Урок окружающего мира в 3 классе«Деятельность Петра I»
Цель урока: Формировать образное представление о России начала XVIII века. Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.
Задачи:
Познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становление России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества.
Создать образ Петра 1 как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности. Дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра Первого с точки зрения «цены» преобразований.
Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное.
Оборудование: учебник «Мое Отечество» автор: Вахрушев А. А.Данилов Д.Д., Тырин С.В., рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», презентация в программе Power Point, компьютер, карточки.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задачи этапа |
Плани-руемый результат |
Слайды |
1 |
Организа-ционный момент. |
Учитель приветствует детей. Сегодня я предлагаю вам отгадать загадку А. С. Пушкина. То академик, то герой, А ком он так говорил? Что бы разобраться в этом вопросе мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. И вспомним изученный материал. |
Встают, садятся Рассуждают |
Л – формиро-вание учебно-познавате-льного интереса к учебному материалу. |
Благо-приятная доброже-лательная обстановка (коммуникативные УУД) |
(Слайд 1) |
2 |
Актуализа-ция знаний |
Поработайте в парах и впишите основные события на «реке времени». (Приложение 1) Князь Олег – создание Древнерусского государства. Князь Владимир – крещение Руси. Александр Невский – победа над европейскими рыцарями в Ледовом побоище. Кирилл и Мефодий – создание славянской азбуки. Дмитрий Донской – победа над ордынским войском в Куликовской битве. Иван III – создание Московского государства и избавление Руси от власти «Золотой Орды». Иван Федоров – первый русский книгопечатник. Иван Грозный – расширение границ государства. Минин и Пожарский – народное ополчение и освобождение Руси от польских захватчиков. - Какой вывод мы с вами можем сделать? Вывод: В каждой период истории были люди, изменившие жизнь народа. |
Работают в парах. |
П – постанов-ка и формули-рование проблемы, К – учет разных мнений, координи-рование в сотрудни-честве разных позиций, осущест-вление выбора наиболее эффектив-ных способов решения задачи в зависимости от конкрет-ных условий. |
Понимание информа-ции, представленной в схематической форме (познава-тельные ууд) Планирова-ние своих действий в соответ-ствии с решаемой задачей. |
(Слайд 2) |
3 |
Постановка проблемы. |
А сейчас мы продолжим наше путешествие дальше. - Что там у нас впереди? - Знаете ли вы, какой город изображен на слайдах? По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех сторон земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Её покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва… (А. С. Пушкин) Откройте учебник на стр. 66. И узнаете, как создавали этот город. Обратим внимание на необычный памятник: Памятник Петру I, Медный всадник. Описание. Памятник Петру I открыли 7 августа 1782 года, в центре Сенатской площади. Автор скульптуры - Этьен-Морис Фальконе. |
отвечают (Санкт – Петербург) Дети читают текст учебника. |
П – извлече-ние необходи-мой информа-ции из текстов |
Сосредота-чивают внимание, включаются в работу (личност-ные, коммуника-тивные УУД) |
(Слайд 3) (Слайд 4) |
4 |
Открытие нового знания. |
1. Укрепление Российского государства. Прочитайте текст на с.66-67 от начала фрагмента «Морские ворота России» -Почему Петр I начинает преобразования в стране? Послушайте рассказ, как описывает рабочий день Петра иностранец, прибывший в Петербург в 1713 г. «Государь встает очень рано, так сто в три четыре часа утра присутствует в тайном совете. Потом идет на верфь, где смотрит за постройкой кораблей и даже сам работает, зная это мастерство превосходно. В девять или десять часов занимается токарной работай, в которой так искусен, что решительно ни одному художнику не уступит. В 11 часов кушает, но не любит прохлаждаться за столом, а после обеда, отдохнув немного по русскому обычаю, идет опять смотреть какую-либо постройку или другую работу». Давайте и мы с вами потрудимся перед вами 3 направления реформ Петра 1. Как вы понимаете слово реформа? Прочитайте текст и выберите события соответствующие своему направлению. (Приложение 2) Учитель раздает задания на группы. - Как вы думаете, во время реформ государство окрепло? Хотели бы вы, жить во времена Петра 1? Рассмотрите рисунок стр. 67 - Петровские реформы. Как Петр поводил реформы. - Как вы думаете тяжело было простым людям? А можно ли было по другому в это время? - А теперь хотели бы вы, жить в эпоху Петра? 2. Выход России к морю Когда строился Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город. А жить в нем будем мы.» Но история доказала, что это не так. - Прочитайте текст на стр. 68. Что нового мы узнали? Дочитайте текст и ответьте на вопрос: Какой смысл имеет Андреевский флаг. А я вам расскажу небольшой интересный факт, который случился перед сражением под Полтавой. Ночью перед сражением Карл 12 подъехал к Русскому лагерю и, увидев казаков, сидевших вокруг огня, выстрелил. Казаки ответили и ранили Карла в ногу, из-за чего во время битвы он не мог сесть на коня и распоряжался действиями шведских войск с носилок. Петр во время сражения находился под огнем. Одна пуля прострелила его шляпу, другая – седло, а третья повредила крест, висящий на груди. В итоге тяжелого сражения шведы были разбиты и бежали. Еще А. С. Пушкин описывал Полтавское сражение: «..Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон… Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим; гнуться шведы. О славный час! О славный вид! Ещё напор – и враг бежит…» Рассматривают картины на стр. 68 Давайте прочитаем текст на стр. 69. И подумаем, почему Петра называли «Отцом отечества» Монархия - монархическое государство, глава которой носит титул императора, все государственные органы управления бесспорно подчиняются императору, могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире. |
