Индивидуальный проект «Влияние компьютерных игр на здоровье подростка»
Индивидуальный проект
«Влияние компьютерных игр на здоровье подростка»
Выполнили:
ученики 10 «А» класса
Волков Даниил, приказчиков Артем
МБОУ «Школа № 27»
2022 г.
Содержание
Актуальность 3стр.
Цель и задачи 3-4стр.
Этапы проекта
I Подготовительный 4стр.
II Поисково-аналитический 7стр.
III Практический 7-14стр.
IV Презентационный 14стр.
V Контрольный 14стр.
Использованная литература 15-16стр.
Приложение 1 17стр.
Актуальность
Игра - непременный спутник развития человечества. На стадии археокультуры игры выполняли чрезвычайно важные функции. Они использовались для социализации подрастающего поколения, для подготовки к коллективной охоте, для тренировки. Но учебно-тренировочные функции были не главными в древней игровой деятельности; главное поле игры – это праздники, ритуалы, первобытное искусство (танцы, музыка, мифы). Все эти занятия представляют собой археокультурную творческую и коммуникативную деятельность.
Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете.
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. Эти игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с одной стороны, замедление развития и даже атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры и, с другой стороны, - быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение человека. И все-таки ЗА или ПРОТИВ компьютерных игр. Мы попытаемся ответить на этот вопрос в нашей работе.
Цель: Определение влияния компьютерных игр на психологическое и физическое здоровье подростка.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Провести исследование по выявлению степени распространенности зависимости подростков от компьютерных игр.
3. Научиться классифицировать компьютерные игры по жанрам.
4. Найти примеры положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на человека.
5. Составить анкету для проведения исследования согласно поставленной цели.
6. Провести анкетирование среди подростков разных возрастных категорий.
7. Обработать результаты анкетирования.
8. Сделать выводы.
9. Создать презентацию
Этапы проекта:
Подготовительный - определение темы проекта, определение объекта исследования, создание рабочей группы, постановка цели и задач;
Поисково-аналитический- поиск информации по проблеме, анализ литературных и интернет ресурсов,;
Практический- создание и проведение анкетирование по средствам цифровых технологий, проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формирование вывода;
Презентационный- подбор медиа-материала, создание презентации, защита проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (включение в банк проектов, публикация);
Контрольный- самоанализ выполнения проекта.
Подготовительный
На подготовительном этапе нами была выбрана наиболее, на анаш взгляд, актуальная тема среди подростков 14-17 лет- «Компьютерные игры и их влияние». В рабочую группу были включены два человека с одинаковыми интересами. Объектом исследований явились ученики 8-10 классов «Школы №27», и непосредственно два человека для индивидуальных наблюдений- Артем П., Максим Ч.
Поисково-аналитический
Компьютер – это необходимое устройство для работы, учебы и общения. Некоторых родителей полностью устраивает то, что их ребенок проводит время за компьютером или телефоном, так как ребенок сидит дома и не пропадает на улице. На чрезмерное увлечение компьютером такие родители, не обращают внимания до тех пор, пока у ребенка не появятся какие-либо отклонения.
Патологические процессы на начальных стадиях могут быть не заметны, но однажды наступит момент, когда они дадут знать о себе. На здоровье подростка в первую очередь влияют игры и интернет. Подростки стали мало проводить времени на свежем воздухе и играть в подвижные игры.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные.
Аналитики онлайн-университета Skypro провели исследование в России в 2021 году и вот, что выявили: «Среди выпускников школ (16–18 лет) процент играющих еще выше – 83,9%. Лишь 25,4% детей посещают дополнительные занятия, а 11,6% читают в свободное время. Вовсе не играют в компьютерные игры лишь дети 4,4% респондентов.»
Проанализировав литературные и интернет источники, мы выделили два вида влияния компьютерных игр на подростков: психологическое и
физическое.
