Томас Гоббс "Левиафан"
Автор публикации: О. Лекомцева, ученица 10Б класса
Муниципальное Автономное Общеобразовательное
учреждение «Предметно – Языковая Школа «Дуплекс»
г. Перми
Исследовательская работа по обществознанию
на тему:
«Томас Гоббс «Левиафан»
Выполнил: Лекомцева Олеся
Петровна
ученица 10 «б» класса.
Научный руководитель: Моргунова
Екатерина Михайловна, учитель
обществознания и права.
2021г.
Содержание:
ведение…………………………………………………..с.3.
I. Литературный обзор
1. Кто такой или что такое Левиафан……с.4
2. О государстве……………………………………..с.4
3. О человеке………………………………………….с.5
II. Исследовательская часть……………………...с.6
III. Вывод………………………………………………….с.6
IV. Литература…………………………………………..с.6
Введение.
Томас Гоббс – философ, и человек, который сделал большой прорыв в политической сфере, открыв не только новый вид правления государством, но и глаза на его философские мысли о правлении в целом. Гоббс один из первых в философии нового времени, кто смог провести ту линию, которая затем привела к кантовскому учению о явлении. Гоббс рассматривает логику "физическую" и "естественную", полагая, что сначала надо рассмотреть чувственное познание, или ощущение, — т.е. начать надо с явления, феномена, и лишь потом идти к действиям.
Идеи в теории Гоббса значительно повлияли не только на философию политики того времени, но и на политическую практику, став частью теоретического фундамента основных идеологий ХХ-го века. Особое внимание Томас Гоббс уделял отношениям между политикой и религией, государством и церкви. Свою концепцию политической теологии Гоббс считал эффективным способом решения теолого-политической проблемы Нового времени. В основу своей политической теологии Гоббс кладет новое истолкование ряда доктринальных положений христианского вероучения, призванное согласовать его с абсолютной властью. Без преувеличений и всякого сомнения можно сказать, что таким образом они хотя бы отчасти реализовались. Что и говорить, если до сих пор в политическом дискурсе с завидной частотой используется, обсуждается и упоминается концепция Гоббса государства как Левиафана.
Таким образом, можно сказать, что и сейчас теория Гоббса довольно актуальна, хотя применять в жизни её пока не решаются.
Объектом моих исследований является такие вопросы и темы: Кто такой или что такое Левиафан? Что собой представляет государство, о котором говорит Гоббс в своей теории? Как чувства человека влияют на государство и его народ?
Цель моего исследования: Следует ли рассматривать политическую философию Гоббса в связи с его физикой и метафизикой, или она является совершенно бессмысленной частью рассуждений
I. Литературный обзор.
1. Кто такой или что такое Левиафан?
И так, Левиафоном называют известное библейское чудовище, которое отображалось как сила природы, способная принизить человека и его значение в окружающем мире. Тот образ Гоббс использовал для описания силы и могущества государственной машины. Разрабатывая свою теорию возникновения и происхождения государства, философ основывался на собственном утверждении о естественном состоянии людей, который звучит примерно так: "Война всех против всех". И в то же время Гоббс развивал идею, согласно которой, каждый человек является волком другому.
Левиафан не является не отрицательным героем. Собирая в себе поистине огромную власть, это чудище (или же государство) способно прекратить вечное и бессмысленное насилие. Оно создаёт законы, приказывает и наказывает, но делает это лишь для тех людей, которые отдали ему взамен на безопасность свою свободу. До договора люди были равны, но бесконтрольны. После подписания они тоже равны, но равны перед Левиафаном (государством) также, как и любой человек равен перед законом.
На иллюстрациях Левиафан изображён как огромное существо, подобное человеку, тело которого состоит из людей. Это символизирует некий контракт, единство государства и народа, из которого оно состоит. И это важный момент, ибо Гоббс не отделяет гражданское общество от государства. Государство - есть продукт деятельности общества. Своего рода искусственно созданный продукт.
