Статья «Влияние психоактивных веществ на эмоциональное здоровье подростка»
СТАТЬЯ
ВЛИЯНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА
Актуальность: Употребление психоактивных веществ, особенно среди подрастающего поколения и молодежи - одна из серьезнейших проблем современной России.
Особенно следует отметить тот факт, что четыре пятых всех активных потребителей психоактивных веществ впервые встретились с ними в возрасте от 14 до 17 лет.
Проблема исследования заключается в том, что на данный момент времени ученые, в том числе и врачи, доказали нам, что ПАВ негативно сказывается на физиологическом здоровье человек. Мы же в своей работе хотим рассмотреть как влияет ПАВ, а именно никотин и алкоголь, на эмоциональное здоровье человека.
Цель: Изучение влияния ПАВ на эмоциональное здоровье подростка.
Предмет: Психоактивные вещества
Объект: Эмоциональное здоровье подростка
Гипотезы исследования: Подростки, которые употребляют ПАВ характеризуются пониженным уровнем эмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение).
Методы: анализ информации, сбор информации в Google форме, статистический анализ данных в программе Exсel
Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использовался метод сравнения посредством непараметрического U-критерия Манна — Уитни в программе SPSS и метод математической обработки данных в программах Excel .
Методики:
- Анкетирование (по средством которого мы выявляли, частоту употребления никотина и алкоголя подростками);
- Психологическая диагностика по методике САН. Методика Разработана сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым.
Исследование было проведено (База исследования): в ГБОУ СО «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Верхотурье.
Срок проведения: С 22.11.2021 по 03.12.2021 г
Участники: В исследовании приняли участие обучающиеся 9-11 классов в возрасте от 14 года до 17 лет, общее количество которых составило 52 человека.
Анализ ответов позволил нам сделать следующие выводы:
- у большинства подростков иногда болит голова
- половина подростков чувствуют себя часто уставшими
- у большинства подростков спокойный крепкий сон, они не страдают бессонницей
- многие подростки испытывают раздражение в повседневной жизни
- многие подростки испытывают нервное эмоциональное состояние
- только половина подростков испытывают проблемы с аппетитом
- подросткам не свойственно находиться в состоянии уныния, таски и печали.
- только 27% подростков испытывают подавленное настроение
- 70% опрошенных подростков не употребляют алкоголь, 20% не чаще 1 раза в месяц.
- 83% подростков ответили, что они не курят
Сравнительный анализ проводился с целью проверки следующей гипотезы: "Подростки, которые употребляют ПАВ характеризуются пониженным уровнем эмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение)".
Для того, чтобы проверить данную гипотезу, мы всех опрошенных поделили на две группы:
- 1 группа, это подростки, которые ответили, что не употребляют ПАВ (алкоголь, табака)
- 2 группа, это подростки, которые указали, что употребляют тот или иной вид ПАВ.
В результате проведенного исследования, мы выявили, что значимых различий в эмоциональном состоянии между 1 первой и 2 группой нет (U = 524,5; р = 0,963).
И даже, на наше удивление, оказалось, что подростки, употребляющие ПАВ чуточку благополучнее себя чувствуют в эмоциональном плане.
Наглядное изображение результатов представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – эмоциональное состояние подростков в зависимости от употребления ими ПАВ
Следовательно, выдвинутая в начале исследования гипотеза, о том, что подростки, которые употребляют ПАВ характеризуются пониженным уровнем эмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение) не подтвердилась. Мы допускаем, что такие для нас неожиданные результаты, могут быть вызваны, одной из следующих причин:
Обучающиеся могли дать недостоверные ответы, т.е. отвечали не честно;
То количество ПАВ, которое употребляют подростки - минимальное и действительно не сказывается на их эмоциональном состоянии.
Данные полученные в ходе исследования можно использовать с целью профилактической деятельности в образовательных учреждениях.
Исследование провели: педагог-психолог Е.М. Чазова и обучающиеся 10 «А» класса Даминова Анастасия и Корчемкина Софья
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Википедия. Психологическое здоровье. [Электронный ресурс]. URL: психическое здоровье
2.Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. URL: здоровый образ жизни
3.Здоровье психическое и психологическое [Электронный ресурс]. URL: здоровье психическое и психологическое
4. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288с.
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения : Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 160 с.
6. Кружкова О.В. Шахматова О.Н. Социально - психологическое взаимодействие. Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Изд-во. Рос. гос. проф. - пед. ун-та. – 2019.
7. Министерство образования Российской Федерации, Приказ от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».