Научно-исследовательская работа «Влияние двигательной активности на повышение умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №73 «Городок»
Мытищинского муниципального района
Влияние двигательной активности
на повышение умственной работоспособности
детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила
воспитатель
Кокшарова Т.В.
Г.Мытищи
2018
Актуальной проблемой настоящего времени в дошкольной системе воспитания и образования является, как и следовало ожидать, дефицит умственной работоспособности и малая степень активности детей. Это объясняется несколькими причинами, в том числе и нарушением основных требований к поведению и образу жизни женщины во время беременности, эмбрионального развития будущего малыша. Дефицит умственной работоспособности объясняется еще умалением достоинств физического развития, воспитания и образования не только в системе дошкольного образования, но и во всех структурах нашей страны: средней школе, когда уроки физкультуры заменяются другим предметом, уменьшением спортивных школ и т. д. Правда, в течение последних 2х лет в нашей стране, в России опять, как и раньше, стал повышенный уровень физического воспитания, обучения и развития детей и увеличивается количество спортивных сооружений для детей (ФОКов), а, значит, и качественно повышенный уровень умственной работоспособности детей старшего дошкольного возраста.
А между тем, работа внутренних органов и мышц детского организма существенно положительно влияет на умственную работоспособность дошкольника, если ребенок ежедневно выполняет утреннюю гимнастику, зарядку, гуляет 2 раза в день по 1,5-2 часа на свежем воздухе, активно двигаясь, лазая, бегая, прыгая, играя со взрослыми и детьми в подвижные игры. При правильной организации двигательной активности у ребенка формируются и развиваются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, развивается центральная нервная система и периферическая нервная система. Жизненная ёмкость легких увеличивается, если выполнять на свежем воздухе любые движения и физические упражнения. А, следовательно, развивается выносливость, крепнет, здоровеет детский организм; происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения. Исследования показывают, что резервные возможности и работоспособность всех органов и систем у ребенка старшего дошкольного возраста достаточно могут быть велики, при условии правильного ведения здорового образа жизни, а у многих детей эти составные настолько велики, что врачи называют эту активность в 5-7 лет «возрастом двигательной расточительности», - а это уже должно быть контролируемо со стороны детского врача, психолога, педагогов детского сада, других детских институтов и учреждений, дабы предупредить случаи гипердинамии у одних детей и активизации тех детей, кто предпочитает «сидячие игры».
В крупных переместительных движениях всего тела, локомоциях, участвует большое количество крупных мышц, слаженную работу которых контролирует мозг, головной и спинной. Тонкие же высоко координированные движения руками, кистями рук, пальцами рук управляются высшим отделом мозга — корой больших полушарий, имея там широчайшее представительство. Важно, что двигательные центры коры головного мозга находятся рядом и взаимодействуют с другими центрами, например, с речевым. Механизм речеобразования формируется у ребенка эффективнее, когда речь сочетается с мануальными, т. е., ручными, движениями. Вспомним тонкие манипуляции — это и лепка, и рисование, и письмо, и различные виды конструирования. Следовательно, чем точнее у ребенка развита деятельность, тонкая моторика мелких мышц пальцев рук и ног, тем быстрее, успешнее будет развиваться связная, четкая, ясная мысль, а значит, и речь у ребенка будет ясная, определенная, он успешнее будет заниматься, быстро будет справляться с поставленными задачами, у него будет высокий процент показателей умственной работоспособности.
Продуктивная умственная деятельность и полноценное умственное развитие возможны лишь при хорошем общем здоровье ребенка, при отсутствии физических недостатков(снижения слуха, зрения, хронических или врожденных заболеваний), что редкое явление в нашей экологически загрязненной нами же атмосфере, результатах цивилизации. Это сложнейший, непрерывный процесс, это умственное напряжение, усилия центральной нервной системы, это переработка полученной информации через ощущение, восприятие внешнего мира, это овладение различными способами обобщения, классификации, анализирования, сравнения, рассуждения. Это гигантский, сознательный труд, требующий большого количества физической энергии, приобретенной в результате посредством физических упражнений, двигательных навыков, умений. Но если у ребенка возникает утомляемость, торможение, усталость, негативная реакция на чрезмерные физические нагрузки, отказ от занятий, надо их прекратить, уменьшить, либо перейти на подвижные игры, сюрпризные моменты, приносящие большое эмоциональное удовлетворение. Процесс усталости и утомляемости сопровождается рассеянным вниманием, посторонним движением, почесыванием, потягиванием, зевотой и т. д. Или, наоборот, внутренним напряжением, непослушанием, излишней болтливостью.
