Технологическая карта проекта "Вершина семейных ценностей - любовь!"
Автор публикации: Ю. Волуйская, ученица 10 класса
Автор публикации: Е. Медникова, ученица 10 класса
ТЕМА: Краткосрочный групповой проект «Вершина семейных ценностей – любовь!» в старших классах
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта | «Вершина семейных ценностей – любовь!» |
Тип проекта | Информационно – практико - ориентированный |
Возраст детей | Старший школьный возраст |
Исполнители | Волуйская Юлия, Медникова Екатерина, ученицы 10 класса |
Продолжительность | Краткосрочный (3 месяца) с сентября по ноябрь 2019 года |
Раздел программы | Раздел программы «Мир социальных отношений» |
Тематическое поле | Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные ценности, традиции и обычаи. |
Актуальность | 1) В школьном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. 2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. 3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. 4) В ОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших школьников семейных ценностей. 5) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. |
Проблема | Молодёжь необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. |
Цель | Формирование патриотических качеств личности через приобщение учениц к семейным традициям и ценностям. |
Задачи | 1) Сформировать у учениц интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. 2) Привлечь учениц к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. 3) Формировать и развивать у учениц навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителями и родителями. 4) Создать эмоционально благополучную атмосферу в школе, где взаимоотношения между взрослыми и ученицами построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где девушки будут чувствовать себя комфортно. 5) Побуждать учениц к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, школы. 6) Упражнять учениц в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. 7) Предоставлять ученицам возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационно - диагностический (сентябрь). 2 этап - формирующий (октябрь ) 3 этап- обобщающий (ноябрь) |
Результат | 1)Создана методическая копилка по данной проблеме.
|
Презентация проекта | Открытый час общения |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Актуальность этой проблемы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственности потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственное воспитание учениц является одной из важных задач образовательного учреждения при ИУ. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Нравственность применительно к ученицам, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, Родины, представителей живой природы; наличие у учениц таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В школе при ИУ происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности учениц, развитие их эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у учениц любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ученицы с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание ученицами семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у учениц сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет ученицам начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у учениц отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У школьниц в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие ученицы не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Необходимость создания и реализации проекта «Вершина семейных ценностей – любовь!» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Проблема исследования определяется необходимостью приобщения учениц к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Создание методической копилки материала по формированию у школьниц семейных ценностей.
Формирование у учениц интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения учениц к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи.
ЦЕЛЬ: Формирование нравственных качеств личности через приобщение учениц к семейным традициям и ценностям.
ЗАДАЧИ
Сформировать у учениц интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Формировать и развивать у учениц навыки исследовательской и творческой.
Побуждать учениц к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, школы.
Упражнять учениц в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять ученицам возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что процесс воспитания нравственных качеств будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ОУ.
Воспитание нравственных качеств будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для учениц с учетом взаимодействия с педагогами и начальниками отрядов.
Разработать систему сотрудничества педагогов и начальников отрядов.
Деятельность учениц по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению учениц к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй в условиях ОУ при ИУ. Совместная исследовательская деятельность школьниц и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения школьниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:
- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Галущинская);
- ознакомление школьников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);
- признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);
- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ
Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).
Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учениц с педагогом и между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт учениц (каждый, работая над своей частью проекта, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).
Принцип учёта индивидуальности учениц: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
Принцип свободного выбора: темы проекта, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).
Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, учениц, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были ученицы 10 класса, педагоги, начальники отрядов. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с ученицами, составлен план взаимодействия с педагогами.
2 этап - формирующий (октябрь )
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу в школе, где взаимоотношения между взрослыми и ученицами построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ученицы будет чувствовать себя комфортно. Формировать у учениц интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа по проведению соцопроса в жилой зоне, работа педагогов и учениц. С ученицами проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность учениц по ознакомлению с семейными ценностями.
Вся работа по проекту строилась по темам: « Любовь в жизни великих соотечественников», « Семейные ценности, традиции».
3 этап- обобщающий (ноябрь)
Цель: Анкетирование ученниц и диагностика уровня сформированности сопричастности девушек к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно - ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ученицы, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ученице творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует учениц на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ученицы.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждой ученицы позволяет создать комфортные условия для занятий. Ученицы выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у учениц.
Информационно-коммуникационные. В современном мире при всё нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанниц способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Проблемно – поисковая. Предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учениц по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у школьниц навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с ученицами:
Беседы; занятия; картин, иллюстраций; изучение жизни великих соотечественников; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая деятельность; ; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; видеопросмотры.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.Методы, повышающие познавательную активность школьниц:
· метод сравнения.
· элементарный анализ.
· метод моделирования и конструирования.
· метод проектной деятельности.
· метод вопросов – постановка вопросов анкетирования; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
· метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности девушек при усвоении знаний:
· игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
· сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают учениц на познание, обостряют желание ученицы разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
· прием предложения и обучения способу – педагог не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у учениц самим попробовать свои силы в исследовании.
· беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
· повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли ученицы в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
· метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения ученицами своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У девушек появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки).
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений учениц.
Повышению психолого-педагогической культуры учениц.
Развитию креативных способностей учениц в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ученица – педагог» по данной проблеме.
Создание презентации «Вершина семейных ценностей – любовь!».
РЕКОМЕНДАЦИИ
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим образовательным учреждениям, работающим при ИУ. Одним из решений нравственного воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для учениц, которое поддерживается в ОУ и семье. Опыт работы может быть использован образовательными учреждениями при ИУ для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.
Перспективный план краткосрочного группового проекта ««Вершина семейных ценностей – любовь!»
в старших классах ГКОУ СОШ №7 при ИУ
Месяц Тема | Организованная деятельность с ученицами | Совместная деятельность педагогов и учениц | |
сентябрь | Анкетирование молодёжи в жилой зоне | ||
октябрь Моя семья | 1 . Социальный мир «Моя семья»
| Беседа на тему: «Мои близкие», «Традиции нашей семьи». Изучение произведений «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «История любви в жизни известных соотечественников», « Любовь в жизни великих соотечественников», « Семейные ценности, традиции». | |
ноябрь Родительский дом – начало начал | 1 . Социальный мир «Что я знаю о семье и её ценностях»
| Беседы: «Семейные ценности», «Что разрушает семью?»
|