«Выявление отношения к здоровому образу жизни школьников 13 – 15 лет»
Автор публикации: В. Глотова, ученица 10Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Н.З. Поповичевой г.Липецка
Исследовательский проект:
«Выявление отношения к здоровому образу жизни школьников 13 – 15 лет»
Выполнила: Глотова Виктория, учащаяся 10Б класса.
Руководитель проекта: Быбочкина С.А.,
учитель физической культуры
2019 г
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
1.ВВЕДЕНИЕ 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1 Сущность и содержание понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 2.2 Культура здоровья и составляющие её компоненты как основы здорового образа жизни 2.3 Результаты исследования | 3 5 5
8 10 |
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 5.ПРИЛОЖЕНИЯ | 19 20 21 |
| |
| |
1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно - экономических условиях способ жизнедеятельности, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, норм общения и поведения [1].
Образ жизни предполагает механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его выбора [5].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это такой стиль жизни, который способствует сохранению и развитию здоровья, где нет факторов для его разрушения [7].
Школьный период учащихся 7-8 классов характеризуется теми анатомо–физиолого - психологические изменениями, при которых закладываются основы моральных и социальных установок личности, происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений, создающие задел на большую жизнь. Научная проблема заключается в необходимости разрешения противоречия между признанием приоритетности формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточным учетом в данном процессе особенностей поведения детей, их самооценка здоровья, отношения к физической культуре, а также влияние социальных условий жизнедеятельности.
Цель проектной работы: выявить интерес к здоровому образу жизни у учащихся 7-8 классов.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность и содержание понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
2.Выявить основные компоненты, составляющие культуру здоровья современных школьников.
3.Провести анкетирование, позволяющее выявить сформированность знаний у учащихся 7-8 классов о здоровом образе жизни
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию школьников 13-15 лет.
Предмет исследования: отношение к здоровому образу жизни младших подростков в общеобразовательных школах города Липецка.
Организация исследования: для выявления понимания здорового образа жизни и отношения к нему мной была разработана анкета, содержание которой приведено в приложении.
Всего в анкетировании приняло участие 250 человек, из них 125 девочек и 125 мальчиков. В анкетировании участвовали две школы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области "Кадетская школа имени майора милиции Коврижных А.П.", МБОУ гимназия № 19 имени Н.З. Поповичевой.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Сущность и содержание понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Здоровье как важнейшее свойство живого организма применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и в то же время результатом нравственных уложений социальной политики. Здоровье как социально-биологическая основа жизни всей нации. В конечном счете, результат политики государства, создающего у своих граждан духовую потребность относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, а к его сохранению - как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению здорового рода [9].
В настоящее время существуют десятки различных определений здоровья. Современное научное определение этого понятия должно основываться на том факте, что состояние здоровья выступает как процесс, материальное явление в человеческом организме [9].
Исходя из возможности использования понятий кибернетики в медицине, можно полагать, что здоровье - это исполнение нормальных физиологических программ жизни, а болезнь - состояние неустойчивого режима этих саморегулирующих систем, возникшее в результате чрезвычайных или необычных внешних воздействий или дефектов собственных программ [2].
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во - первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во - вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психологическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет ощущение общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем обусловлена духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [6].
Важнейшим аспектом образа жизни является здоровый образ жизни – такая организация труда, отдыха, творческого самовыражения, отправления культурных и физиологических потребностей человека, которые обеспечивают ему выполнение биосоциальных функций, физическое и психическое здоровье, активное долголетие и, в конечном счете, гармоническое развитие личности во всех возрастных периодах. Все формы поведения отдельного человека, составляющие здоровый образ жизни, условно разделяют на две группы:
1. Личностное поведение, способствующее профилактике заболеваний и повышению защитных свойств организма: разумный режим труда (учебы) и отдыха, удовлетворительные личные жилищно-бытовые условия, рациональное питание, оптимальная двигательная активность, закаливание, культура межличностных отношений, соблюдений правил гигиены, должная медицинская активность.
2. Личностное поведение, направленная на борьбу с вредными пристрастиями: табакокурением, потреблением алкогольных напитков и психоактивных веществ, нарушением режима сна и питания [3].
