Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости?
Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости?
Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?
Конфликт и пути его преодоления
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
Старинная народная мудрость
Цели и задачи урока
Добиться усвоения понятий: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент.
Изучить модель конфликта.
Показать: какие пути выхода из конфликта существуют.
Сформировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию, работать в группах, анализировать документы, выступать публично.
План :
Что такое конфликт?
Модель конфликта.
Разрешение конфликта.
«Кодекс поведения» в конфликтных ситуациях.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
«Проблема межличностных взаимоотношений в
нашей школе»
Было опрошено 100 человек
Вопросы
№1. Что для вас является основной причиной конфликта?
Результат:
№2. Умеете ли Вы находить пути выхода из конфликта?
Результат:
Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы, взгляды.
Модель конфликта
Конфликтная ситуация.
Это наличие противоречивых позиций,
разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные
цели, интересы и желания либо различные способы их достижения.
Инцидент.
Это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала
непосредственного столкновения сторон.
Конфликтное взаимодействие.
Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она
становится реальной. Конфликт начинает жить своей жизнью.
Разрешение конфликта
Ситуация №1
Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие–то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», - заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?
Вопрос. Обратитесь к модели конфликта и определите:
1. Что является здесь конфликтом, конфликтной ситуацией, инцидентом?
«Сорняк»- конфликт в огороде
(наглядная аналогия)
Инцидент
Конфликтная ситуация
Ситуация №2
Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись…
Вопрос. Какими могли быть пути разрешения конфликта?
Разрешение
конфликтов
Конструктивное
1.Юмор
2.Уступка
3.Компромисс
4.Сотрудничество
5.Осознание позиции сторон
Деструктивное
1.Угрозы, насилие
2. Грубость, унижение
3.Переход на личности
4.Разрыв отношений
Игнорирование
1.Уход от решения проблем
Основные стратегии взаимодействий в конфликте
Избегание
(уход)
Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов.
Конкуренция
(борьба)
Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов.
Приспособление
Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.
Сотрудничество
Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.
Компромисс
Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны.
Задание
Каждая группа должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стратегии.
Девизы:
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».
«Чтобы я победил, ты должен проиграть».
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Как успешно разрешить конфликт?
Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон как сам процесс, так и его результат.
Медиация
Медиация
При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
Арбитраж
Арбитраж
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
«Последствия конфликтов»
Развитие конфликта
Разрешен или не разрешен конфликт
Чувства участников конфликта
Игнорирование (уход от решения проблем)
Конфликт не разрешен. Проблема осталась
Чувство неудовлетворенности, обиды, горечи.
Деструктивное
(силовой)
1 вариант: Конфликт не разрешен. Порожден новый конфликт.
2 вариант: Конфликт разрешен в пользу сильного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны.
Чувство неудовлетворенности, злости, обиды.
Победитель: чувство удовлетворенности, превосходства, злорадства.
Потерпевший: чувство горечи, обиды, унижения, стыда.
Конструктивное
(компромисс, согласие)
Мирное разрешение конфликта.
Удовлетворенность, радость, гордость за принятое решение.