12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина11

Урок-путешествие в мир генетики для 9 класса

«Тайная власть генов».

Цель: Повысить мотивацию учащихся в изучении генетики.

Задачи:

Расширить и закрепить знания о генетике человека;

Закрепить умение решать генетические задачи;

Углубить знания о генетике, о наследственных заболеваниях;

Формирование гуманного отношения к людям с проблемами здоровья

Ход урока

1.Организационный момент

Все области знания в равной мере необходимы, но некоторые из них важнее других. И биологию следовало бы поставить на первое место, так как ее цель - понять и объяснить сущность жизни.

Аристотель.

Здравствуйте, сегодня мы продолжим изучение генетики и нас ждет очень необычный урок. Предлагаю на 45 минут окунуться в мир этой таинственной и интересной науки – сегодня мы будем играть в генетиков.

2.Пробуждение. Мотивация.

Тема нашего урока - «Тайная власть генов». В конце урока нам предстоит ответить на вопрос, почему же так назывался наш урок?

Так как на сегодняшнем занятии вы все выступаете в роли врачей-генетиков, вам предстоит вжиться в роль и на примере жизненной ситуации дать ответ на поставленный вопрос.

3.Актуализация знаний.

Разминка

Предлагаю кроссворд - разминку. Необходимо назвать загадочное слово.

1.Растения над которым Мендель проводил свои генетические опыты(горох)

2.Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков ( Дигибридное)

3.Фактор, вызывающий изменение генотипа (мутаген)

4.Скрещивание, при котором происходит разбавление цвета (неполное)

5. Имя человека – основателя генетики ( Грегор Мендель)

6.Свойство живых организмов существовать в различных формах ( изменчивость)

7.Получение наследственно однородных потомков от исходной особи в результате бесполого размножения ( клонирование)

8.Пара генов, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположение в идентичных участках гомологичных хромосом (аллель)

Ответьте на вопрос:

Как вы думаете, благодаря полной расшифровке генома человека, возможно ли будет в предстоящем будущем лечение всех заболеваний и получение полностью здорового человека, что приведет к всеобщему процветанию.

А сейчас мы уже на ученом совете генетиков. Уважаемые коллеги! Сегодня на наш ученый совет представлена работа по теме «Основные закономерности явлений наследственности», с основными тезисами которой мне предстоит вас познакомить. Однако предварительное чтение показало, что в ней допущены досадные неточности и ошибочные суждения. Необходимо их исправить.

1.Наследственность – это способность родителей передавать свои признаки следующему поколению

2.Фенотип – это совокупность генов определенной клетке или организма.

3.Моногибридное скрещивание - это скрещивание по двум парам признаков.

4.Единобразие гибридов первого поколения – это первый закон Г. Менделя.

5.Признак, передающийся по наследству при гибридизации, но не проявляющийся у гибридов первого поколения, называется доминантным

6.Хромосомы одинаковые у самки и у самца, называются гомозиготными.

7.Особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление, называется гомозиготными.

8.Гемофилия – сцепленное с полом наследственное заболевание

9.В норме набор половых хромосом у женщины ХХ

10.Генотип - это совокупность всех генов в организме.

11.Гомозиготной можно назвать особь с генотипом Аа

12.Ген – это участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре одной молекуле белка.

13.В норме половых хромосом у мужчин ХУ

14.Фенотип формируется только под влиянием условий окружающей среды, в которой обитает организм.

15.Хромосомная теория наследственности была сформулированна Т. Морганом.

На основе изученных понятий попробуйте дать определение понятию наследственные заболевания.

Наследственные заболевания-заболевания, обусловленные хромосомными и генными мутациями, болезни, обусловленные нарушениями в процессах хранения, передачи и реализации генетической информации.

В 1986 году было известно 2 тыс. наследственных заболеваний, а в 1992 году их число выросло до 5 тысяч.

В настоящее время известно около 10 тыс. Заболеваний.

Ежегодно рождается 200 тысяч детей с наследственными болезнями, из них 40 тысяч остаются жить с врожденными пороками.

Каждый год в мире рождается 90 тысяч умственно отсталых детей и 150 тысяч тех, кому будет трудно учиться.

Давайте рассмотрим одни из самых распространенных наследственных заболеваний.

