12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Занина Мария Валерьевна118
Россия, Краснодарский край, Краснодар

31




Всероссийский конкурс для учащихся 5-11 классов на лучшую проектно-исследовательскую работу «Грани науки»









Тема «Языковой портрет русских полководцев»










ВЫПОЛНИЛА

Федулова Анастасия Андреевна,

8 класс, МБОУ СОШ № 42, г. Краснодар



Научный руководитель:

Занина Мария Валерьевна,

методист МБОУ ДО ДМЦ,

г. Краснодар
















г. Краснодар,

2020 год







Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Речевой портрет в современной лингвистике.……………………..7

Глава 2. Из истории русских ораторов – патриотов…………….…………...7

Глава 3. Языковой портрет Кутузова М.И…………………………………...9

Глава 4. Языковой портрет Жукова Г.К……………………………………..15

Глава 5. Лингвистические особенности речи двух полководцев……….….18

Заключение……………………………………………………………………..21

Список литературы…………………………………………………………….22

Приложения…………………………………………………………………….23































Введение

«Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой,

ни театральной, как речи парадных ораторов,

плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов...

Основу его речей должна составлять честная откровенность,

предусмотрительность, разумное внимание и забота...»

Плутарх

«Слова - это то единственное, что остается на века»

Хэзлитт У.

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше – тем ярче, светлее становится святой образ народных героев. Они освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и народу.

Народ оценивает политического деятеля по многим параметрам. Не последняя роль в этой оценке принадлежит и языковому портрету. Еще Сократ писал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Причем красноречие человека заключается не только в выборе слов, но и «в звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего», - так считал Ларошфуко Франсуа vi де. Чтобы составить портрет любого героя, следует обратить внимание на его речь в разных ситуациях. Мы решили составить речевой портрет двух великих людей, пользовавшихся всегда любовью и уважением не только своих соотечественников.

В 2012 году мы отмечали 200-летие Бородинского сражения, 2015 же год ознаменован 70-летием Победы. Эти великие даты подтолкнули нас поговорить о тех военачальниках, благодаря которым русские одержали победу в Отечественных войнах 1812 и 1941-45 годов. Этими полководцами явились М.И. Кутузов и Г.К. Жуков. Их объединяло многое, прежде всего огромная любовь к России. Нас интересовали эти полководцы не столько как исторические личности. Мы решили провести анализ их языкового портрета, ведь, как известно, речь человека играет огромную роль, она раскрывает его поведение, характер и многие другие качества. Также мы решили обратиться и к невербальным элементам общения обоих полководцев, ведь с помощью одного жеста или взгляда человек может выразить то, чего никогда бы не смог выразить словами. Языковой портрет Кутузова мы составляли по романам Л.Н. Толстого «Война и мир» и Л. Раковского «Кутузов», а также по некоторым историческим справкам его биографии, письмам Кутузова, текстам донесений. А языковой портрет Жукова создавался по одноименным книгам «Маршал Жуков» В. Карпова и А. Сульянова, по трехтомнику самого Жукова «Воспоминания и размышления», его письмам и другим историческим источникам.

Объектом исследования явилась речь русских военачальников, М.И. Кутузова и Г.К. Жукова.

Целью моей работы стало выявить лингвистические особенности речи полководцев в разных жизненных ситуациях.

Задачи работы:

Дать определение речевого портрета в современной лингвистике; познакомиться с правилами лингвистического анализа.

Изучить особенности речи каждого из военачальников, проанализировать выразительные средства языка, используемые ими.

Выявить их отношение к солдатам, вышестоящим по чину, простым людям, родным и близким через языковой портрет.

Определить элементы невербального общения, их функции в общении.

Сравнить языковой портрет Г.К. Жукова и М.И. Кутузова. Выявить их схожие и различные черты.

Материалом исследования послужили мемуарная, художественная литература, документы, составленные полководцами (донесения, справки, выступления), письма, зафиксированные устные высказывания. Кроме этого, данное исследование основано на теоретическом материале Филиппова К.Н. «Лингвистика текста», Караулова Ю.Н. «Русский язык и языковая личность» и Введенской Л.А. «Риторика и культура речи».

При работе над данной темой использованы методы и приемы исследования, которые определялись его целями и задачами.

Описательно – аналитический метод, который предполагает анализ, наблюдения, описание, систематизацию собранного материала.

Поисковый метод при организации сбора материала.

Семантико – стилистический метод, который помогает исследовать отступления от языковых норм, рассмотреть различные языковые приемы.

Метод сравнения.

Гипотеза. Языковой портрет политического деятеля помогает раскрыть его характер, во многом является отражением эпохи, в которую жил герой.

Новизна работы заключается в исследовании портрета языковой личности таких великих полководцев, как Кутузов и Жуков, что ранее не осуществлялось. Эти личности интересовали больше историков, а не лингвистов.

Практическая значимость работы состоит в том, что составленные портреты могут быть использованы для последующих исследований, могут помочь при анализе художественных произведений на уроках литературы, при детальной характеристике на уроках истории.










