Влияние интернета на здоровье подростков
Автор публикации: Е. Штерн, ученица 10А класса
Автор публикации: П. Карташова, ученица 10А класса
Автор публикации: В. Шайда, ученица 10А класса
Муниципальное казенное образовательное учреждение Латненская поселковая средняя общеобразовательная школа
Семилукский муниципальный район
«Влияние интернета на здоровье подростков»
Подготовили: учащиеся 10 «А» класса
Анохин Егор
Астрединова Елена
Бахметьев Данил
Воронова Виктория
Исаенко Екатерина
Карташова Полина
Лавлинская Анна
Мальцева Кристина
Никишов Дмитрий
Панина Анастасия
Черников Алексей
Чернокалова Валерия
Шайда Виктория
Штерн Елизавета
Руководители:
педагог-психолог Штерн Е.Л.
Латная - 2021
Оглавление
Введение 2
Теоретическая часть 4
Практическая часть 9
Заключение 15
Список литературы 17
Введение
Интернет является величайшим и удивительным изобретением прошлого столетия, с помощью которого человечество совершило огромный скачок в будущее. Это изобретение стало стимулом к прогрессу. И уже представить современного человека без компьютера и интернета невозможно. Эти достижения техники значительно облегчили нашу жизнь, упорядочили работу, расширили возможности. А влияние интернета растет, потому что он претендует на роль инструмента, удовлетворяющего многие желания. Формируется огромная сеть, которая знает, чего хочет человек, и дает ему это в любое время и без особых усилий пользователя.
Актуальность: В 21 веке люди активно начали пользоваться интернетом. В особенности его влиянию подвергаются подростки. Психологи и многие родители во всём мире уже столкнулись с такой проблемой, как интернет-зависимость у детей. Проявляется она потерей чувства времени, которое человек проводит в интернете; утратой критического мышления; подросток начинает проводить очень много времени в интернете. Эта проблема влечёт к ухудшению здоровья в раннем возрасте.
Цель: Определить и обосновать степень отрицательного влияния интернета на здоровье подростков
Задачи:
1) Определить, насколько интернет популярен в настоящее время, где и для чего использует его современная молодежь.
2) Изучить литературу и рассмотреть отрицательное влияние интернета на личность и здоровье подростков.
3) Проанализировать состояние здоровья подростков, учащихся в школе и активно использующих интернет.
4) Составить и ознакомить учащихся, педагогов и родителей с рекомендациями и советами по сохранению и укреплению здоровья подростков.
Гипотеза: Большинство подростков, активно пользующихся интернетом, подвергаются множеству заболеваний, таких как ожирение, нарушение осанки, сколиоз и ухудшение зрения.
Новизна исследования состоит в том, что в работе рассмотрено влияние интернета на здоровье подростков.
Проблема исследования: взаимосвязь пользования интернетом и здоровья подростков.
Объект исследования: учащиеся МКОУ Латненской поселковой СОШ.
Предмет исследования: влияние интернета на здоровье подростков.
Основные этапы исследования:
1) Подготовительный этап: Определение темы, цели, гипотезы.
Планирование методов и форм исследования
2) Теоретический этап: Изучение научной литературы, Интернет-ресурсов по теме и ее анализ, сбор необходимых данных
3) Практический этап: исследование по данному вопросу, анкетирование и наблюдение за подростками
4) Заключительный этап: применение полученных результатов, подготовка заключения и предложений.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ и синтез информации
2) Анкетирование
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с использованием глобальной компьютерной сети - Интернет. В последнее время виртуальное общение в Интернете приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире. С помощью интернета миллионы людей общаются, играют, слушают музыку, смотрят фильмы и т.д. Он упрощает нашу жизнь, открывает перед нами всё большие возможности. За последние пять лет он превзошел популярность всех информационных ресурсов и воспринят, как полезное и удобное средство для получения и передачи информации.
Сейчас даже трудно себе представить, насколько большие изменения принёс интернет во все или почти во все сферы человеческой деятельности.