Первое может протекать незаметно, а может и быть фатальным для неокрепшей психики, при выявлении на поздних этапах. Второе- более выражено и замечается как самим подростком, так и его родителями.
Многие родители замечают за своими детьми, как те, играя в компьютерные игры, употребляют фразы такие как: «меня убили» или «я убит» и т.д. Дети употребляют эти фразы, когда проигрывают в каких-либо компьютерных играх. Всем уже известно, что в большинстве таких игр, главные действия — это убийство. Разработчики компьютерных игр знают, как сильно игры влияют на детей, для этого они вводят ограничение, но даже это мало чего меняет. Все, наверное, слышали в зарубежных новостях, как подросток расстрелял в школе детей. Это произошло как раз из-за этих компьютерных игр.
Компьютерные игры, какие они?
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от не ролевых компьютерных игр.
Выделение ролевых компьютерных игр из всего многообразия игр делается потому, что только при игре в ролевые компьютерные игры мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях – процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели любые виды неигровой компьютерной деятельности.
Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков.
Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день – это классификация А. Г. Шмелева, созданная им в 1988 году.
Предложенная ниже классификация не является всеохватывающей, полной и законченной.
Выглядит она следующим образом:
I. Ролевые компьютерные игры.
1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя.
2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя.
3. Руководительские игры.
II. Не ролевые компьютерные игры.
1. Аркады.
2. Головоломки.
3. Игры на быстроту реакции.
4. Традиционно азартные игры.
Психологические классификации видеоигр представлены не только в работах А.Г. Шмелёва, но и Е.О. Смирновой, и Р.Е. Радеевой, О.А. Попова. Их дифференцирующие возможности ограничены негибкостью внутренних границ, которые в условиях бурного развития и усложнения игр теряют актуальность.
Далее приведем некоторые пояснения к предложенной классификации и влияние игр, и компьютера на человека.
Тип игры | Положительная сторона | Отрицательная сторона |
Аркады (не ролевые) | Тренировка памяти, внимания, логики | Отрицательное влияние на зрение при долгой игре |
Гонки (ролевые) | Обучение правилам вождения, наблюдательность, реакцию | Привыкание к виртуальным авариям, отрицательное влияние на зрение при долгой игре, перегрузка суставов кистей |
Логические (не ролевые, ролевые) | Развитие логического мышления | Отрицательное влияние на зрение при долгой игре |
Стрелялки (ролевые) | Развитие моторики рук, развитие быстроты реакции, социализация (онлайн игры) | Жестокость, стресс, депрессия «Зависимость», отрицательное влияние на зрение при долгой игре, перегрузка суставов кистей |
Квесты (ролевая) | Развитие логического мышления, умение решать нестандартные задачи | Пагубное влияние на психику в жестоких играх, отрицательное влияние на зрение при долгой игре «Зависимость» |
Стратегии (ролевая) | Развитие самоутверждения и самооценки, так как приходится принимать быстрые и важные для игры решения | Потеря времени, отрицательное влияние на зрение при долгой игре, «Зависимость». |
Любая долговременная работа за компьютером также негативно влияет на здоровье подростка, не зависимо от вида деятельности.
Практический
Экспериментальная часть.
Чтобы изучить влияние компьютерных игр на организм человека, мы провели анкетирование среди подростков на платформе Google Forms. Нам было интересно узнать обеспеченность учащихся домашними компьютерами, длительность непрерывной работы за ПК, идентификацию игровой зависимости, возникающие изменения в самочувствии, роль компьютера в жизни учащихся и т.д.
Анкетирование дает возможность любому человеку свободно выразить свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства, поэтому для реализации собственного исследования нами была разработана анкета.
В анкетировании приняли участие 44 подростка нашей школы в возрасте от 14 до 17 лет.
Анкета
1.Человек испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить игру?
Да
Нет
2. Человек находится в хорошем настроении, преимущественно играя в компьютерные игры?
Да
Нет
3. Из-за компьютерной игры человек пренебрегает сном?