Глава 1. Речевой портрет в современной лингвистике

Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. Его описание – это обращение к речи конкретной языковой личности, в нашем случае к личностям полководцев двух отечественных войн, Кутузова и Жукова. Понятие «речевой портрет» появилось в лингвистике недавно. Первым исследователем стал М.В. Панов. В настоящее время исследования языковой личности относятся к приоритетным. Занимались и занимаются изучением данного вопроса Ю.Н. Караулов, Л.П. Крысин. Они считают, что с помощью речевого поведения можно охарактеризовать конкретную языковую личность, составить речевой паспорт говорящего, то есть совокупность коммуникативных особенностей личности, которая и делает эту личность уникальной, узнаваемой. На сегодняшний день стало модно и интересно составлять речевой портрет современных политических деятелей таких, как В.В. Путин, Д. Медведев, Жириновский. Анализируются их выступления, устная речь. Так на одном из сайтов мы нашли работу Осетровой Е.В. «Речевой портрет политического деятеля». Авторы статей рассматривают тексты выступлений, речевое поведение, коммуникационную компетенцию.

Д. С. Лихачев в 80-е годы прошлого века в «Письмах о добром» писал: «Понимание текста есть понимание всех связей… Филология связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением». [6]

Основываясь на всем вышесказанном, мы решили обратиться к двум историческим личностям 19 и 20 века, составить их речевой портрет, сопоставить и определить, как речь помогает ближе узнать историческую личность, понять, в чем заключался феномен этих людей; согласиться с высказыванием Хэзлитта: «Слова – это то единственное, что остается на века».

Глава 2. Из истории русских ораторов – патриотов

Обратимся к истории. Россия всегда славилась своими ораторами – патриотами. Как известно, и для Жукова, и для Кутузова такие великие полководцы, как Святослав, Владимир I , Суворов, стали примером для подражания. Они переняли от них некоторые жесты, мимику, манеру обращения с войском, вышестоящими по чину, семьей. Если мы обратимся к древнерусской литературе, а именно к «Слову о полке Игореве», то сможем проследить особенности речи, которые позже отразятся в языке Кутузова и Жукова. Так, например, основная идея «Золотого слова Святослава» - это страстный призыв князей русских к единству. В «Золотом слове» Святослав воздает честь храбрости и силе Игоря и Всеволода, но осуждает их самочинный поход на половцев: «Но не по чести одолели, не по чести кровь поганых пролили» [8]. Позже мы узнаем, что и Кутузов, и Жуков хвалили храбрость, но не одобряли бессмысленного героизма. Святослав обращается к Игорю и Всеволоду, называя их «сыновчя». Позже мы проследим и у Кутузова, и у Жукова простое обращение с младшими по чину. Святослав, обращаясь к воинам своей дружины, воодушевлял их: «Да не посрамим земли Русские, но ляжем костьми, мертвы, ибо срама не имам». [8] Слова «лечь костьми, но разгромить врага» вошли в поговорки и в разных вариантах повторялись в годы Великой Отечественной войны. Огромное влияние на обоих полководцев оказывал Суворов. Кутузов был учеником Суворова. Большое значение в формировании Михаила Илларионовича как военачальника имел боевой опыт, накопленный в период русско-турецких войн под руководством Суворова. А Жукова же называли Суворовым 20 века.

Таким образом, мы узнаем, что речь, манеры, поведение предшественников всегда играли важную роль в деятельности Жукова и Кутузова. Многие фразы Суворова, ставшие крылатыми, являлись основными заповедями для полководцев. Например, «Дисциплина – мать победы», «Быстрота и внезапность заменяют число, натиск и удары решают битву», «Смерть или плен – все одно».




Глава 3. Языковой портрет М.И Кутузова

Михаил Илларионович Кутузов  — русский генерал-фельдмаршал, главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года, как было сказано выше, ученик Суворова.

Мы решили составить языковой портрет Кутузова по историческим справкам, его письмам, биографии, историческому роману Раковского «Кутузов» и по роману Толстого «Война и мир», ведь именно в нем Толстой выводит Кутузова подлинным полководцем народной войны, воплотившим дух русского народа. Писатель нам показывает его и как простого доброго человека, презирающего все показное, фальшивое, и как мудрого исторического деятеля, и как полководца. Речевая характеристика Кутузова необычайно богата, она позволяет нам назвать лучшие качества полководца. Действительно, Кутузов был решительным и твердым, верно понимал ход вещей, давал им правильную оценку. Так он точно оценил значение Бородинского сражения, сказав, что это – победа.

Кутузов в романе Толстого – живое лицо, историческая личность. Такое впечатление создается у нас, прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова – его фигуру, походку и жесты, мимику, его глаз, то светящийся приятной ласковой улыбкой, то принимающий насмешливое выражение. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах и разговорах с близкими и приятными для него лицами, вроде Болконского, Багратиона, Денисова, его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным. В этом и проявляются главные элементы невербального общения Кутузова. Мы наблюдаем за его движениями, позой.

Речь Кутузова разнообразна по своему лексическому составу и синтаксическому строю. Он владеет прекрасно великосветскою речью, когда обращается в беседе или пишет царю, генералам и другим представителям аристократического общества. Изысканный язык дипломата звучит в беседе с австрийским генералом: «Я говорю только одно, генерал, - говорит Кутузов с приятным изяществом выражений и интонаций, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена». Но он великолепно владеет и простым народным языком. «А вот что братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось… Выпроводим гостей, отдохнем тогда», - говорил он солдатам, встретив их по дороге от Красного к Доброму. [] Он искусный стратег, использует все средства для того, чтобы спасти свою армию. В «Войне и мире» Кутузов показан не в штабе, не при дворе, а в суровых условиях войны. Он производит смотр полка, ласково говорит с офицерами, солдатами.