2. O государстве.
Томас Гоббс в своей работе отчётливо расписал и изучил человеческую природу, как причину становления государства. Он анализировал все аспекты человеческого восприятия. Государство является творением человеческих рук, а не волей высших сил. Суверенитет же, по словам философа, является искусственным Богом, наделённым особыми обязанностями в политических и общественных делах.
Философия в «Левиафане» распадается на две основные части: философию естественную и философию гражданскую. Первая охватывает предметы и явления как продукты природы, а вторая предметы и явления, возникшие благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей. Гражданская философия включает в себя этику, исследующую способности и нравы людей, и политику, трактующую обязанности граждан.
Государство, как пишет Гоббс, подобно человеку, и имеет свой облик, свой характер. Левиафан английского философа является намного больше, чем просто искусственным. Английский мыслитель выделяет главными три формы правления: монархию, аристократию и демократию. В итоге, государство перенимает территориальный строй в зависимости от укоренившейся формы правления. Государственный «характер» здесь, это идеологии, на основе которой строятся ценности в государстве. Склонно оно к насилию, или же наоборот является противником войн. Это взаимосвязано с формами правления, определяющими целеполагание внешней и внутренней политики.
3. О человеке.
В «Левиафане» Гоббс отводит отдельную главу человеческой страсти, в которой утверждает, что жизнь, это постоянное движение тела. Человек передвигается с места на место, и управлять объектами либо в свою сторону, либо наоборот, в противоположную от себя. Человек испытывает радость, которая возникает при передвижение окружающих себя объектов в органическом движении. Однако, при противоречии движений объектов, этом может вызвать недовольство. Философ утверждает, что влечением и неприязнь не видны человеку, однако именно они ведут к избежанию и подчинению.
Гоббс считал, что главной целью государства является обеспечение безопасности граждан. Причиной, которая заставляет людей сковывать себя обязательствами, которые в государстве неизбежны, является забота о своей жизни, самосохранении и благоприятном будущем. При образовании государства люди, прежде всего, желают обезопасить себя от опасного состояния «войны всех против всех»( как пишет Гоббс), являющейся обычным следствием естественных страстей людей там, где нет власти, которая бы держала весь народ в страхе, в страхе перед законным наказанием, принуждающим их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов. Война всех против всех, которая является естественным состоянием людей, могла бы идти бесконечно, если бы человек не боялся смерти как величайшего зла.
Пытаясь обеспечить безопасность своей жизни, независимости от других, человек силой или хитростью стремится захватить и удержать во своей власти всех, кого может, пока не поймет, что нет другой силы, способной противодействовать ему, мешать достижению желанных для него целей. Также человек, там, где нет общей власти, стремится, чтобы его уважали больше остальных, он вынуждает уважать себя одних — наказанием, других примером.
II. Исследовательская часть.
Прочитав статьи в интернете и изучив написанные выше мною данные я проанализировал текс и в соответствии с ним готова сделать вывод.
III. Вывод.
Несмотря на то, что теория договора были определены ещё во времена античности, развиты они были уже позднего времени. Томас Гоббс не только показал плоть договорного происхождения государства, но и создал представление, по которой государство является органическим телом( Левиафан), в котором переплетены правовые, политические и социальные положения. Этим могущественным телом является Левиафан: библейское чудовище, как образом политического организма, сочетающее в себе Богоподобного - Человека, поглощающее всех и вся. Гоббс является созидателем политического мифа, идеи которого актуальны и по сей день. Борьба между государствами за обладание влиянием и земными ресурсами является отражением давней борьбы между индивидами, людьми, которыми двигали интересы и желание удовлетворить свои потребности. Только размеры «искусственного человека» намного больше, нежели настоящего, но суть та же самая. Силой можно взять всё.
IV. Литература.
- Гоббс Т. Сочинения: в 2-х томах. М.: Мысль, 1989.
- Томас Гоббс «Левиафан»: краткое содержание по глава и основные идеи произведения.
- Основные идеи философии Гоббса.