Наблюдение врачей, психологов, педагогов, свидетельствуют о том, что, когда ребенок недомогает, нездоров, процесс мышления у него замедлен, заторможен.
Так как по природе своей дитя - существо деятельное, активное, то к монотонной, однообразной и малоподвижной деятельности в большинстве своем он не приспособлен и быстро устает. Поэтому для того ,чтобы он, ребенок, показал высокий процент умственной работоспособности, нужно менять виды деятельности: чередовать познавательную деятельность с физкультурными, музыкальными, ритмическими занятиями и отдыхом с самостоятельными играми, когда у ребенка отдыхает произвольное внимание, не напряжена память, ослаблен процесс мышления, наступает эмоциональное благополучие. И так всегда! Каждый день повтор и системность, последовательность и требовательность, Конечно же, через интерес, любознательность и проявление доброты и общечеловеческих ценностей! И постепенно у ребенка возникает динамический стереотип, когда организм в одно и то же время наиболее активен, работоспособен, а когда ему нужны отдых и подпитка. Поэтому время утренних занятий устанавливается с 09.00 до 11.00, сменяющееся прогулкой на свежем воздухе, обедом и дневным сном, и затем активность организма ребенка вновь возрастает, когда можно проводить еще одно занятие продолжительностью в 30 минут преимущественно продуктивного , творческого характера. Утром на всех занятиях познавательной деятельности, когда дети большую часть находятся в статическом положении, обязательна физкультминутка, подвижная игра, дыхательная гимнастика, в середине занятия! Это предотвратит перегрузку, утомление мышц, приведет снова кору головного мозга в рабочее состояние, активизирует ее деятельность, восстановит психологическое равновесие.
Как известно, умственная работоспособность напрямую зависит от интересности предлагаемого материала. Чем сложнее материал, тем интереснее он должен подаваться детям! А чем выше возникновение интереса к материалу, предлагаемому педагогами, тем выше активность их, детей, а значит, и выше умственная работоспособность.
Двигательная активность влияет на сознание, волю и эмоциональную уравновешенность ребенка, следовательно, во время физкультурно-оздоровительной работы в ребенке закаляется сила воли, воля к победе; сила воли заставляет ребенка добиваться положительного результата, довести дело до конца, если требуется, проверить, перепроверить результат, тем самым, подготавливая себя ко второй ступени системы образования — школе, где должна быть еще выше умственная работоспособность, требующая труда, больших усилий и сильной физической подготовленности. Кстати, справедливости ради, мы должны сказать , что на умственную активность влияет не только сила воли, но и другие физические качества, которые развиваются на занятиях по физическому воспитанию и других формах физкультурно-оздоровительной работы.
Возьмем быстроту, - она развивает не только способность совершать физические действия, но и умственные операции в минимальный отрезок времени; это так называемые скоростные способности ребенка, которые начинают проявляться у детей в возрасте 5 лет. Здесь надо помнить, что для развития быстроты нужна, большая предварительная работа, выражающаяся в освоении физических действий и умственных операций в медленном темпе и многократном повторении!
Ловкость способствует быстрому обучению, реагированию на меняющиеся условия. Ловкость достигается путем развития координированных движений; развития равновесия физического и умственного, когда взаимосвязанно работают и левая половина, и правая половина тела ребенка, и левое, и правое полушарие головного мозга.
И, наконец, выносливость. Это способность детского организма противостоять утомлению, как физическому, так и умственному в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессу роста, следовательно, у ребенка надо постепенно развивать общую выносливость, выносливость к продолжительной умственной работе, физическим движениям. Она разрабатывается и повышается путем выполнения основных видов движений(ходьбы, бега, прыжков, лазаний, метаний) на свежем воздухе через подвижные игры, эстафеты, соревнования, длительные прогулки — экскурсии в природу, на лыжах, плавание, езду на велосипеде, теннис, хоккей и т. д.
Таким образом, преодоление трудностей, препятствий, будь то физические или интеллектуальные, и достижение верной цели вызывает у ребенка положительное психоэмоциональное состояние, удовлетворение собой, повышение социального статуса в коллективе детей — сверстников, приливу новых сил к очередным достижениям!
