и снова" - делится с нами Неля Викторовна. Во многом благодаря Неле Викторовне, мы узнаём историю первопроходцев геологоразведки, о ветеранах Ямала. Нелей Викторовной создан сборник "Имя в биографии Ямала", в котором поэтапно рассказывается о нелегком пути, который пришлось пройти людям за время своего становления. А самые активные помощники - это ветераны, старожилы посёлка. Они передают старые фотографии, награды, готовят интересные сообщения, участвуют в различных наших мероприятиях.

Из воспоминаний Нели Викторовны: "Работа эта очень интересная, увлекательная, столько всего узнаёшь, хочется поделиться с газ-салинцами, чтобы и они полюбили всей душой наш уютный маленький "посёлок" и гордились тем, что среди нас живут настоящие герои своего времени, трудолюбивые, ответственные, скромные люди благодаря которым были нанесены на карту нашего региона месторождения нефти и газа!"

III. Практическая часть

3.1. Описание исследования

Неля Викторовна, что, по Вашему мнению, является наиболее серьёзной проблемой современной библиотеки?

- Серьёзная проблема современной библиотеки – совсем мало читателей. Книгами библиотеки нашего района обеспечены в полной мере, новое оборудование. Читателей до обидного мало. Стремительный век. Нужно много информации усвоить за короткое время. Вдумчиво, внимательно читать некогда. За день нужно много успеть. Набрал в компьютере нужный текст, быстро прочёл по диагонали, как сейчас говорят. Завтра уже новая информация нужна. Редко кому удаётся остановиться, оглянуться, сосредоточиться, назначить себе встречу с настоящим другом – книгой. Я считаю, что любовь к книге нужно прививать с детства в семье. А если взрослые говорят о том, что дети перестали читать, но при этом сами не находят времени почитать ребенку книжку, тем самым заинтересовав его чтением, то мы так и будем продолжать сетовать на современную невоспитанную и необразованную молодежь, которая так категорично отказывается проявлять интерес к чтению.
     Интерес к книге закладывается именно в детстве, и именно родители обладают возможностью вызвать у ребенка этот интерес, и даже такой, что книга и чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Книга должна стать для ребенка не просто банальным инструментом получения знаний. К ней нужно формировать именно интерес как к необходимому источнику получения и знаний, и удовольствия. Хотя сам механизм возникновения любви к чтению до сих пор не изучен, но достоверно известно, что человек не станет увлеченным читателем, пока не откроет книгу, созвучную его мыслям и настроению. Только тогда чтение книги станет важной частью жизни человека, а телевидение и Интернет – просто дополнительным источником получения знаний.

Для того чтобы выявить место книги в жизни человека, мы решили провести опрос среди учащихся нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования. Анкета состояла из 10 вопросов с возможными вариантами ответов. В опросе приняли участие 20 человек.

     В итоге были получены следующие результаты опроса школьной аудитории.
     Вопрос «Любите ли вы читать?» был поставлен достаточно жестко, предполагая только два варианта ответов: либо да, либо нет. На что 35% ребят ответили утвердительно, а 65% честно признались в своей нелюбви к чтению. 
     Ответы на вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» распределились следующим образом:


   

 Таким образом, если сопоставить результаты ответов на вопросы «Любите ли Вы читать?», и «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?», то становится очевидным, что распространенное мнение «дети перестали читать», можно считать утверждением. Большинство детей предпочитают чтение другим занятиям.
     Мы попытались выяснить, как часто дети читают? Для этого было предложено три варианта ответов на этот вопрос: 15% ребят ответили, что читают достаточно часто; 70% детей читают от случая к случаю, преимущественно по школьной программе; 15% ответили, что читают очень редко. Таким образом, 85% (17 чел.) – это как раз те самые дети, которые и не любят читать и не находят время на чтение.

   На вопрос «Как часто вы посещаете библиотеку?» Ребятам было предложено три варианта ответов: каждую неделю, по мере необходимости, редко. Но некоторые респонденты считали, что этих вариантов ответов недостаточно и дописывали свой – каждый день. По результатам общей выборки большая часть детей приходит в библиотеку по мере необходимости (40%), каждую неделю посещают библиотеку 10% детей, а редко здесь бывают только 50% ребят (опять же из числа тех ребят, в чьи интересы чтение не входит).
     Что интересно, так это выявленная в исследовании мотивация детского чтения. Возможно, для кого-то это покажется неправдоподобным, но дети читают для души. Результаты опроса показали, что только 35% учащихся приходят в школьную библиотеку просто за тем, чтобы почитать что-нибудь интересное и 65% ребят приходят за литературой по школьной программе.
     При этом из тех, кто обращается за литературой по интересам, 20% ребят посещают библиотеку каждую неделю. Но из тех, кто посещает библиотеку преимущественно для выполнения заданных в школе уроков, есть такие ответственные, которые ходят еженедельно – их 10%.
     В исследовании детского чтения были получены результаты, по которым 70% учеников приходят в библиотеку за учебной литературой и только 30% берут книги для души. Нужно отметить, что даже у тех ребят, которые не любят читать есть домашняя библиотека. Но, вероятно, родители просто не смогли вызвать у детей интерес к ней и привить любовь к чтению.

Чтобы выяснить, интерес чтения ребят нашего класса, мы предложили им ответить на вопрос "Каким книгам Вы отдаёте предпочтение?". Предпочтение отдается приключенческой литературе и фантастике, причем даже среди тех, кто читать не очень любит. Чуть меньший процент респондентов отдает предпочтение детективам. Чтение же поэзии, научно-популярной и исторической литературы не пользуется большой популярностью у наших учащихся.

