Влияние луны на работоспособность школьников
Автор публикации: К. Чомаева, ученица 11 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» села Саблинского
Александровского района Ставропольского края
Исследовательская работа по теме:
Влияние Луны на работоспособность школьников.
Секция экология
Автор: Чомаева Кристина, ученица 11 класса
МОУ СОШ№6
Руководитель проекта: Дудаева Ольга Николаевна,
учитель биологии
Содержание
I.Введение._________________________________________________________3стр
II.Общие сведения.________________________________________________4-5стр
III.Экспериментальная часть работы.________________________________6-10стр
3.1.Выбор фаз луны из лунного календаря.
3.2.Наблюдение за посещаемостью и успеваемостью.
3.3. Оценка результатов.__________________________________________11стр
IV. Выводы и рекомендации______________________________________12-13стр
V.Литература_____________________________________________________14стр
VI.Приложение_________________________________________________15-16стр
Введение
Сияющий в ночном небе лунный диск всегда привлекал внимание людей. О луне слагали легенды, ей поклонялись не меньше, чем Солнцу. Уже в древности люди поняли, что луна влияет на земную жизнь. А влияние ее обусловлено сменами фаз. На смену древним приметам и суевериям пришли научные наблюдения, из которых стало понятно, что смена лунных фаз действительно влияет на нашу жизнь. Гравитационное поле луны создает на Земле приливы и отливы, влияет на рост растений. Каждый садовод пользуется лунным календарем, согласно которому для посадки и удобрений саженцев существуют благоприятные и неблагоприятные дни. Более того, луна оказывает прямое воздействие на здоровье человека и его психическое состояние. Уже давно замечено, что в полнолуние возрастает количество несчастных случаев и преступлений, а финансисты даже пришли к выводу, что от смены лунных фаз зависят индексы мировых рынков.
Одним словом, луна не только спутник Земли, но и спутник всей нашей жизни. Кто знает, что было бы с нашей жизнью и возникла бы она вообще, не будь луны.
Для первобытных людей Солнце, несмотря на его смещение, относительно линии горизонтальна в зависимости от времени года, было символом постоянства, а вот Луна олицетворяла тайну, постоянно меняла свой облик: она могла озарить своим светом ночной пейзаж, могла погрузить его в полную тьму. Если Луна воздействует на приливы и отливы в океане, на такие примитивные существа, как корюшка и сельдь, и, по всей видимости, воздействуя на влагу в атмосфере, воздействует на погоду, то вполне логично предположение, что она воздействует и на человеческие существа. История гласит, что Луна может оказывать положительное влияние, древние зная это, использовали ее воздействие для того, чтобы улучшить свою жизнь. Знать о влиянии лунных фаз и лунных дней на нашу жизнь полезно и особенно необходимо тем, кто хочет контролировать свою судьбу. Современные знания о луне - это уже не легенды, не домыслы и приметы, а результаты долгих научных исследований и наблюдений. Однако откинуть опыт и наших предков было бы неправильно. Луна расположена так, что все время отражает Солнце. Может быть освещена вся луна или какая-то ее часть, а иногда луна полностью погружается в мрак. Такую смену состояний освещения луны и называют лунными фазами. Луна расположена так, что все время отражает Солнце. Может быть освещена вся луна или какая-то ее часть, а иногда луна полностью погружается в мрак. Такую смену состояний освещения луны и называют лунными фазами.
АктуальностьЯ не раз слышала от взрослых, что самочувствие человека как-то связано с фазами луны. Меня это заинтересовало. Считаю эту тему интересной и актуальной и для того, чтобы проверить эту взаимосвязь, я решила провести свое исследование.
Цель: изучение взаимосвязи между посещаемостью и успеваемостью учащихся и фазами луны
Гипотеза: действительно ли луна действует на работоспособность учащихся
Объект изучения: учащиеся 9 класса
Задачи:
Подобрать и изучить литературу по теме
Определить параметры исследования, состав исследуемой группы и периоды исследования.
Провести наблюдения за исследуемой группой школьников с фиксацией результатов.
Произвести необходимые расчёты по полученным данным.
Оценка результатов исследования.
