Автор публикации: С. Саакян, ученица 6 класса
В горах мое сердце… (анализ описания гор в поэзии Ованеса Туманяна) Автор Саакян Софи ученица 6 класса Руководитель Дмитриенко Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская СОШ №5
Гипотеза если горы занимают в творчестве поэта большое место, значит с их помощью Ованес Туманян раскрывает свой мир, свою душу.
В горах мое сердце… (анализ описания гор в поэзии Ованеса Туманяна)
Цель исследовательской работы проанализировать значение гор в поэзии О. Туманяна и их роль в духовном мире армянского поэта. Цель исследовательской работы проанализировать значение гор в поэзии О. Туманяна и их роль в духовном мире армянского поэта. Задачи исследования: 1.Собрать информацию о творчестве армянского поэта. 2.Отобрать лирические произведения Ованеса Туманяна, в которых присутствует горы, провести классификацию по значению. 3.Определить художественные средства, используемые для создания величественной картины гор, создать словарь эпитетов и метафор О.Туманяна. 4.Сделать вывод, как используемые художественные средства раскрывают духовный мир поэта.
Объект исследования - лирические произведения Ованеса Туманяна, армянского поэта XIX века. Объект исследования - лирические произведения Ованеса Туманяна, армянского поэта XIX века. Предмет исследования – горы в лирических произведениях Ованеса Туманяна
Актуальность работы мы должны знать историю нашей культуры, ведь народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение; нам необходимо быть внимательными к нашей природе, частью которой мы являемся.
Практическая значимость работы я сама узнаю больше о творчестве «поэта всех армян» и познакомлю своих одноклассников, ребят разных национальностей; результаты исследования пригодятся мне на уроках литературы, русского языка, географии.
Глава I. Краткие сведения об Ованесе Туманяне 19 февраля 1869 г. родился в деревне Дсех (ныне Туманян). Начальное образование Туманян получил в деревенской школе. 1890 г. в Москве был издан первый сборник его стихотворений и поэм. 1899 г. в Тифлисе создал литературный кружок «Вернатун», членом которого были видные армянские поэты, писатели, художники и композиторы. 1908 г. арестован и посажен в Метехскую крепость, были написаны многие произведения. 1910–1916 г. были периодом кипучей литературно-общественной деятельности Туманяна. 1912—1921 г. был председателем Кавказского союза армянских писателей.
Значение описания гор Значение образа гор Количество 1. Представление места и времени действий 16 стихотворений 2. Общение с природой, любование ею, описание красоты 8 стихотворений 3. Горы – это родина, объединение всех кавказцев 8 стихотворений 4. Символ счастливой жизни, источник вдохновения, место избавления от страданий 7 стихотворений 5. Сравнение с различными объектами 7 стихотворений 6. Конкретные горы 9 стихотворений Глава II. Муза поэта в горах живет
В АРМЯНСКИХ ГОРАХ Не легок был путь, полночный наш путь… Но выжили мы Средь горя и тьмы: Веками идем, чтоб в выси взглянуть, В армянских горах, в суровых горах. Сокровище дум издревле несем, - Что море, оно Душой рождено, Народной душой в пути вековом, В армянских горах, в высоких горах. Из светлых пустынь кидались на нас Орда за ордой; Разили бедой, Весь наш караван терзая не раз В армянских горах, в кровавых горах. Ограблен, разбит был наш караван… Разрознен средь скал, Дорогу искал, Считая рубцы бесчисленных ран, В армянских горах, в печальных горах. И наши глаза взирают с тоской На сумрак земли, На звезды вдали: Ну, скоро ли утро вспыхнет зарей В армянских горах, в зеленых горах?!
Представление места и времени действий 16 стихотворений Из описаний места событий складывается картина той жизни, которая была в Армении в конце XIX века. И это не просто фотография местности, а живое воспроизведение природы, где ощущается ее жизнь: «В ущелье гор, среди села лавчонка тесная была», «Там, высоко, над скалой, в глуби гор, покрытых мглой… Под прикрытьем гор и неба…». Можно представить место и время событий, которые случились более ста лет назад, не хуже, чем по учебникам истории.
«Цветок, росший в чужом краю, — говорил Туманян, — не может иметь аромата и пышности родины… Поэт должен обеими ногами стоять на родной почве, и только тогда его голос будет звучать во всю силу…»
Общение с природой, любование ею, описание красоты 8 стихотворений Яркие картины природы гор говорят о том, как хорошо знал и чувствовал поэт природу Армении. «Спустилась ночь, и горы исчезли во мраке, а дождь все льет и льет» В лирических стихах пейзаж занимает главное место, наблюдается умение автора скупыми, но вместе с тем яркими штрихами создавать цельные поэтические картины.
Горы – это Родина, объединение всех кавказцев 8 стихотворений В стихотворении «Желание» О.Туманян говорил о своем желании «подобно птице полюбить лишь вольность и небесный простор», улететь в тот далекий край, «где цветут поля дедов, где в пустынной крепости на туманной горе тлеют забытые кости предков». В стихотворении «С Отчизной» поэт с горечью говорит о судьбе Армении: О, горный мой край, О, скорбный мой край! Ты вся изранена, земля, и всё же ты жива, Стоишь готовая сказать заветные слова. В последней фразе стихотворения – «встающий мой край» – чувствуется вера поэта в то, что Армения сможет подняться.
