Внеклассное мероприятие на тему «Вклад моего рода в судьбу края!»
Разработка внеклассного мероприятия
«Вклад моего рода в судьбу края!»
Талакова Наталия Михайловна, учитель биологии, классный руководитель, высшая квалификационная категория МБОУ «Рыбно – Слободская средняя общеобразовательная школа№2» Рыбно - Слободского муниципального района Республики Татарстан
Сценарий мероприятия разработан для учащихся 5 – 6 классов. Форма мероприятия: семейная гостиная. Цель мероприятия: сформировать у воспитанников мнение о значимости своей семейно – родовой истории, и её вкладе в развитие судьбы края.
Задачи:
-обсудить результаты значимости историй родственников, оставивших след в истории края;
-представить информацию в виде семейных реликвий, которые заставляют воспитанников и их родителей изменить представление о судьбе предков;
-побудить воспитанников к тёплому семейному общению в кругу одноклассников и родителей;
-способствовать проявлению творческого характера;
-воспитать у детей дружественное мнение и уважение к истории других семей для осознания принадлежности к гражданскому обществу и для построения своей счастливой семейной жизни неразрывно от истории общества.
Оборудование: проектор, экран, колонки, презентация, семейные реликвии, книги, выпечка по семейным рецептам, народные костюмы, фломастеры, ватман, самовар. Методы: словесные, наглядно – демонстрационные, практические. Продолжительность: 40-45 минут. Место проведения: краеведческий музей Рыбно – Слободского муниципального района, МБОУ «Рыбно – Слободская средняя общеобразовательная школа №2». Наименование учреждения и класса: МБОУ «Рыбно – Слободская средняя общеобразовательная школа №2», 6 класс.
Этапы мероприятия |
Деятельность классного руководителя |
Деятельность воспитанников |
Подготовительный этап
|
Классный руководитель совместно с воспитанниками готовит аудиторию к встрече гостей |
Ребята расставляют столы для приглашённых гостей в семейной гостиной, размещают плакаты – родословные, угощения по семейным рецептам, переодеваются в костюмы народов Татарстана |
Торжественное открытие (мотивация)
Звучит песня «Родительский дом»
1мин. |
Классный руководитель (ведущий): -Добрый день, дорогие друзья: гости, родители, ребята, учителя! Мы здесь собрались сегодня, рассказать, что такое семья! Семья не в понимании только – мама, папа и я. А дружественная по граждански, республика моя! Я рада вас видеть в нашей семейной гостиной. Все готовы к встрече, за это время вы были историками, археологами, журналистами. Поговорим о родословной и родственниках, внесших вклад в развитие края. |
Ребята и гости в зале, готовы к открытию и выступлению
Аплодисменты |
Главный вопрос (проблема)
1мин. |
Ведущий: - Днём рождения нашей республики признано 27 мая 1920 года. В 2020 г. празднуется 100-летие создания ТАССР, в этот же год и Рыбно – Слободскому муниципальному району исполняется 100 лет со дня образования. Но, особое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства. А что мы знаем о них? Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. |
Слушают и смотрят слайд 2 «Флаг и герб ТАССР» |
Рассмотрение вопроса
10 мин.
5 мин.
8 мин.
3 мин. |
1.Ведущий предоставляет слово гостю гостиной, историку Рыбно – Слободского района, заслуженному учителю РТ, автору исторических публикаций «Рыбная Слобода. Живые голоса», создателю методического комплекта по истории родного края Трофимой М. И.
2.Второй гость - библиотекарь Полянской сельской библиотеки Рыбно – Слободского района, Вильчинская А.В.
3.Ведущий: - Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.
Начинаем знакомить наших гостей с той работой, которую вы проделали, составляя своё родовое древо!
4. Ведущий предоставляет слово родителям |
Заслушивают выступление Трофимовой М. И. о народах края и их вкладе в судьбу края. На данный момент мы гордимся успехами наших соотечественников: учёными, врачами и учителями, спортсменами, работниками промышленности и сельского хозяйства. Без их вклада в развитие республики, без их уважения к истории судеб Отечества мы не можем осмыслить биографию своих предков как родословной современной России!
Знакомит участников с информацией о знаменитых датах района, переплетающихся с судьбами жителей района.
Ребята представляют свой проектный материал «Родовые деревья» (плакат или презентация), заслушиваются самые существенные моменты, вопрос: «Что для тебя было важным в этой истории твоего родственника?» Для выступления отобраны 4 родовые дерева, наиболее ёмко раскрывающие трудовую историю семьи с периода создания республики до ХХI века. Время выступления 2 мин.: 1 мин. рассказ, 1 мин. ответ на вопрос Родители кратко отвечают на вопрос: «Что изменилось в их представлении о своей семье после данного проекта?» Участвуют 3 родителя по 1 мин. |
Викторина для семейной гостиной
1 мин. |
Ведущий: -А сейчас, проверим, как мы разбираемся в родственных связях? 1.В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах). 2.Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть? (шурин, свояченица). 3.Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе? (мать). 4.Кто такие сватовья и кумовья? (родители жениха и невесты – сватовья. кровные родители и духовные – кумовья). 5.Кто кому приходится золовкой, снохой, деверем? (золовка - сестра мужа, сноха – жена брата, деверь - брат жены). |
Отвечают на вопросы викторины |
Продолжение работы
2 мин. |
Ведущий: -Семейная связь времён – это тайные нити, которые связывают сегодня с прошлым. Очень интересно рассматривать уникальные старые вещи, которые когда-то держали руки родственников. Это и учебники, по которым учились, почётные грамоты за трудовые достижения и успехи в спорте, старые газеты, это туфельки и платьица, в которых наши бабушки бегали в клуб на танцы. Старые родные вещи. |
Ребята представляют свои семейные реликвии, подтверждающие их исследования.
Вещи развешены в гостиной на специально заготовленном палисаднике. |
Кухня народов Татарстана 6 мин. |
Ведущий: -Уважаемые гости, в нашей уютной семейной гостиной дружественный обмен семейными рецептами. Приятного чаепития! |
Все участники приглашены к столу, накрытые блюдами русской, татарской, чувашской, кряшенской кухни республики. |
Рефлексия « Мой дом»
2 мин. Звучит музыкальная композиция Например, минус песни «Родительский дом» в современной обработке |
Ведущий: - Каждый член семьи рисует один элемент дома. Этот дом символизирует нашу единую семью. Что же ещё нужно для построения своей счастливой семейной жизни !!! -Вы изучили свою родовую историю во взаимосвязи с историей Отечества. Это важно по отношению к обществу, в котором живёте. Сохраняйте наш край, нашу самобытность и традиции, умейте быть гостеприимными! |
Слайд 4 «Мы солидарны!» Коллективный рисунок, рисуют по очереди.
Общее фото на память |
Используемая литература:
1.Агзямов, Г. Э., Кугэрчен авылы тарихы – Казан, ТФА. Тарих институты басмаханэсе, 2014. – 220б.;
2.Трофимова, М. И. Рыбная Слобода. Живые голоса. (Популярные очерки об истории и людях Рыбной Слободы). Казань. Идел-Пресс. 2006.-376с.+16 ил.;
3.Трофимова, М. И. и др. История родного края. Учебное пособие для 7 класса /М. И. Трофимова, С.Г. Ермолаева С.Г., И.Р. Пузырьков. - Казань: Татарское книжное издательство «ХЭТЕР»,2015. – 256с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Знакомство с историей республики и района
Приложение 2 Единение в период Великой Отечественной войны
Приложение 3 Послевоенные годы народного единства республики
Приложение 4 Совместные праздники и традиции народов Татарстана