Урок окружающего мира 4 классе «Пётр Великий»

0
0
Материал опубликован 8 October 2021

Тема: Петр Великий.

Ход урока

I.Оргмомент.

Начинается урок, Он пойдет вам дети впрок Орешек знаний тверд, Но мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Девиз «Хочу все знать».

Чтобы много знать необходимо приложить немало стараний ,усилий. Но все в твоих руках. Однажды один человек усомнился в возможности Мудреца. Он взял в ладони бабочку и обратился к Мудрецу с вопросом: что там? Подумав, если Мудрец скажет, что бабочка живая, то тот сожмет ладони, если наоборот, то он , разжав ладони , выпустит ее. На что Мудрец, подумав, сказал: «Все в твоих руках».

Так вот , все мои знания я из рук в руки передаю вам. Вы же прикоснитесь друг к другу ладонями, почувствуйте тепло, для того, чтобы быть уверенным в том, что вам всегда придут на помощь, что только вместе вы добьетесь многого.

И то, как мы будем сегодня добывать знания, аргументировать свои высказывания, оценивать свою работу, будет судить уважаемый ареопаг- ученый совет.

II. Актуализация знаний. Постановка учебной прблемы

Сегодня на уроке мы будем путешествовать по страницам истории. Наша дорога лежит в Российское государство.

«Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить».

Д.С. Лихачев говорил: « Прошлое должно служить современности! Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть подлинные корни мужественного служения интересам родной земли, родного народа»

Демонстрация отрывка из фильма.

- Как вы уже догадались с чем связано наше путешествие ?

( исследование далекого прошлого России)

- Для этого мы объединимся в научные сообщества.

(Распределение детей по группам):

I .Летописцы Кейс 1

II.Современники Кейс 1

Ш. Исследователи Кейс 1

(выдача заданий по группам: метод Кейсов)

III. Систематизация знаний .

Проверка домашнего задания

1.Работа с группой «Исследователи»

Пока 2 группы будут трудиться, мы заслушаем отчеты вашей группы.

-Какие исследования вы провели?

(Отчеты по заданным темам:

Доклады по темам Иван Сусанин, Смутное время )

Вывод: Казалось , что страна находится на краю гибели ,но как это не раз бывало в истории, Россия нашла в себе силы выстоять и выжить в трудных условиях. Гражданское сознание, патриотизм, создание народного ополчения были главными в борьбе народа за независимость.

2)Отчет группы «Летописцы» Кейс 1

Учитель:В монастырской келье узкой…

Ученик: Еще одно последнее преданье

И летопись закончена моя…

:Вывод: Почему Русь подвергалась таким разрушительным войнам?

(Раздробленность)

3)Отчет группы « Cовременники» Кейс 2

Проблемная ситуация:

Что вы можете сказать о дате 1672г? (Дата нам ещё неизвестна)

Зачем тогда, как вы думаете, я её написала? (Будем изучать её сегодня на уроке)

Оставим пока эту дату, мы вернёмся к ней через некоторое время.

Вывод: Подумайте и скажите, в чем заслуга великих князей?

(Они смогли поднять и повести за собой тысячи воинов, объединить их, сплотить. Своим личным примером храбрости ,бесстрашия, мужества вселить в русских воинов веру в победу.)

Обобщение:

1)Почему Русь переживала такие трудные времена ?

(Раздробленность Руси)

2)А теперь подумайте и скажите, что помогало одерживать победу над врагом в любые времена?

(Сила русских в их сплоченности , единстве и любви к Родине.)

Самооценивание: оцените свою работу по 3 шагам:

1.Справились с работой полностью?

2.Работу выполняли самостоятельно или с помощью?

3.Какую оценку себе поставите?

IV.Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Ноги крепкие расставим,

Мы ладонь к глазам приставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Посмотреть из-под ладоши.

Школе низко поклонимся,

В ней учиться не ленимся.

