Вексилология-Это проще,чем кажется
Автор публикации: Е. Шеховцова, ученица 4Б класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Исследовательская работа на тему:
«Вексиллологии – это проще, чем кажется»
Работу выполнила:
Шеховцова Ева Алексеевна,
ученица 4«б» класса
Руководитель:
Шеховцова Виктория Владимировна
Таганрог, 2024
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЯ ФЛАГОВ…………………………………….………………...4
1.1. Понятие. Классификация………………………………………….........4
1.2. История развития флага……………………………….………………..5
1.3. История флага России……………………………………………..........7
1.4. Цветовая палитра флагов………………………………………………9
1.5. Самый красивый флаг………………………………………………….10
3. СПОСОБЫ ЗАПОМНИТЬ ФЛАГИ…………………………………….11
4. ИНТЕРЕСНЫЕФАКТЫ………………………………………………….12
5. ПРАКТИЧЕКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИ…………………………………………………………………21
Приложение 1……………………………………………………….…………22
Приложение 2……………………………………………………….…………23
ВВЕДЕНИЕ
Вексиллоло́гия — вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.
Существует множество флагов различных стран, и запомнить их все может быть довольно трудно. Люди могут испытывать трудности в запоминании большого количества деталей, особенно если они не имеют интереса или связи с определенными странами. Если человек не испытывает интереса к геральдическим символам и флагам, ему может быть сложно запомнить их. Интерес и эмоциональная связь с материалом обычно помогают в запоминании.
Запоминание флагов – это навык, который требует практики. Если человек не уделяет достаточно времени и усилий для тренировки своей памяти, ему будет сложно запомнить флаги. Если флаги представлены изолированно, без контекста или связи с соответствующими странами, людям может быть трудно запомнить их. Когда флаги ассоциируются с историей, культурой и географическим положением страны, это может облегчить процесс запоминания.
Цель исследования: развеять миф о том, что изучение стран, столиц и их флагов это «страшное» и скучное занятие.
Гипотеза исследования: можно ли запомнить все страны, их столицы и флаги мира?
Задачи исследовательской работы:
- изучить историю создания флагов и их значение;
- провести сравнительный анализ существующих флагов;
- рассмотреть способы изучение флагов;
- выработать свой метод запоминания флагов.
Объект исследования: способы запоминания флагов.
Предмет исследования: флаги стран мира.
Методы исследования: анализ, опрос, анкетирование.
1. ИСТОРИЯ ФЛАГОВ
1.1. Понятие. Классификация.
Флаг – полотнище правильной геометрической формы (чаще всего — прямоугольной), имеющее особую расцветку и определённое соотношение сторон. Флаг является средством передачи информации обществу людей. Для этих целей используют не только различные цветовые сочетания, но и символы (герб, эмблема, надпись и проч.). Флаги различаются не только по характеру предоставляемой информации, но и по способам применения.
По своему назначению флаги могут быть:
Сигнальными. Предназначены для визуальной передачи какой-либо информации. Используются спортивными организациями, авиацией, военно-морскими структурами.
А (аз). «Нет», «Не согласен», «Не имею», «Не разрешаю», «Не нуждаюсь».
Б (буки). «Сняться с якоря», «Дать самый полный ход»
В (веди). «Курс ведет к опасности»
Декоративными. Созданы для украшения фасадов общественных зданий во время проведения национальных праздников, для открытия выставок, торговых центров. Обычно не содержат смысловой нагрузки.
3. Официальными. Создаются с учётом исторических и экономических особенностей объекта, символом которого они будут являться. Их изготовление происходит в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
4. Корпоративными. Не имеют строгих рекомендаций по отношению к цветовому оформлению и изображению, а также каких-либо ограничений в размерах.
1.2. История развития флага.
История флагов мира уходит своими корнями в глубокую древность. Флаги использовались для обозначения принадлежности, идентификации и коммуникации. Они имеют множество форм и символики и являются важным элементом национальной идентичности каждого государства.
Древние цивилизации использовали флаги для идентификации воинов на поле боя и как символы власти и авторитета. Возможно, одним из самых ранних известных флагов является эмблема египетского фараона, изображающая сокола, который стал символом бога Ра.
С течением времени флаги претерпевали изменения и эволюционировали. В средние века флаги стали использоваться на морских судах для идентификации национальности и предотвращения путаницы во время морских сражений. Часто флаги имели гербы или другие символы, отражающие историю и культуру государства.
С появлением национальных государств в новое время флаги стали играть еще большую роль. Они стали символизировать суверенитет государства, его ценности, идеалы и исторические связи. Многие современные флаги появились в XIX и XX веках в результате национальных движений и борьбы за независимость.
Сегодня мировые флаги отличаются своими уникальными дизайнами и символикой. Например, флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.
