12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванюшина Елена Евгеньевна12
Россия, Астраханская обл., Астрахань

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока

«Окружающий мир»


Тема: «Петр Великий»

Класс 4 «В» МБОУ г. Астрахани «СОШ № 37»



Допуск к проведению урока:

Студентка: Шапкина Н.Н.

_______________(Подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

_______________(Подпись)

Учитель: Кавазова Г.Н.

_______________(Подпись)

____________(Оценка за урок)



Астрахань, 2021

Тема урока:

Петр Великий.

Цели:

Формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

1.Образовательные:

Сформировать представления о Петре I – первом императоре.

Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого.

Выявить значение этих преобразований.

2.Развивающие:

Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать;

Развивать умения анализировать и делать выводы; отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;

Расширять кругозор детей;

Развивать наблюдательность и творческие способности обучающихся.

3. Воспитательные:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства гражданственности, патриотизма на примере жизни деятельности Петра I;

Прививать интерес к истории родного государства и малой Родине.

Личностные результаты:

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

Развитие умения формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

Формирование бережного отношения к окружающему миру.

Предметные результаты:

Формирование представления сформировать представление о Петре I, о его реформах

Формирование образного представление о России начала XVIII века.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Оценивать правильность выполнения действия на уроке;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Высказывать свои предположения.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им;

Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

Совершенствование работы в паре.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний:

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез;

Формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.

Тип урока:

Открытие новых знаний.

ИКТ и средства обучения:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков - 2 ч, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешаков - 2 ч, раздаточный материал для актуализации знаний учащихся: карточки с вопросами, самооценки своей деятельности, портрет Петра 1.












Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна и сегодня урок окружающего мира проведу я.

Перед тем, как начать урок, проверьте, чтобы у вас на столах были: учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш.

А теперь все тихо сядем за свои парты.

Настроимся на хорошую работу.

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно
Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя.




Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя

Актуализация знаний

Ребята, как звучала тема прошлого урока?

Проверим, хорошо ли вы усвоили материал.

У каждого на парте лежит карточка с вопросами. Вы должны выбрать один правильный ответ и обвести букву. Работаем в парах карандашом. На выполнение работы дается 2 минуты.

Карточка 1.

1. Кто призвал русский людей постоять за родную землю?

а) Александр Невский

б) Кузьма Минин

в) Дмитрий Донской

2. В каком городе это произошло?

а) в Нижнем Новгороде

б) В Екатеринбурге

в) в Москве

3. Что создали для борьбы с врагами?

а) народный фронт

б) народное собрание

в) народное ополчение

4.Кого пригласили возглавить народное ополчение?

а) Князь Дмитрий Пожарский

б) Ермак

в) Иван III

5.Когда народное ополчение двинулось к Москве?

а) в 1612г.

б) в 1613г.

в) в 1611г.

6.Когда в России начали править цари из рода Романовых?

а) 1564г.

б) 1612г.

в) 1613г.

7. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 года?

а) День России – 12 июня.

б) День народного единства – 4 ноября.

в) День Конституции – 12 декабря.

Ребята, а теперь обменяйтесь карточками с соседями по парте. Проверим ответы на карточках с ответами на слайде. Если они верные ставим плюс на полях ручкой.

Обменяйтесь снова тетрадями. Поднимите руку те, у кого ответы полностью совпали. Молодцы, ребята.

А теперь поднимите руку те, у кого были затруднения. Прочитаем вопросы и правильные ответы на них.

«Патриоты России».






































Проверят ответы.

1 - б, в; 2 - а, 3 - в, 4 - а, 5 - а, 6 - б, 7 - б.






Зачитывают вопросы и правильные ответы.

Познавательные - воспринимать речь учителя, высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме, следить и усваивать практические приёмы работы.

Коммуникативные - уметь слушать и слышать, четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Целеполагание

Ребята, о каких патриотах России мы говорили на прошлом уроке?


Сегодня мы познакомимся ещё с одним патриотом России ... а с кем, вы узнаете из стихотворения.

То академик, то герой,
То мореплаватель,
То плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Ребята, о ком идет речь?

Что вам помогло определиться с ответом?



(Показывает портрет Петра 1 на слайде)

Посмотрите, как выглядел Петр 1. Глядя на его портрет, можно сказать, что он поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры.

Ребята, кто-нибудь догадался, какая тема урока?

Что бы вы хотели узнать о Петре I?



Молодцы, ребята. Сегодня мы будем говорить о жизни царя Петра Великого, его реформах и преобразованиях. Тема урока так и называется «Пётр Великий».


Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин.








О Петре 1.

Был академиком, героем, мореплавателем, плотником, правителем.





Петр первый.

Какой он был человек? Что сделал для России? Почему его помнят потомки?


Открытие новых знаний

Звучит аудиозапись М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

Ребята, появление на свет Петра 1 было связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын, и что он унаследует престол, и станет таким героем, с которым не сравнится никто из его современников.

