12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кудасова Альбина Васильевна34
Россия, Новосибирская обл., поселок Садовый

Альбина Васильевна Кудасова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Пашинской средней общеобразовательной школы №70, пос. Садовый Новосибирского района Новосибирской области

 

Из опыта работы учителя КУДАСОВОЙ А.В.

по учебнику «Литература 5 класс» под редакцией Ланина Б.А.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Время изучения: четыре учебных часа

Цель. Психологический анализ повести, оценка произведения с точки зрения нравственных ценностей, с учетом особенностей внутреннего мира пятиклассника, использование возможностей художественного текста для формирования самооценки ребенка (через идентификацию с героем), для самопознания и осмысления внутреннего мира человека.

Условие успешной работы с текстом повести: повесть должна быть прочитана всеми детьми или большинством

Мотивация чтения: в декабре, перед зимними каникулами, провести рекламу творчества Марка Твена, в уголке чтения в кабинете литературы поместить вопросы викторины и рекомендации обратиться в Интернет и к энциклопедиям, указать сроки сдачи ответов.

Примерные вопросы викторины:

۩ Где и когда родился Марк Твен?

۩ Кем был его отец?

۩ Настоящее имя Марка Твена?

۩ Где прошло детство Марка Твена?

۩ Почему рано лишился отца?

۩ Какие события резко повлияли на судьбу Марка Твена?

۩ Где приходилось ему работать?

۩ Как подошел к писательской деятельности?

۩ О ком и о чем пишет Марк Твен?

۩ Когда написал книги «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»?

۩ Как в настоящее время помнят писателя в родных местах?

Межпредметные связи: на уроках русского языка по программе развития речи в пятом классе дети знакомятся с жанрами сочинений: рассказ, письмо, рассуждение. При изучении повести Марка Твена «Приключение Тома Сойера» появляются новые возможности развивать умения сочинить рассказ, письмо, рассуждать по заданной теме.

На первом уроке по данной теме подводим итоги викторины и коллективно составляем рассказ о жизни Марка Твена, повторив на уроке особенности построения рассказа, ученики с легкостью справляются с домашним заданием: сочинить рассказ «Любимый эпизод в повести Марка Твена»

Второй урок начинаем с конкурса на лучший рассказ «Любимый эпизод», конкурс необходим по двум причинам: пятиклассники по своим возрастным особенностям «маленькие карьеристы», они любят побеждать, кроме того, они одного возраста, они воспитываются в одной среде, поэтому неудивительно, что эпизоды могут повториться, просто слушать одинаковые эпизоды утомительно, а если конкурс, то совсем другое дело. Вторую половину урока посвящаем сюжету (повторим понятие), составим сюжетный план, работа не совсем интересная для учеников, но нужная, дети еще раз обратятся к тексту, составление сюжетного плана они продолжат дома.

На третьем уроке сюжетный план коллективно не проверяем, проверю, собрав тетради. Продолжим работу с текстом. Система героев. Дети составляют схему, это одно из любимых занятий: можно показать знания текста и порисовать (разрешается пользоваться цветными карандашами, фломастерами.) Схема показывает связи главного героя с другими героями. Для создания схемы ученики используют любые символы: стрелочки, прямоугольники, кружки, овалы. Домашнее задание: сделать закладки в тексте, отметив хорошие и плохие поступки Тома. Приготовить инсценирование понравившихся эпизодов.

Четвертый урок по теме «Главный герой в сюжете литературного произведения»


 

 


 

Конспект урока литературы в 5а классе

ТЕМА Главный герой в сюжете литературного произведения.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Форма проведения: учебный диалог

Обучающие цели:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Главный герой в сюжете литературного произведения»;

- создать условия для усвоения основных нравственных категорий, в частности, что хорошо, что плохо (хорошие и плохие поступки).

Цели, ориентированные на развитие личности ученика:

- создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать их путь решения, находить решение через произведение, задумываться над художественным значением поступков героя;

- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные цели:

- содействовать развитию умения общаться между собой;

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.


 

Ход урока

У каждого на парте письмо Сида (примерное содержание)

Письмо Сида.

Уважаемые джентльмены!

Хочу обратить ваше внимание на мое бедственное положение. Вот уже, сколько лет все не нахвалятся моим братом Томом, мол, какой он благородный и добрый, а меня обзывают ябедой, лицемером и пай-мальчиком.

А что в этом плохого, спрашиваю я вас, джентльмены?

Разве плохо, что в школе и дома меня ставят в пример? И я разве доставил кому-нибудь столько огорчений, сколько доставил мой брат нашей бедной тете Полли? А ведь и она – я-то знаю – втайне любит его больше, чем меня… Может быть, вы не все еще знаете про Тома. Так вот знайте. Вчера он у школы целовался с Бекки Тэтчер – я сам подглядел. А еще он хочет убежать из дому и стать разбойником, и, поверьте мне, он этого добьется. И, несмотря на все это, его считают положительным героем, а меня - отрицательным.

