Семинар-практикум «Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления»

10
2
Материал опубликован 15 April 2019 в группе

Семинар-практикум «Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления» (профилактика отклоняющего поведения у подростков, практические рекомендации замещающим родителям) Педагог-психолог Юдина О.В.

План 1.Знакомство. 2.Принятие правил семинара-практикума. 3.Понятие девиантного поведения. 4.Возрастные особенности и задачи подростков. 5.Потребности подростка как точки риска. 6.Профилактические меры. Рекомендации родителям. 7.Рефлексия.

Принятие правил 1.Правило конфиденциальности. 2. Правило безоценочности. 3.Правило активности. 4.Правило «Я-сообщений» 5.Правило запрета на критику 6.Правило ответственности за свои чувства 7.Правила «говорит один» и «либо в круг, либо никуда» 8.Правило равных позиций 9.Правило комфортности

  Упражнение «Мой опыт воспитания приемного ребенка»

Понятие девиантного поведения Девиантное поведение – отдельные поступки или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.  Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Аддиктивное поведение – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние: табак, алкоголь, наркотики. Аддиктивное поведение является разновидностью девиантного поведения.   Делинквентное поведение – поведение, проявляющееся в нарушении закона, совершении преступлений.

  Упражнение «Основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних»

Упражнение «Какие неблагополучные факторы в семье способствуют развитию девиантного поведения?»

Основные деструктивные модели поведения неблагополучных родителей: – они подвергают собственных детей эмоциональному, физическому либо сексуальному насилию или же совершенно безразличны к ним и не следят за их развитием; – они хронически недовольны собой или другими людьми; – у них есть вредные привычки и пристрастия; – они с пренебрежением относятся к своим потребностям, а также к потребностям окружающих; – они рассчитывают, что их дети удовлетворят впоследствии их собственные запросы; – они не знают, что делать со своими чувствами, поэтому стараются их не замечать; – они непоследовательны, непредсказуемы, неорганизованны либо просто деспотичны; – они могут быть излишне требовательны и к себе, и к другим; – их суждения полны критики и неприязни, в них обычно присутствует порицание, желание унизить и обидеть окружающих; – они не умеют слушать других; – они любят обвинять («ты всегда…», «ты никогда…», «ты – идиот!»); – они предъявляют к другим слишком много требований и при этом совершенно безразличны к их потребностям и чувствам, их поступки продиктованы страхом, гневом, страданием, а не любовью.

У многих детей из неблагополучных семей начинают появляться следующие особенности характера: 1. Обостренная осторожность. 2. Обостренное чувство ответственности 3. Чувство недоверия. 4. Утаивание своих чувств. 5. Игнорирование своих потребностей. 6. Крайне низкая самооценка. 7. Раздражительность. 8. Пассивность и депрессия или депрессивные состояния.

Упражнение «Я – подросток, Я – родитель подростка»

Упражнение «Что я чувствую? Что я думаю? О чем я мечтаю?»

Потребности подростка как точки риска 1.Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше 2. Стремление к переживанию «драйва» 3. Стремление к наслаждению, получению удовольствия 4. Поиск способов избавления от скуки 5. Страх потерять расположение определенной социальной группы («Я как мои друзья») 6. Протест против родителей 7. Стремление снизить тревожность, вызванную неуверенностью в себе 8. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований и утрат

Профилактика отклоняющегося поведения подростков, их социальное и личностное развитие действительно может быть весьма эффективным и при этом интересным и веселым способом общения с поколением «next». А все разнообразие методов сводится к четырем стратегическим направлениям: Профилактика отклоняющегося поведения подростков, их социальное и личностное развитие действительно может быть весьма эффективным и при этом интересным и веселым способом общения с поколением «next». А все разнообразие методов сводится к четырем стратегическим направлениям: 1) информированию о влиянии отклоняющегося (агрессивного, противоправного или аддиктивного поведения) на здоровье, отношения, жизнь и всю судьбу человека. 2) развитию необходимых личностных качеств и жизненных умений. 3) развитию умения строить межличностные отношения и обучению моделям конструктивной коммуникации. 4) организации различных «мероприятий», которые позволяют подросткам на практике удовлетворять потребности и укреплять полученные знания и навыки (соревнования, походы, работа в различных молодежных организациях, волонтерство в организациях, работающих по развитию подростков, и т. п.)

Рефлексия. Обратная связь.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Очень полезная и нужная разработка!

22 July 2019

Профессионально! Благодарю! Отличный материал, который пригодиться как начинающим педагогам-психологам, так и стажистам!

22 July 2019