История флагов мира богата и разнообразна, и каждый флаг имеет свою уникальную историю и значение для своего государства. Они служат важным символом национальной гордости, единства и идентичности.
1.3. История флага России.
История Российского флага имеет много интересных моментов в эволюции.
Одним из первых использованных флагов был флаг Киевской Руси, который восходит к IX-XII векам. Этот флаг представлял собой красное полотнище солнца.
С развитием Московского государства в XV-XVII веках, появился новый флаг - флаг Московского царства. Он состоял из красного полотнища с золотым изображением орла, распростертого крыльями.
В XVIII веке, после принятия Петром I титула Императора, появился императорский флаг Российской империи. Он был оформлен в стиле тогдашней Европы и состоял из триколорных полос: белой, синей и красной, расположенных горизонтально.
После 1917 года, когда в России установилась советская власть, флаг Российской империи был заменен на новый флаг Советского Союза. Этот флаг был красным, союзным знаменем с изображением серпа и молота в верхнем углу.
В 1991 году, после распада Советского Союза, в Российской Федерации возникла необходимость в новом флаге. Была проведена открытая конкурсная процедура, в результате которой был выбран новый флаг. Он представляет собой трехцветную горизонтальную полоску: белую сверху, синюю посередине и красную внизу.
Цвета полос отечественного триколора несут особое смысловое значение. Белый цвет означает свободу, благородство, мир. Синий – цвет веры и духовности. Красный символизирует державность, которая во все времена была присуща Российскому государству и нашему многонациональному народу.
Официально новый флаг был принят 11 декабря 1993 года и с тех пор служит национальным символом Российской Федерации. Он символизирует ценности и историю страны, а также является символом единства и гордости.
Таким образом, история Российского флага отражает различные этапы развития страны и ее политической системы, а каждый флаг носит с собой свою уникальную символику и значение.
1.4. Цветовая палитра флагов.
Флаги могут содержать различные цвета в зависимости от их символики и значения. Однако существуют некоторые цвета, которые наиболее распространены по международным стандартам и использованию в государственных флагах:
Красный: часто используется для символизации силы, мужества и революционного духа.
Белый: часто сопровождает красный цвет или является основным и символизирует мир, чистоту и независимость.
Синий: часто используется для символизации свободы, неба и моря.
Желтый/Золотой: часто используется для символизации солнца, богатства и достатка.
Зеленый: часто связывается с природой, ростом, надеждой и означает надежду и жизнь.
Черный: используется для символизации траура или авторитетности.
Оранжевый: часто используется для символизации энергии, счастья и щедрости.
Пурпурный/фиолетовый: может символизировать роскошь, власть или религиозную важность.
Это лишь некоторые из наиболее распространенных цветов, используемых для флагов. Однако каждый флаг имеет уникальную символику, и цвета могут быть тщательно выбраны в соответствии с историческими, культурными и политическими значениями каждого государства.
1.5. Самый красивый флаг.
Определить, какой флаг является самым красивым, субъективный вопрос, так как восприятие красоты зависит от индивидуальных предпочтений и вкуса людей.
Однако некоторые флаги часто называются великолепными и эстетически привлекательными. Например, многим нравится флаг Японии, известный как «хино-мару» (Солнечное круглое знамя). Он состоит из белого полотнища с красным кругом в центре, который символизирует солнце. Его простота и символичность делают его узнаваемым и элегантным.
Также, флаг Канады, известный как «канадские листья клена», является популярным и с очень хорошим дизайном. Он представляет собой красное полотнище с крупным красным листом клена в центре. Его минималистичный и сильный дизайн приносит ему много похвал.
Другие флаги, например, флаг Бразилии, Греции, Италии, Южной Кореи, Танзании и многих других привлекают внимание своими яркими цветами, интересными символами и эмблемами.
На мой взгляд самыми красивыми флагами являются флаг России и флаг Непала.
Это единственный флаг в мире, который не является четырехугольником. Флаг состоит из двух треугольных фигур, часто называемых вымпелами.
Но в конечном итоге, красоту флага можно оценить, только взглянув на него и основываясь на собственные предпочтения.
3. СПОСОБЫ ЗАПОМНИТЬ ФЛАГИ
Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности памяти. Некоторым людям проще запоминать визуальную информацию, в то время как другим легче запоминать ассоциации или контекст.
Чтобы облегчить процесс запоминания флагов, можно использовать различные стратегии, такие как ассоциации, повторение, создание историй или использование помощников памяти, таких как аббревиатуры или акростихи. Также полезно изучать флаги с учетом контекста и узнавать больше о соответствующих странах и их культуре.
Существует несколько способов, которые могут помочь вам запомнить флаги, названия стран и их столицы. Вот некоторые из них:
1. Изучайте страны и их флаги по одной за раз. При изучении каждой страны сосредоточьтесь на флаге и столице этой страны. Визуализация и повторение помогут запомнить информацию.