Труд (учеба). Правильное развитие и совершенствование человека невозможно без трудовой (учебной) деятельности. Труд способствует расцвету его физических и нравственных сил [9].
Жилищные условия. Здоровье людей зависит от жилищно-бытовых условий. Плохое жилье, низкая его комфортность и другие неудовлетворительные условия быта не только не соответствуют представлениям о здоровом образе жизни, но и могут являться причинами ряда заболеваний.
Отдых. Правильно организованный отдых - необходимое условие здорового образа жизни и важнейшее средство укрепления здоровья. Каждому человеку нужен ежедневный, еженедельный и ежегодный отдых [9].
Рациональное питание. Для поддержания нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья на высоко уровне каждый человек не только должен получать необходимое количество различных питательных веществ, но и рационально питаться. Правильно организованное питание оказывает положительное влияние на устойчивость организма к воздействию внешней среды, обусловливает гармоническое развитие физических и духовных сил, укрепляет здоровье и предупреждает развитие многих желудочно - кишечных и других заболеваний [9].
Закаливание. Это не только обязательный компонент здорового образа жизни, но и одно из эффективных средств профилактики болезней, особенно простудных [9].
Факт того, что знания людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, говорит о несформированности мотивации к заботе о собственном здоровье [9].
2.2 Культура здоровья и составляющие её компоненты как основы здорового образа жизни
Даже сегодня, во втором десятилетии XXI века учёные всего мира работают над такими, казалось бы, повседневными понятиями как «здоровье», «культура здоровья».
Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе (процесс индивидуального развития организма от зарождения до смерти). В этом отношении заслуживает внимания мнение о том, что здоровье определяет процесс адаптации. Это не результат инстинкта, но автономия и реакция на социально созданную реальность. Процесс адаптации создает возможность человеку приспособиться к изменяющейся внешней среде, к росту и старению, к лечению при нарушениях здоровья [4].
Большинство исследователей уверены, что здоровье человека зависит от четырех основных факторов: образа жизни, питания, внутренней и внешней среды, а также от физической культуры. По их мнению, обязательным компонентом общей культуры является культура здорового образа жизни личности. Результаты многочисленных исследований показали прямую зависимость здоровья населения страны от образа жизни (50%), наследственности человека (20%), влияния окружающей среды (20%) и состояния здравоохранения (10%). Таким образом, резервы здоровья зависят от устройства человеческого общества, а также от самого человека [4].
Что касается современного взгляда на формирование культуры здоровья подрастающего поколения, то в своих исследованиях некоторые педагоги выделяют в качестве основополагающих такие подходы: валеологический, педагогический и социальный [4].
Суть валеологического подхода заключается в анализе основных причин появления многих болезней и способов их избегания через правильно организованный образ жизни. Педагогический подход раскрывает роль системы образования в формировании общей культуры и культуры здоровья, преподавания тех знаний, которые позволяют школьникам приобрести базовые представления о здоровом образе жизни, о тех опасностях, которые вызывают различные виды зависимости. Суть социологического подхода заключается в выявлении основных противоречий, характеризующих взаимоотношения между семьёй, школой, детским коллективом в приобщении подрастающего поколения к современной культуре [4].
Формирование культуры здоровья личности, как указывалось ранее, должно осуществляться через воспитание именно на начальном этапе становления человека. А вот базовый и отправной точкой для формирования потребностей в культуре здоровья, на наш взгляд, все-таки должна стать семья. Так как именно в семье закладываются основные взгляды и убеждения, которые со временем перерастают в умения и навыки: уметь красиво двигаться, быть в хорошей форме, уметь следить за своим поведением, образом жизни. Семья - это та социальная среда, в которой человек начинает формироваться как личность. Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя, как его материальное положение, так и социально-профессиональный статус [4].
Думаем, именно мнение, что сознание - производное от деятельности, и является тем феноменом, который характеризует формирование здорового образа жизни в процессе оздоровительной деятельности [8].
2.3 Результаты исследования
В исследовании приняли участие учащиеся 7 - 8 классов. Всего 250 человек. Среди них юношей - 125, девушек - 125.
Вопросы анкеты были направлены на выявление понимания сущности собственного отношения к здоровому образу жизни.
