Урок окружающего мира в 3 классе«Деятельность Петра I»

1
0
Материал опубликован 26 January 2019

Цель урока: Формировать образное представление о России начала XVIII века. Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.

Задачи:

Познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становление России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества.

Создать образ Петра 1 как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности. Дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра Первого с точки зрения «цены» преобразований.

Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное.


 

Оборудование: учебник «Мое Отечество» автор: Вахрушев А. А.Данилов Д.Д., Тырин С.В., рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», презентация в программе Power Point, компьютер, карточки.


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи этапа

Плани-руемый результат

Слайды

1

Организа-ционный момент.

Учитель приветствует детей. Сегодня я предлагаю вам отгадать загадку А. С. Пушкина.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник

А ком он так говорил?

Что бы разобраться в этом вопросе мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. И вспомним изученный материал.

Встают, садятся

Рассуждают

Л – формиро-вание учебно-познавате-льного интереса к учебному материалу.

Благо-приятная доброже-лательная обстановка (коммуникативные УУД)

(Слайд 1)

2

Актуализа-ция знаний

Поработайте в парах и впишите основные события на «реке времени». (Приложение 1)

Князь Олег – создание Древнерусского государства.

Князь Владимир – крещение Руси.

Александр Невский – победа над европейскими рыцарями в Ледовом побоище.

Кирилл и Мефодий – создание славянской азбуки.

Дмитрий Донской – победа над ордынским войском в Куликовской битве.

Иван III – создание Московского государства и избавление Руси от власти «Золотой Орды».

Иван Федоров – первый русский книгопечатник.

Иван Грозный – расширение границ государства.

Минин и Пожарский – народное ополчение и освобождение Руси от польских захватчиков.

- Какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: В каждой период истории были люди, изменившие жизнь народа.

Работают в парах.

П – постанов-ка и формули-рование проблемы,

К – учет разных мнений, координи-рование в сотрудни-честве разных позиций,

осущест-вление выбора наиболее эффектив-ных способов решения задачи в зависимости от конкрет-ных условий.

Понимание информа-ции, представленной в схематической форме (познава-тельные ууд)

Планирова-ние своих действий в соответ-ствии с решаемой задачей.

(Слайд 2)

3

Постановка проблемы.

А сейчас мы продолжим наше путешествие дальше.

- Что там у нас впереди?

- Знаете ли вы, какой город изображен на слайдах?

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех сторон земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва…

(А. С. Пушкин)

Откройте учебник на стр. 66. И узнаете, как создавали этот город.

Обратим внимание на необычный памятник:

Памятник Петру I, Медный всадник. Описание.

Памятник Петру I открыли 7 августа 1782 года, в центре Сенатской площади. Автор скульптуры - Этьен-Морис Фальконе.

отвечают (Санкт – Петербург)

Дети читают текст учебника.

П – извлече-ние необходи-мой информа-ции из текстов

Сосредота-чивают внимание, включаются в работу (личност-ные, коммуника-тивные УУД)

(Слайд 3)

(Слайд 4)

 

4

Открытие нового знания.

1.      Укрепление Российского государства.

Прочитайте текст на с.66-67 от начала фрагмента «Морские ворота России»

-Почему Петр I начинает преобразования в стране?

Послушайте рассказ, как описывает рабочий день Петра иностранец, прибывший в Петербург в 1713 г. «Государь встает очень рано, так сто в три четыре часа утра присутствует в тайном совете. Потом идет на верфь, где смотрит за постройкой кораблей и даже сам работает, зная это мастерство превосходно. В девять или десять часов занимается токарной работай, в которой так искусен, что решительно ни одному художнику не уступит. В 11 часов кушает, но не любит прохлаждаться за столом, а после обеда, отдохнув немного по русскому обычаю, идет опять смотреть какую-либо постройку или другую работу».

Давайте и мы с вами потрудимся перед вами 3 направления реформ Петра 1.

Как вы понимаете слово реформа?

Прочитайте текст и выберите события соответствующие своему направлению. (Приложение 2)

Учитель раздает задания на группы.

- Как вы думаете, во время реформ государство окрепло? Хотели бы вы, жить во времена Петра 1?

Рассмотрите рисунок стр. 67 - Петровские реформы. Как Петр поводил реформы.

- Как вы думаете тяжело было простым людям?

А можно ли было по другому в это время?

- А теперь хотели бы вы, жить в эпоху Петра?

2. Выход России к морю

Когда строился Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город. А жить в нем будем мы.» Но история доказала, что это не так. - Прочитайте текст на стр. 68. Что нового мы узнали?

Дочитайте текст и ответьте на вопрос: Какой смысл имеет Андреевский флаг.

А я вам расскажу небольшой интересный факт, который случился перед сражением под Полтавой.

