Выступление «Неуспеваемость: её причины, пути преодоления»
Неуспеваемость: её причины, пути преодоления
Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, извечная головная боль педагогов. Столкнулась с этой проблемой и я.
На мой взгляд, существуют объективные причины неуспеваемости по русскому языку и литературе, и возникают они ещё в тот период, когда мама ждёт малыша. Известно, что анемия матери, гипоксия плода, повреждения сосудов головного мозга зачастую приводят к повреждению отделов мозга, отвечающих за речь, грамотность и т.д.
Известно, что примерно 10 % людей не могут освоить грамоту.
Очень важно, чтобы до 6 лет ребёнок был осмотрен логопедом, чтобы у него был развит фонематический слух, чтобы ему много читали, много с ним разговаривали, побуждали его самого рассказывать.
Очень важно, чтобы ребёнок рос в обстановке, где взрослые общаются вежливо, строят предложения грамматически правильно и т.п.
К сожалению, процент детей, не имеющих проблем со здоровьем и логопедических проблем, очень мало.
Ко всему прочему, лексический запас многих детей катастрофически мал, и они не понимают смысла заданий, смысла текстов, изучаемых на уроке.
Неуспевающие дети ,как правило, очень медлительны, им не хватает времени, отведённого на выполнение того или иного задания.
Неуспевающий ребёнок зачастую наделён комплексом неполноценности, его вера в себя подорвана и учителями, и родителями, и одноклассниками, он не боец по своей натуре и легко сдаётся, ленив, не хочет работать.
Но бессмысленно указывать в качестве причин неуспеваемости только недостатки ученика, потому что в таком случае мы объявляем войну самому ребёнку, и ситуация становится тупиковой. Значительная роль в борьбе с неуспеваемостью принадлежит учителю, который должен знать и учитывать в своей работе интеллектуальные, психофизиологические особенности ученика, его психическое состояние, умение налаживать контакты с окружающими людьми.
Современная дидактика предлагает множество путей устранения неуспеваемости. С Вашего разрешения, я расскажу о тех, которые, на мой взгляд, применимы к письменным предметам.
Во-первых, очень важно создать для учеников ситуацию успеха. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъёма, которые испытывает человек в результате выполнения работы. Помня об этих положительных эмоциях, он и в следующий раз без страха возьмётся за подобную работу, т.е. если помочь ученику однажды достичь положительного результата, то впоследствии можно снова успешно настроить его на будущую деятельность. Успех в учении необходим. Необходимо помнить, что одинаково трудное задание, выполненное отличником и неуспевающим учеником, потребовало от последнего более напряжённой мыслительной деятельности, значит, его достижения должны быть оценены как более значимые. И если ученик справился с работой, ответственно к ней отнёсся, искренняя, без иронии похвала придаст ему сил для дальнейшей работы. Часто ученики, разуверившись в себе, заранее отказываются от возможности достигнуть успеха и не прилагают особых усилий в учебной деятельности.
К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что несмотря ни на какие оптимистические установки, ученики не в состоянии справиться с обычным диктантом. Мне близко мнение некоторых словесников о том, что для таких учеников диктант можно заменить посильным им списыванием с объяснением орфограмм. Это мнение согласуется и с установками личностно-ориентированного обучения, о котором речь пойдёт дальше.
Личностно-ориентированное обучение направлено на то, чтобы работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, стимулируя ученика к самоценной образовательной деятельности, давая ему возможность саморазвития. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, что контролироваться и оцениваться будет не только результат, но и те изменения, который осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
Проблему неуспеваемости поможет решить дифференцированное обучение, т.е. работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Такое обучение практикует в нашей школе Н.В.Москаева, у которой уже много лет нет неуспевающих. Почти каждый класс можно разделить на группы: ученики с высокими, средними и низкими учебными возможностями. Схема урока дифференцированного обучения может быть следующей:
Совместная постановка задачи.
Дифференцированное повторение необходимого материала.
Совместное изучение нового материала.
1-я группа приступает к закреплению, а учащиеся 2,3 групп слушают объяснение ещё раз, затем 2-я группа переходит к закреплению, а для отстающих учитель разъясняет правило ещё раз.
Дифференцированное закрепление.
Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.
Дифференцированное домашнее задание.
Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают новый материал под руководством учителя и с помощью наглядно-опорных материалов. В таком случае даже самые медлительные поймут новый материал. При закреплении эти учащиеся работают самостоятельно, при необходимости прибегая к помощи учителя либо действуя по образцу. Домашнее задание для учащихся данной группы должно быть для закрепления основ изученного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Задания для индивидуального опроса составляются по уровням: задания на «5», «4», «3». Важно помнить, что уровень заданий определяется не их количеством, а степенью их сложности. И задание для слабого ученика не должно быть примитивным, оно должно носить рефлексивный характер и быть понятным, посильным.
Состав групп непостоянен, ученик может перейти из одной группы в другую( по согласованию с учителем, конечно).
Т.О., дифференцированный подход в обучении помогает довести слабых учеников до уровня средних, ведь ещё К.Д.Ушинский писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».
Существует мнение, что за дифференциацией будущее, это технология 21 века. К сожалению, учебники наши не приспособлены к такой работе, и поэтому основная нагрузка по подготовке к такому уроку ложится на учителя.
В своей практике я только на пути к дифференцированному обучению. Но я стараюсь использовать принцип индивидуализации – учитывать в процессе обучения индивидуальные особенности учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой форме учитываются.
На мой взгляд, профилактика неуспеваемости не означает, что нельзя ставить двойки. Двойка, вторая, третья – это сигналы для ученика, что пора задуматься над своим отношением к учёбе. Наконец наступает момент для серьёзного разговора с ним о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, т.е. выработать с ним траекторию его успеха. Сразу оговорюсь, что это срабатывает лишь при условии, что ученик посещает уроки.
На уроках я стараюсь сделать так, чтобы такой ребёнок не чувствовал себя неуспешным. Во время устного опроса таких учеников спрашиваю только по желанию, к доске не вызываю, т.к. речь у них не развита, формулировку правила им запомнить порой очень сложно. При выполнении индивидуальных заданий разрешаю пользоваться алгоритмами, даже правилом. Правда, за такую работу 5 получить невозможно, т.к. есть надежда, что однажды ученик откажется от шпаргалок, чтобы получить полноценную оценку.
Для того чтобы своевременно выявить отставание в учении каждого ученика, стараюсь, чтобы текущий контроль имел всеохватывающий характер, т.е. провожу мини-тесты, проверочные по каждой теме . В зависимости от сложности теста и степени отработанности материала в журнал иногда заношу лишь оценки по желанию. Те, кто получил 2, после работы над ошибками, после дополнительной отработки переписывают этот тест через урок или несколько. Если снова 2, работа продолжается после уроков в индивидуальном порядке. В методической литературе существует мнение, что такие занятия бесполезны. По-моему, если на такое занятие пригласить только одного ученика и уделить ему хотя бы 20 минут, с ним наедине поработать и пообщаться, то польза обязательно будет, хотя бы потому, что налажен будет личный контакт, ученик поймёт, что вам не всё равно, как он учится, он будет считать свою тройку заслуженной, что немаловажно, так оценка приобретает и воспитательное значение.
Важно, чтобы ученик понимал все действия учителя, систему его работы, критерии оценок.
Проверяя домашнюю работу, каждый раз оценку заношу в ведомость, чтобы затем выставить средний балл. В этой же ведомости отмечаю наличие работ над ошибками. Заранее объявляю, когда выставлю средний балл, чтобы дети могли исправить плохие оценки. Не боюсь ГДЗ, не скрываю, что знаю, кто списывает с них. Просто каждый раз меняю задание, данное в упражнении, и понижаю оценку, если выполнено не то. В результате – не выше 3, что хорошистов не устраивает. А если неуспевающий спишет текст без ошибок, это уже достойно оценки 3.
Наконец не забываю и о работе с родителями. В школу я их вызываю редко, не звоню практически никогда. Зато пишу письма в тетради, объясняю, за что ставлю оценку, как нужно выполнить работу над ошибками и т.д. Родители могут не помнить правил, но, заглянув в тетрадь, увидят и мои похвалы, и замечания, и рекомендации. Я вижу, что многие родители помогают при контроле, учитывают мои пожелания.
Подводя итог своему выступлению, скажу, что работа по предотвращению неуспеваемости требует от ученика многих усилий. А ещё больших усилий она требует от учителя: он должен быть внимателен, терпелив, необидчив, терпим, он должен жалеть ученика и стараться помочь ему преодолеть преграды, подняться выше того уровня, на котором он находился ещё день назад. Успехов всем нам. С Новым годом и Рождеством Христовым!