На вопрос: «Как вы оцениваете состояние своего здоровья?»
| Мальчики | Девочки |
Отлично | 28,8 % | 24 % |
Удовлетворительно | 28 % | 24 % |
Хорошее | 27,2 % | 36 % |
Часто болею | 7,2 % | 8,8 % |
Затрудняюсь ответить | 4,8 % | 1,6 % |
Имеют хронические заболевания | 4 % | 5,6 % |
Таблица 1 – Мнение респондентов на вопрос, как Вы оцениваете состояние своего здоровья
Полученные результаты могут расцениваться как позитивные. С другой стороны, у школьников этого возраста очень часто завышенная самооценка.
На вопрос: «Каковы ваши затраты свободного времени на физическую спортивную деятельность в течение недели?»
| Мальчики | Девочки |
0,5 – 1 ч. | 18,4 % | 22,4 % |
2 – 3 ч. | 26,4 % | 29,6 % |
4 – 5 ч. | 23,2 % | 15,2 % |
6 – 7 ч. | 14,4 % | 11,2 % |
8 и более часов | 10,4 % | 14,4 % |
Другой вариант | 7,2 % | 7,2 % |
Таблица 2 – Мнение респондентов на вопрос, Ваши затраты свободного времени на физическую спортивную деятельность в течение недели
Учащиеся 7 - 8 классов ответили так: «2 - 3 часа» (самый популярный ответ и среди юношей, и среди девушек) Однако специалисты в области гигиены считают, что оптимальными затратами свободного времени на физическую деятельность в течение недели является диапазон от 6 до 12 часов.
Те же специалисты в области гигиены и физиологии утверждают, что хорошо организованный урок физической культуры удовлетворяет двигательную потребность в течение суток на 25 - 40% (Холодов Ж.К).
Мы понимаем, что современные школьники этого возраста должны осознанно использовать имеющиеся формы организации здорового образа жизни, в том числе и самостоятельные формы.
На вопрос: «Считаете ли Вы, что Ваш двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья».
| Мальчики | Девочки |
Да | 68,8 % | 57,6 % |
Нет | 8 % | 25,6 % |
Затрудняюсь ответить | 23,2 % | 16,8 % |
Таблица 3 – Мнение респондентов на вопрос, считаете ли Вы, что Ваш двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья
Результаты обработанных анкет по этому вопросу позволяет утверждать, что около 1/3 опрошенных не соблюдают активного двигательного режима, необходимого для обеспечения жизнедеятельности и сохранения здоровья. Отметим, что мальчики этого возраста в данном вопросе мало чем отличаются от девочек.
«Что мешает Вам заниматься физкультурно-спортивной деятельностью?» Самый популярный вариант ответа: отсутствие свободного времени (53,6% у девочек и 36% у мальчиков)- позволяет нам сделать предположения о том, что подростки не способны эффективно и рационально составлять распорядок своего «рабочего» дня. Второй по популярности ответ, подтверждает наши предположения, т.к. чаще всего указывается лень. В то же время некоторые учащиеся ссылаются на медицинские причины, наличие какого-либо диагноза.
| Мальчики | Девочки |
Отсутствие свободного времени | 36 % | 53,6 % |
Другой вариант ( лень, ничего не мешает, занимаются) | 28 % | 24 % |
Не определились с выбором спорта | 20,8 % | 15,2 % |
Не хватает условий для занятий | 16 % | 12,8 % |
Не знаю, не думал (а) | 8 % | 8,8 % |
Отсутствие инвентаря и формы | 8,8 % | 7,2 % |
Физическая культура не дает никакого эффекта | 2,4 % | 8 % |
Таблица 4 - Мнение респондентов на вопрос что мешает вам заниматься физкультурно-спортивной деятельностью
«Что побуждает Вас заниматься физкультурно-спортивной деятельностью?».