Кутузову была присуща решительная и твердая речь и во время разговоров с императором. Так, например, во время боя под Аустерлицем, Михаил Илларионович категорически заявляет императору, что сражения давать нельзя.

В данном эпизоде показана манера обращения с царем.

Когда подъехал Александр I, Кутузов, дав команду «смирно» и салютуя, «принял вид подначального, нерассуждающего человека, в каковое положение он, действительно, был поставлен. Император, видимо, понял скрытую насмешку, и эта «аффектация почтительности» неприятно поразила его. Свое отношение к императорской воле Кутузов выразил с непостижимой для придворных смелостью. (Приложение №2)

В этом сражении русские и австрийские войска потерпели поражение. Кутузов получил небольшое ранение, но на вопрос: «Вы ранены?» - ответил: «Рана не здесь, а вот где!» - и указал на бегущих солдат.

После того, как Кутузов принял командование армией, он старался поднять её дух. Для этого Михаил Илларионович искусно пользовался каждым случаем.

Когда он подъехал к почетному караулу, «лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.

- И с такими молодцами все отступать и отступать! – сказал он…

- Ура! Ура! Ура! – кричали сзади него».

А свою тактику Кутузов определял так: «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть».

Полководец умел воодушевлять бойцов во время сражения. Так, когда было получено известие о пленении Мюрата, он не придал ему особенного значения, но «послал адъютанта проехать по войскам с этим известием». Эти качества полководца отмечаются не только Толстым, но и Раковским.

Он умел быть грозным с подчиненными, когда этого требовало положение на фронте.

- Вы видели? Вы видели?... – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы…Как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смеете вы, милостивый государь, говорить это мне. вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.

Вольцоген хотел возразить что-то, но Кутузов перебил его.

- Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге… Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, - строго сказал Кутузов».

Эта яркая, живая сцена показывает военачальника как активного, исключительно волевого человека, не поддающегося никакой панике и своими смелыми до дерзости действиями, словами оказывающего решающее влияние на ход сражения.

Когда Бенигсен, горячо выставляя свой патриотизм (Кутузов не мог не морщась слушать его), настаивал на защите Москвы. Совет в Филях он открыл вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России, или защищать ее?». Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились». И тогда великий русский полководец со всей силой своего могучего ума и истинного патриотизма решительно и твердо поставил вопрос.

« - Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос не имеет смысла для русского человека… Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения?» Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение».

То есть, стоит отметить, что речь Кутузова отличается немногословностью, ясностью, прямотой и категоричностью

Его последующие возражения Бенигсену неотразимы. Военный совет заканчивается столь смелым решением Кутузова, на какое, вероятно, не отважился бы никто из присутствовавших.

В противность мнениям генералитета, армии, императора, он объявил: «Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление».

И это страшное приказание, которое старый главнокомандующий отдал с глубокой душевной болью, не убило его веры в конечную победу России.

Кутузов мог быть грубым, когда дело касалось врага.

«Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, - не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, - будут и они, только бы…»

Человека больше всего характеризует его поведение, и поэтому, останавливаясь на авторских приемах раскрытия образа, необходимо всмотреться в манеру поведения Кутузова в различных случаях жизни. Он показан на протяжении всего романа в армии: то в суровых воинских буднях на фоне солдатской массы, то в соприкосновении и сопоставлении с другими военачальниками, то в тяжелом напряжении великих сражений.

В исторических документах мы находим и другие жизненные ситуации.

Какую оценку даёт враг Кутузову. Отношение Наполеона к русскому полководцу просматривается в личном письме, написанном Наполеоном из Москвы 3 октября 1812 с целью начала мирных переговоров: «Посылаю к Вам одного из Моих генерал-адъютантов для переговоров о многих важных делах. Хочу, чтоб Ваша Светлость поверили тому, что он Вам скажет, особенно, когда он выразит Вам чувства уважения и особого внимания, которые Я с давних пор питаю к Вам. Не имея сказать ничего другого этим письмом, молю Всевышнего, чтобы он хранил Вас, князь Кутузов, под своим священным и благим покровом».

Сам Кутузов говорил о Наполеоне так: «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем». Опять же мы можем проследить в этой цитате прямоту, решительность и твердость, которая была присуща Кутузову.

Очень важная роль в речевом портрете отводится эпистолярному жанру. Где, как не в письмах, раскрывается характер человека. Обращение Кутузова с подчиненными или коллегами мы можем увидеть через его языковые особенности писем. (Приложение №3)

Стоит обратить внимание на то, как Кутузов обращался со своей семьей: супругой и детьми. Он был человеком очень добрым, называл своих близких «Барклаюшки» и «любимушки». Кутузов всю жизнь очень любил своих дочерей и внуков, и разлука с ними доставляла старому генералу много огорчений.

Ему шел 67-й год, он много раз был ранен, в том числе дважды очень тяжело — в голову. 12 февраля 1812 года он писал из Бухареста: «Я с неделю хворал... Вообще я стараюсь, и, право, служить мне уже становится "очень трудно».

20 февраля: «Мне тошно, как я об вас и о внучках вздумаю: многих и в лицо не знаю. Старость более всего требует домашнего утешения, а что я стар, то, право, чувствую...»