Говоря о влиянии двигательной активности ребенка на повышение умственной работоспособности, надо затронуть процесс общения. Эта коммуникативная способность ребенка помогает активнее понимать и «переваривать» законы, нормы и исторический опыт человечества через постоянное задавание вопросов, рассуждение, налаживание личных контактов в социуме. А ведь, в самом деле, каждый день ребенку надо принять, переработать такое количество информации, что он бы сошел с ума, не будь у него благодатной тяги к преодолению трудностей, к классификации, систематизации, проявлению повышенного интереса ко всему движущемуся, ко всему рядом лежащему, стоящему, висящему.
Говоря о влиянии двигательной активности детей на повышение их умственной работоспособности, нужно знать индивидуальные (кроме возрастных) и половые особенности каждого ребенка для того, чтобы дифференцировать виды упражнений (для мальчиков больше упражнений с развитием силовых, волевых качеств, качеств быстроты, выносливости; для девочек больше упражнений на развитие гибкости, ловкости, равновесия) и регламентировать дозировку упражнений и основных видов движений. Если есть возможность, надо обязательно стимулировать работу кружков, помимо обязательных 3х занятий в неделю по физическому развитию ( причем, у мальчиков должны быть более конкретные, с высокой нагрузкой упражнения и основные движения скоростно-силового характера — метание, прыжки в длину, бег, лазание, спортивные игры, т. е. элементы хоккея, футбола, лыжи; у девочек — предпочтение танцевальным движениям, акробатическим — с мячом, скакалкой, лентами, салютиками, веревками, обручем).
И ещё один момент на размышление! Двигательная активность мальчиков выше, в то время как девочки нуждаются в побуждении ее. Вывод...!
При проведении хронометража определяется двигательная активность ребенка, общая и моторная плотность занятия. По результатам исследований С.Я.Лайзане двигательная активность детей 2-3 лет на физкультурном занятии (по данным шагометрии), должна составлять =1366 локомоций, т. е. крупных физических основных видов движений ( ходьба, бег, метание, лазание, прыжки и т. д.), а у детей 4-7 лет возрастает до =1500 - 2550 локомоций (по исследованиям Юрко Г.П.). Но нужно помнить и знать, что в дошкольном возрасте у детей очень большая разница в двигательной активности, это надо учитывать при проведении контроля за двигательной активностью детей (особенности проведения занятия в физкультурном зале и на свежем воздухе).
Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности:
Общая плотность = полезное время /время занятий * 100%
Моторная плотность = время всех движений / время занятия * 100%
На проведенном мной занятии общая плотность составила:
26 мин / 30 мин * 100% = 86,6%
а моторная:
23 мин / 30 мин * 100% = 76,6%
Это на физкультурном занятии в зале с детьми подготовительной к школе группы.
Двигательная активность высока при поточном фронтальном и групповом способах организации детей, ниже — при индивидуальном (на начальном этапе обучения и при выполнении сложных движений).
Приведу ниже таблицу средних показателей двигательной активности детей на физкультурном занятии ( движение в 1 мин. По шагомеру).
Возраст детей |
В физзале |
На улице |
||
Количество движений в минуту |
Общее кол-во движений |
Количество движений в минуту |
Общее кол-во движений |
|
3 года |
62 |
930 |
- |
- |
4 года |
67 |
1340 |
- |
- |
5 лет |
68 |
1700 |
114 |
2850 |
6 лет |
70 |
2100 |
120 |
3600 |
7 лет |
70 |
2480 |
120 |
4200 |
Вывод: как видим из данных в таблице, в старшем дошкольном возрасте двигательная активность очень высока( 2 шага в 1 сек. на улице), что говорит о довольно высоком уровне обмена веществ и вырабатывании энергии.
Правильно организованное физическое воспитание в детском учреждении способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы, всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию, запоминанию, выдерживанию длительных умственных нагрузок. Под воздействием активной физической тренировки у детей развиваются все психические процессы: восприятие всех видов, мышление, прежде всего логическое, дающее ребенку возможность оперативно принимать решение, единственно правильное для конкретной ситуации, все виды памяти, речь диалогическая, монологическая, а также все мыслительные операции — наблюдение, сравнение, анализ, синтезирование, обобщение и т. д.
