1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный. Наглядный (видео). | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Алена Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник, рабочая тетрадь и лист исследователя. А сейчас давайте посмотрим видеоролик. (включаю видео про погоду)
Ребята, про, что было это видео? Верно, а какая она?
Да, за окном у нас сегодня чудесная погода. И начнем мы наш урок радостно рассказывая о погоде. | Здороваются с учителем.
Проверяют готовность к уроку.
Смотрят.
Про погоду. Отвечают.
|
|
|
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробномдействии. |
Словесный. Наглядный (презентация). | На предыдущем уроке вы рассмотрели тему: «Что такое погода?» Давайте с вами вспомним эту тему. Ребята, из чего складывается погода?
Верно, а что такое температура воздуха?
А какие осадки вы знаете?
Молодцы, каким бывает ветер?
Верно, а что такое погода? Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. А сейчас давайте составим мини-рассказ на тему «Какая сегодня погода?» Посмотрите на слайд, этот план поможет вам составить рассказ. Первое, что мы должны назвать это сегодняшнее число и день недели. Затем описываем погоду по плану. План: 1. число, месяц, день недели 2. Облачность (ясно, пасмурно, переменно) 3. Температура воздуха 4. Ветер 5. Осадки. 6. Явления природы Готовы? (Спрашиваю, слушаю несколько ребят) Молодцы! |
Из температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. Это когда холодно, тепло или жарко. Дождь, снег, град. Может быть слабым или сильным. Отвечают.
Слушают.
Отвечают. Рассказывают. |
| Научатся владеть диалогической речью – к. |
|
3. Выявление места и причины затруднения. | Наглядный (растение и камень, презентация). Словесный. | Ребята, сегодня мы, не покидая класса отправимся с вами в гости, а к кому вы узнаете после того как посмотрите видео. (Включаю видео) Ну, что ребята, догадались к кому в гости мы сегодня отправимся? Верно, а по каким призракам вы определили, что это осень?
Да, и тема нашего сегодняшнего урока: «В гости к осени» | Слушают.
Смотрят.
К Осени!
Отвечают. |
| Учащиеся научатся владеть диалогической речью – к. Учащиеся научатся определять учебную задачу – р. | У учащихся будет сформирован интерес к изучению осенних явлений в неживой и живой природе.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
| Словесный. Наглядный (презентация). | -Чтобы определить цель нашего урока, прочитайте, что написано над красной чертой в учебнике на стр. 40. -Какая цель нашего сегодняшнего урока?
А что бы достигнуть этой цели, что мы должны сделать? Какие вопросы перед собой поставить? Узнаем о чём? Научимся объяснять, что? Определим, что?
- Эти пункты и будут планом нашего урока.
| Цель: узнать об осенних явлениях в неживой и живой природе. Задачи: 1) Узнаем об осенних явлениях в неживой и живой природе. 2) Научимся объяснять, как связана неживая и живая природа. 3) Определим от чего зависят все изменения в природе. |
| Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий – р.
|
|
5.Реализация построенного проекта. | Словесный. Наглядный (презентация).
Практический (лист исследователя).
Словесный.
Практический (задание с карточками). Наглядный (карточки). | Давайте с вами посмотрим какие изменения с наступлением осени произошли в неживой природе. Летом солнце поднимается высоко в небе, поэтому земля получает много тепла. Осенью солнце поднимается не так высоко, дни становятся короче и холодает. Ребята, обратите внимания на слайд? Что вы видите?
Давайте вспомним, как мы ходили летом?
Верно, а с приходом осени, что изменилось?
Да, а почему? Что это значит?
Верно, высота Солнца осенью уменьшается относительно горизонта. Летом находится выше всего над горизонтом, зимой ниже всего. От высоты зависит продолжительность дня, летом самые длинные дни, зимой — короче. Осенью дни становятся короче, Земля прогревается меньше, от этого температура понижается. С каждым днем восход солнца происходит все раньше, а заход солнца все позже. (На доске картинки времен года. И распологаем солнца по высоте к каждому времени года) Давайте с вами возьмем лист исследователя и посмотрим с вами на второе задание. Давайте нарисуем расположение солнца смотря какое время года. Готовы? Молодцы. Ребята, а какие осадки бывают осенью? Верно, давайте посмотрим, чем отличается летний дождь от осеннего. (включаю аудиозапись летнего и осеннего дождя) Ребята, чем летний дождь отличается от осеннего? Верно, давайте поиграем в оркестр. Отлично, а что может быть еще осенью кроме дождя? Давайте с вами посмотри видео и скажем. Снег правильно. А как вы думаете, о чем нам говорит первый снег? Самый главных признак снега, говорит о том, что скоро начнется зима. Кроме тех осадков, которые летят высоко с неба, есть и приземный вид осадков. Однажды вы проснулись, выглянули в окно и увидели… (на слайде появляется картинка инея) Отлично, а вы знаете что такое иней? Иней – это приземный вид осадков, в виде кристалликов льда, снега, который лежит на траве. Иней бывает при первых заморозках.