11 марта: "Я недели две кашляю и должен беречься. Всякий раз, как выеду, кашель становится сильнее... Признаюсь, что в мои лета служба в поле тяжела, и не знаю, что делать...»

Но, пожалуй, лучше всего Михаил Илларионович написал о своем состоянии в письме к самой любимой дочери — Елизавете 19 января  1812 года: «Ты не поверишь, мой милый друг, как я начинаю скучать вдали от вас, которые одни привязывают меня к жизни. Чем долее я живу, тем более я убеждаюсь, слава ничто, как дым…» (Приложение№4)

Кутузов обращается с большим теплом к своим близким. Он ничего от них не скрывает. А это письмо он жене написал в канун Бородина: «25 августа, верст шесть перед Можайском». Я, слава богу, здоров, мой друг. Три дня уже стоим в виду с Наполеоном; да так в виду, что самого его в сером сюртучке видели. Его узнать нельзя, как осторожен. Теперь закапывается по уши. Вчерась на моем левом фланге было дело: однако  мы несколько раз  прогоняли и удержали место. Кончилось уже в темную ночь. Наши делали чудеса, особливо кирасиры, и взяли французских 5 пушек…»

Он посвящает свою семью в дела войны. А также стоит отметить, что Кутузов обладает красноречием, использует яркие эпитеты: «пламенная любовь», фразеологизмы: «закапывается по уши». Мудро рассуждает: «Чем долее я живу, тем более я убеждаюсь, слава ничто, как дым».

В следующих письмах, отправленных военачальникам, он очень почтительно обращается с другими военными: «мой дорогой адмирал», но в то же время отдает четкие приказы: «сделайте одолжение отослать моего курьера обратно, забравши у него письмо к графине, и соблаговолите, как можно поспешнее, переслать его в Перекоп, чтобы вручить ей по возвращении». Но отдает их в уважительной форме.

17 августа 1812 года в письме Ф.В. Ростопчину, московскому военному губернатору, М.И. Кутузов пишет: «…Не решён ещё вопрос, что важнее – потерять ли армию или потерять Москву. По моему мнению, с потерею Москвы соединена потеря России…»


Решение дать генеральное сражение было принято М.И. Кутузовым 19 августа в Старой Деревне, о чём он пишет в донесении Александру I: «…в состоянии буду для спасения Москвы отдаться на произвол сражения, которое, однако же, предпринято будет со всеми осторожностями, которых важность обстоятельств требовать может».

Опять же мы видим эту ясность и краткость фраз в его письмах. Он не боится быть твердым с императором.

В своих письмах М.И. Кутузов говорит о народном характере Отечественной войны: «…народ, который в продолжение двухсот лет не видел войн на своей земле, народ, готовый пожертвовать собою для родины и который не делает различий между тем, что принято и что не принято в войнах обыкновенных…храбрый, честный и великодушный народ…»

А в письме к калужским патриотам Кутузов проявляет свой дипломатизм (Приложение №5)

Кутузову удалось то, что при подобных условиях никогда и никому не удавалось и что, безусловно, ставит его в первый ряд людей, прославленных в истории дипломатического искусства. На протяжении всей истории императорской России, безусловно, не было дипломата более талантливого, чем Кутузов. Военачальник пустил в ход все усилия своего громадного ума и дипломатической тонкости. Ему удалось уверить турок, что война между Наполеоном и Россией вовсе еще окончательно не решена

Фразы Кутузова стали крылатыми. О нем есть поговорки. «Идет Кутузов – бить французов». А эти цитаты мы можем услышать и сегодня: «Ключ к Москве взят!», «Сей день прибудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов», «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву», «Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами», «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

О Кутузове писал не только Толстой и Раковский, Крылов в басне «Волк на псарне» в аллегорической форме изобразил борьбу Кутузова с Наполеоном. А. С. Пушкин посвятил полководцу стихотворение «Перед гробницею святой», поместив его в письме к дочери Кутузова Елизавете. В честь Михаила Илларионовича создавали стихи Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и другие поэты.

Таким образом, мы убедились на примере языкового портрета Кутузова в том, что он был искусным дипломатом и полководцем, не боялся вышестоящих по чину, вел себя с ними довольно смело, но в то же время уважительно, с большим почтением относился к своим коллегам, а также солдатам, а самое главное – он всегда умел оставаться простым человеком, примерным семьянином, хорошим мужем и любящим отцом.


Глава 4. Языковой портрет Г.К. Жукова

Вторым полководцем, которому в истории Великой Отечественной войны 1941- 45 годов отводилась и отводится одна из главных ролей, был Георгий Константинович Жуков  советский военачальник. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. Министр обороны СССР.