Как известно, двигательная активность во время самостоятельной деятельности развивает в ребенке его самостоятельность, интерес, сообразительность, находчивость, смекалку, что очень важно в дальнейшем обучении в школе, вузе, жизни.
В современных условиях очень важно прививать детям положительные эмоции, а они будут благоприятно влиять на работу всех органов и систем ребенка, обеспечивая быстроту и прочность; а как известно, в первые7 лет жизни последние развиваются довольно интенсивно. Но так как ребенок рождается уже с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (силой, уравновешенностью и подвижностью), то в дальнейшем внешние факторы (окружающая ребенка среда, как то семья, общественные институты и т. д.) должны организовывать воспитание, развитие, обучение ребенка так, чтобы полноценно обеспечить развитие интеллектуальных способностей и природных задатков. Об этом всегда должны помнить родители, взрослые, - предоставлять ребенку новые задания, более сложные, которые являются противоречием по отношению к реальному, достигнутому — и преодоление этого противоречия составит движущую силу развития. Я думаю, надо параллельно давать физические и интеллектуальные препятствия, - и там, и там у ребенка будет рождаться алгоритм последовательных действий, приводящий его к правильному положительному результату. И это усвоение нового требует определенных физических усилий, что влечет за собой развитие двигательной активности.
Два слова о массаже. Он воздействует положительно на весь организм в целом, создает бодрое настроение, активно влияет на сосудистую систему, быстро восстанавливает физическую и умственную работоспособность!
В этой связи очень важен массаж головы расческой и мягким надавливанием « подушечками» пальцев на кожу головы, массаж шейных позвонков, массаж плеч, лопаток и позвоночника. И общий массаж.
Примерный комплекс массажа:
Растирание ладони
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем няне (маме) помогать.
«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем,
А потом обратно стянем.
«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га,
Очень сочная трава.
Примерный комплекс упражнений дыхательной гимнастики:
1. «Листопад» - на выдохе сдувать листики, вырезанные из бумаги или натуральные, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь «листопада».
2. «Задуй горящую свечу» - губы округлены, вытянуты. На выдохе задувать горящую свечу, чтобы она потухла.
3. «Останови лошадку» - на выдохе дуть на расслабленные губы, происходит вибрация губ + голос «Тпруу».
4. «Фокус» - выдвинуть вперёд нижнюю челюсть, положить на кончик носа перышко или кусочек ваты. На выдохе с кончика носа сдувать предметы, добиваясь их взлёта.
5. «Одуванчик» - на выдохе сдувать цветочки из бумаги, держа ладонь с предметом на уровне рта.
6. «Буря в стакане воды» - дуть на выдохе через трубочку для коктейля на воду, добиваясь бурления воды.
7.«Снегопад» - на выдохе сдувать снежинки, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь взлёта снежинки – «снегопад».
8. Сдувание кусочков ватки с ладоней на выдохе.
9. «Хорошо» - на вдох понюхать платочек, на выдох произнести одно слово «хорошо» - спокойно, медленно по слогам: хо – ро – шо. Потом на выдох произносить фразу в два – три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».
10 .«Кто сильнее? » - надувание воздушных шаров.
11. «Подуй» - на выдох дуть на пригоршни рук, имитируя дутьё на горячий чай, на озябшие руки, при этом произнося шепотом на выдохе «ф – ф – ф».
12. «Кораблики» -дуть на выдохе на бумажные кораблики, которые плавают в тазу с водой.
13. «Чей пузырь больше? »-надувание мыльных пузырей
14. «Понюхать ветку» - держать ветку в руке, на вдох подняться на носочки к веточке, опускаясь, - выдохнуть воздух.
15. «Трубочка» - вдохнуть через нос. А затем на выдохе сделать три коротких выдоха через рот, сложив губы «трубочкой.
16. «Бабочка» - на выдохе дуть бумажную бабочку на нитке, на уровне лица ребёнка, чтобы она «полетела».