Болезнь Шершевского -Тернера – генетическое заболевание, которым страдают только женщины. В генотипе женщин в половой хромосоме отсутствует одна Х хромосома ( XO), вместо двух ХХ хромосом, т.е. генотип представлен 45 хромосомами вместо нормальных 46 хромосом.
У людей с данным синдромом наблюдается замедленность полового созревания, что порождает бесплодность, женщины, имеют низкий рост, уплощением и сращением позвонков, умственная отсталость, низкая способность к труду.
Частота рождений людей с болезнью 4 на 1.000 человек женского населения.
Причина возникновения данного синдрома, это неравномерное распределение половых хромосом в ходе развития гамет.

Синдром Пата́у (трисомия 13) — хромосомное заболевание человека, которое характеризуется наличием в клетках дополнительной хромосомы 13. При синдроме Патау наблюдаются тяжелые врождённые пороки. Дети с синдромом Патау рождаются с массой тела ниже нормы (2500 г). У них выявляются нарушение развития различных отделов ЦНС, низкий скошенный лоб, суженные глазные щели, расстояние между которыми уменьшено, помутнение роговицы, запавшая переносица, широкое основание носа, деформированные ушные раковины, расщелина верхней губы и нёба, флексорное положение кистей, короткая шея. У 80 % новорождённых встречаются пороки развития сердца: дефекты межжелудочковой и межпредсердной перегородок, транспозиции сосудов и др.

Вопрос: возможно ли человеку, страдающему наследственным заболеванием, реализовать себя в жизни? Что для этого нужно?

Мы должны толерантно относиться к ним, они тоже имеют право на жизнь.

4. Медико-генетическая консультация.

К вам на консультацию в центр планирования семьи обратилась молодая пара для планирования будущего ребенка. Расскажите молодой паре, правильно ли они сделали, что пришли на консультацию? Для чего проводится предродовое консультирование?

Теперь каждой группе предлагаю выступить в роли генетических консультантов. Ваша задача – дать грамотные аргументированные ответы на проблемные вопросы, возникшие в различных жизненных ситуациях.

1.)В маленьком государстве Лисляндия серебристые лисы считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист хочет обмануть таможню. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандистов, не нарушив законов Лисляндии, если серебристая окраска лил – это рецессивный признак, а рыжая – доминантный.

2.)В медико – генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а у ее мужа оттопыренные ( у отца мужа уши прижатые). Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей – доминантный, а степень прижатости – рецессивный.

3.)Поздним вечером в маленькую сельскую больницу почти одновременно привезли 2-х беременных женщин. Так как женщины были очень слабы и теряли сознание, акушерка в суматохе не закрепила бирочки на руках родившехся детей. А уже позвонил один из нетерпеливых отцов: « Кто у меня? Сын или дочь?». « К сожалению, пока не можем сказать», - дала нелепейший ответ акушерка. Как же медроботникам этого маленького роддома узнать, у кого какой ребенок, если у мальчика первая группа крови, а у девочки вторая? У первой пары родителей первая и четвертая, а у второй третья и вторая группы крови.

Решение задач:

1.В семье муж альбинос и болен фенилкетонурией, а мать – альбинос гетерозиготна по гену фенилкетонурии.
Определите возможное потомство.
Решение:
Р : ааВв +аавв
F1 : ааВв (альбинос, норма), аавв (альбинос, ФК)
2. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.

Закрепление: вернемся к теме нашего урока, как вы думаете почему тема нашего урока звучит “Тайная власть генов“?

Т.к. гены - это структуры формирующие не только фенотип, но и темперамент, характер, поведение человека заложены в генах, часто мы думаем, что человек один, но на самом деле возможно его гены еще не проявились в полную силу. Если возникнут какие-либо изменения на уровне ДНК, хромосомах, то это приведет к мутациям, и как следствие заболеваниям, которые врачи могут сегодня не только диагностировать, но и предотвратить еще до рождения ребенка.

С каждым ударом маятника знание истины становятся насущнее, а связи ее с жизнью настоятельнее Н. Умов.

За столь короткий срок своего существования наука генетика преподнесла человечеству один за другим такие ценные подарки, что, рассказывая о них, употребляют прилагательные в превосходной степени. Удивительнейшее! Великолепнейшее!...

Таким образом, то, что казалось фантастикой, сегодня – реалии дня



Автор материала: А. багаева (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 26.12.19 в 18:21 0Ответить Пожаловаться
Екатерина, я верно поняла, что собственный проект одиннадцатиклассник представил (реализовал) на уроке в 9 классе или я что-то путаю?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.