Языковой портрет Жукова составлен по мемуарной, публицистической литературе, а также по его собственным книгам и письмам. По мнению многих историков, чем талантливее полководец, тем больше степень его влияния на обстановку — не только на свои войска, но и противника. Действительно, говоря о Г.К.Жукове, следует отметить его отменное знание военного дела, высокую оперативно-стратегическую подготовку. Жуков был довольно жестким, решительным, твердым, но в то же время справедливым и добрым человеком. Анализируя языковой портрет Георгия Константиновича, мы еще раз убеждаемся в этом. Сам Жуков говорит о себе так: «Для меня было главным служение Родине, своему народу». Целью всей его жизни была военная служба: защищать в опасный час Родину, и, следовательно, побеждать врага. «Наука побеждать – не простая наука. Но тот, кто учится, кто стремится к победе, кто борется за дело, в правоту которого верит, всегда победит. Я убедился в этом на многих уроках собственной жизни», - писал маршал в своей книге «Воспоминания и размышления» [ ]

На наш взгляд, основные средства, методы и способы борьбы, т.е. основные принципы военного искусства, которых придерживался Г.К.Жуков, проводя операции, отражены в его речи, произнесенной им в 1945 г. на военно-теоретической конференции. Речь структурирована, использовано много военных терминов. (Приложение №6)

Перед нами полководец, который четко определяет задачи, дает совет, как их выполнить. Решительность и вера в победу звучит и в разговоре со Сталиным:

Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю вас об этом с болью в душе. Говорите честно, как коммунист.
— Москву, безусловно, удержим, — заверил Жуков.

Какую огромную ответственность надо было взять Жукову на себя и какое иметь самообладание, чтобы в сложнейшей противоречивой обстановке того времени, когда многое еще было неясно, высказать такую уверенность.

Историки отмечают: во время Великой Отечественной войны маршал Жуков при Сталине был чем-то вроде пожарного. Его направляли на самые трудные, критические участки, он руководил наиболее массовыми операциями и хорошо понимал, что «полководец на войне – не мать Тереза».

Волевые и организаторские качества Жукова особенно ярко проявлялись в его способности настойчиво проводить в жизнь принятые решения. При рассмотрении проведенных под командованием Жукова сражений мы видим, с какой скрупулезной тщательностью он подходил к подготовке каждой операции боя с тем, чтобы войска выполнили задачи наверняка. В речи его всегда звучит предусмотрительность, а суворовское правило: "Каждый солдат должен понимать свой маневр" — было возведено им в незыблемый принцип подготовки к операциям.

Не каждый полководец мог заслужить от врага такую оценку. Вот как Гитлер говорил о русском маршале: «Если бы в германской армии был хотя бы один такой генерал, как Жуков, то Германия давно бы завоевала мировое господство».

Несмотря на жесткость, смелость, решительность, Жуков был душевным человеком и особенно близок к низовому звену офицеров и к солдатам. Летом 1942 года, когда немцы рвались к Сталинграду, Жуков лично прибыл на передовую в донских степях. На бруствере солдатской траншеи взгляд Жукова остановился на иконе Пресвятой Богородицы. На желание комдива быстро устранить «недоразумение» Жуков отрезал – «Не трожьте!», а солдату, установившему икону, с чувством пожал руку.

Вот так о Жукове отзывался его личный водитель Александр Бучин: «Он строгий был, но, чтоб погоны с кого-то срывал, нет, не надо. Матом не ругался, на передний край ходил. Бывало, придет – все колени в земле».

Его категоричность в речи звучит довольно часто.

« - Я буду наказывать строжайшим образом, если будут люди и техника зря погибать. Ни на какие заслуги не буду смотреть. Нельзя солдат бросать на неподготовленную атаку, без артподготовки…»

Неполным бы был речевой портрет Жукова без его немногочисленных писем женам. Свою семью он считал надежным тылом. Жуков очень любил свою семью, обращался к родным самыми теплыми и добрыми словами. Это письмо он пишет к своей любимой жене Галине:

«Действующая армия.

10.2.44

Дорогая моя!

Шлю тебе свой привет. Крепко-крепко целую тебя одну и особенно вместе с ребятами. Спасибо за письмо, за капустку, бруснику и за все остальное. Дела наши идут, в общем, хорошо. Все намеченные дела армией выполняются хорошо. В общем, дела Гитлера «идут явно к полному провалу, а наша страна идет к безусловной победе, к торжеству русского оружия. В общем, фронт справляется со своими задачами, дела сейчас за тылом, тыл должен очень много работать, чтобы обеспечить потребности фронта, тыл должен хорошо учиться, морально быть крепким, тогда победа наверняка будет за русскими. Крепко-крепко тебя целую.

Твой Г. Жуков»

В коротком письме, как в капле моря, весь Жуков. Он жил только интересами войны, которую расценивал как тяжкий труд фронта и тыла, во все посвящал жену. И все-таки в скупых его словах звучит благодарность «за капустку, бруснику и за все остальное».

Сохранилась записка, которую Жуков передал первой жене в роддом: «Милый Шурик. Поздравляю тебя и крепко-крепко целую тебя и красавицу дочку. Передаю сахар - рафинад. Скажи, что еще нужно…».

Речь Жукова так же, как и речь Кутузова, разнообразна и по лексическому составу, и по синтаксису. Она может быть строгой, командирской, категоричной, как мы видели выше. Может быть дипломатической. «Честно говоря, когда шла война, все мы, и я в том числе, были полны решимости воздать сполна фашистам за их бесчинства на нашей земле. Но мы сдержали свой гнев. Наши идеологические убеждения, интернациональные чувства не позволили отдаться слепой мести. Огромную роль тут сыграла воспитательная работа и великодушие, свойственное нашему народу». [ ]

Жуков никогда не умалял достоинства врага. (Приложение №7)

Хочется подчеркнуть, что полководец и к себе относился не менее строго и требовательно, чем к другим. « Я никогда не был самоуверенным человеком», - говорил Жуков.

А как современно сегодня звучит Открытое письмо Г.К. Жукова «Будьте внимательны к ветеранам» (Приложение №8). Оно взывает к памяти. В словах письма забота о тех, кто защищал страну и заслуживает внимательного отношения к себе.