Примерный комплекс закаливающих процедур:
Приём детей на улице (при благоприятных метеоусловиях)
Утренняя гимнастика (с мая по сентябрь – на улице, с сентября по апрель – в зале по графику)
Точечный массаж по методике Уманской до завтрака
Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (профилактическая мера при эпидемическом неблагополучии)
«Чесночные» медальоны (пластмассовые коробки из-под игрушки «Киндер-сюрприз» одеваются на шею; ношение не более 10-15 минут)
Обогащение блюд фитонцидами (лук, чеснок)
Прогулки: утренняя 07.00 – 08.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30 (согласно режиму, при благоприятных метеоусловиях)
Оптимальный двигательный режим
Сон без маек и подушек
Дыхательная гимнастика, лёжа в кроватях
Обширное умывание, ходьба босиком
Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
После полдника полоскание полости рта отварами трав.
Высокую двигательную активность обеспечивают высокоэмоциональные виды физкультурно-оздоровительной работы, привносящие в режим дошкольника новые импульсы работоспособности в дальнейшем:
-
-
-
-
плавание; закаливание;
экскурсии в природу( на луг, водоем, в лес, на речку и т. д.);
подвижные игры на прогулках;
утренняя зарядка на свежем воздухе;
самостоятельная двигательная деятельность;
досуги и праздники;
занятия зимой на лыжах;
дни здоровья.
-
-
-
Т.е., те виды, которые дают детям мощный эмоционально- положительный заряд бодрости, когда кроветок активно подаёт кислород во все отделы головного мозга, питает нервные клетки. Эти формы организации занятий обеспечивают оптимальные скопления энергии в организме ребенка, в частности в ЦНС, что способствует лучшему восприятию, запоминанию, колоссальной работоспособности и интеллектуальном отношении.
А взять хотя бы простые танцы. Ведь ребенку надо запомнить алгоритм движений всего танца; во время разучивания любого движения в коре и подкорке головного мозга активно работают все психические процессы, что этот искусства способствует развитию мыслительных операций. Эти мероприятия заставляют ребенка быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Танцы развивают гибкость, подвижность суставов, максимальную амплитуду движений; это эластичность мышц, пластичность опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, позвоночника.
Во время двигательной активности у ребенка острее развивается произвольное внимание: в ходе выполнения различных упражнений нужно запомнить исходное положение, само упражнение, чтобы потом его припомнить и выполнить. Это подготавливает ребенка к умственной деятельности. Любознательность, приобретённая естественным путем в ходе самостоятельной двигательной активности, очень нужна в последующей умственной деятельности, как и наблюдательность.
Говоря о методах прямого обучения ( наглядных, словесных и практических) методах проблемного обучения (т.е., когда перед детьми ставится задача ТРИЗ), надо отметить, что они ценны все: важно и слово, важен и показ наглядности, важно и практическое применение и опробирование всех решений. В этой связи напоминаю, что игра сюжетно-ролевая, подвижная, дидактическая, является главным видом, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, который вызывает интерес, повышенный интерес и небольшую степень утомляемости! Причем во всех видах игр развиваются пространственные представления, что потом очень важно на занятиях по формированию и развитию элементарных математических представлений. А сенсорное воспитание, которое развивается в ходе двигательной активности малыша, затем пригодится на занятиях умственной познавательной деятельности. А воспитание в себе дисциплинированности и волевых усилий, таких нужных нравственных качеств, приобретенных в ходе двигательной активности, пригождается в разных формах организации умственной деятельности и положительно на нее влияет в смысле скорости выполнения и в смысле преодоления препятствий, ошибок, неправильных решений, повторений способов нахождения причины и т. д.
Условия формирования дисциплины: она должна формироваться в активной деятельности, в активном общении друг с другом, со взрослыми и при этом должна обязательно быть смена вида деятельности!
И, наконец, просто : физически здоровый активный ребенок намного успешнее будет заниматься на занятиях познавательного характера и дольше, продолжительнее будет заниматься со всем интересом, нежели малоактивный, инертный, больной ребенок
Повышение умственной работоспособности у детей(на занятии по РЭМП) старшего д/возраста.
Эксперимент № 1 .
1 группа (после занятия по ознакомлению с окружающей действительностью) |
2 группа (после физкультурного занятия) |
1. Внимание (произвольное и непроизвольное) |
2. Мышление (наглядно-образное, абстрактно -логическое) |
3. Память (кратковременная и долговременная) |
4. Восприятие (все виды) |
зрительное |
слуховое |
тактильное |
кинетическое |
Вывод:
Материал подготовила
воспитатель подготовительной группы
Кокшарова Т.В.