Многие информационные данные доступны лишь в электронном виде, а их бумажные первоисточники истлели и пущены на макулатуру. Все современные технологии направлены лишь на то, чтобы максимально быстро передать данные (текст, изображение, звук) из одной точки земного шара в другую.
Спутниковые системы передачи данных, бесчисленное множество широковещательных подстанций и вышек, миллионы километров подземных кабелей и навесных проводов - все это организовано и приведено в действие лишь для того, чтобы тысячи тысяч гигабайт данных перемещались по всей земле, чтобы в нужный момент они были доступны адресатам, чтобы они были получены вовремя и без искажений.
Интернет коренным образом изменил структуру современного общества. Подростку необходимо получать информацию обо всем, что его интересует. Для того чтобы он всегда был в курсе событий необходимо брать информацию из различных источников. Самым простым способом получения информации является Интернет. В интернете содержится большое количество информации на разные темы. Получать такую информацию, можно даже не выходя из дома. Это очень удобный способ, который затрачивает минимум усилия и сохраняет много времени.
С каждым годом сообщество российских интернет - пользователей молодеет. 98% российских подростков ежедневно пользуются интернетом. Это выяснил ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), опросив в марте 2019-го года россиян в возрасте 14–17 лет. Для сравнения: только 69% взрослых выходят в сеть каждый день. Это связано с появлением сетевых порталов «Telegram», «ВКонтакте», «TikTok», «YouTube» и др. Долгое времяпрепровождение в интернете грозит подросткам интернет-зависимостью. А это, в свою очередь, может повлечь проблемы со здоровьем.
Рассмотрим основные болезни подростков, которые часто проводят время в интернете и компьютерных играх.
1) Неправильная осанка. Сколиоз. При работе на компьютере человек длительное время находится без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.
Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжи, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка в старшем возрасте.
Ухудшение зрения. Также интернет пагубно влияет на зрительную систему подростка. Когда подростки заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание в интернете требует от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Длительная работа с компьютером и сотовым телефоном может явиться причиной некоторых заболеваний глаз, например таких, как катаракта.
3) Ожирение. В России около 20% подростков имеют избыточную массу тела и ожирение, заявила на пресс-конференции в ТАСС главный специалист по питанию детей комитета по здравоохранению Петербурга Елена Булатова. По ее словам, в последние годы эти показатели растут. Отчасти на это влияет интернет. Подростки все чаще проводят время в виртуальном мире, меньше ведут активный образ жизни. При ожирении у детей и подростков, так же как и у взрослых, могут развиваться многочисленные осложнения, затрагивающие практически все органы и системы организма. Сопутствующие заболевания, которые ранее наблюдались только у взрослых, уже диагностируются в раннем детском возрасте: метаболический синдром, артериальная гипертензия, атеросклероз, сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, заболевания опорно-двигательной и репродуктивной системы.
4) Психическая травма. Подросткам, проживающим большую часть своей жизни в интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость. Они уходят в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния. Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные и т.д. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно. Также, учитывая тот факт, что на Интернет-ресурсах не существует никакой цензуры, то ребенок может легко попасть на сайты, совершенно не подходящие для его возраста. Большинство стран еще не ввело законодательных ограничений на доступ несовершеннолетних к интернет-сайтам. Исключением лишь является Китай, где, по требованию правительства, разработано специальное программное обеспечение, фильтрующее нежелательные для детей сайты.
Что нужно делать для того чтобы избежать всех вышеперечисленных проблем?
1) Учебная программа в старших классах очень интенсивна, и ребенок вынужден много времени проводить в неподвижности за учебниками или перед компьютером как в школе, так и дома, поэтому занятия спортом очень важны. Нужно обязательно следить за тем, чтобы у подростка была возможность расслабиться и переключиться с интернета на физическую активность. Физические упражнения необходимы подростку еще и потому, что они позволяют сохранить осанку.