Читают текст Отвечают на вопросы Работа в группах по карточке. Составления списка основных реформ. Отвечают. Работают с учебником. Рассуждают. Отвечают. Слушают. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Читают текст. |
П – извлече-ние необходи-мой информа-ции из текстов К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – учет разных мнений, координи-рование в сотрудни-честве разных позиций, Л – осознание ответственности за общее дело. П – извлече-ние необходи-мой информа-ции из текстов. П – извлече-ние необходи-мой информа-ции из текстов. |
Сосредота-чивают внимание, отвечают на вопросы включаются в работу (личност-ные, коммуника-тивные УУД) Формулирование собствен-ной мысли, высказыва-ние и обоснова-ние своей точки зрения. Сосредота-чивают внимание, отвечают на вопросы включаются в работу (личност-ные, коммуника-тивные УУД) Сосредота-чивают внимание, отвечают на вопросы включаются в работу (личност-ные, коммуника-тивные УУД) |
(Слайд 5) (Слайд 6) (Слайд 7) (Слайд 8) (Слайд 9) |
5 |
Физ. минутка |
Ребята, флот построен, давайте зайдем на корабль. Но корабль не плывет, нам нужен ветер. Давайте подуем из-за всех сил. Молодцы корабль плывет. Но как, же мы будем им управлять? Возьмем штурвал и будем управлять. А чтобы увидеть куда дальше плывем, нужно залезть по мачте. Посмотрим налево, направо. Спускаемся обратно. |
Выполняют задания |
(Слайд 10) |
||
6 |
Решение проблемы. |
- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Зачем Петр 1 начал преобразования в стране?) Почему Петра называют великим? Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос. |
Отвечают на вопрос. |
К – выражение своих мыслей с достаточ-ной полнотой и точностью П –построе-ние логической цепи рассужде-ний, доказательство. |
Дискути-руют, обобщают. Раскрывают основные идеи (познава-тельные ууд) |
|
7 |
Примене-ние новых знаний. |
Посмотрим как вы усвоили сегодняшний урок. Проведем работу в группах. У вас есть карточка с датами, а вы должны записать, что происходило в этот период времени. |
Выполняют задание. |
К – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Работа в группах способст-вует созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом. |
|
8 |
Рефлексия |
- Что показалось трудным на уроке? - Что на уроке для вас было самым интересным? |
Отвечают на вопросы. |
П – рефлексия способов и условий действия |
||
9 |
Домашнее задание. |
Найти изображение герба Санкт – Петербурга. Учебник: Тема 13, р.т. 13 |
Записывают в дневник |
Технологическая карта урока
Тема урока |
Петр Великий |
Цель урока |
Формировать образное представление о России начала XVIII века. Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества. |
Оборудование к уроку Словарь урока (термины и понятия) |
учебник «Мое Отечество» автор: Вахрушев А. А.Данилов Д.Д., Тырин С.В., рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», презентация в программе Power Point, компьютер, карточки. Реформа, империя. |
Тип урока |
Урок комбинированный |
Форма урока |
Урок проблемного диалога |
Методы обучения |
метод проблемных заданий, частично-поисковый, работа в группах, работа в парах самостоятельная работа, рефлексия. |
Виды учебной деятельности |
- планирование решения учебной задачи; - нахождение необходимой информации для поиска решения; - применение таблиц; - построение взаимоотношения с учетом анализа эмоционального состояния и чувств окружающих. |
Оборудование |
- слайды по теме урока - карточки с опорными датами |
Планируемый результат Предметные умения |
Познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становление России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества. Характеризовать Петра, как царя - реформатора |
Метапредметные умения -познавательные |
коллективный самостоятельный поиск и извлечение информации из дополнительных источников; устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы. |
- регулятивные |
учитывать совместно-выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; учитывать установленные правила в процессе деятельности. |
- коммуникативные |
самостоятельно распределять роли в коллективной деятельности; признание роли лидера и значимости роли каждого члена команды; умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим; умение выстраивать отношения в команде. |
Личностные |
У учащихся на уроке будут формироваться: позитивное отношение к формированию потребности в изучении окружающего мира с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии. |
13
Учитель начальных классов - Тейзе Екатерина Николаевна