12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вышинская Нина Ивановна2519
Люблю свою профессию. Рада, что могу передать свои знания, опыт молодому подрастающему поколению
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Проектная деятельность »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Лицей №113»





Влияние музыки на деятельность человека





Работа ученицы 9 А класса:

Джафаровой Товуз Магсудовны

Руководитель проекта

Вышинская Нина Ивановна

учитель биологии

высшей квалификационной категории





t1580874541aa.gift1580874541ab.gift1580874541ac.gifРабота допущена к защите « » 202 г.

t1580874541ad.gift1580874541ae.gifПодпись руководителя проекта ( )











Новосибирск, 2020











Оглавление

1.Введение

1.1 Актуальность

1.2 Новизна

1.3 Проблемы

1.4 Гипотеза и определение объекта исследования

1.5 Цели

1.6 Задачи

1.7 Проектный продукт

2. Основная часть

2.1 Теоретическая часть

2.2 Практическая часть

3. Заключение

4. Источники информации

5. Приложение



























1.Введение

1.1 Актуальность

В настоящее время большинство людей слушают различную музыку, в том числе и я. С помощью музыкального искусства люди всегда выражали взгляды и чувства. Музыка является неотъемлемой частью жизни почти каждого человека.

1.2 Новизна

Для меня эта тема является новой, так как до недавнего времени я не задумывалась об этом всерьез.

1.3 Проблема

Проводя исследование, я столкнулась с тем, что мало кто знает, как именно музыка влияет на деятельность человека, а потому в интернете не очень много информации по этой теме.

Мой проект – исследовательский. Объектами исследования

являются музыка и человек. Предмет исследования - влияние музыки на умственную и физическую деятельность человека.

1.4 Гипотеза

Прослушивание музыки оказывает большое влияние человека и его физическую и умственную деятельность. Музыка положительно влияет на человека, повышает физические и умственные показатели.

1.5 Цели

1) Выяснить, влияет ли музыка на человека?

2) Какое влияние она оказывает на умственную деятельность?

3) Какое влияние она оказывает на физическую деятельность человека?

1.6 Задачи

1) Найти в книгах и интернете информацию по теме моего проекта.

2) Провести самостоятельное исследование по вопросам влияния музыки на деятельность человека.

3) Провести анкетирование по результатам исследования.

4) Подтвердить или опровергнуть гипотезу на основе проведенного исследования и анкетирования.

5) Составить памятку с интересными фактами о влиянии музыки на деятельность человека.

1.7 Проектный продукт

Конечным продуктом моего проекта являются результаты исследования, результаты анкетирования и памятка с интересными фактами о влиянии музыки на деятельность человека.

2. Основная часть

2.1 Теоретическая часть

Какое влияние музыка оказывает на людей в целом

Положительное влияние музыки для людей стали замечать еще давно, когда она только стала зарождаться. Ее присутствие в каждой культуре дает понять, что она несет фундаментальное значение. Вместе с человечеством она постепенно развивается в течение всего времени существования, становясь лучше, красивее, значимее. Важное воздействие оказывает музыка на духовную и эмоциональную сторону человека, что позволяет сформировать вкусы, взгляды, характер человека.

С помощью музыкального искусства люди всегда выражали взгляды и чувства. Пифагор проводил занятия с учениками под приятное музыкальное сопровождение. Аристотель говорил, что влияние музыки на психику настолько сильное, что с ее помощью можно сформировать особенную личность. Авиценна считал, что сильным является влияние музыки на здоровье человека, и ставил ее в один ряд с диетой, смехом, лечебными ароматам.

Звуковые колебания воспринимаются либо через органы слуха, передающие полученную информацию в особые участки мозга, либо колебания определённой частоты напрямую воздействуют на функционирование отдельных органов и организм в целом.

В первом случае мозг, в зависимости от полученной информации, направляет органам сигналы, возникающие под её влиянием. Во втором случае механизм воздействия звуковых колебаний следующий. Каждый орган работает в своём особом режиме, биоритмы работы любого здорового органа лежат в определённом диапазоне частот, общем для подавляющего большинства людей.