В своей трилогии, обращаясь к молодым, Жуков призывает быть бдительным, изучать военный опыт, собирать документы, создавать музеи и «бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной». Последние страницы книги – это своеобразный завет молодым, это разговор с молодежью. И здесь тоже весь Жуков.




Глава 5. Лингвистические особенности речи двух полководцев

Мы попытались создать через речь Кутузова и Жукова их портрет полководцев, дипломатов, политиков и простых солдат своего Отечества. Какие же особенности имеет речевой портрет полководцев, что объединяет людей разных эпох?

Во-первых, это лексические особенности, обусловленные событиями в стране, социальными ролями Кутузова и Жукова. Оба полководца используют военную терминологию для конкретизации высказываний.

Кутузов

Жуков

Кавалергардский полк, конногвардейский полк, кавалерский корпус, правый и левый фланги, позиция, маневр, канонада, артиллерия, батальон, сражения, неприятельская батарея.

Вести танки, артиллерийский огонь, система огня, артподготовка, атака, обстрел, фланги, маневр, сражения, командование, разведывательные данные.

Одними из элементов речевого портрета являются эпитеты, которые придают повествованию наглядность и образность. Речь полководцев изобилует эпитетами, при помощи которых они выражают свое отношение к происходящим событиям, и к простым солдатам, и к врагам, и к близким.

Кутузов

Жуков

«Ужасный вред», «необыкновенное мужество», «дерзкое предприятие», «превосходнейшие силы», «отличная храбрость», «храбрый, честный, великодушный народ».

«Большие испытания», «тяжелые жертвы», «великий народ», «тяжкое зрелище», «позорное прошлое», «кратчайший срок», «радостное чувство», «счастливая встреча».

Синтаксические особенности в речи полководцев и их использование направлены на конкретизацию речи.

Довольно часто и Кутузов, и Жуков вводные слова, таким образом, наши герои выражали личную оценку, структурировали речь. В распоряжениях Кутузова, приказах Жукова используются такие вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «следовательно».

Кутузов

Жуков

«Завтра, я полагаю, должно быть генеральному сражению, без коего я ни под каким видом в Калугу его не пущу».

«Немецкое командование, видимо, будет стараться удержать в своих руках позиции в районе Сталинград – Вертячий - Мариновка».

Использование однородных членов придают динамичность действиям, подчеркивают разнообразные свойства предмета.

Кутузов

Жуков

«Сей день требует вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю…»

«Гитлер не понимал, что провал крупной стратегической операции зависит не только от командующих, а определяется, главным, образом, большой суммой военно-стратегических, моральных и материальных факторов».

В речи наших героев используется большое количество обращений. Наиболее распространенными и разнообразными они являются у Кутузова, что чаще говорит о мягкости характера, о деликатности полководца: «Мой уважаемый друг», « мой дорогой адмирал» (к Траверсе); «мой друг», « мой милый друг» (жене, дочери); «Ваше превосходительство (Барклаю). По именам он обращается к своим подчиненным, простым солдатам. У Жукова обращения сдержаны, строги. Но с большой нежностью и добротой он обращается к жене : «Галюсенька», «родная моя», «роднуля», «мой милый философ», «Галюша».

Кутузов

Жуков

«Милостивый государь мой граф Федор Васильевич». «Ваше императорское величество». «Я прощаю, государь, но Россия вам никогда не простит».

«Товарищ Сталин, можете быть спокойны». «Николай Федорович, это приказ Верховного, мы с вами солдаты, давайте безоговорочно выполнять приказ».

Составляя речевой портрет, мы обратим внимание, что и Кутузов, и Жуков употребляют большое количество побудительных предложений. К этому, конечно же, обязывает их положение: они военные руководители, отдают много приказов. Еще один элемент - использование в большом количестве простых осложненных обособленными обстоятельствами, определениями предложений. Это признак официально-делового стиля.

Кутузов

Жуков

«Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войски на высоту, близ Можайска лежащую».

«Эти армии, имея колоссальнейшие силы и средства, второй день действуют неумело и нерешительно, топчась перед слабым противником».

Чтобы обратить внимание на объект действия или отразить его результат, полководцы использовали своих речах обратный порядок слов или инверсию.

Кутузов

Жуков

«Не решен еще вопрос, что важнее - потерять ли армию или потерять Москву. По моему мнению, с потерею Москвы соединена потеря России…»

«Бейте беспощадно немцев и двигайтесь вперед днем и ночью на Берлин, тогда Берлин будет очень скоро наш».

Выступающие конкретизируют и не допускают двусмысленности высказываний, что опять же указывает на полководческие качества.

Из морфологических особенностей следует отметить преобладание имен существительных, глаголов неопределенной формы и глагольной формы – деепричастия.

Языковой портрет данных деятелей говорит о том, что оба были людьми образованными, хорошо разбирающимися в военной науке, являлись лидерами в своем деле, имели всегда собственное мнение на ряд поднимаемых вопросов, которое выражали не только через речь, слово, но использовали для этого жесты, мимику, то есть невербальные средства.