| Мальчики | Девочки |
Оптимизировать вес, привести в форму фигуру | 36 % | 64,8 % |
Желание повысить физическую подготовку | 62,4 % | 56 % |
Воспитывать волю, характер, целеустремлённость | 39,2 % | 48,8 % |
Нравиться парням / девушкам | 36 % | 31,2 % |
Добиться спортивного успеха | 36,8 % | 28,8 % |
Рационально проводить время | 24 % | 28 % |
Иметь высокую оценку по предмету «ФК» | 22,4 % | 23,2 % |
Престиж | 17,6 % | 21,6 % |
Стать спортивной звездой | 19,2 % | 18,4 % |
Что то еще (для удовольствия, нравится, привык зан-ться) | 7,2 % | 5,6 % |
Не знаю, не думал (а) | 12,8 % | 4,8 % |
Таблица 5 – Соотношение вариантов на вопрос, что побуждает Вас заниматься физкультурно-спортивной деятельностью
Разнообразие вариантов ответов не может не радовать. Это позволяет нам предполагать, что большинство юношей и девушек осознанно относятся к своему будущему, т.к. говорят о своей физической подготовке, целеустремленности, воспитании волевых качеств, то есть о том, что обязательно должно пригодиться в будущей жизни. Хотя около 17% не задумываются над своим отношением к регулярной физической спортивной деятельности.
Школьники, отвечавшие на вопрос: «Здоровый образ жизни для Вас – это…?»
| Мальчики | Девочки |
Отказ от вредных привычек | 56,8 % | 51,2 % |
Регулярные занятия физическими упражнениями | 52,8 % | 53,6 % |
Наблюдение за состоянием здоровья | 30,4 % | 29,6 % |
Активный отдых | 27,2 % | 23,2 % |
Соблюдение режима дня | 23,2 % | 28 % |
Правильное и рациональное питание | 20,8 % | 52 % |
Гигиена тела | 20,8 % | 23,2 % |
Тестирование физической подготовленности | 11,2 % | 9,6 % |
Что то еще ( бегать по утрам, не пить, не курить) | 5,6 % | 0,8 % |
Таблица 6 -Мнение респондентов на вопрос, здоровый образ жизни для Вас – это
Можно сделать вывод о том, что самая большая социальная группа – подростки – уделяют все больше времени физическим упражнениям, секциям, спортивным мероприятиям, это дает нам понять следующее: в настоящее время подростки выбирают правильный образ жизни, беспокоятся за свое будущее.
Следующий вопрос анкеты: «Из каких источников Вы берете информацию о здоровом образе жизни?»
Можно сделать вывод о том, что подростки узнают о здоровом образе жизни в большинстве случаев из интернета, а это должно мотивировать родителей, преподавателей и учителей уделять больше времени на объяснение значимости здорового образа жизни.
| Мальчики | Девочки |
Интернет | 50,4 % | 68,8 % |
Телевидение | 28,8 % | 33,6 % |
Родители | 26 % | 30,4 % |
От друзей | 20,8 % | 18,4 % |
Преподаватели | 12,8 % | 24,8 % |
Пресса | 5,6 % | 4,8 % |
Другие источники (от брата, книги, тренер, от девушки) | 1,6 % | 15,2 % |
Таблица 7 -Мнение респондентов на вопрос, из каких источников Вы берете информацию о здоровом образе жизни
На вопрос: «Нравятся ли Вам уроки по физической культуре? Почему?»
| Мальчики | Девочки |
Да ( нравится бегать, спортивные игры, хороший учитель) | 54,4 % | 59,2 % |
Нет (однообразно, бесполезные занятия, много бегаем ) | 21,6 % | 19,2 % |
Затрудняюсь ответить | 24 % | 21,6 % |
Таблица 8 -Мнение респондентов на вопрос, нравятся ли Вам уроки по физической культуре? Почему?
На вопрос: «Какую из форм физической (двигательной) активности Вы выбрали бы, будь для этого необходимые условия?»
| Мальчики | Девочки |
Занятия в спортивных секциях | 38,4 % | 43,2 % |
Бассейн | 20 % | 32,8 % |
Активный отдых во дворе | 17,6 % | 8 % |
Затрудняюсь ответить | 12 % | 4,8 % |
Массовое спортивное празднование | 7,2 % | 8 % |
Что то еще ( хоккей, футбол, дзюдо, бокс, теннис) | 4,8 % | 3,2 % |
Таблица 9 – Мнение респондентов на вопрос, какую из форм физической (двигательной) активности Вы выбрали бы, будь для этого необходимые условия
На вопрос «Можете ли Вы сказать, что заботитесь о здоровье?»