Символ счастливой жизни, источник вдохновения, место избавления от страданий 7 стихотворений «Сказали горы: «Мы возьмем Твои страданья на себя». Изображение природы, лирические картины сменяются бунтарским протестом — темой протеста, нежеланием терпеть унижение. Вероятно, поэт был убежден, что человек, как природная стихия, должен быть свободным.
Сравнение с различными объектами - «Живой Давид горой встает» («Давид Сасунский»); - «Покинул я внизу, в глубокой мгле, Почет, богатство, Зависть, злорадство. Всё, что гнетет свободный дух к земле. И вижу я с моей вершины — на дне долины как просто всё и пусто!» («Перевал»); - «Давно в разлуке с музой я. Теперь я выезжаю в свет, Тут заседанье, там обед, Уж я политик, тамада, А муза скрылась без следа… Мне говорили, что она Теперь в горах живет одна» («Экспромт»); - «Как гости, на свадебном буйном пиру Горы зеленые…» («Ануш»). В сравнениях преимущества получают горы, человек смотрит на них снизу вверх, поэтому горы величественны, свободны, а вся природа могущественна и вечна, по сравнению с человеческим родом.
Конкретные горы Название гор Название стихотворений Арарат, Масис «ПРИМИРЕНИЕ», «АРМЯНСКОМУ СКИТАЛЬЦУ» «С ОТЧИЗНОЙ», «ПОЭТАМ ГРУЗИИ», «В СТРАНЕ АРМЯН, КАК ВЕЛИКАН, СТОИТ МАСИС МОГУЧИЙ…», «С РОДИНОЙ» Казбек «ПРИМИРЕНИЕ» Лорийское ущелье «САКО ЛОРИЙСКИЙ» Сасунская гора «ДАВИД САСУНСКИЙ» Марут «ДАВИД САСУНСКИЙ» Абул и Мтин «ПАРВАНА» Товарищ, привет!» – загремел Масис, И голос был страшен, как молний след, И горы Кавказа отозвались, И глухо ответил Казбек: «Привет!» «Мы старою славой с тобой близки Друзья по страданьям мы, старина, Хоть розно стояли мы, далеки, Но буря над нами была одна.
Глава III. Выразительные средства создания образа гор - олицетворение: «Гора встает, торжественно скорбя», «Скалы смотрят друг на друга, ничего не говорят»; - эпитеты: «с вершины темной, выше всех, где рядом с новым старый снег», «Масис могучий», «тучеглавые горы»; - сравнения: «как угрюмо нависли скалы над бешенством вспененных вод», «как великан, стоит Масис могучий»; - метафоры: «горы исчезли во мраке», «зацветает гора, взберемся на гребень вершины с тобой»; - градация: «идем мы издалека – из тьмы веков, из сумрака времен».
Заключение Ованес Туманян стал душой армянского народа. В его патриотической поэзии отразилась любовь к отчизне, своему народу, культуре и богатой природе. Природа в стихах не служит простым фоном или украшением, не выступает в роли равнодушной свидетельницы трагических событий. В 39 стихотворениях описания гор поделились на 6 групп по значению и роли в тексте. В лирических стихах пейзаж включает в себя не только восхищение «горным раем», но и размышления о судьбе народа, который «давно идет издалека – из тьмы веков, из сумрака времен».
В сюжетных стихотворениях лирические картины сменяются бунтарским протестом, нежеланием терпеть унижение. В сюжетных стихотворениях лирические картины сменяются бунтарским протестом, нежеланием терпеть унижение. В сравнениях с другими объектами, людьми преимущества получают горы за гордый и свободный нрав. Образ гор создаётся с помощью художественных и синтаксических средств выразительности: предложения с прямой речью, олицетворения, эпитеты, метафоры, градация, сравнения. Все эти средства позволяют увидеть нам слияние Ованеса Туманяна с окружающим миром.
Духовные ценности поэта - понятия добра и зла, справедливости, стремления к свободе, воспевание красоты природы – раскрываются в стихотворениях, события которых происходят на природе, в горах. Поэтому считаем, что гипотеза «если горы занимают в творчестве поэта большое место, то с их помощью О. Туманян раскрывает свой мир, свою душу» доказана.
Список литературы и Интернет ресурсов ИНТЕРНЕТ БИБЛИОТЕКА http://doc.knigi-x.ru/22istoriya/61831-1-est-pisateli-kotorim-suzhdeno-sigrat-osobuyu-rol-tolko-istorii-rodnoy-literaturi-duhovnoy-zhiz.php Виссарион Белинский - Стихотворения М. Лермонтова https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/criticism/page-2-224074-vissarion-belinskii-stihotvoreniya-m-lermontova.html Григорьян К. Н. ОВАНЕС ТУМАНЯН https://coollib.com/b/303765/readи Мигита Ю. Сравнение как средство художественной выразительности http://litset.ru/publ/7-1-0-14875 Ованесян С. Ованес Туманян — Душа народа https://vstrokax.net/avtorskaya-kolonka/ovanes-tumanyan-dusha-naroda/ Стихотворения Ованеса Туманяна http://lit.peoples.ru/poetry/ovanes_tumanian/poem_34732.shtml Туманян Ованес – Стихотворения https://tunnel.ru/post-tumanyan-ovanes-stikhotvoreniya-lvov-mikhail-1985 Почему Арарат - священная для армян гора и как он оказался у турок? https://www.livekavkaz.ru/index.php?newsid=4562 Туманян С.А. О творчестве Ованеса Туманяна https://www.armspb.org/news/29-03-2019
Благодарю за внимание!