2. Создайте ассоциации. Возьмите флаг страны и свяжите его с чем-то, что поможет вам запомнить название этой страны и столицу. Например, для флага Японии (красный круг на белом фоне) вы можете вспомнить, что это «страна восходящего солнца» и столица - Токио, один из крупнейших городов мира.
3. Используйте мнемонические приемы. Создайте аббревиатуру или фразу, которая будет соответствовать названию флага и столицы. Например, для флага Франции (три вертикальные полосы разного цвета - синий, белый и красный) и столицы Парижа вы можете использовать аббревиатуру «СиБеК» (синий-белый-красный) и ассоциацию «Париж - город любви».
Цвета российского флага, Белый, Синий, Красный – «БеСиК».
4. Играйте в игры. Используйте онлайн-викторины или карточки с флагами и названиями стран для тренировки запоминания флагов и столиц. Постепенно увеличивайте уровень сложности, чтобы улучшить свои навыки.
5. Повторяйте информацию. Регулярно повторяйте изученные флаги, названия стран и их столицы, чтобы закрепить информацию в памяти. Можно использовать флэш-карты или поделиться информацией с другими людьми для взаимной проверки знаний.
Важно помнить, что запоминание может быть процессом индивидуальным и требует времени и усилий. Поэтому регулярная практика и настойчивость помогут вам наиболее эффективно запомнить флаги, страны и их столицы.
Также существуют различные тренажёры, которые способствуют запоминанию. В Google Play можно скачать различные приложения для отработки этого навыка:
Помогает запомнить страны изучение интересных фактов.
4. ИНТЕРЕСНЫЕФАКТЫ
Швейцария и Ватикан - две страны, у которых флаги квадратные. У всех остальных — прямоугольные флаги.
Монако и Индонезии имеют одинаковые флаги, за исключением размера (флаг Монако более узкий).
Флаги Румынии и Чада отличаются только оттенком синего цвета.
С 1977 по 2011 год флаг Ливии был единственным одноцветным флагом в мире (зеленый).
С 1815 до 1830 года флаг Франции был просто белым.
Во время Олимпийских игр 1936 года было обнаружено, что у Лихтенштейна и Гаити полностью одинаковые флаги (чего никто не замечал до этого времени). Поэтому Лихтенштейн добавил корону на свой флаг.
Большая звезда на китайском флаге символизирует Компартию, в то время как 4 маленькие звезды символизируют экономические классы Китая: крестьяне, рабочие, мелкая буржуазия и «патриотические капиталисты».
У Марса есть свой флаг, который был разработан инженером NASA. Красный цвет символизирует современный Марс, в то время как зеленый и синий цвета показывают возможный прогресс терраформирования планеты и шанс того, что она вновь станет обитаемой.
Флаг Парагвая является единственным национальным флагом в мире с различными эмблемами на его лицевой и обратной сторонах.
После Олимпийских игр 1920 года первый олимпийский флаг пропал без вести на целых 77 лет. В конце концов один из олимпийцев, который выступал в то время, признался, что все эти годы хранил его в своем чемодане.
В ходе мирных переговоров представители Северной и Южной Кореи приносили на них каждый раз все большие флаги своих стран в зал заседаний. В итоге пришлось проводить специальное заседание для решения этой проблемы, поскольку флаги просто уже не помещались в комнату.
Флаг Дании является старейшим флагом, который используется до сих пор. Он был разработан в 1219 году.
На флаге Мозамбика есть изображение автомата АК-47.
Символ на флаге Кыргызстана – это то, что вы видите, когда смотрите вверх, находясь в юрте.
В мирное время на флаге Филиппин синяя полоса расположена на верху флага. Во время войны флаг переворачивается вверх ногами, а сверху оказывается красная полоса.
Флаг Афганистана был переработан 20 раз. Это больше, чем в любой другой стране.
Флаг Камбоджи и Афганистана — единственные, на которых изображены здания.
Слова «Аллах Акбар» повторяются 22 раза на флаге Ирана.
Круг на флаге Бангладеша расположен не точно в центре, а смещен немного влево. Считается, что когда флаг развевается в воздухе, то создается видимость, что круг находится в его центре.
Флаг Норвегии был назван «матерью всех флагов», потому что на нем можно найти флаги Индонезии, Польши, Финляндии, Франции, Нидерландов и Таиланда.
Современный флаг США был разработан 17-летним подростком для школьного конкурса. Учитель поставил за этот флаг оценку «4 с минусом».
Когда пираты использовали красный флаг, это означало «никакой пощады», то есть ни одна жизнь не будет спасена, в то время как черный флаг обычно означал, что тем, кто сдался без боя, будет позволено жить.