| Мальчики | Девочки |
Да, конечно | 36,8 % | 52 % |
Мало забочусь | 20,8 % | 28 % |
Затрудняюсь ответить | 13,6 % | 11,2 % |
Я и так здоров (а) | 28,8 % | 8,8 % |
Таблица 10 - Мнение респондентов на вопрос, можете ли Вы сказать, что заботитесь о здоровье
На вопрос: «Проводятся ли у Вас мероприятия в школе по охране труда и укреплению здоровья и какие?» были получены следующие ответы:
| Мальчики | Девочки |
Уроки здоровья | 20 % | 28,8 % |
Показывают фильмы | 12,8 % | 13,6 % |
Спортивные мероприятия | 34,4 % | 42,4 % |
Дни здоровья | 32 % | 37,6 % |
Спортивные секции | 16,8 % | 20,8 % |
Таблица 11 - Мнение респондентов на вопрос, проводятся ли у Вас мероприятия в школе по охране труда и укрепления здоровья
На вопрос: «Поддерживаете ли Вы здоровый рацион и режим питания?»
| Мальчики | Девочки |
Иногда | 36,8 % | 51,2 % |
Да | 29,6 % | 32 % |
Нет | 16 % | 13,6 % |
Впервые слышу | 17,6 % | 3,2 % |
Таблица 12 - Мнение респондентов на вопрос, поддерживаете ли Вы здоровый рацион и режим питания
«Кто, по вашему мнению, должен помогать Вам в здоровом образе жизни?»
| Мальчики | Девочки |
Я сам (а) | 48,4 % | 58,4 % |
Родители | 29,6 % | 48 % |
Тренеры | 29,6 % | 32 % |
Учителя | 9,6 % | 14,4 % |
Врачи | 12,8 % | 8,8 % |
Друзья | 6,4 % | 6,4 % |
Никто | 12,8 % | 5,6 % |
Таблица 13 - Мнение респондентов на вопрос, кто, по вашему мнению, должен помогать Вам в здоровом образе жизни
На вопрос: «Занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма?»
| Мальчики | Девочки |
Нет | 44 % | 51,2 % |
Да | 26,4 % | 27,2 % |
Не считаю нужным | 21,6 % | 19,2 % |
Я вообще не знаю что это | 8 % | 2,4 % |
Таблица 14 - Мнение респондентов на вопрос, занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма?
Несмотря на большинство ответов «нет» в вопросе закаливания (не занимаются закаливанием 44% мальчиков и 51,2% девочек), нам кажется, что респонденты не до конца понимали, что нахождение определенного времени на воздухе, ежедневные гигиенические процедуры - это тоже элементы закаливания.
«Кто мотивирует Вас заниматься здоровым образом жизни?»
| Мальчики | Девочки |
Друзья | 35,2 % | 42,4 % |
Спортивные каналы | 32 % | 32 % |
Учителя физической культуры | 32 % | 24,8 % |
Массовые спортивные мероприятия | 12,8 % | 20,8 % |
Таблица 15 - Мнение респондентов на вопрос, кто мотивирует Вас заниматься здоровым образом жизни
На вопрос: «Какое количество времени Вы выделяете на отдых?» были получены такие ответы:
| Мальчики | Девочки |
3 часа | 32,8 % | 22,4 % |
2 часа | 20 % | 27,2 % |
1 час | 17,6 % | 23,2 % |
Я вообще не отдыхаю | 15,2 % | 11,2 % |
Другой вариант ( около 5, 6, 8 часов) | 10,4 % | 9,6 % |
30 минут | 4 % | 6,4 % |
Таблица 16 - Мнение респондентов на вопрос, какое количество времени Вы выделяете на отдых
На вопрос: «Как Вы относитесь к табакокурению?»
| Мальчики | Девочки |
Не курю | 74,4 % | 71,2 % |
Курю, но мало | 8 % | 6,4 % |
Я бы хотел (а ) попробовать | 7,2 % | 6,4 % |
Положительно | 6,4 % | 0,8 % |
Другой вариант (негативно, нейтрально, отрицательно) | 4 % | 16 % |
Таблица 17 - Мнение респондентов на вопрос, как Вы относитесь к табакокурению
Ответы респондентов демонстрируют то, что подростки знают о вреде табакакокурения.