Что развивает в нас музыка

1) Память, внимание. При прослушивании приятной музыкальной композиции человек получает заряд для уровня внимательности, укрепляет память. Причем эффект имеет наибольшую силу во время прослушивания, а потом постепенно угасает.

2) Цепи вознаграждения. Музыка влияет на мозг таким образом, что в нем начинают происходить химические процессы, которые способствуют получению чувства удовлетворения, как от биологически важных стимуляторов.

3) Креативность. Влияние музыки на человека затрагивает креативность. При работе под музыкальные композиции средней громкости в мозге активируются процессы, отвечающие за творческое мышление. Такой фоновый шум помогает стимулировать абстрактное мышление, что позволяет получить неожиданные идеи.

Как влияет музыка на деятельность человека

В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай, изучили эффект воздействия музыки Моцарта на умственную деятельность человека. Для этого испытуемым было предложено пройти несколько тестов на IQ, сначала без музыки, а затем после того, как они в течение десяти минут слушали «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта

Ученые смотрели только на один из множества блоков теста — оказалось, что результаты теста улучшились, как и причем значительно: на 8-9 баллов, а значит музыка положительно повлияла на умственная деятельность. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Музыка делает нас сильнее

Расширение физических возможностей и выносливости — тщательно изученный факт. В ходе многолетних исследований учёные выяснили, как музыкальное воздействие на человека улучшает работоспособность мышц во время физических нагрузок.

При прослушивании музыки прослеживается улучшение результатов спортсменов и деятельности людей, чья работа связана с тяжёлым физическим трудом. Это объясняется наличием заданного музыкального темпа, вследствие которого возникает синхронность телодвижений и ритма мелодии. Человек, совершающий физическое действие под музыку, тратит меньше усилий, чем когда совершает те же действия без музыки.

Около 2 500 человек, имеющих отношение к олимпийским резервам и принимающих участие в исследованиях, отметили, что под музыку им удавалось эффективнее выполнять упражнения и совершать большее количество подходов.

Таким образом, человек с меньшими затратами своих физических ресурсов достигает большего результата.

В этих случаях также работает эффект частоты потока состояний. Проще говоря, повышается частота психического состояния сродни медитативному процессу транса, во время которого человек действует автоматически и правильно, что приводит к хорошей производительности.

Музыка активизирует память

Процесс восприятия музыкальных композиций затрагивает работу области мозга, которая называется гиппокампом.

Врачи используют это знание и помогают пациентам, страдающим от слабоумия и потери памяти. Музыка способна «извлекать» и восстанавливать фрагменты утраченных воспоминаний без применения психологических бесед даже на самых последних стадиях заболевания психики.

Музыка помогает при физических нагрузках

Музыка повышает выносливость и помогает эффективнее тратить ресурсы при физических нагрузках. Так, исследование «Займёмся спортом: психология музыки для эффективных тренировок» показывает, что поездка на велосипеде под музыку позволяет тратить на 7% меньше кислорода, чем без неё.

Частота ударов в минуту (BPM) в песне оказывает мотивационный эффект, правда, до определённого предела. Потолок составляет 145 ударов в минуту, более быстрые мелодии уже не способны мотивировать. В отдельных случаях скорость слов песни начинает вытеснять мелодию: именно поэтому многие предпочитают работать под музыкальное сопровождение с ритмичными текстами, хип-хоп, например.

2.2 Практическая часть

Опыт на влияние музыки на умственную деятельность

1) Для того чтобы узнать, как музыка влияет на умственную деятельность человека, я решила провести такой опыт:

Человеку предложено решить несколько математических примеров, затем измерить время, за которое он выполнил задание. После этого тому, над кем проводится эксперимент нужно его любимую музыку. Затем, после прослушивания композиции, дать ему решить примеры схожие с первыми, снова замерить время и сравнить результаты. Опыт нужно провести несколько раз.