Тихо сели , мой дружок,

И продолжим наш урок!

V. Введение в тему

«Исследователи» получают свой кейс. Кейс №3

(в Интернете найти сведения о детстве Петра 1)

XVII в.- смутное время, переломный период нашей истории. В начале века(1612г.) Россия отстояла свою независимость. Народное ополчение освободило столицу государства –Москву от врагов.

1613г., Земский Собор избирает на царство 16- летнего Михаила Романова. Так начинается правление династии Романовых, длившееся около 300 лет.

Но вернемся к новой дате, о которой «Современники» пока ничего не могли сказать.

Рассказ учителя. ( подходя к кораблику)

На берегу пустынных волн

Стоял он дум великих полн.

И думал он…

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

-Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

( о Петре 1)

- Правильно.

-Кто сформулирует тему урока?

(Петр 1) Слайд 1-2

Я немного поправлю вас. Тема звучит так: Петр Великий.

Какого человека называют Великим? ( Ответы детей)

Сегодня на уроке мы будем исследовать с вами разные источники информации и в ходе исследования должны ответить на вопрос:

Почему Пётр I вошёл в историю России, как Пётр Великий? ( проблемный вопрос)


Ответить на эти вопросы надо составив план

(формулируют задачи урока) Слайд 3

Узнать о жизни царя Петра Первого.

Почему Воронеж называют «колыбелью российского флота»

Какие преобразования в России произошли при Петре I.

VI.Изучение нового материала

1.Отчет группы «Исследователи»

Слушаем отчет .(доклады)

1.Детство Петра 1

30 мая 1672 года. В этот год в семье русского царя Алексея Михайловича Романова и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился мальчик Пётр. Когда ему исполнилось 4 года, умер царь Алексей Михайлович. Царицу Наталью с маленьким Петром сослали в село Преображенское. С 5 лет его начали обучать письму и чтению. Пётр был любознательным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. В селе Преображенском Пётр устраивал военные игры или ещё их называли "потешные" (от слова "потеха", т.е. игра). Из своих сверстников он образовал "потешные" полки, все они были одеты в настоящую военную форму, а со временем детская забава Петра переросла в серьёзное увлечение военными науками.

Когда Петру было 10 лет, его провозгласили царём вместе с братом Иваном, которому было 16, государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол. Поэтому для 2-х братьев сделали двойной трон, а Софья стояла сзади и подсказывала, что им нужно было говорить.

Преображенский и Семеновский полки стали опорой Петра в борьбе за престол с царевной Софьей

Однажды Петр в усадьбе обнаружил брошенную лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания в море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Плавание на боте пробудили в нем страстную любовь к мореплаванию.

Слайд 4 (Морским судам быть)

2.Строительство кораблей. Воронеж- колыбель российского флота

Россия переживала трудный момент в своей истории: отставала в своём развитии от других стран, враги из вне грозили войной, армия плохо вооружена, не было флота, учёных, заводов. С севера грозили шведы, с юга –турки.

Был предпринят поход на Азов, но он закончился неудачей, т.к. силы противника поддерживались с моря. Таким образом, сухопутная осада крепости не имела смысла, можно было несколько лет стоять под стенами Азова и не добиться значимого результата. У русской армии не было морских судов. Стало ясно, что без военно-морского флота Россия не сможет одолеть Азов. Сделав правильные выводы, Петр в конце 1695 г. развернул усиленную подготовку ко второму походу. На этот раз он решил нанести удар не только сухопутной армией, но и флотом. .

Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Прежде чем строить корабли, Пётр I много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. Он побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях. Знал много ремесел и требовал от других знания своего дела. . Но ездил он не как царь, а переодевался в простую одежду и сам работал топором и выполнял всякую работу, что ему поручали.