На вопрос: «Опасно ли употреблять алкоголь?»
| Мальчики | Девочки |
Конечно | 51,2 % | 69,6 % |
Если только немного | 30,4 % | 19,2 % |
Не знаю | 9,6 % | 6,4 % |
Не опасно | 8,8 % | 4,8 % |
Таблица 18 - Мнение респондентов на вопрос, опасно ли употреблять алкоголь
Итак, подростки знают о вреде алкоголя на организм, но ответ «если только много» настораживает, ведь это говорит о том, что подростки позволяют себе употреблять алкоголь в умеренных, на их взгляд, количествах.
На вопрос: «Ваши родители рассказывали Вам о значимости здорового образа жизни?» были получены такие результаты:
| Мальчики | Девочки |
Да | 60,8 % | 60,8 % |
Немного | 23,2 % | 20,8 % |
Я у них не спрашивала | 8,8 % | 11,2 % |
Нет | 4 % | 4 % |
Другой вариант (я сама(а) знаю, каждый по не многу) | 3,2 % | 3,2 % |
Таблица 19 - Мнение респондентов на вопрос, ваши родители рассказывали Вам о значимости здорового образа жизни
Обработанные данные позволяют сделать следующие выводы: родители делают большой вклад в развитие здорового образа жизни своих детей.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование, направленное на выявление отношения к здоровому образу жизни и его сформированность у учащихся 7-8 классов, позволяет сделать следующие выводы:
1.Здоровье- это исполнение нормальных физиологических программ жизни, включающее в себя несколько важных компонентов: соматическое здоровье, физическое, психологическое, нравственное. Тем не менее, для поддержания здоровья необходимо учитывать следующие факторы здорового образа жизни: труд (учеба), жилищные условия, отдых, рациональное питание.
2.Здоровье человека зависит от четырех основных факторов: образа жизни, питания, внутренней и внешней среды, а также от физической культуры. Однако основополагающим подходом, составляющим культуру здоровья и здорового образа жизни, является валеологический, суть которого заключается в анализе основных причин появления многих болезней и способов их избегания через правильно организованный образ жизни.
3.Анкетирование позволяет нам сделать вывод о том, что формально школьники 7-8 классов в тех образовательных учреждениях, в которых проводилось анкетирование, положительно относятся к основным компонентам здорового образа жизни, однако не демонстрируют широкой грамотности, понятия здоровья, личностной заинтересованности, а мнения большинства респондентов однозначны, стандартны, безынициативны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Агаджанян, И.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / И.А. Агаджанян. – М.: Издательство РУДИ, 1998. - 208 с.
2.Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М Амосов - 3-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 102 с.
3. Здоровый образ жизни. Мн.: Здоровье(попул.энцикл),1990.-С.217 - 219.
4.Калоша, А.И. Культура здоровья как педагогическая категория и компоненты ее составляющие. /А.И.Калоша. Физкультура в школе. 2012.- №4. - С.35 - 40.
5.Культура-человека-философия: к проблеме интеграции развития/ Вопросы философии- 1982. -№2. - С.58 - 65.
6.Попов, С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). Теория и практика физической культуры. СПб.,1997. -С.8-14.
7.Припузов, Н.М. Физическое воспитание в семье /Н.М. Припузов, учитель физической культуры, Якутия. - 2012. -№2. - С.58 - 60.
8.Трещева, О.Л. Валеологическое воспитание школьников. Учебное пособие / О.Л. Трещева, И.П. Асташина. - Омск,1999. - 100 с.
9.Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб для студентов вузов/А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Мн., Тесей, 2003. - 528 с.
Приложение 1
Дорогой друг!
Я, ученица 10 Б класса, провожу исследование с целью изучения основ здорового образа жизни у школьников 7-8 классов в городе Липецке. Полученные ответы позволят узнать нам Ваши знания о здоровом образе жизни, об основных компонентах и его особенностях, о Вашем отношении к физической культуре, как основной составляющей здорового образа жизни. От Вашей доброжелательности, искренности ответов будет зависеть успех проектной работы (обведите Ваши варианты).
1.Пол:
А) Мужской
Б) Женский
2.Возраст:______.