Общие сведения
Луна, как это было ясно еще Птолемею, вращается вокруг Земли, которая в свою очередь вращается вокруг Солнца. При этом нам видна только та часть Луны, которая освещена Солнцем, и по мере перемещения Луны, Земли и Солнца относительно друг друга эта часть то увеличивается, то уменьшается. Когда Луна оказывается примерно на одной линии между Землей и Солнцем (см. Приложение 1), мы перестаем видеть ее на небе.Принято считать, что за 29 суток луна проходит четыре фазы - новолуние, первую четверть, полнолуние и третью четверть. В новолуние луна полностью затемнена и скрыта от наших глаз. Затем луна превращается в тонкий серп, его называют луной молодой или растущей. После этого мы видим уже половину луны - это первая четверть. В полнолуние спутник Земли освещен полностью - мы видим в небе яркий диск. Затем луна идет на убыль. В третью четверть мы вновь видим половину луны, а потом снова узкий серп, но уже обращенный в другую сторону - это стареющая луна.
Если вы будете внимательно следить за луной, то поймете, что она проходит и другие стадии между фазами, переходя из первой четверти в период полнолуния и из полнолуния в последнюю четверть. Дни, когда луна появляется в небе в виде узкого серпа, тоже важны в лунном цикле. Поэтому мы предлагаем рассматривать лунный месяц как последовательность восьми периодов - четырех четвертей, двух критических точек (новолуния и полнолуния) и двух фаз перехода. Вот в какой последовательности происходит смена восьми состояний луны:
первая фаза - серповидная луна (молодая, растущая);
вторая фаза - выпуклая луна - луна почти полностью освещена, за исключением тонкой серповидной полосы;
третья фаза - рассеивающая луна - та же выпуклая луна, но уже убывающая;
четвёртая фаза - бальзамическая луна (стареющая) - луна в виде тонкого серпа, как после новолуния, но обращенного в другую сторону.
Чтобы не перепутать периоды бальзамической и серповидной луны, существует мнемоническое правило. Если луна Растущая, то ее серп выгнут, как дужка в букве Р. Когда луна Стареет, ее серп похож на букву С.
Влияние Луны на земную жизнь
Самый очевидный результат обращения Луны вокруг Земли - это приливы и отливы. Возникают они вследствие гравитационного воздействия Луны на океанические воды. Кроме этого, Луна влияет и на электромагнитное поле Земли, с чем, по мнению ученых, связано возникновение штормов и бурь. Существует, например, статистика (данные 108 метеостанций более чем за тридцать лет наблюдений) согласно которой наибольшая частота бурь на земле приходится именно на полнолуния. К этому можно добавить и отмеченную во многих научных исследованиях зависимость между положением луны и теми или иными проявлениями человеческой психики. Существуют, например, достоверные данные, что в период полной луны происходит резкий рост числа самоубийств и различных преступлений (в США) или числа дорожных происшествий (в Англии). Медикам известно - и на этот счет также имеется опубликованная статистика, - что в полнолуние резко возрастает количество поступлений больных в клиники, причем больных с самыми разными заболеваниями.
Я провела небольшое исследование: проанализировав данные по школьникам, которые обращались за помощью к психологу. Оказалось, что, если сопоставить даты их обращений, то можно обнаружить следующее распределение. Получается, что 75% обратившихся к психологу, сделали это на убывающей луне, после полнолуния. При этом пик обращений приходится на само полнолуние и на неделю после него. (см. Приложение 2)
Экспериментальная часть работы
Календарь лунных фаз 2014 год
Фазы луны в сентябре 2014г.
Полнолуние Последняя четверть Новолуние Первая четверть
4 сентября 20:04 12 сентября 6:17 18 сентября 22:46 26 сентября 8:51
Фазы луны в октябре 2014г.
Полнолуние Последняя четверть Новолуние Первая четверть
4 октября 10:11 11 октября 12:57 18 октября 9:34 26 октября 3:43
Фазы луны в ноябре 2014г.
Полнолуние Последняя четверть Новолуние Первая четверть
2 ноября 22:15 9 ноября 18:57 16 ноября 22:15 25 ноября 0:40
Фазы луны в декабре 2014г.
Полнолуние Последняя четверть Новолуние Первая четверть Полнолуние
2 декабря 10:32 9 декабря 3:15 16 декабря 15:04 24 декабря 20:38 31 декабря 2009 23:1
Определение объекта и периодов исследования
Было принято решение проводить наблюдения за посещаемостью и успеваемостью учащихся 9 класса школы № 6, села Саблинского.