 

  Большинство читающих ребят (65%) обсуждают прочитанные книги с друзьями, родителями, учителями. Они делятся своими чувствами и впечатлениями от прочитанной книги, дают собственные оценки, рекомендуют, что стоит прочитать, а что нет. На вопрос: " У Вас много книг?".  Да ответило 12 человек, что составляет 60%, нет 8 человек, что составляет 40 %. А на вопрос - "Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?"  

Ответили полно – 10 человек, они не смогли назвать произведение, автора. Это говорит о том, что учащиеся уделяют мало времени чтению, им больше нравится проводить времени игре на компьютере, просмотру телевизионных телепередач. Дети отдают предпочтение игре на компьютере, развлечениям, чем чтению художественной литературе.

«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Ну что же, читайте и будьте счастливы!" - говорит Неля Викторовна

Неля Викторовна, как Вы считаете, библиотекарь – профессия будущего или прошлого?

Сейчас мало читателей в библиотеках настоящих, тех, кто давно и много читает, любит книгу. Нужную информацию и взрослые, и дети ищут в Интернете. Но думаю, что библиотекарь – профессия будущего. Все равно люди вернутся к книгам. Ведь книга – настоящий друг и советчик. Взять книгу в руки, в тишине перелистывать страницы, побывать в дальних странах. встретиться с умными интересными людьми, узнать что-то новое, неизвестное. Перелистать страницы назад, что-то снова перечитать. Меняются президенты, названия городов и улиц. а Книга остаётся людям. Она была, есть и будет.

Ребятам класса был задан вопрос "Нужна ли Вам библиотека?", утвердительно ответили все ребята класса - 100%, но когда был задан вопрос "Согласны ли вы с утверждением: свободный доступ в Интернет сделает ненужными библиотеки, даже школьные?", только два человека дали отрицательный ответ, остальные считают, что Интернет способен вытеснить книгу из нашей жизни.

 

А последним вопросом нашей анкеты, был необычный вопрос: " Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал волшебнику, чтобы жизнь была интересной?" 

В результате мы получили следующие ответы:

Компьютер – 9 человек ,телевизор – 7 человек , сотовый телефон - 5 человек, книгу - 3 человека , другое: 4 человека (20%).



Анкетирование учащихся 4б класса показало, что смотрят телевизор дети ежедневно, время ежедневного просмотра составляет более 2 часов. А вот за компьютером , ребята проводят значительно больше времени.

Среди жителей села был проведен блиц - опрос «Для меня библиотека - это…».

Вот некоторые из них:

«Для меня библиотека – это запах книг, кладезь мудрости, приключений. Это оазис интеллектуального и духовного покоя, умиротворения, место, где тебя всегда спокойно выслушают и всегда помогут. Это встреча с сотрудником библиотеки – милой интеллигентной женщиной. Пусть как можно дольше в нашем мире сохраняются такие места. Пусть у всех – и взрослых и детей всегда останется возможность окунуться в этот волшебный мир» - Брынцева Л.И.

«Для меня библиотека - это святой храм, в который приходишь для очень важного таинства – прочесть книгу. Новые технологии вытесняют печатные книги, но я надеюсь, что вытеснить библиотеку не удастся. Электронные библиотеки – это ужасно, потому что тогда исчезнет живое общение» - Кобзева Т.С.

«Для меня библиотека – это не просто место, где можно брать книги. Для меня это волшебный мир сказок» - Каль С.В.

«Библиотека для меня – это возможность мысленно перенестись в другие точки Земли, поучаствовать с героями в необыкновенных жизненных ситуациях, приключениях. Это отдушина в нашей нелегкой жизни» - Тылик Т.И.

4. Заключение

Целью нашего исследования было рассказать о судьбе человека, не отказавшегося от своей мечты, оставшегося верными своему долгу, несмотря на трудности и испытания, на примере судьбы библиотекаря Коковой Нели Викторовны, познакомиться с интересными страницами истории с.Газ Сале и сельской библиотеки. Именно такие люди, как Неля Викторовна - являются хранителями истории родного посёлка. Когда я решила писать исследовательскую работу из серии «Твои люди, Север», то ни минуты не сомневалась, что буду рассказывать о Коковой Неле Викторовне. Жизненный путь Нели Викторовны — прекрасный пример достойного служения своему делу. Неизменно Неля Викторовна является образцом высокого профессионализма, целеустремленности, созидательности, ответственности, патриотизма. Проводя активную общественную деятельность, Неля Викторовна передаёт свой огромный и бесценный опыт. Это нелёгкое дело, требующее много времени и душевных сил. В своей жизни Неля Викторовна не жалеет ни того, ни другого. С уверенностью могу сказать, что именно такие люди, как Неля Викторовна – и есть главное достояние нашего государства.

Проведя необходимую работу, мы установили, что строя день сегодняшний,  подготавливая день  завтрашний, наше общество   идет   по    нелегкому    пути.   Чтобы    обрести   новые  силы  для улучшения    жизни,   необходимо   вглядеться   в  прошлое. Мужество, стойкость духа и вера в светлое будущее – все это можно почерпнуть из жизни Нели Викторовны.


5. Литература

1. Воспоминания Коковой Нели Викторовны.

2. Материалы из домашнего архива (фотографии, грамоты).

3. Журнал "Библиотечное дело", 2012г.

4. Газета "Советское Запольярье", 2013г, №5


«Судьба библиотекаря – в судьбе родного края»
PPT / 30.37 Мб


Приложение

Награды, грамоты, благодарственные письма





Автор материала: И. Сабитова (4 класс)
Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (2)

Абаркина Екатерина Сергеевна, 21.08.19 в 17:29 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал!!
Заборная Мария Михайловна, 21.08.19 в 17:33 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Екатерина Сергеевна! В муниципальном конкурсе «Твои люди, Север!» мы заняли 1 место.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.