3.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
А) Отлично
Б) Удовлетворительно
В) Хорошее
Г) Часто болею
Д) Затрудняюсь ответить
Е) Имею хронические заболевания
4.Ваши затраты свободного времени на физическую спортивную деятельность в течение недели (не считая занятия физической культуры по расписанию):
А) 0,5-1 часа
Б) 2-3 часа
В) 4-5 часов
Г) 6-7 часов
Д) 8 и более часов
Г) Другой вариант______.
5.Считаете ли Вы, что Ваш двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
6. Что мешает вам заниматься физкультурно-спортивной деятельностью (отметьте все варианты)?
А) Отсутствие свободного времени
Б) Не хватает условий для занятий
В) Не определился (ась) с выбором спорта
Г) Отсутствие инвентаря или формы
Д) Физическая культура не дает никакого эффекта
Е) Не знаю, не думал
Ж) Другой вариант______.
7.Что побуждает Вас заниматься физкультурно-спортивной деятельностью (выделите не более 5 вариантов)?
А) Желание повысить физическую подготовку
Б) Нравиться девушкам (парням)
В) Рационально проводить время
Г) Воспитывать волю, характер, целеустремленность
Д) Добиться спортивного успеха
Е) Оптимизировать (привести в форму) вес, улучшить фигуру
Ж) Престиж
З) Иметь высокую оценку по предмету «Физическая культура»
И) Стать спортивной звездой
К) Не знаю, не думал
Л) Что-то ещё_______.
8.Здоровый образ жизни для Вас - это (ответьте не более 3 вариантов)?
А) Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики)
Б) Регулярные занятия физическими упражнениями и спором
В) Наблюдение за состоянием здоровья
Г) Тестирование физической подготовленности
Д) Правильное и рациональное питание
Е) Гигиена тела
Ж) Соблюдение режима дня
З) Активный отдых
И) Что-то ещё________.
9. Из каких источников Вы берёте информацию о здоровом образе жизни (телевидение, пресса, интернет, от друзей, родителей, преподавателей, другие источники-какие?)________________.
10.Нравяться ли Вам уроки по физической культуре? Почему?
А) Да (почему?)_____.
Б) Нет (почему?)_____.
В) Затрудняюсь ответить.
11.Какую из форм физической (двигательной) активности Вы выбрали бы, будь для этого необходимые условия?
А) Занятия в спортивных секциях (каких?)_______.
Б) Бассейн
В) активный отдых во дворе
Г) Массовые спортивные праздники и физкультурно-оздоровительные мероприятия
Д) Затрудняюсь ответить
Е)Что-то ещё______.
12.Можете ли Вы сказать, что заботитесь о здоровье?
А) Да, конечно
Б) Я и так здоров (а)
В) Мало забочусь
Г)Затрудняюсь ответить
13.Проводяться ли у Вас мероприятия в школе по охране труда и укрепления здоровья?
А) Уроки здоровья
Б) Показывают фильмы
В) Спортивные мероприятия
Г) Дни здоровья
Д) Спортивные секции
14.Поддерживаете ли Вы здоровый рацион и режим питания?
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
Г) Впервые слышу
15.Кто, по вашему мнению, должен помогать Вам в здоровом образе жизни?
А) Врачи
Б) Учителя
В) Тренеры
Г) Родители
Д) Я сам (а)
Е) Друзья
Ж) Никто
16.Занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма?
А) Да
Б) Нет
В) Не считаю нужным
Г) Я вообще не знаю что это
17. Кто мотивирует Вас заниматься здоровым образом жизни?
А) Друзья
Б) Спортивные канала
В) Массовые спортивные мероприятия
Г) Учителя физкультуры
18.Какое количество времени Вы выделяете на отдых?
А) 30 минут
Б) 1 час
В) 2 часа
Г) 3 часа
Д) Я вообще не отдыхаю
Е) другой вариант_______.
19.Как Вы относитесь к табакокурению?
А) Положительно
Б) Не курю
В) Я бы хотел (а) попробовать
Г) Курю, но мало (сколько в день?)______
Д) Другой вариант_______.
20. Опасно ли употреблять спиртные напитки для здоровья?
А) Конечно
Б) Если только немного
В) Не опасно
Г) Не знаю
21. Ваши родители рассказывали Вам о значимости здорового образа жизни?
А) Да
Б) Немного
В) Я у них не спрашивал (а)
Г) Нет
Д) Другой вариант______.
2