2) Немаловажную роль в формировании взрослеющего организма подростка играет правильное питание, включающее витамины и микроэлементы. В рацион питания подростка должны входить укрепляющие чаи и отвары, каши, овощи, фрукты, ягоды. Разнообразие в питание могут внести молочные продукты, рыба и мясо, но сладости должны быть ограничены небольшой порцией черного шоколада, способствующего выработке в организме гормона удовольствия. Сбалансированное питание обеспечит организму подростка выработку необходимого количества энергии.
3) Родителям необходимо следить за тем, чтобы подросток вовремя ложился спать, больше гулял на свежем воздухе, ходил пешком и не засиживался допоздна в интернете. Врачи утверждают: «Лучшая мера, предупреждающая возбудимость ребенка, его раздражительность – соблюдение режима дня». Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие.
4) Российские учёные подсчитали, сколько времени могут проводить в Интернете несовершеннолетние без вреда для здоровья и умственного развития.
— Для детей от 5 до 6 лет время использования Интернета — до одного часа в день, для школьников 7–11 лет — от одного до трёх часов в день, для младших подростков (12–13 лет) — от трёх до пяти часов, — приводит цитату авторов исследования газета "Коммерсант".
Практическая часть
Наше исследование проводилось на базе МКОУ Латненская поселковая СОШ Семилукского муниципального района. Исследование проводилось в период с января по март 2021 года и охватило 110 обучающихся 6-7 классов в возрасте 12-14 лет.
Нами был выбран подростковый возраст исследуемых, так как именно подростки являются наиболее активными пользователями интернет-ресурсов. В качестве метода исследования избрано анкетирование.
Анкетирование - метод сбора информации об изучаемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) педагогического общения педагога и респондента (опрашиваемого) путем регистрации ответов респондентов на сформулированные педагогом вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.
Анкетирование проводилось в рамках классного часа «Кибербезопасность что это такое?», обучающиеся отвечали на вопросы правдиво, так как исследование было анонимным. Респонденты указывали о себе только пол и возраст.
Вопросы анкеты:
Укажите свой пол, возраст.
С какого возраста вы являетесь пользователем Интернета?
Сколько времени в день вы являетесь активным пользователем интернета?
Сколько времени в день ваш телефон/планшет лежит в режиме ожидания, подключенный к интернету через Wi-Fi или мобильный интернет?
Оцените по шкале от 0 до 100% пользу интернета?
Оцените по шкале от 0 до 100% вред интернета?
Что вы делаете в интернете?
В какие игры вы играете?
Как часто вы ходите гулять на улицу?
Какие хронические заболевания у вас есть: лишний вес, нарушение осанки (сколиоз), нарушение зрения?
Анализ проведенного исследования
В исследовании приняли участие 110 обучающихся 6-7 классов нашей школы, из них 61 девочка и 49 мальчиков; 9 учащихся 12 лет, 13 лет – 53 человека, 14 лет – 48 учеников.
На вопрос анкеты «С какого возраста вы являетесь пользователем интернета?» были получены следующие ответы: с 6 лет – 10 учеников; 7-8 лет – 63 ученика; 9-10 лет – 36 учеников; 1 подросток указал, что вообще не пользуется интернетом и все последующие вопросы не имели к нему отношения.
На вопрос «Сколько времени в день вы являетесь активным пользователем интернета?» были получены следующие результаты: 2 часа в день – 17 учащихся, 3-4 часа – 31 учащихся; 5-7 часов – 35 учащихся, более 8 часов в день – 26 обучающихся.
На вопрос «Сколько времени в день ваш телефон/планшет лежит в режиме ожидания, подключенный к интернету через Wi-Fi или мобильный интернет» получены такие ответы: 24/7 – 81 учащийся; подключен к интернету только днем, на ночь выключаю доступ – 28 человек.
На вопрос «Оцените по шкале от 0 до 100% пользу интернета» были получены такие ответы: 100% польза от интернета – 64 ученика; 50% пользы – 27 учащихся; 60-80% пользы – 18 учащихся.