В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент появился на свет маленький царевич. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

Царь и царица очень радовались рождению сына. Он был крепкого здоровья, рос быстро не по годам. Однако в 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. А потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками.

С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Однажды Петр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания в море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Плавание на боте пробудили в нем страстную любовь к мореплаванию.

Большинство знаний Петр 1 приобрёл в зрелые годы, не уставая учиться. Во время уроков любил слушать царевич разные истории, особенно о своих далёких предках и их великих делах. Зотов очень интересно рассказывал. Петруше нравилось рассматривать рисунки разных сражений, воинов и оружия, изображения кораблей и пушек.

И в 1682 году, когда Петру исполняется 10 лет, он становится царем России. Маленький правитель, но очень энергичный, целеустремленный, любознательный мальчик. И именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.

Ребята, что вы узнали нового о Петре I?






Ребята, Петра 1 называют царем – преобразователем. А как выдумаете, кто такой преобразователь?


Посмотрите на рисунки на слайде. Попробуйте догадаться, какие преобразования проводил Петр Великий.

Правильно, но мы назвали лишь часть реформ, которые провел Петр Алексеевич. Чтобы более подробно познакомиться с преобразованиями этого времени, откройте учебник на с. 95 - 97 и прочитайте текст «Царь-преобразователь».

Ребята, так какие преобразования провел Петр 1 в стране? Прочитаем их на карточке 2.

















Эти реформы можно разделить на 3 группы:

1. Культура; 2. Строительство городов и флота;

3. Органы управления.

Ребята, а что мы обычно относим к культуре?



Верно, как вы думаете, с чем будет связана 2 группа?


Верно, а что мы понимаем под органами управления?


Молодцы, ребята. Давайте распределим в эти группы реформы, которые указаны на карточке.




Как вы думаете, чем отличался Синод от Сената?




Молодцы.

Ребята, только посмотрите на получившуюся таблицу

Как много реформ. И все они связаны с именем Петра I. Они позволили достичь грандиозных успехов страны. Именно поэтому Петра I и прозвали Великим. Россия, наконец-то, воспряла ото сна и на весь мир властью заявила о себе.




Слушают учителя.
















































Петр 1 был провозглашен царем в 10 лет. Не любил придворную жизнь. Любил играть в военные игры. Увлекался военными науками. Мог трудиться как простые люди. Хорошо учился.


Преобразователь - тот, кто преобразует что-то новое.

Создал флот, строил новые города, изменил календарь, привил фейерверки.




Читают текст по цепочке.


1. Новый год стал 1 января.

2. Появление морского флота.

3. Год начался отсчитываться от Рождества Христова.

4. Запрет ношения знатным людям бороды и русского платья.

5. Строительство новых городов.

6. Создание новых органов управления: Синод и Сенат.

7. Упрощение азбуки-кириллицы.

8. Открытие новых типографий.

9. Появление первой печатной газеты.

10. Прекращение работы Боярской думы и Земского собора.

11. Основание первого музея - Кунсткамеры.

12. Открытие всем доступной библиотеки.




Всё ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни.

С основаниями новых городов и строительством флота.

Организации, которые управляют чем-либо.

Читают предложения и соотносят их с сферами действия реформ.

Культура и наука: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 11, 12.

Строительство городов и флота: 2, 5.

Органы управления: 6, 10.

Синод - это собрание, управляющее

поместной православной Церковью. Сенат же являлся высшим органов государственной власти.

Познавательные - воспринимать речь учителя, высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме, следить и усваивать практические приёмы работы.

Коммуникативные - уметь слушать и слышать, четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Физкультминутка

(На слайде представлена видео-физкультминутка)

Ребята, сейчас я предлагаю всем выйти из-за парт и немного размяться. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.

Имитирует движение колес, руля, воды, включения зажигания. Делает шаги влево и вправо, руками снова имитирует движение колес.

Молодцы, ребята. А теперь тихо сядьте за свои парты. Продолжаем нашу работу.






Повторяют движения.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя; умение одновременно

удерживать несколько видов деятельности.

Коммуникативные: умение слушать.

Открытие новых знаний

Ребята, после первых побед в Северной войне государь Петр заложил на бере­гах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом. А как вы думаете, почему город был так назван?

Верно, ребята. Санкт-Петербург оз­начает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя ца­ря - святого апостола Петра.

А вы знаете, почему Петр 1 назвал город не Петроград, а Санкт-Петербург? Потому что он хотел самим названием подчеркнуть, что этот город европейский и в отличие от древней Москвы Петр решил заложить европейскую столицу России.

А сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию по городу Петра и познакомимся с его достопримечательностями. (Учитель показывает видео про Санкт-Петербург)

Ребята, в каком году был основан город?

А с чего началось строительство города?

