Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности
Наблюдение над языковыми явлениями родной местности
Одна из наиболее острых проблем для меня сегодня является проблема экологии русского языка. Искажение языковой реальности в угоду новым трендам, популярным в социальных сетях, СМИ и молодежном общении, неизбежно приводит к снижению уровня языковой культуры, разложению норм литературного языка, обеднению и угасанию выразительности и утонченности речи. Осознавая важность этой проблемы, я включилась в работу региональной инновационной площадки «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности». Целью моей работы является формирование представления детей о современном состоянии русского языка на материале отдельного социума.
Перед собой я ставила конкретные задачи:
- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблемам: возможности системно-деятельностного подхода для повышения языковой компетенции; современный литературный язык и экология языка;
- сформулировать рекомендации по повышению уровня лингвистической компетентности для обучающихся и родителей;
- разработать пути педагогической деятельности учителя-словесника по формированию и поддержанию интереса к совершенствованию языковой грамотности.
Задачи, которые поставили перед собой дети:
- собрать языковой материал, систематизировать и проанализировать его;
- сделать выводы о взаимном влиянии уровня культуры на язык социума.
Иными словами, я предлагаю обучающимся погружение в живой язык путем осуществления исследовательской деятельности.
Исходя из цели, я сформулировала задачи и выдвинули проектную гипотезу: если на уроках русского языка и литературы, на кружковых занятиях и во внеурочной деятельности проводить систематическую работу по изучению и анализу современного русского языка, его богатства, проблем, которые существуют на разных уровнях языковой системы, пропагандировать познавательный интерес к самостоятельной речемыслительной деятельности, то это повлияет на развитие личности, формирование базовых и учебных компетенций, повысит заинтересованность обучающихся в предмете и обучении в целом.
На данном этапе я планировала работу с группами разных возрастов. Ученикам 2-4 классов я предложила занятия по восприятию и анализу художественных произведений. Для учеников 5 классов творческие проекты, а старшеклассникам исследовательский проект по теме моей работы и последующее выступление на научно-практической конференции.
За первый год работы в площадке был составлен план. На занятиях каждая из групп поэтапно разрабатывала свои проекты.
Первая группа (2-4 класс). Работу с детьми я начала с опроса, который позволил определить заинтересованность в занятиях и скорректировать содержание работы. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. На занятиях я предлагала ученикам выполнить первоначальный анализ художественного текста. Мы вели с ними творческие тетради, которые напоминают традиционные читательские дневники. В тетрадях дети не только фиксировали содержание произведений, но и осуществляли анализ языковых средств. Фактически, это первоначальный комплексный анализ текста, этап подготовки к научному познанию. Особое внимание мы уделяли работе со словом: новые понятия, сложные и непонятные слова и выражения. Мы интерпретировали их, подбирали однокоренные слова, подбирали ассоциации. Любая работа сопровождается визуализацией через иллюстрирование. Но это не просто рисунок, а эмоциональный, ассоциативный отпечаток пройденного текста, который в дальнейшем ученики комментируют, выступая перед аудиторией. Это одновременно можно считать и рефлексией их деятельности.
Вторая группа (5 класс). По результатам занятий по программе внеурочной деятельности, основанной на программе экспериментального курса «Родной язык — живоносный источник добра и любви», детьми были подготовлены творческие проекты об истории букв русского языка. Каждый ученик самостоятельно выбрал индивидуальный стиль работы над темой, отобрал материал, стиль оформления проекта. Кроме теоретических сведений о буквах нашего алфавита ученикам было предложено выразить ассоциативное восприятие буквы в различных техниках рукоделия, художественного творчества и иных способах визуализации. Такая работа представляется мне средством рефлексии, помогающей подвести итог, осмыслить собственные усилия и выразить отношение к работе.
Третья группа (10 класс). Работа нашей группы была построена таким образом, что участники сами выбирают темы для изучения. Я считаю, что принципиально важен личный интерес и мотивация старшеклассников в проектной деятельности, которая приносит им удовлетворение и позволяет реализовать свой потенциал.