Да
Нет
4. Игра за компьютером служит ведущим средством для снятия стресса?
Да
Нет
5. При помощи игры за компьютером человек достигает жизненных целей, «решает проблемы»?
Да
Нет
6. Человек приобретает проблемы в учебе, на работе из-за компьютерной игры, но продолжает в нее играть?
Да
Нет
7. Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфорта?
Да
Нет
8. Сколько времени вы проводите за компьютером в день?
Нисколько
1ч-3ч
4ч-6ч
7ч и более
9. После школы вы сразу садитесь играть в компьютер?
Да
Нет
10. Если вы играете в компьютерные игры, то в какие?
Шутеры
Песочницы
ММО
Другие
Результаты анкетирования были обработаны и представлены в виде диаграмм.
Вывод: по результатам анкетирования половина респондентов проводит все свободное время за компьютерными играми, продолжительность проведенного времени за компьютером в сутки составляет от 4 часов и более, у большинства опрошенных. Большая часть подростков не видит и не чувствует опасности и дискомфорта от игр за компьютером. Для данной группы были разработаны рекомендации по здоровье сбережению. (приложение 1)
Эксперимент
Объекты наблюдения: подростки мужского пола Артем 17 лет и Максим 14 лет.
Условия:
1 неделя- ежедневные ролевые игры за компьютером по 5-6 часов после школы;
2 неделя- полный отказ от компьютерных игр
Предмет наблюдения:
Память
Внимание
Психологический комфорт
Длительность сна
Успеваемость в школе
Количество конфликтных ситуаций дома
Организация досуга
Физическое состояние
На определение качества памяти и внимания были взяты элементы мнемотехники и корректурные пробы (тест Бурдона)
Дневник наблюдений | ||
Первая неделя | ||
Испытуемые | Артем | Максим |
Запомнил 7 картинок | Запомнил 9 картинок | |
2 Внимание | Выполнил задание за 5 минут | Выполнил задание за 4,5 минуты |
3 Психологический комфорт | Нервозность, угнетенное состояние (вне игры) | Раздражительность, угнетенное состояние (вне игры) |
4 Длительность сна | 5 часов | 5 часов |
5 Успеваемость в школе | низкая | ниже среднего |
6 Кол-во конфликтов дома | ежедневно | ежедневно |
7 Организация досуга | Компьютерные игры | Компьютерные игры |
8 Физическое состояние | Головные боли | Частая боль в спине |
Вторая неделя | ||
Испытуемые | Артем | Максим |
1 Память | Запомнил 12 картинок | Запомнил 15 картинок |
2 Внимание | Выполнил задание за 3 минут | Выполнил задание за 2,5 минуты |
3 Психологический комфорт | Эмоциональный фон стабильно- положительный | Эмоциональный фон стабильно- положительный |
4 Длительность сна | 8 часов | 8 часов |
5 Успеваемость в школе | средняя | выше среднего |
6 Кол-во конфликтов дома | 1-2 раза | - |
7 Организация досуга | Ежедневные прогулки с друзьями на свежем воздухе | Ежедневные прогулки с друзьями на свежем воздухе |
8 Физическое состояние | Отсутствие жалоб | Отсутствие жалоб |
Вывод: ежедневные длительные игры за компьютером негативно влияют на успеваемость, коммуникативную сферу, вызывают чувство угнетенности и стресса, приносят физические неудобства. |
Вывод:
Проблема влияния компьютера и компьютерных игр на человека очень обширна и многогранна. Изучая литературу, мы узнали, что высокая тревожность, агрессивность, высокий уровень фрустрации, ригидности, к которым добавляются нервное и физическое возбуждение это всё «игромания». Особенно этому диагнозу подвержены дети и подростки. Они могут всерьез ассоциировать себя с виртуальными героями и болезненно переживать их неудачи.