В 2007 году Россия водрузила под водой Северного Ледовитого океана свой национальный флаг в надежде сохранить потенциальные природные ресурсы Арктики. Во время российской экспедиции был установлен титановый государственный флаг, а стоимость всего проекта составила около 100 миллионов рублей.
Французский флаг имеет неравные пропорции при использовании на флоте. Синий, белый и красный участки покрывают площадь флага в пропорциях 30%, 33% и 37% соответственно. Это сделано для того, чтобы не было иллюзии несоответствия размеров, создаваемой при взмахе флага (при взмахе участок, расположенный напротив флага, в данном случае красный участок, кажется меньше).
5. ПРАКТИЧЕКАЯ ЧАСТЬ
Цель работы: развеять миф о том, что изучение стран, столиц, флагов – это «непосильная ноша» для детей среднего возраста; научить за короткое время запоминать все страны, столицы и флаги мира.
В ходе работы необходимо было понять, знают ли школьники назначение государственного флага; с флагами скольких стран мира они сталкивались; хотят ли школьники изучать и распознавать флаги других государств; знают ли историю российского флага?
По результатам анкетирования (Приложение 1) были получены следующие данные. Более половины учеников (20 человек) считают, что флаги нужны для обозначения зданий органов власти и государственных учреждений, 10 человек – для официальных международных мероприятий и встреч, лишь 2 человека убеждены, что государственные флаги используются для украшения.
На следующий вопрос школьники смогли привести примеры не более 7 стран мира, чьи флаги они знают (в основном страны ближнего зарубежья и стран, участвующих в СВО). Практически никто из детей не знает истории флага России. Ситуация может измениться, если дети начнут изучать историю России. Практически все захотели расширить свои знания в области вексиллологии.
Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод, что учащимся интересна тема изучения государственных флагов других стран, некоторые из них уже знакомы с историей родного флага, понимают назначение государственных флагов и уже могут распознать флаги других стран.
Одним из заданий было «Нарисовать свой собственный флаг».
Одним из самых эффективных методов запоминания считается рисование, так как создает более прочные воспоминания, затрагивая зрительные и двигательные навыки человека, а также способность понять смысл нарисованного и отложить воспоминания об этом в голове. Учеными доказано, что именно рисунки способствуют максимально надежному хранению воспоминаний.
Один из способов облегчить запоминание флагов является их группировка по различным признакам:
- флаги с изображением креста;
- бело-красные флаги;
- флаги с изображением солнца;
- флаги с изображением животных;
- флаги с изображением растений.
Хорошим способом запоминания информации является ассоциация.
Для примера рассмотрим флаг Вануаты, столица Порт-Вила. И попробуем придумать свои ассоциации. Например, представим себе, что маленький кружочек это корабль, плывущий в гавань, т.е. в порт (Порт-), где находится его вилла (-Вилла). А капитана корабля зовут Ваня (Вануату).
Так играючи можно придумать различные флаги к самым сложным, на первый взгляд, флагам. Ребятам предлагалось аналогичное задание (Приложение 2). Стоит отметить, в игровой форма запоминание происходит легче и быстрее. Аналогичное задание было предложено взрослым. Как оказалось, детское восприятие мира, способность воображать и фантазировать помогают устанавливать такие ассоциации намного проще, чем взрослым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект позволил понять, что процесс запоминания флагов – это совсем не скучное занятие для взрослых, а очень интересное и познавательное времяпрепровождении. Страх перед большим объемом информации можно преодолеть изучая информацию последовательно, небольшими порциями, в виде игры.
Флаг как официальный символ страны – это основа единого государственного стиля. Под флагами люди шли на величайшие подвиги. Отважные землепроходцы и мореплаватели, совершая великие открытия, устанавливали на неизведанных прежде землях флаги своей страны. Мужественные патриоты под национальными знаменами боролись за свободу своей Родины. Через немалые испытания прошли многие народы, прежде чем завоевали право на свою государственную символику. И в наши дни, покоряя горную вершину или достигая мировой рекорд, граждане поднимают флаг родной страны, прославляя свое государство.
Эта тема важна и актуальна, ведь уважительное отношение к государственным символам служит основой патриотизма и любви к Родине и необходимо изучать государственную атрибутику для воспитания такого отношения.
Приложение 1.
Фамилия Имя __________________________________________________
Назначение государственного флага
Флаги скольких стран мира вы знаете
3. Знаете ли вы историю флага России
4. Нарисуйте свой собственный флаг (например флаг вашей семьи).
Приложение 2.
Анкета «Ассоциации»
Какие ассоциации у вас возникают при виде флага страны?___________________________
Замбия
Албания
Барбадос
Сомали
Бутан
Бурунди
Аруба
Ямайка