Так было положено начало созданию судостроения в Воронеже. В 1696году на правом берегу реки Воронеж решено было собирать верфи (место для строительства кораблей) Именно здесь росли превосходные корабельные леса (Шипов лес), а местные жители (Клепово, Гваздово Бутурлиновский р-н) имели хороший опыт создания различных речных судов и лодок. И к тому же река Дон служила прямой дорогой от Воронежа до Азова. Воронежское кораблестроение продолжалось до 1711 года- 15 лет. Вот почему Воронеж называют «колыбелью российского флота»

Слайд 5-6

Демонстрация отрывка из фильма. (с10 мин.)​​​​​​​

3.Петр- полководец

Борьба за Азов благодаря наличию флота и со­вместным действиям этого флота с сухопутными силами закончилась блестящей победой России.

Слайд 7

Петр 1 –великий полководец.

И грянул бой, Полтавский бой!

Но близок, близок час победы.

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

Победа в Великой Северной войне (1700-1721г) дала России выход к северным морям, ««прорубила окно а Европу» . Россия получила выход в Балтийское море. Это позволило ей торговать с другими странами.

3.Преобразования Петра 1

Основание Санкт –Петербурга

После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в смою честь: город носит имя ангела-хранителя царя - святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? В отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город евро­пейский.

В первую очередь была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания - 16 мая 1703 года - считается днем рождения города.

Слайд 9

_4.Самосиоятельная работа

Работа по учебнику стр.98

Адмиралтейство - вторая крепость на берегах Невы Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Слайд 10

В центре крепости стоит собор Петра и Павла - Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. .

Царь особо почитал князя Александра Невского. В честь его была выстроена Александро- Невская лавра. По преданию она стоит на месте . где произошла битва со шведами. (Рассмотрим иллюстрации вучебнике)

Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а еще пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.

Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился на встречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем.В 1713 году город на Неве стал столицей России.

К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.

5.Царь –реформатор

Петр Первый за кроткое время «Россию поднял на дыбы» При нем Россия из второстепенного государства превратилась в великую державу.

Реформы Петра 1 коснулись всей жизни России, всего ее уклада. Создание флота и постоянной армии (рекруты).

По указам Петра открывались начальные цифирные школы (В Воронеже школа кадетов),

Слайд 11.

Создавались новые учебники. Математика Магницкого Слайд 12.

Вышла первая газета «Ведомости» напечатанная измененным гражданским шрифтом, вместо цирковнославянского.

Слайд 13

Ввел новый календарь

При Петре 1 начала развиваться промышленность, строились мануфактуры, заводы.

-Как вы думаете, достоин ли этот Государь называться Великим. ? (Да)

Я разделяю ваше мнение. Поэтому в 1721 году Петр 1 был провозглашен Императором. Россия стала империей.

VII.Закрепление.

1.Работа в парах по рабочей тетради

Рабочая тетрадь стр.32-33

2.Физкультминутка

Дружно встали 1,2,3 Мы теперь Петра полки

На Азове, под Полтавой Отстояли честь державы,

А у Дона, у реки –верфь, Где строят корабли.

Град Петра теперь столица Как нам этим не гордиться

Шрифт гражданский теперь есть Нам газет не перечесть

Праздник ввел веселый, звонкий Встретим новый год у елки.

-О каких преобразованиях Петра Великого вы услышали? Давайте составим кластер.

2.Составление кластера

Слайд 16

Смогли мы ответить на вопрос о том, что Петр1 –Великий человек, доказавший это всей своей жизнью и служением Отечеству?

Слайд 17-18

VIII.Рефлексия

Синквейн Слайд 19

IX. Оценки. ( по наличию медалей и орденов)

Х.Дом. задание (на кораблике)

Всем спасибо за урок .

Он пошел вам , дети впрок?

Надо Родину любить

И как Петр Великий быть

Знать России нашей беды

И великие победы.

Быть отважным, сильным , смелым.

Добрым следовать примерам.

И тогда вы как один

Скажите- я Гражданин!










































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.