На вопрос «Оцените по шкале от 0 до 100% вред интернета» были получены следующие ответы: нет вреда – 23 ученика; 50% вреда – 47 обучающихся; 20-40% вреда – 39 респондентов. Здесь хотелось бы отметить, что в процессе беседы учащиеся сами начинали говорить о рисках интернета, таких как: неподобающая информация, пропаганда употребления психоактивными веществами; сидячий образ жизни и, как следствие, ослабленное здоровье – нарушения осанки, зрения, появление лишнего веса.
На вопрос «Что вы делаете в интернете?» получены такие ответы: общаюсь – 69 человек, играю – 23 учеников, ищу полезную информацию – 17 обучающихся.
На вопрос «В какие игры вы играете?» получены следующие ответы: не играю – 41 человек, шутеры – 17 учащихся, стратегии – 36 респондент, логические - 15.
На вопрос «Как часто вы ходите гулять на улицу?» подростки ответили так: вообще не гуляю – 76 человек; каждый день – 13 учеников; гуляю раз в два-три дня – 14; гуляю, когда иду на кружки/секции – 6 человек.
На вопрос «Какие хронические заболевания у вас есть: лишний вес, нарушение осанки (сколиоз), нарушение зрения?» нами получены следующие ответы: я здоров – 71 человек; имею лишний вес – 13 человек; сколиоз – 36 учеников; нарушение зрения – 23. Последний вопрос предполагает несколько ответов, поэтому в сумме получается значение больше, чем 109. Необходимо также отметить, что подростки в силу особенностей своего возраста не обращают особого внимания на состояние своего здоровья, оценивая его скорее положительно, чем отрицательно.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование показало, что современные подростки действительно имеют проблемы со здоровьем. Так, 36 респондентов показали, что имеют различные нарушения осанки, а это составляет почти 39% от общего количества опрошенных. 23 человека, что составляет 25% опрошенных имеют определенные нарушения зрения. 13 человек, или 14%, имеют лишний вес. При этом подавляющее большинство анкетируемых 76 человек, или почти 84% опрошенных, вообще не гуляют. По большей части их прогулки заключаются в дороге в школу и обратно. Считаем, что этого крайне мало для нормального формирования организма подростка. Детям и подросткам просто необходимо гулять на свежем воздухе, заниматься активными видами спорта, общаться с реальными людьми.
Думаем, что исследование показало правильность нашей гипотезы. Результаты проведенного анкетирования обучающихся 6-7 классов в возрасте 12-14 лет свидетельствуют о том, что образ жизни современного подростка очень сильно изменился, и поэтому возникают такие трудности со здоровьем.
Большинство подростков, активно пользующихся интернетом, подвергаются множеству заболеваний, таких как ожирение, нарушение осанки, сколиоз и ухудшение зрения.
Из вышесказанного следует, что Интернет это не только огромное множество полезной информации, но и источник многих проблем, связанных со здоровьем подростков.
Считаем, что наша задача – довести результаты исследования до интервьюируемых и показать им опасность долгого пребывания в интернете. Детство и подростковый возраст – это время продолжительных прогулок, игр на свежем воздухе, реального общения со сверстниками. Думаем, что это то, к чему надо стремиться каждому подростку.
Также мы считаем, что результаты нашего исследования будут интересны родителям обучающихся 6-7 классов, потому что они показывают реальную картину того, сколько времени проводит в интернете современный подросток. Считаем необходимым напомнить, что время, проведенное с детьми, очень ими ценится и является важным моментом воспитания.
Безусловно, интернет – это наша реальность, но необходимо помнить, что в нем таится очень много неполезной информации. Также необходимо ограничивать время, проведенное в Сети.
Список литературы
Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/04/21/vliyanie-seti-internet-na-sovremennogo-podrostka
https://infourok.ru/uchebnoissledovatelskaya-rabota-vliyanie-interneta-na-zdorove-podrostka-1342933.html
Потамошнева Наталья Алексеевна
Елена Штерн