Урок «Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Литература, 5 класс.
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографический характер повести. Светлый и радостный мир детства в повести
Цели:
Показать учащимся автобиографический характер повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Совершенствовать практические навыки и умения раскрывать идейно-художественное содержание художественного произведения. Продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов. Определить отношение автора к своему герою.
Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
Книга Марка Твена “Приключение Тома Сойера”.
Рисунки учащихся.
Электронная презентация.
Ход урока
І. Организационный этап.
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, (Слайд №1) запечатлевший его в пожилом возрасте, - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.
Какой у него был характер?
Был ли он послушным ребенком или озорником?
Добрым или жестоким?
Домоседом или искателем приключений?
Были ли у него друзья?
(Ребята представят себе вихрастого мальчишку, веселого и неугомонного. Иначе как смог бы он написать такие веселые книги, рассказать о проделках и приключениях своих героев – Тома Сойера и Гека Финна?)
2.Слово учителя:
- В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками.
3. Сообщение учеников-биографов.- В “Автобиографии” писатель говорил, что у каждого из героев был прототип в реальной жизни. Том Сойер – это он сам, тетя Поли – его мать, Сид – его брат Генри, Гек – Том Бленкеншип, сын местного пьяницы, негр –Джим – дядюшка Дэниель.
В предисловии к повести “Приключение Тома Сойера” писатель выразился осторожнее: “Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчишками, учившимися вместе со мной в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер тоже, но не с одного оригинала – он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал…”
(Нужно остановиться на этом моменте, потому что для учеников шестого класса граница между искусством и жизнью все ещё размыта. Скажем о том, что писатель, взяв материал из жизни, преображает его, и Том Сойер, конечно, не простой автопортрет.)
4.Проверка домашнего задания.(Каждый учащийся получил задание: дома подготовить к пересказу эпизод, который больше всего запомнился. Какие места показались самыми смешными? Что именной вызвало смех? Предлагалось сделать рисунок к эпизоду.)
ІІІ. Работа по теме урока.- Слово учителя.
- Работа над осмыслением содержания повести.
- Давайте вспомним, с чего начинается повесть? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? (Слайд №2) Зачитаем портретную характеристику, которую дает автор. (Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.)
-Посмотрим, внимательно ли вы читали произведение? Кто сказал о Томе? (слайд №3) - Как автор характеризует Тома? Как его характеризует тетя Полли? Есть ли у Тома мечта? - Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости? (слайд №4) (Это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.) - Все дети ходят в школу. Почему же Том ненавидел школу и церковь? Ответ подтвердите текстом. (Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.) - В каком эпизоде проявляются «романтические» наклонности Тома?(слайд №5) 3. «Театр» на уроке. Сцена «Знакомство Тома с Беки». 4. «Театр» на уроке. Сцена «Гонки клеща и разбитое сердце»; сцена «Будущий храбрый пират». - Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным? - Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему? (слайд №6,7) - Но почему друзья, всё же, покидают чудесный остров? - Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере? - А как сам автор относится к своим героям?
ІV. Подведение итогов урока. Слово учителя.
- Все мы родом из детства. Эта истина проста, как все гениальное. Детство – это целый мир: яркий, разнообразный, полный тайн и загадок. В нем всегда найдется место для шалостей и развлечений, для подвигов и нелепых поступков, для первой любви и для первых измен и разочарований. Но самое главное, что детство – это неиссякаемый источник знаний, с которыми к человеку приходит опыт. «Приключения Тома Сойера», я уверена, никого не оставили равнодушными. Создается впечатление, что не судьба посылает испытание мальчику, а наоборот – именно он испытывает судьбу. Некоторые поступки можно считать бессмысленными, но верность героя своим идеалам, уверенность в победе добра не могут не восхищать читателя. И хочется, чтобы все взрослые время от времени вспоминали, что они родом из детства, тогда, возможно, и их мир станет солнечным.
V. Домашнее задание. Написать письмо Тому о своем детстве.