Оба героя умели общаться с разными представителями общества, начиная от царя (Кутузов), Сталина (Жуков), и до простого народа. Оба пользовались авторитетами не только у своих, но и врагов. Оба не раз попадали в немилость к власти, так как не боялись оставаться решительными, стоять на своем. Оба были внимательными и заботливыми к своим родным, к нуждающимся в помощи. Оба патриоты, до мозга костей любят Россию. «Вы исторгнуты из жилищ ваших, но верою и верностью сердца ваши связаны с нами священными, крепчайшими узами единоверия, родства и единого племени. Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущества. Наложить на вас тяжкие оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы россияне!» (из обращения к жителям Смоленской губернии). «Для меня главным было служение Родине, своему народу», - говорил Жуков.

Но это люди разных эпох, и их язык является отражением того времени, в которое жил герой.

Если обратимся к документам Кутузова, то найдем много языковых отличий, начиная от графики (буква ъ), лексики («ваше сиятельство», « сей день», «единоверие»). В синтаксисе обнаруживаются архаические черты стиля той эпохи: «Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он поименован был» (из письма к князю Болконскому). Особенно много отличий в грамматике, устарели многие формы слов («баталионах», «с бодростию жизнию», «оттянул войски», «вчерась», «не возможет победить»). Жуков – представитель эпохи 20 века. Его речь близка к нам. Мы не заметили никаких языковых отличий.

Наша гипотеза о том, что языковой портрет политического деятеля помогает раскрыть его характер и во многом является отражением эпохи, подтвердилась. Прав был Плутарх, когда говорил: «Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой ,ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов...Основу его речей должна составлять честная откровенность, предусмотрительность, разумное внимание и забота...». Эти слова подтверждают и наши выводы.





Заключение

Согласно выдвинутой цели в данной работе нами сопоставлены два портрета политических деятелей двух разных эпох. Для реализации цели решены задачи: дано определение речевого портрета, кратко проанализирован теоретический материал о языковой личности; изучены особенности речи каждого из военачальников, для этого использованы различные источники (исторические документы, письма, выступления полководцев, диалоги, художественная и мемуарная литература). Также мы выявили отношение полководцев к солдатам, вышестоящим по чину, простым людям, родным и близким через языковой портрет. Нам удалось определить элементы невербального общения, их функции в общении. И в конце мы сравнили языковой портрет Г.К. Жукова и М.И. Кутузова. Выявили их схожие и различные черты.

Составить целостный речевой портрет языковой личности практически не осуществимо (это работа ни одной диссертации), поэтому наше исследование было направлено на отдельные моменты речевого поведения наших героев. Мы постарались выделить типовые черты, чтобы узнать, в чем был залог успеха Кутузова и Жукова. Через языковые особенности они показали себя личностями открытыми, имеющими чувство собственного достоинства, умеющими создать нужную психологическую обстановку. И Кутузов, и Жуков – лидеры своего времени, пользовавшиеся большим уважением не только близких, соотечественников, но и врагов.

Речевой портрет, набор индивидуальных особенностей речевого поведения, помог достичь поставленной цели и решить выдвинутые задачи. Так филология помогла связать историческое источниковедение с языкознанием.



Список использованной литературы

Введенская Л.А. Риторика и культура речи. – Издательство Феникс, 2012.

Жигулёв А. М., Кузнецов Н.П. За край свой насмерть стой, пословицы и поговорки народов СССР. – Издательство Воениздат, 1974.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления/ 3тома. – М.: АО Издательство «Новости», 1995

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М: Высшая школа, 2008.

Карпов В.В. Маршал Жуков: Его соратники и противники в дни войны и мира. – М.: Вече, 2005.

Лихачев Д.С. Письма о добром. – Санкт – Петербург, 2007

Раковский Л. И. Кутузов: Роман. – М.: Издательство ДОСААФ СССР,1987

Слово о полку Игореве/ Подготовка Д. Лихачева. – М: «Художественная литература», 1987.

Сульянов А.К. Маршал Жуков: Слава, забвение, бессмертие. – Минск: Харвест, 2006.

Толстой Л.Н. Война и мир: Роман том 1. – М.: Просвещение, 1981.

Толстой Л.Н. Война и мир: Роман том 2. – М.: Просвещение, 1981.

Филиппов К.Н. Лингвистика текста: Курс лекций – СПБ, 2003.

http:// www.wisdoms.ru//34 3htm

http://www.mobiw.ru/rech.html

Осетрова Е.В. Речевой портрет политического деятеля http://library/ Krasu.ru//ft/ft/articles/0088435. pdf, 1994















Приложения



Приложение№1

Портреты полководцев

t1604650776aa.jpgt1604650776ab.jpg

Кутузов М.И. Жуков Г.К.



Приложение№2

Разговор Кутузова с императором

Александр I, подъехав вместе с австрийским императором к войскам, спросил Кутузова, почему он не начинает боя.

« - Поджидаю, ваше величество, - повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа, в то время как он говорил это «поджидаю»). – Не все колонны еще собрались, ваше величество». Императору этот ответ, видимо, не понравился.

« - Ведь мы не на Царицыном Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, - сказал государь…

- Потому и не начинаю, государь, - сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что-то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу, - выговорил он ясно и отчетливо.