Посмотрите на картинку, как вы думаете, что это такое? Отлично, а знаете ли вы что такое туман? Туман- это когда в воздухе скапливается большое количество водяных паров, нарушающее видимость окружающего пространства. (на слайде картинка ледостава) Ребята, обратите внимание на слайд, что вы видите? Это ледостав, а ледостав- это когда лужи, реки и озера порываются льдом. Интересный факт, ребята: Любой водоём начинает замерзать с краёв. А сейчас давайте с вами откроем рабочую тетрадь на странице 28 и выполним первое задание, первого варианта. Наша задача найти ошибку в утверждении и зачеркнуть её. К осенним явлениям в неживой природе относятся: Похолодание, листопад, первые заморозки, ледостав. Ребята, похолодание относится к явлениям неживой природы? Верно, значит не зачёркиваем, а листопад относится к явлениям неживой природы? Почему? Первые заморозки? Ледостав? Получается, к явлениям неживой природы у нас не относится только листопад. | Слушают.
Детей.
В шортах, футболках! В куртках, штанах. Потому что похолодало. Температура стала ниже.
Слушают.
Выполняют.
Дождь.
Интенсивный осенью моросящий
Смотрят видео
Иней
Слушают.
Туман.
Отвечают.
Отвечают.
Да, относится.
Нет, потому что деревья живые организмы, а листья растут на деревьях. |
|
Учащиеся научатся владеть диалогической речью – к.
Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов - п. |
|
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи. | Словесный. Наглядный (картинки). | А теперь давайте с вами узнаем, как изменения в неживой природе влияет на живую природу. Как вы думаете почему происходит листопад? Почему листья желтеют и опадают?
Отлично. (включаем звук перелетных птиц) Ребята, что это за звуки? Верно, это звуки перелётных птиц. Но к сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг. Ребята, как называются такие птицы? Верно, а каких перелётных птиц вы знаете? (На слайде фотографии птиц) Обратите внимания на слайд. Эту птицу называют Стриж. Стрижи – удивительные птицы, которые не умеют ни ходить, ни плавать, зато в полете им нет равных. Питаются они в высоких слоях атмосферы. Но под конец лета насекомые летают ближе к земле, т.к. от солнца уже не исходит то тепло, которое было ранее. И что сделают стрижи в таком случае? Верно, стрижи улетают в тёплые края уже в конце августа. А вот ласточки – летают низко к земле и питаются тоже насекомыми. Значит какими они полетят? Верно, они улетают после стрижей. В начале сентября.
А грачи у нас питаются не только насекомыми, ещё и плодами, и семенами. Но как мы с вами знаем, в начале осени мы собираем урожай, подготавливаем поля к зиме. Поэтому грачам нечем питаться, и они улетают. Ребята, как вы думаете, когда они улетают? Верно, грачи улетают в тёплые края в середине-конце сентября.
Ребята, а где у нас обитают цапли? Верно, лягушки уже спрятались, а насекомые исчезли. Болота подмёрзли и начали покрываться льдом. Поэтому цаплям больше нечем питаться, и они покидают наши края. В начале октября уже не встретишь этих прекрасных птиц.
А вот утки покидают нас самыми последними. Они улетают только тогда, когда полностью замерзают водоёмы и реки.
Ребята, так почему птицы улетают на юг? Верно, птицы улетают в тёплые края, потому что с приближением осени становится меньше корма. Насекомые исчезают, а травянистые растения увядают. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края - туда, где есть корм. А что происходит в жизни человека осенью?
|
Потому что дни становятся короче, и корневая система не усваивает воды. Птиц.
Перелётные. Цапля, Стриж, Утка-кряква, Ласточки, Грач.
Улетят!
Вторыми.
В середине сентября.
В болоте.
Потому что им нечем питаться.
Люди собирают урожай, готовятся к зиме. |
|
Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов – п.
Учащиеся научатся владеть диалогической речью – к.
| Учащиеся получат возможность осознавать роль живой и неживой природой в жизни человека. |