Урок окружающего мира «В гости к осени» в 3 классе
Ход урока
Этапы и методические особенности урока (формы, методы, приёмы) |
Содержательные линии |
Планируемые результаты |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные учебные действия |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационно – мотивационный момент Рассказ информационный Рассказ фактологический Беседа |
Приветствие учителя, пожелания в удачной совместной деятельности.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению. |
Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке. Дети высказывают своё мнение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Изучение нового материала Дискуссия Обобщающая беседа Беседа с элементами практической деятельности Беседа Практическая работа с элементами дискуссии Дискуссия Беседа |
– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
До начала изучения новой темы учитель раздает учащимся таблицу для заполнения в ходе работы, осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды рябины, калины, семена, осенние листья березы, дуба, клена, рябины, калины и др.
1. Осенние изменения в неживой природе – Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе (слайд 8). 2. Как меняется осенью жизнь растений
– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
Лес, точно терем расписной:
– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему? |
Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь Коммуникативные: умение слушать и понимать, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи. Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь Коммуникативные - умение оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи Интеллектуально – познавательные – делать выводы, приводить примеры в качестве доказательств |
Рассуждают и отвечают на поставленные вопросы. Работают по теме урока. Чертят в тетради таблицу и заполняют её. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Высказывают предположения, рассуждают, делают вывод. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Руки кверху поднимаем, |
Выполняют упражнения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Закрепление нового материала Рефлексия |
Игра «Отгадай растение» (презентация) Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев. Осенние изменения в жизни животных
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых (слайд 14).
– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах
– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
|
Формирование интеллектуально – познавательных УУД: выделять главную мысль, формировать культуру общения. |
Рассматривают изображения на слайдах и отвечают на вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Оценка работы детей |
Учитель с комментариями оценивает работу детей. |
Становление экологической культуры |
Регулятивные: самооценка деятельности на уроке |
Оценивают собственную работу на уроке |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Задавание домашнего задания |
1. Прочитать текст «Неживая природа осенью» (учебник, с. 36-37); |
Осознают приёмы выполнения домашнего задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Логическая завершённость урока |
Что нового мы узнали, чему научились? Какой вид работы понравился больше всего? |
Оценивают значимость изученной темы |