Учитель - это больше, чем профессия, учитель - это призвание
Учитель. Строго и возвышенно звучит это слово. Оно подчеркивает благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессий обучение и воспитание подрастающего поколения.
Посвящается моей маме...
Власова Ольга Григорьевна родилась в селе Сидоровка 3 октября 1950 года. Будучи ребенком часто наблюдала за своей мамой Воробьевой Анной Павловной, учителем начальных классов. Поэтому затруднений с выбором будущей профессии у Ольги не было. После окончания школы девушка не сразу поступила в Новосибирский педагогический институт, не хватило одного бала, поэтому была принята кандидатом. Но она настолько высоко зарекомендовала себя в дальнейшем, что преподавателям сразу стало понятно, что эта высокая, хрупкая девушка без сомнения станет прекрасной студенткой. Ольга хорошо училась, великолепно рисовала и оформляла свои работы. Её доклады, напоминали увесистые книги, т.к. были оформлены рисунками с детальной прорисовкой элементов, будь то птица, дерево или цветок. Это были не скупые, академичные работы, а подробные творческие проекты, в которые вкладывалась ещё и душа.
По окончанию университета Ольгу Григорьевну – дипломированного специалиста, учителя биологии и географии направили по распределению на работу в Горёвскую восьмилетнюю школу Новосибирской области по специальности учителя географии. Там начались её первые шаги в профессии. Она всегда с большой благодарностью вспоминала небольшой коллектив школы, который с теплом принял её в свою учительскую семью, внимательных учеников с интересом слушающих объяснения учителя. Но в августе 1974 года по семейным обстоятельствам вместе со своим мужем Власовым Александром Андреевичем она переехала в село Завьялово Алтайского края и была трудоустроена на работу в Завьяловскую среднюю школу №1 учителем географии и биологии. С этого момента начнётся непрерываемый двадцатидвухлетний путь учителя-профессионала, дорога длиною в оставшийся слишком короткий промежуток жизни.
Как отмечают коллеги (многие из них до сих пор работают в Завьяловской школе №1), Ольгу Григорьевну отличало большое трудолюбие, глубокое знание предметов, стремление совершенствовать свое мастерство, большая самоотдача профессии, любовь к детям. Каждый урок Ольги Григорьевны был богат по содержанию и оригинален по форме и методам обучения. Она придавала большое значение самостоятельной работе учащихся, применяя подходы индивидуализации и дифференциации в обучении. Объяснение нового материала всегда вела с учетом интереса учащихся, часто ставила перед ними проблемные вопросы.
Ее ученики читали много дополнительной литературы, создавали иллюстрированные проекты (правда, раньше такие работы назывались иначе), оформляли фотоальбомы (сами проявляли фотографии в фотолаборатории), гербарии, занимались краеведческими исследованиями. Ученики Ольги Григорьевны неоднократно становились призерами олимпиад различных уровней. В течение долгого времени Ольга Григорьевна была районным руководителем методического объединения учителей географии. Активно работала в творческой группе школы, выступала с докладами на заседаниях методических секций по разным вопросам. Делилась опытом с учителями, неоднократно коллектив отмечал её как лучшего шефа-наставника молодых учителей. Все свои уроки объявляла открытыми, это значит, что все желающие могли прийти к Ольге Григорьевне на урок в любое время, заранее не договариваясь об этом с учителем. Обобщила опыт работы учителей ЗСШ №1 по экологическому воспитанию – работа экспонировалась на краевой ВДНХ. Была постоянным участником «Круглых столов», «Экологических трибун». Одной из первых в районе стала вести курс по этике и психологии семейной жизни для учащихся и психологический семинар для учителей. Ольга Григорьевна принимала активное участие в художественной самодеятельности школы и района. На протяжении многих лет была руководителем отряда «Юные дружинники», проводила большую работу по пресечению правонарушений и детской преступности. Ольга Григорьевна - учитель высшей категории. Неоднократно награждалась грамотами районо и Главного Управления Народного Образования крайисполкома и крайкома профсоюза работников народного образования и науки за творческое отношение к работе, за достигнутые успехи в обучении и воспитании учащихся, за активную работу в профсоюзной организации, за активное руководство отрядом ЮД. Пользовалась большим авторитетом среди учителей, учеников, родителей.
Вспоминает Соломахина Лидия Ивановна, завуч по воспитательной работе Завьяловской средней школы: «Ольга Григорьевна первой из классных руководителей стала проводить уроки прощания со школой «Какой ты след оставил в жизни школы?». Вспоминаются искренность и теплота ее души, умение жить заботами и тревогами коллег, радушие и желание всегда сделать так, чтобы школа была лучшей в районе».
Многие считают Ольгу Григорьевну учителем от бога. Она жила жизнью своих учеников, своей семьи, коллег, отдавая им душу. Её жизнь оборвалась очень рано в феврале 1996 года в возрасте сорока шести лет. Она не представляла свою жизнь вне профессии, говоря: «Выходя к детям, я дышу». За свою жизнь она ни разу не пожалела о выбранном пути и одобрила решение двух своих дочерей, Инны и Яны, стать педагогами.
Из воспоминаний старшей дочери Инны: Мама своим примером показывала, что значит любить свою работу всем сердцем, дарить тепло своей души детям. Среди профессиональных качеств мамы наиболее значимыми можно назвать следующие: ответственность, пунктуальность, выдержка, организаторские способности. Честность, справедливость и порядочность – основные черты мамы. Запомнились ее уроки. Они всегда отличались максимальным уплотнением времени, разнообразием форм и методов обучения. Учила видеть в простых обычных вещах новое, неповторимое, чудесное. Мама была естественна – никогда не играла в кого-то другого, была в меру строга, в меру дружелюбна. Для меня мама – эталон стойкости, решимости, силы и крепкого духа.
Из воспоминаний младшей дочери Яны: «Ночь, все спят, в зале горит настольная лампа, освещая лишь стол, чтобы не потревожить своих домочадцев. Голова мамы наклонена над очередным сценарием (именно сценарием), а не планом урока. Её привычная причёска – пучок слегка растрепалась, мамино лицо сосредоточено, она тихонько прочитывает содержание написанного… не допустить лишнего слова, прорепетировать, чтобы завтра на уроке была импровизация, подобная джазу. А импровизация невозможна без тяжёлой тщательной предварительной работы. Лишь только в этом случае импровизация, как перышко парит по классу. Я явно вижу восхищённые глаза учеников, выражение которых меняется: здесь нота «ми», а здесь «си бемоль». И вот моя мама по звонку входит в класс, волнуется, и… начинается урок… ведь для моей мамы урок – это маленькая жизнь.
Профессиональный путь Ольги Григорьевны Власовой может являться примером для многих людей, решивших связать свою жизнь с образованием, потому что учительская профессия - это не просто призвание, это предназначение, которое коротко можно описать словами В. А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям».
Потамошнева Наталья Алексеевна
Власова Инна Александровна
Потамошнева Наталья Алексеевна