На первом занятии я предложила только исходное направление «Экология языка». Обучающиеся с интересом приняли его, поскольку параллельно, на уроках русского языка, они проводят объемную работу над речевыми и стилистическими ошибками входе подготовки к итоговой аттестации.
В результате изучения современной языковой ситуации было принято решение сосредоточиться на местных языковых явлениях, которые, в соответствии с выдвинутой гипотезой, одновременно являются результатом общего культурного уровня жителей Мценска и влияют на него. Языковая среда социума – это среда, в которой непосредственно находятся обучающиеся, которая влияет на них и на которую влияют они. В течение двух лет на региональной конференции-конкурсе исследовательских работ Юные исследователи – науке и технике» работы нашей творческой группы становятся победителями и призерами площадки «Языкознание», демонстрируя высокий исследовательский уровень и научный потенциал.
Такая работа позволяет реализовать не только научный подход и развитие компетенций школьников, погрузить их самих в научную среду и подготовить к следующему этапу обучения в высших учебных заведениях, но и реализовать региональный компонент в обучении на лингвистическом материале, который обучающиеся отбирают самостоятельно, формируя свое исследовательское поле познания.
Результаты реализации проекта свидетельствуют о справедливости выдвинутой нами гипотезы.
В процессе работы стало понятно, что успешность реализации проектов детьми зависит от их личной заинтересованности в содержании и результатах посещения занятий. Первоначально, в группу 2-4 классов записались 22 человека, ног в течение года некоторые дети перестали посещать занятия по различным причинам. К третьей четверти сохранилось ядро из 13 детей, которые еженедельно посещали занятия и проявляли такую заинтересованность. При этом за год было скорректировано содержание и реализация занятия в отдельных классах. Во втором классе дети с энтузиазмом выполняли полюбившиеся задания к прочитанным произведениям, ведя творческие тетради. Для учеников 3 класса этого оказалось недостаточно. Они предложили работать с самостоятельно выбранными текстами, еженедельно пополняя библиотеку прочитанного и подбирая произведения для обсуждения на самые разные темы. А ученики 4 класса сосредоточились на комплексной работе с текстом, опираясь, в том числе, на литературоведческие понятия. Они были заинтересованы в работе с текстами, которые они уже изучили на уроках чтения, чтобы попробовать интерпретировать их самостоятельно.
В 5 классе на момент начала занятий было двенадцать учеников, в течение года систематически занятия посещали восемь. Они разработали свои мини-проекты по итогам занятий в апреле (в четвертой четверти). На одном из последних занятий мы провели выставку этих работ.
В 10 классе на занятия записались 12 учеников. В течение года они работали в группах по 2-3 человека и подготовили свои проекты, с которыми выступали на конференции.
К сожалению, по итогам занятий в младших классов осталось не так много творческих тетрадей, как хотелось бы. Многие дети теряли и забывали их дома, поэтому не удалось собрать полный комплект. За год некоторые ученики заводили несколько тетрадей. В 5 классе было подготовлено 8 творческих проектов, каждый из которых оформлен по желанию и в том формате, в котором хотел ученик. Ученики 10 класса оформили исследовательские проекты для выступления на конференции и подготовили презентации. Результатом работы стали и сборник материалов научно-исследовательской конференции, в котором опубликована статья проекта, и публикация статьи об исследовательской группе в местной газете «Мценский край».
По результатам работы я сделала несколько важных для себя выводов:
1. Содержание занятий необходимо корректировать, исходя из запросов обучающихся.
2. Младшие школьники активнее включаются в аналитическую работу, если предоставлять им свободу поиска.
3. Для разработки исследовательских проектов необходимо четкое осознание ценности словарной работы и лингвистического поиска.
Подводя итоги первого года, я сформулировала методическое задание для себя: какие еще формы и методы будут интересны и продуктивны в работе над темой?
Второй год работы я планирую посвятить продолжению творческой и исследовательской работы, разработке новых тем в ходе реализации проектов с обучающимися 6 и 10-11 классов.