Приложение№3

Письмо Кутузова к адмиралу Траверсе

«Я Вам очень благодарен, мой дорогой адмирал, за Ваше письмо от 22-го, куда Вы так любезно приложили извлечения из статей, которые дали мне понять многие предметы; со своей стороны я хочу Вам сообщить последние новости, пришедшие с севера России: имеется повеление некоторым из наших войск в окрестностях Витебска спешно двигаться к Ревелю и другим пунктам Балтийского моря, говорят об английском флоте, вошедшем в Зунд, и т. д. Вы знаете лучше меня состояние нашего флота в Балтийском море, мне бы хотелось, чтобы эти новости не подтвердились, и пусть они некоторое время останутся между нами, один из прибывших в Киев мне их сообщил.

Я посылаю этого курьера на поиски графини Головкиной, чтобы вручить ей письмо чрезвычайной важности для нее. Этой даме не сидится на одном месте — соблаговолите сообщить моему курьеру, где бы он мог ее найти. Если случится, что она последовала в Крым, сделайте одолжение отослать моего курьера обратно, забравши у него письмо к графине, и соблаговолите, как можно поспешнее, переслать его в Перекоп, чтобы вручить ей по возвращении. Но ежели Вы подозреваете, что она находится в Одессе, тогда мой курьер должен следовать за нею.

Прошу Вас простить меня за все причиненные мною хлопоты, сердечно обнимаю

Кутузов

Киев, 1 сентября 1807»





Приложение№4

Письмо Кутузова к дочери Елизавете

«Ты не поверишь, мой милый друг, как я начинаю скучать вдали от вас, которые одни привязывают меня к жизни. Чем долее я живу, тем более я убеждаюсь, слава ничто, как дым. Я всегда был философом, а теперь сделался им в высшей степени. Говорят, что каждый возраст имеет свои страсти: моя же теперь заключатся в пламенной любви к моим близким... Мне самому смешно, когда я подумаю, каким взглядом я смотрю на мое положение, на почести, которые мне воздаются, и на власть, мне предоставленную. Я все думаю о Катеньке, которая сравнивает меня с Агамемноном. Но был ли Агамемнон счастлив? Я так настроен, потому что вот уже восьмой месяц, как никого из вас не вижу. Боже тебя благослови, и с детьми. Верный друг, Михаило Г. К.»



Приложение№5

Письмо Кутузова к калужским патриотам

«Я счастлив, предводительствуя русскими!

Но какой полководец не поражал врагов,

Подобно мне с сим могущественным народом!

Благодарите бога, что вы русские;

Гордитесь сим преимуществом и знайте,

Чтоб быть храбрым и быть победителем,

Довольно быть только русским».











Приложение№6

Речь Жукова, произнесенная в 1945 г. на военно-теоретической конференции

Первое - это хорошо поставленная разведка и отличное знание противника, правильная оценка его замыслов, сил и средств; умение учесть, на что он способен и на что не способен, на чем можно его поймать.

Второе - отличное знание своих войск, их тщательная подготовка к бою. Необходима всесторонняя подготовка командования и штабов, заблаговременная отработка всех вариантов предстоящих действий войск.

Третье - оперативная и тактическая внезапность, которая достигается тем, что враг вводится в заблуждение относительно истинных намерений советского командования.

Четвертое - в зависимости от поставленной задачи надо точно рассчитывать силы и средства. Нельзя войскам ставить непосильные задачи, так как это не даст ничего, кроме потерь и подрыва боевого духа войск.

Пятое - не следует ни при каких обстоятельствах проводить операцию, неподготовленную в материальном отношении. Общая обстановка может толкать командование на быстрейшее осуществление операции, но начинать ее можно только после тщательной подготовки и всестороннего обеспечения.

Шестое – значение морального состояния войск.

Приложение№7

Оценка Жуковым германской армии

«Надо будет наконец посмотреть правде в глаза и, не стесняясь, сказать о том, как оно было на самом деле. Надо оценить по достоинству немецкую армию, с которой нам пришлось столкнуться с первых дней войны. Мы же не перед дурачками отступали по тысяче километров, а перед сильнейшей армией мира. Надо ясно сказать, что немецкая армия к началу войны была лучше нашей армии подготовлена, выучена, вооружена, психологически более готова к войне, втянута в нее. Она имела опыт войны, и притом войны победоносной. Это играет огромную роль. Надо также признать, что немецкий генеральный штаб и вообще немецкие штабы тогда лучше работали, чем наш генеральный штаб и вообще наши штабы, немецкие командующие в тот период лучше и глубже думали, чем наши командующие. Мы учились в ходе войны и выучились, и стали бить немцев, но это был длительный процесс. И начался этот процесс с того, что на стороне немцев было преимущество во всех отношениях».





Приложение№8

Открытое письмо «Будьте внимательные к ветеранам»

«Среди живущих сейчас есть еще участники Великой Отечественной войны. С каждым годом их становится все меньше. Об этом нужно всегда помнить. В годы своей юности они перенесли великие тяготы: все они лежали в промерзлых окопах, случалось, по несколько дней не видели горячей пищи, по несколько дней не спали, редкий из них не ранен… Все они были свидетелями трагической гибели своих друзей фронтовых, которые падали почти на каждом километре фронтовых дорог… а теперь заговорили старые раны, еле тянет сердце, но старый солдат не станет жаловаться, не такой он закваски… Будьте внимательны к ним в поликлиниках и на вокзалах, в трамваях и в автобусах, в длинных очередях. Это очень маленькая плата за то, что они совершили в грозном 1941-м, трагическом 1942-м, переломном 1943-м, решающем 1944-м и победном 1945-м. они заслужили внимательного отношения к себе».

Автор материала: А. Федулова (8 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.