Номер опыта

Без музыки

После прослушивания музыки

Разность между значениями

1

31,7 с

28,4 с

3,3 с

2

33,6

31с

2,6 с

3

31,9

29,1с

2,7 с

4

32,9

30,5 с

2,4 с

Посчитаем среднее арифметическое:

Без музыки: (31,7 + 33,6 + 31,9 + 32,9): 4 = 32,5

С музыкой: (28,4 + 31 + 29, 1 + 30,5): 4 = 29,8

Я проводила опыт с младшим братом, он решал 20 примеров из таблицы умножения в каждом опыте. После заполнения таблицы и выполнения подсчетов мы можем увидеть, что после прослушивания музыки он решил примеры быстрее чем до этого.

Опыт на влияние музыки на физическую деятельность

2) Следующий опыт я проводила так: перед выходом из дома я прослушивала несколько песен, которые мне нравятся и засекала время, за которое я доходила до школы. После школы я не слушала музыку и шла домой, время я все также засекала. Так как в школу и обратно я езжу на метро, в таблице указаны цифры без учета времени ожидания поезда метро.

День опыта

С музыкой

Без музыки

1

37 минут

43 минуты

2

45 минут

41 минута

3

36 минут

45 минут

4

38 минут

40 минут

5

41 минута

46 минут

6

35 минут

39 минут

7

36 минут

43 минуты

Посчитаем среднее арифметическое

Без музыки: 43 + 41 + 45 + 40 + 46 + 39 + 43 = 42

С музыкой: 37 + 45 + 36 + 38 + 41 + 35 + 36 = 38

3) Еще один опыт я проводила дома при помощи велотренажера В течении трех дней я тренировалась в беге на разные дистанции. На экране тренажера всегда показывается какую дистанцию и за какое время я пробежала. Результаты я занесла в таблицу.

День опыта

Дистанция

Без музыки

С музыкой

1

1 км

11 минут 30 секунд

9 минут 45 секунд

2

1,5 км

18 минут 21 секунда

15 минут 58 секунд

3

2 км

23 минуты 27 секунд

20 минут 5 секунд

Если проанализировать опыты и сравнить результаты, то можно увидеть, что прослушивание музыки в некоторой степени повлияло на двигательную активность.

3. Заключение

Я выяснила, что музыка оказывает очень большое влияние на деятельность человека. На основе собственного опыта я убедилась в том, что музыка положительно влияет на физическую деятельность человека, это объясняется наличием заданного музыкального темпа, вследствие которого возникает синхронность телодвижений и ритма мелодии. Человек, совершающий физическое действие под музыку, тратит меньше усилий, чем, когда совершает те же действия без музыки.

Аналогичное влияние она и на умственную деятельность. При прослушивании музыки повышаются умственные показатели, человеку становится легче выполнять задания, из этого мы можем сделать вывод, что музыка очень важна для каждого человека.

Подводя итог, я хочу сказать, что я выполнила все поставленные цели и задачи.

Нашла в Интернете информацию по теме моего проекта и внимательно изучила ее, самое важное я включила в проект.

Также я провела небольшое самостоятельное исследование по вопросам влияния музыки на деятельность человека.

Анкетирование тоже было проведено. Я выяснила, что большинство людей, также, как и я, считают, что музыка положительно влияет на человека (его деятельность).

Изучив материал и проведя исследование, я подтвердила выдвинутую ранее гипотезу о том, что музыка положительно влияет на человека, повышает физические и умственные показатели.

Результатом моего проекта является памятка с интересными фактами о влиянии музыки на деятельность человека.

3. Заключение

Я выяснила, что музыка оказывает очень большое влияние на деятельность человека. На основе собственного опыта я убедилась в том, что музыка положительно влияет на физическую деятельность человека, это объясняется наличием заданного музыкального темпа, вследствие которого возникает синхронность телодвижений и ритма мелодии. Человек, совершающий физическое действие под музыку, тратит меньше усилий, чем, когда совершает те же действия без музыки.

Аналогичное влияние она и на умственную деятельность. При прослушивании музыки повышаются умственные показатели, человеку становится легче выполнять задания, из этого мы можем сделать вывод, что музыка очень важна для каждого человека.

Подводя итог, я хочу сказать, что я выполнила все поставленные цели и задачи.

1) Нашла в Интернете информацию по теме моего проекта и внимательно изучила ее, самое важное я включила в проект.