Ночью перед сражением Карл 12 подъехал к Русскому лагерю и, увидев казаков, сидевших вокруг огня, выстрелил. Казаки ответили и ранили Карла в ногу, из-за чего во время битвы он не мог сесть на коня и распоряжался действиями шведских войск с носилок. Петр во время сражения находился под огнем. Одна пуля прострелила его шляпу, другая – седло, а третья повредила крест, висящий на груди. В итоге тяжелого сражения шведы были разбиты и бежали.

Еще А. С. Пушкин описывал Полтавское сражение:

«..Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон…

Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнуться шведы.

О славный час! О славный вид!

Ещё напор – и враг бежит…»

Рассматривают картины на стр. 68

Давайте прочитаем текст на стр. 69. И подумаем, почему Петра называли «Отцом отечества»

Монархия - монархическое государство, глава которой носит титул императора, все государственные органы управления бесспорно подчиняются императору, могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире.

Читают текст

Отвечают на вопросы

Работа в группах по карточке. Составления списка основных реформ.

Отвечают.

Работают с учебником.

Рассуждают.

Отвечают.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Рассуждают.

Читают текст.

П – извлече-ние необходи-мой информа-ции из текстов

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – учет разных мнений, координи-рование в сотрудни-честве разных позиций,

Л – осознание ответственности за общее дело.

П – извлече-ние необходи-мой информа-ции из текстов.

П – извлече-ние необходи-мой информа-ции из текстов.

Сосредота-чивают внимание, отвечают на вопросы включаются в работу (личност-ные, коммуника-тивные УУД)

Формулирование собствен-ной мысли, высказыва-ние и обоснова-ние своей точки зрения.

Сосредота-чивают внимание, отвечают на вопросы включаются в работу (личност-ные, коммуника-тивные УУД)

Сосредота-чивают внимание, отвечают на вопросы включаются в работу (личност-ные, коммуника-тивные УУД)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

(Слайд 8)

(Слайд 9)

5

Физ. минутка

Ребята, флот построен, давайте зайдем на корабль. Но корабль не плывет, нам нужен ветер. Давайте подуем из-за всех сил. Молодцы корабль плывет. Но как, же мы будем им управлять? Возьмем штурвал и будем управлять. А чтобы увидеть куда дальше плывем, нужно залезть по мачте. Посмотрим налево, направо. Спускаемся обратно.

Выполняют задания

   

(Слайд 10)

6

Решение проблемы.

- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Зачем Петр 1 начал преобразования в стране?)

Почему Петра называют великим?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос.

Отвечают на вопрос.

К – выражение своих мыслей с достаточ-ной полнотой и точностью

П –построе-ние логической цепи рассужде-ний, доказательство.

Дискути-руют, обобщают. Раскрывают основные идеи (познава-тельные ууд)

 

7

Примене-ние новых знаний.

Посмотрим как вы усвоили сегодняшний урок. Проведем работу в группах. У вас есть карточка с датами, а вы должны записать, что

происходило в этот период времени.

Выполняют задание.

К – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Работа в группах способст-вует созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом.

 

8

Рефлексия

- Что показалось трудным на уроке?

- Что на уроке для вас было самым интересным?

Отвечают на вопросы.

П – рефлексия способов и условий действия

   

9

Домашнее задание.

Найти изображение герба Санкт – Петербурга.

Учебник: Тема 13, р.т. 13

Записывают в дневник

     

Технологическая карта урока

Тема урока

Петр Великий

Цель урока

Формировать образное представление о России начала XVIII века. Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.

Оборудование к уроку

Словарь урока (термины и понятия)

учебник «Мое Отечество» автор: Вахрушев А. А.Данилов Д.Д., Тырин С.В., рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», презентация в программе Power Point, компьютер, карточки.

Реформа, империя.

Тип урока

Урок комбинированный

Форма урока

Урок проблемного диалога

Методы обучения

метод проблемных заданий, частично-поисковый, работа в группах, работа в парах

самостоятельная работа, рефлексия.

Виды учебной деятельности

- планирование решения учебной задачи;

- нахождение необходимой информации для поиска решения;

- применение таблиц;

- построение взаимоотношения с учетом анализа эмоционального состояния и чувств окружающих.

Оборудование

- слайды по теме урока

- карточки с опорными датами

Планируемый результат

Предметные умения

Познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становление России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества.

Характеризовать Петра, как царя - реформатора

Метапредметные умения

-познавательные

коллективный самостоятельный поиск и извлечение информации из дополнительных источников;

устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы.

- регулятивные

учитывать совместно-выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;

учитывать установленные правила в процессе деятельности.

- коммуникативные

самостоятельно распределять роли в коллективной деятельности;

признание роли лидера и значимости роли каждого члена команды;

умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;

умение выстраивать отношения в команде.

Личностные

У учащихся на уроке будут формироваться:

позитивное отношение к формированию потребности в изучении окружающего мира с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии.


 

13

Учитель начальных классов - Тейзе Екатерина Николаевна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.