Предварительный просмотр презентации
Педагог-психолог Шахова А.В.
Что такое самооценка? это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов.
ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА Характерные черты низкой самооценки потерянный человек; пассивны, внушаемы и менее популярны; чрезмерно чувствительны к критике; застенчивы; нерешительны, зависимы, необъективны; часто страдают от одиночества К чему могут привести Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных неудачах - не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях.
ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА « +» чувствует себя важным и нужным доверяет самому себе Уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. «-» склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода; проявляет подозрительность, агрессию; может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться
АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА удовлетворенность собой принятие себя чувство собственного достоинства положительное отношение к себе согласованность своего наличного и идеального «Я».
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Адекватная самооценка Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт охотное участие в играх, не обидчивость ( если оказываются проигравшими)
Заниженная самооценка Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны таким детям. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются Снижается эффективность учебы.
Завышенная самооценка Такие дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Оценка или отметка? Начнем с терминов. Во-первых, оценку не ставят. Учитель производит оценивание, оценивает. Но не знания, а учебные успехи, учебную деятельность ученика – то, что он непосредственно может наблюдать (деятельность учащихся или ее результаты). Это не просто какой-то конкретный предмет, не просто тема, это конкретная работа учащегося, конкретная разновидность учебной деятельности, решения задачи. Когда оцениваешь, нужно оценивать не только соответствие этой деятельности неким критериям, нужно учитывать еще и прогресс каждого конкретного учащегося, что было раньше, и что стало теперь. Все это такое неоднозначное и многомерное. Ведь для чего производится оценивание? Для того, чтобы определить, сильные и слабые стороны каждого ученика, как учить его дальше, выработать, так сказать, стратегию и тактику обучения… Оценку нельзя «поставить», она может быть представлена в виде структурированного, более или менее развернутого текста.
Хотелось бы остановиться на том, что оценка безусловно влияет на самооценку ученика. Она его мотивирует, помогает понять уровень усвоения знаний и определить дальнейшие пути работы. Совместная деятельность учителя, ученика и родителей может помочь в поиске ресурсов для улучшения результатов обучения и устранения пробелов в знаниях. Все вместе мы должны помочь ребенку адекватно оценить свои знания в данном задании, свои возможности и способности.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки 1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать все за него. 2. Оставляйте ребенку право выбора. 3. Поощряйте инициативу. 4. Не забывайте, что ребенок внимательно наблюдает за вами. 5. НЕ СРАВНИВАЙТЕ своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой. 6. Не бойтесь показывать свою любовь!