2) Также я провела небольшое самостоятельное исследование по вопросам влияния музыки на деятельность человека.

3) Анкетирование тоже было проведено. Я выяснила, что большинство людей, также, как и я, считают, что музыка положительно влияет на человека (его деятельность).

4) Изучив материал и проведя исследование, я подтвердила выдвинутую ранее гипотезу о том, что музыка положительно влияет на человека, повышает физические и умственные показатели.

5) Результатом моего проекта является памятка с интересными фактами о влиянии музыки на деятельность человека.

4.Источники информации

Исследовано в России [Информационная статья]: инт. - журн. / factinteres –Электрон. журн.: 2016-2020. -. - режим доступа к журн.: https://factinteres.ru/kak-vliyaet-muzyka-na-deyatelnost-cheloveka

Исследовано в России [Информационная статья]: инт. - журн. / Хабр. сообщ. IT-специалист. – Электрон. журн. – Москва: 2006-2020. -. - режим доступа к журн.: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/411525/

Исследовано в России [Информационная статья]: инт. - журн. / Лайфхакер –Электрон. журн.: 2017-2020. -. - режим доступа к журн.: https://lifehacker.ru/kak-muzyka-vliyaet-na-fiziologiyu/

Исследовано в России [Информационная статья]: инт. - журн. / Хабр. Аудиомания – Электрон. журн.: 2014-2020. -. - режим доступа к журн.: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/411525/

Исследовано в России [Информационная статья]: инт. - журн. / wellnesspress. – Электрон. журн.: 2020. -. - режим доступа к журн.: https://wellnesspress.ru/razum/kak-muzyka-vliyaet-na-cheloveka

5. Приложение

Анкета

1) Слушаете ли вы музыку? (Да\ Нет)

2) Какая музыка нравится вам больше всего? Нужное подчеркнуть. Возможны несколько вариантов ответов. (классическая, рок-музыка, поп-музыка, рэп, heavy metal)

3) Как вы считаете, влияет ли прослушивание музыки на вашу физическую деятельность? На умственную?

4) Какое влияние она оказывает? (Положительное/ Отрицательное)


Результаты анкетирования

Всего в моем анкетировании приняли участие 114 человек.

t1580874541af.gif

На первый вопрос «Слушаете ли вы музыку?» 100% ответили «Да»

t1580874541ag.gif

На второй вопрос «Какая музыка нравится вам больше всего?»

13% ответили «Классическая»

21% - «Рок»

32% - «Поп-музыка»

13% - «Heavy metal»

21% ответил «Рэп»

t1580874541ah.gif

На третий вопрос «Как вы считаете, влияет ли прослушивание музыки на вашу физическую деятельность? На умственную?»

49% ответили, что музыка влияет на физическую деятельность человека

50 % ответили, что музыка влияет на умственную деятельность человека



t1580874541ai.gif

На четвертый вопрос «Какое влияние она (музыка) оказывает на деятельность человека?»

6% ответили, что она оказывает отрицательное влияние

82% ответили, что музыка оказывает положительное влияние на деятельность человека

12% затруднялись ответить


Памятка

Интересные факты о влиянии музыки на деятельность человека

Занятия музыкой и ее регулярное прослушивание развивают память и умственные способности.

Пифагор проводил занятия с учениками под приятное музыкальное сопровождение.

Аt1580874541aj.png ристотель говорил, что влияние музыки на психику настолько сильное, что с ее помощью можно сформировать особенную личность.

Авиценна считал, что сильным является влияние музыки на здоровье человека, и ставил ее в один ряд с диетой, смехом, лечебными ароматам.

«Некоторые звуки действуют ничуть не хуже, чем пара чашек кофе», — говорит выдающийся французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис.



Автор материала: Т. Джафарова (9 класс)
Опубликовано в группе «Проектная деятельность »


Комментарии (2)

Елена Владимировна, 05.02.20 в 15:30 1Ответить Пожаловаться
Нина Ивановна, спасибо за публикации исследовательских работ учащихся! Очень интересно! С Вашего разрешения добавила обе работы в свою копилку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.