Исследования проводились в I и II четвертях 2014 учебного года.
Периоды исследования
Дни новолуния.
15.09.2014г. по 21.09.2014г
16.11.2014г по 19.11. 2014г
Дни растущей луны или первой четверти лунной фазы.
с 22.09.2014. по 30.09.2014 г.
с 20.11.2014. по 28.11.2014 г.
Дни полнолуния.
1.10.2014г . по 7.10.2014г.
29.11.2014г . по 5.12.2014г.
Дни убывающей луны или последней четверти лунной фазы.
8.10.2014 по 14.10.2014
6.12.2014г. по12.12.2014
Наблюдения исследовательской работы
1 четверть
Новолуние: 15.09.14 – 21.09.14
« 2»-15
«3»-78 155 оценок. Положительных оценок - 62
«4»-58
«5»-4
Общее количество пропущенных школьниками дней – 40
Растущая луна: 22.09.14 – 30.09.14
« 2»-20
«3»-96 185 оценок. Положительных оценок - 69
«4»-55
«5»-14
Общее количество пропущенных школьниками дней – 41
Полнолуние: 1.10.12 – 7.10.12
« 2»-17
«3»-85 138 оценок. Положительных оценок - 36
«4»-30
«5»-6
Общее количество пропущенных школьниками дней – 11
Убывающая луна: 8.10.14 –14.10.14
« 2»-23
«3»-70 136 оценок. Положительных оценок - 43
«4»-31
«5»-12
Общее количество пропущенных школьниками дней – 40
2 четверть
Новолуние: 16.11.14 – 19.11.14
« 2»-10
«3»-39 98 оценок. Положительных оценок - 49
«4»-39
«5»-10
Общее количество пропущенных школьниками дней –7
Растущая луна: 20.11.14 – 28.11.14
« 2»-13
«3»-140 237 оценки. Положительных оценок - 84
«4»-66
«5»-18
Общее количество пропущенных школьниками дней – 16
Полнолуние: 29.11.14 – 5.12.14
« 2»-24
«3»-88 198 оценок. Положительных оценок - 86
«4»-73
«5»-13
Общее количество пропущенных школьниками дней – 16
Убывающая луна: 6.12.14 – 12.12.14
« 2»-14
«3»-107 200 оценок. Положительных оценок - 79
«4»-68
«5»-11
Общее количество пропущенных школьниками дней – 9
(См. Приложение 3)
Результаты исследования по итогам двух лунных периодов
(См. Приложение 4)
Заключение
Моя гипотеза подтвердилась, действительно луна влияет на успеваемость и посещаемость учащихся:
По общему количеству оценок, в период Растущей луны наблюдается учебная активность и наибольшее количество положительных оценок.
По количеству пропущенных школьниками дней в период Растущей луны отмечено наибольшая заболеваемость.
Большее количество «5» (пятерок) на Растущей луне.
Большее количество «2» (двоек) в период Полнолуния.
Высокий процент успеваемости в период Растущей луны.
Высокий процент качества в период Новолуния.
Вывод и рекомендации:
Наилучший период для учебы – это периоды Новолуния и Растущей луны, но в эти периоды следует тщательнее следить за здоровьем.
Список литературы
1) Алексей Цесарский «Лунные циклы и клев рыбы» статья в журнале «Рыбак рыбака»
2) Юлия Гребнева « Влияние луны на человека» статья
3) Википедия - http://ru.wikipedia.org
4) Календарь лунных фаз
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Результат: % успеваемости
Результат: % качества
Приложение 4
Сводная таблица за два лунных периода
Лунные периоды | Общее количество пропущенных дней | Общее количество оценок | Количество положительных оценок | Количество «5» (пятерок) | Количество «2» (двоек) |
Новолуние | 47 | 253 | 111 | 14 | 25 |
Растущая луна | 57 | 422 | 153 | 32 | 33 |
Полнолуние | 27 | 336 | 122 | 19 | 41 |
Убывающая луна | 49 | 336 | 122 | 23 | 37 |
15
Елена Михайловна Чазова
Дудаева Ольга Николаевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Бурых Елена Владимировна