Прошу исправить эту несправедливость и назначить положительным героем меня. А Тома перевести в отрицательные.

С искренним уважением и совершенным почтением ваш покорный слуга Сид Сойер

Забыл сказать. Позавчера Том показывал язык учителю воскресной школы Доббинсу. Так что лучше перевести его в отрицательные.


 

С первой минуты урока дети читают письмо и карандашиком отмечают главные мысли

Вопросы учителя для обсуждения письма

Как расцениваете письмо?

Согласны или не согласны?

С чем согласны? С чем не согласны?

Приглашаю рассуждать и доказывать текстом

ПОВТОРЕНИЕ

Вопрос учителя

Что такое рассуждение?

Примерный ответ учащихся

Рассуждение – тезис, доказательства, выводы

Приглашение к рассуждению

Какой выдвинем тезис?

Примерный ответ учащихся

Сид ошибается

Учитель

Доказательствами может быть текст в форме пересказа, цитирование, инсценировки, вспомните, тетя Поли говорила « Кто щадит младенца, тот губит его. Потакать ему-совесть замучает, а накажешь - совесть разрывается» Будьте объективными.

Примерные ответы учащихся


 

Хорошие поступки Тома

Плохие поступки Тома

Помог Джиму напилить дров

Взял цветок Бекки

Верный друг Гека

Оловянная медаль за правописание

Старается сосредоточиться на уроке

Не потерпел, когда Беки ударила его по руке, и ушел

Много прочитал приключенческих романов, когда мечтает, мыслит образами прочитанного

Не трус – идет ночью на кладбище

Если поставит цель

- добивается

Когда плакала тетя, было страшнее всякой порки, душа тома ныла больше, чем тело

Просил прощения

Том мучается, когда несправедливо обвинен Мэф Поттер, носит ему в тюрьму угощения

Бывает, что Тома мучает совесть

Беспокоится о Бекки

Когда были на острове, Том понимал состояние друзей и старался поддержать их

Говорит тете Поли, чтобы Гаку тоже кто-нибудь порадовался

Любит тетю и признается ей в этом

Мучает совесть

Чувство раскаяния

Приходил домой, чтобы сообщить, что не утонули

Извинился перед Бэкки

Чувство жалости

Признался, что он разорвал книгу, чтобы спасти Бэкки (Ах, Том, какой же ты благородный)

Дал слово не курить, не употреблять бранных слов

Желание исправиться посещает его

Помнит доброе дело другого человека, стремится отблагодарить (носит в тюрьму Поттеру спички, табак)

Не может быть предателем

Выступил в суде, хотя боялся индейца

Игры связаны с прочитанными книгами

Не разрешает другу неуважительно говорить о девочке, которая ему нравится

Не выдал себя, когда встретился с индейцем

Хватает мужества следить за индейцем

Клад уходит на второе место, когда приезжает Бэкки

В пещере ведет себя самоотверженно, поддерживает Бэкки

 

Ест варенье в чулане

Не пошел в школу и прекрасно провел время

Тайно таскал сахар из сахарницы

Обманул тетю, сказав, что был в школе

Мог поколотить человека даже за то, что он одет празднично в будний день

Забор красили все, кроме Тома

Тетя дает яблоко, он украдкой берет пряник

Кидал в Сида комья земли

Радовался, когда Сид разбил сахарницу

Учит стих только за вознаграждение

Не учил стихи из Библии, а купил билетики на свои «сокровища»

Не любит умываться и быть опрятно одетым

На занятиях в воскресной школе дернул мальчика за волосы, кольнул булавкой

Во время проповеди играл жуком

Верит в приметы

Дал коту лекарство

Сбежал из дома

Украли окорок

Ему нравится слышать, как о нем печалится тетя Поли

Ради собственной идеи не обращает внимание на муки близких

Солгал, что увидел во сне свое посещение дома во время побега

Учебник залил чернилами

Мечтает стать разбойником

Инсценирование эпизодов ( выбор учащихся)

Тетя Полли и Том (Варенье)

Тетя Полли, Том, Сид (Гангрена)

Том и незнакомый мальчик

Бэкки и Том (В школе, в пещере)


 

Учитель

Итак, что же мы ответим Сиду?

Каков Том? ( Вывод, обобщение всех ответов в ходе урока)

Примерный ответ учащихся (в «сильном» классе один ученик может сделать вывод, если нет такой возможности, то по частям, потом повторить)

Наблюдательный, смелый, много читал приключенческой литературы, мучила совесть, умел делать добро, способен жертвовать собой, умел держать слово, умел войти в трудное положение, благородный, милосердный, мужественный, способный оказать помощь, способность переживать за других


 

Домашнее задание. Написать письмо-ответ Сиду о Томе


 


 

Конспект урока литературы в 5б классе

ТЕМА. Главный герой в сюжете литературного произведения.

