ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Автор публикации: В. Вершинина, студентка 1 курса
Автор публикации: Д. Хаматова, студентка 1 курса
Вершинина Вероника Сергеевна, студент, 1 курс
Хаматова Диана Ильнаровна, студент 1 курс
ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум»
ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: ОСОБЕННОСТИ
И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Ключевые слова: тревожность, личность, тревожное расстройство, страх, фобии, профилактика.
Тревожность – черта личности, которая проявляется в возникающем по незначительным поводам чувстве волнения, переживания, беспокойства. Тревожность может быть просто индивидуальной особенностью, вариантом нормы либо признаком органического или функционального нарушения в организме. Чувство тревоги, возникающее часто, в определенных условиях либо вне конкретной ситуации, без повода, причиняет человеку значимый дискомфорт, мешает полноценно функционировать в обществе, ухудшает качество жизни. Чтобы справиться с повышенной тревожностью, следует, прежде всего, выяснить причины ее возникновения.
В повседневном дискурсе слова «тревога» и «страх» часто используются как взаимозаменяемые. В клиническом использовании они имеют различные значения: «тревога» определяется как неприятное эмоциональное состояние, причина которого либо не легко идентифицируется, либо воспринимается как неконтролируемая или неизбежная; «страх», в свою очередь, является эмоциональной и физиологической реакцией на признанную внешнюю угрозу. Термин «тревожное расстройство» включает страхи (фобии), а также тревоги.
Для изучения особенностей тревожности студентов первого курса нашего техникума мы провели опросы:
1 опрос. Согласно результатам опроса, 53% респондентов испытывают тревожное состояние при мысли о предстоящем зачете или экзамене, 13% респондентов отметили, что им с трудом удается сосредоточиться на занятии, 13% участников опроса считают свои знания по тому или иному предмету слабыми, 13% респондентов чувствуют смущение, выступая перед аудиторией, 7% обучающихся испытывают повышенный страх в ситуации проверки знаний.
2 опрос. В целом студенты отмечают позитивный настрой в учебном процессе. Микроклимат в группах считают хорошим 69% студентов, 8% всегда испытывают хорошее расположение духа, 23% участников опроса легко организуют свой рабочий день для своевременного выполнения учебных заданий (рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты опросов на тему «Особенности тревожности студентов первого курса техникума»
Результаты проведенных опросов показывают, что при нахождении в учебном процессе студенты испытывают тревожное состояние по разным причинам (не успевают усваивать предложенный учебный материал, считают свои знания слабыми, страх перед проверкой знаний, страх перед выступлением на публике).
Пути преодоления тревожных состояний перед экзаменом, зачетом:
- Собрать информацию. Например, пообщаться со сверстниками, как проходит их подготовка, поговорить с теми, кто уже сдал экзамены, попросить консультацию у педагогов.
- Проиграть ситуацию. Можно прорепетировать, как ждать очереди войти в кабинет, как тянуть билет, как готовиться к ответу, как выходить, как отвечать, как задавать дополнительные вопросы.
- Работа с дыханием. Нужно закрыть глаза, сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов, концентрируясь на себе и своих ощущениях. Постараться отключиться от происходящего. Важно, что происходит с вами здесь и сейчас. Несколько таких упражнений, и вы почувствуете, как бешеный ритм сердца приходит в норму. И вот вы достаточно спокойны, чтобы войти в аудиторию, взять билет и ответить на все вопросы.
Для того, чтобы сосредоточиться на занятии, можно попробовать следующие рекомендации:
- Высыпаться. Некачественный сон влияет на способность концентрироваться.
- Тренировать мозг. Головоломки, судоку, шахматы и видеоигры помогают развивать когнитивные способности, в том числе концентрацию.
- Слушать музыку. Эксперты считают, что классическая музыка и звуки природы, например, шелест травы, помогают сосредоточиться.
Так же если считаете свои знания по тому или иному предмету ничтожными, то можно учить тему вместе с друзьями, пересказывать материал другому человеку, чтобы лучше понимать тему, писать конспекты и шпаргалки, самостоятельно рисовать схемы, составлять интеллект-карты.
А если вы чувствуете смущение при выступлении перед аудиторией, то можно попробовать следующее:
- Потренироваться произносить речь перед зеркалом. Стоит обратить внимание не только на то, что говорится, но и на то, как это делается: мимика, жесты, поза, темп дыхания, осанка, выражение лица влияют на восприятие речи слушателями.
- Практиковаться. Можно выступать на небольших мероприятиях в кругу знакомых, готовить доклады и презентации на уроках, рассказывать истории в компании друзей.
- Изучить технические основы выступлений. Можно читать книги по ораторскому мастерству, наблюдать за разными спикерами, чтобы анализировать структуру речи, способы вовлечения аудитории и заполнения пауз.
Литература:
Кравцова А.Г Актуальность тревожности в юношеском возрасте при обучении в медицинском вузе / А.Г. Кравцова, М.Д.Иванова // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 3. – С.102 - 106.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.