Наши исследования показали, что длительная игра за компьютером влияет на психику и здоровье подростков, которые этого не замечают, для которых общение с компьютером становиться одной из самых привлекательных видов отдыха. Это связано с тем, что современная компьютерная индустрия выпускает множество всевозможных остросюжетных игр: «стрелялок», «бродилок», «догонялок», «убивалок» – многие из которых отличаются агрессивностью и, порой, жестокостью. Но психика детей, подростов, неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий – развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, подросток становиться капризным, перестает интересоваться, чем-либо кроме компьютера.
IV. Презентационный
Заключение
По итогам проекта нами была создана презентация для транслирования своего опыта работы по данной теме на школьном, районном и других уровнях, и памятка для подростков.
V. Контрольный
Считаем, что работу по исследованию данной проблемы можно расширить на других возрастных категориях.
В будущем мы собираемся связать свою жизнь с IT индустрией и создавать полезные игровые приложения.
Использованная литература
http://gebo-kolo.com/images/book/086.pdf - Бурлаков И.В. «Психология компьютерных игр»
http://www.tiflocomp.ru/games/archive/review/sound_role.php - Зелинский А.П. «Развивающая роль звуковых компьютерных игр»
http://rodionov.info/literature.sht - Родионов А. «Своя игра»
https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-kompyuterom-i-kompyuternyy-zritelnyy-sindrom - Исакова Е.В. «Работа с компьютером и компьютерный зрительный синдром» текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»
Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или
педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - №9.
Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка, М.: Знание,
1988. - 96 С. (Новое в жизни, науке и технике. Серия«Вычислительная техника
и ее применение»); №3.
А. Клименков Компьютерные дети// Компьютера. Компьютерный
еженедельник. -2007.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и
компьютер. - М.:ВАКО, 2007.
Ресурсы сети Интернет
Компьютерные игры: вред или польза, http://www.protvino-forum.ru/showthread.php?t=3894
Учительский порталhttp://www.uchportal.ru
Как влияют компьютерные игры на психику ребенка?
http://tvsemya.ru
Исследование влияния компьютерных игр.
http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher09/computer/02/
Чем полезны или опасны компьютерные игр.
http://www.lexxtravel.ru/article/249-dangerous-games.html
Вредны ли или полезны компьютерные игры для человека?
http://profmediazone.ru/publ/1-1-0-52
Вся правда о компьютерных играх.
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=44668
Все о компьютерных играх
http://scirraconstruct.ru/partners/vse-o-kompyuternyx-igrax
Я и компьютер: плюсы и минусы
http://oko7.ru/ya-i-kompyuter-plyusy-i-minusy
Приложение 1
Рекомендации детям и подросткам.
После каждых 15 минут делайте гимнастику для глаз
Делайте после игры на компьютере физическую разминку тела и кистей рук.
Выбирайте игру сознательно, определяя, в чем её полезное влияние.
Исключите игры с насилием и жестокостью.
Помогите организовывать время так, чтобы его хватало на все.
Ограничьте время игры до разумных пределов.
Обратись к родителям или психологу, если чувствуешь компьютерную зависимость.
Чаще общайся с реальными друзьями, чем с виртуальными героями
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ОТДЫХА ГЛАЗ
1. Встать прямо, широко открыть глаза, посмотреть перед собой и закрыть их. Упражнение повторить 10...15 раз.
2. Не поворачивая головы, посмотреть вправо и влево. Повторить 10...12 раз.
З. Не поднимая головы кверху, посмотреть вверх и затем вниз. Повторить 10... 12 раз.
4. Передвигать медленно взгляд вверх, влево, вниз, вправо (по кругу) и обратно. Повторить 10... 13 раз.
5. Вытянуть правую руку вперёд, повернуть указательный палец к лицу, передвигать медленно к лицу, пока палец не упрётся между бровями. Глазами следите за движениями пальца, который то приближается, то удаляется. Упражнение повторить 7...8 раз.
6. Энергично моргать 10... 12 раз.
18