Марк Твен « Приключения Тома Сойера»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Форма проведения: учебный диалог

Обучающие цели:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Главный герой в сюжете литературного произведения»;

- создать условия для усвоения нравственных категорий, в частности, что хорошо, что плохо (хорошие и плохие поступки).

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

- создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, находить решение через произведение, задумываясь над художественным значением поступков героя;

- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные цели:

- содействовать развитию умений общаться между собой;

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.


 

Ход урока

Мобилизующее начало урока

Учитель

Почему так названа повесть?

Что означает слово «приключения»? Как вы понимаете?

Аукцион

Назовем героев. Кто больше?

УСЛОВИЕ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА: Кто он? Как связан с главным героем?

Примерные ответы

(Тетя Полли, Сид, Джим, Мэри, Билли, директор воскресной школы Уолтерс, адвокат Тэтчер, судья Тэтчер, проповедник, Бен, Гек, Бэкки, ДжэфТэтчер, Джо Гарпер, индеец Джо, Поттер, миссис Гарпер, Вдова Дуглас)

Победит тот, кто назовет последним.

Том Сойер среди других героев

Каким видят Тома? (работа с текстом, закладки, положенные во время повторного чтения дома, для успешной работы обязательны)

-- в семье (сестра, брат, тетя)

-- в школе (дети, учитель, директор)

-- в воскресной школе (учитель, дети)

-- друзья (Гек, Бен)

-- Бэкки

-- в городе (Тэтчер, проповедник, миссис Гарпер, вдова Дуглас)

Слово учителя

Было время, когда определяли, какие книги разрешить, какие запретить.

Коснулось это и книги Марка Твена.

Мнения – письма в редакцию газеты (фрагменты из реально существовавших писем)

«Том Сойер – вор, хулиган и лгун. Он издевается над учителями и ведет себя недостойно.

Вредная книга должна быть изъята из наших библиотек»

«Я очень люблю Марка Твена, мне нравится хулиганистый, умный, склонный к благородству Том. Но я все же считаю, что нашим детям полезнее читать «Тимур и его команда Гайдара»

Ваше мнение? Определитесь в своей позиции. Ваш взгляд на героя книги

Приглашение к рассуждению

ПОВТОРЕНИЕ.

Как строится рассуждение?

Примерный ответ учащихся

Рассуждение должно иметь тезис, доказательства и выводы

Учитель

Определим тезис

Примерный ответ учащихся

Книга Марка Твена полезная и интересная. Том Сойер нам нравится.

(В своих рассуждениях учащиеся могут опровергнуть высказывания или согласиться.)

Примерное высказывание учащегося

Книга Марка Твена полезная и интересная, это рассказ о жизни мальчика, нашего ровесника, о человеческих отношениях, которые разнообразны. Нам важно видеть различные стороны жизни, сегодня на уроке мы рассуждали о плохих и хороших поступках Тома, пришли к выводу, что Том - обыкновенный мальчишка, как многие из нас, он наблюдательный, смелый, много читает, его мучает совесть, он умеет делать добро, держать слово, способен жертвовать собой, своими интересами, благородный, милосердный, умеет держать слово, переживает за других, может прийти на помощь.

Безусловно, что эта книга должна быть не только в библиотеке, но и в каждой семье

Книга учит общению, учит преодолевать трудности.

Домашнее задание. Письмо-ответ о Томе, о книге Марка Твена в редакцию.


 


 

Комментарий к проведенным урокам

Система уроков по повести Марка Твена построена таким образом, что учащимся необходимо было не раз обратиться к тексту повести, задуматься, сделать выбор, что невольно заставило обратиться к личностному опыту, идентифицировать свое поведение и поведение героя, выразить свое отношение к описанному автором.

В течение двух недель дети могли обсуждать повесть с учителем и друг с другом, подбирать эпизоды, искать партнеров для инсценирования.

Завершающие уроки практически подготовлены учащимися и включили те проблемы, которые действительно их волновали, роль учителя была в том, чтобы организовать, создать комфортные условия для работы.

Классы работали активно, любые ответы выслушивались доброжелательно, свое мнение высказывали все, кто хотел. Причина выбора различных путей обобщения материала в различной степени сформированности опыта диалогического общения.

В основе организации деятельности был диалог. В уроках был и эмоциональный центр, «озарение». Все вместе, автор, учитель, ученики, мы сделали открытие и пришли к выводу, что поступки могут быть плохими и хорошими (так бывает в жизни), но нужно стремиться к лучшему, это важно и для тебя, и для окружающих.

Диалог между учителем и учениками был успешным, этому способствовала атмосфера сотрудничества, ученики видели, что учителю интересно, поэтому высказывания были искренними.

На протяжении урока (в обоих классах) было психологическое единение учителя и учащихся: они подхватывали незаконченную мысль учителя, быстро улавливали суть вопроса, понимали взгляды, жесты.

В письмах – ответах ребята сделали самостоятельные выводы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.