Молодцы.




В честь Святого Петра.


Слушают учителя.










Смотрят фрагмент экскурсии по городу.

В 1703 году.

С Петропавловской крепости.

Познавательные - воспринимать речь учителя, высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме, следить и усваивать практические приёмы работы.

Коммуникативные - уметь слушать и слышать, четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Работа в рабочей тетради

А теперь откройте рабочую тетрадь на странице 31. Прочитайте про себя задание № 1.

Скажите, что необходимо выполнить в этом задание?

Поднимите руки те, кто понял, как выполнять задание.

Можете приступать к его выполнению. На его выполнение я даю одну минуту.

Проверим задание. Для этого прочитайте, что у вас получилось.

Кто тогда изображен на остальных портретах?




(На слайде представлено выполненное задание) Проверьте, чтобы ваши записи были такими же, как и на слайде презентации.

Прочитайте задание № 2 про себя. Что нужно сделать в этом задании?



Поднимите руки те, кто понял, как выполнять задание.

Можете приступать к его выполнению. На его выполнение я даю две минуты.

Проверим задание. Для этого прочитайте, что у вас получилось.











(На слайде представлено выполненное задание)

Проверьте, чтобы ваши записи были такими же, как на слайде презентации.


Читают задание.

Найти портрет Петра 1 и подписать его.


Выполняют задание.




На втором портрете изображен Петр 1.

На первом портрете изображен Михаил Федорович Романов, а на третьем - Алексей Михайлович.


Проверяют правильность выполнения задания.

Читают задание.

Необходимо выбрать правильные ответы.



Выполняют задание.



Петр Первый был провозглашён царем в 10 лет. Петр Великий основал первый музей. Он назывался: Кунсткамера. Город, основанный Петром Великим - Санкт-Петербург - стал новой столицей России. Полки, набранные по указу юного Петра, называли: «потешными».

Проверяют правильность выполнения

задания.

Регулятивные

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные 

- строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в паре.

Познавательные

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Обобщение темы

Ребята, пока мы работали в рабочей тетради, я забыла, какие преобразования провел Петр 1. Мне нужна ваша помощь. На слайде есть реформы, которые ввели цари. Помогите мне найти только те, которые были проведены Петром 1. (На слайде представлены слова: новый календарь, создание Боярской Думы, первая печатная газета, создание стрелецкого войска, первый музей, первый Земский собор, первая публичная библиотека, принятие Судебника, появился морской флот, новые города)

А сейчас давайте сыграем в игру «Веришь – не веришь». Для этого я буду говорить фразу и если она правдивая, то вы должны сказать «да», а если не правдивая, то «нет».

1.Верите ли вы, что до Петра в России Новый год встречали осенью, 1 сентября?

2.Верите ли вы, что при Петре 1 появилось телевидение?

3.Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России при Петре 1 стали выпускать газету?

4.Верите ли вы, что первый самолет построен при Петре 1?

5. Верите ли вы, что царь за границей за большие деньги купил кости мамонта?

Молодцы, ребята.




Новый календарь, первая печатная газета, первый музей, первая публичная библиотека, появился морской флот, новые города.









Да.


Нет.



Да.


Нет.



Да.

Коммуникативные - навыки сотрудничества учителя с учениками.

Регулятивные

- выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.

Итог урока

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Во сколько лет был провозглашен Петр царем? 

Почему его называют царем-преобразователем?



Какие реформы он провел в стране?



























Какой и когда был заложен город на Неве?



О Петре 1.

В 10 лет.

Потому что он провел в стране много реформ.

Петр 1 издал указ об изменениях в календаре. Новый год стал 1 января. О год начался отсчитываться от Рождества Христова. Он упростил азбуку-кириллицу, открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету, основал первый музей - Кунсткамеру, и всем доступную библиотеку. В России появился морской флот, возникли новые заводы, были основаны новые города: Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург. Петр 1 запретил боярам носить бороду и платья.

Санкт-Петербург в 1703 году.

Регулятивные - актуализация усвоенных знаний.

Коммуникативные - умение высказывать свое мнение и формулировать ответ.

Рефлексия

Молодцы, ребята. Вот с каким багажом знаний вы уйдёте сегодня с урока. За вашу работу каждый из вас получает три кружка. Поднимите сейчас только один: если вам было интересно на уроке, и все задания получилось выполнить, то поднимите кружок зеленого цвета; если у вас были какие-то затруднения, то желтый, а если вам было очень трудно, то красный.

Какие были затруднения?

(На слайде представлено домашнее задание)

Ребята, запишите домашнее задание: Учебник с. 94-100 читать, пересказывать. Рабочая тетрадь с. 32-33 № 3, 4.

Урок окончен. Спасибо, с вами было приятно работать.







Оценивают свои достижения.

Регулятивные - осознание качества и уровня освоения.



Автор материала: Н. Шапкина (4 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.