12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гулькина Мария Николаевна28
0

Внеклассное мероприятие «Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду»

Внеклассное экологическое мероприятие «Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду».

Гулькина Мария Николаевна, учитель биологии и экологии


 

Цели: углубить знания учащихся по экологии; воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

- образовательная: формирование знаний о природе и её обитателях; проверить и углубить знания детей о живой природе; расширить кругозор;

- воспитательная: воспитание любви и бережного отношения к родной природе, Родине, самому себе;

- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления интереса к окружающему миру, сообразительности, фантазии.

Оборудование. Презентация "Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду"

Выставка книг о природе.

Внеклассное мероприятие для 5 -11 классов.

Эпиграф

Приложи свое ухо к планете!
Ты услышишь, как стонет она.
Мать Земля еще только в расцвете,
А изранена вся и больна.

Ход мероприятия

Учитель.

Тема нашего экологического мероприятия "Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду"

В солнечной системе из девяти планет - одна наша планета обитаемая, где живут живые организмы. Значит, для живых организмов есть все необходимые условия: вода, воздух, тепло и свет.

Человек на Земле является незначительной частью всего живого, но влияние оказывает на окружающую среду очень большое. Первобытный человек изменить окружающую среду не мог, а пользовался только дарами природы. С развитием головного мозга на Земле появился Человек разумный, для которого окружающая природа явилась не только средой обитания, но и источником удовлетворения своих потребностей. Современные люди с развитием тяжелой, химической промышленности, атомной энергетики стали извлекать из недр Земли полезные ископаемые, которые образовались миллиарды лет. В Земных слоях образуются пустоты, которые наполняются газами и подземными водами. Люди строят фабрики, заводы из которых в окружающую среду выбрасываются большое количество ядовитых веществ, которые попадают в атмосферу, почву, воду. А ведь мы знаем, что всё это является необходимым условиям для всех живых организмов и самого человека .Однажды мы можем не увидеть лазурного неба над головой, белого искристого снега и яркого солнца, которое светит каждый день .Судьба планеты - это судьба человека. И понять эту истину надо каждому человеку своим сознанием и сердцем, умом и чувством.

В 21 веке перед человечеством ставят много проблем, но самая главная из глобальных - экологическая. Недаром 2013 год в России был объявлен президентом В.В. Путиным Годом охраны окружающей среды. Эта проблема одна из важнейших: именно от её решения зависит благополучие и существование человечества. Охрана природы - дело каждого человека

Песня "Родная Земля"

Ученик 1. Природа – как много добра и тепла

Звучит в этом маленьком слове.

Природа – ты жизнь на Земле нам дала

А люди к тебе так суровы.

Ученик 2.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и неповторимой матушке Земле: зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Если вглядеться в природу, то, что нас окружает, создано идеально и гармонично. Вокруг настоящая красота, которую мы порой за пеленой серых будней даже не замечаем. Все кажется нам абсолютно обычным и банальным. Все, что нас окружает, благодаря природе. Она заботится о человечестве, как настоящая любящая мать, которая все готова отдать любимым детям. Стоит задуматься, а что же мы делаем в ответ? Чем мы отвечаем на ее заботу?

Век научно - технического прогресса принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже заморозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить. Но за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду...

Строятся новые заводы, сооружаются гигантские станции, проводятся газо- и нефтепроводы. Все это можно назвать техническим прогрессом. Но это – с одной стороны. А с другой– именно по этой причине гибнут леса, загрязняются водоемы,  разрушается живая природа. А ведь из девяти планет нашей Солнечной системы Земля пока еще единственная обитаемая. Богат ее растительный и животный мир, ее недра.

Ученик 3.

" Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем та, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды.

 

Ученик 4.

Ничто не может заменить нам живой, переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, заботливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными стенами городов. И если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам.

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество — лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни — Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.

 

Ученик 5. "Человек - не умен - сказал мне мудрец.-

Посмотри, что творит на Земле он!

Через век он природу разрушит в конец,

А в неё был когда-то влюблен он".

Свято верили предки, что природа - краса

"Охраняйте её!" - говорили,

А теперь мы в родные глядим небеса

Через окна, седые от пыли.

Почему? Что случилось на шаре земном?

Или люди все вокруг поглупели?

Так ведь страшно проснуться в доме своем

И весной не услышать капели.

Ученик 6.

Огромный вред окружающей среде наносит человек, когда по его вине сгорают сотни гектаров лесов, ради наживы вырубаются кварталы ценнейших пород деревьев, что ведет еще и к исчезновению отдельных видов растений и животных. А ведь из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух... Лишь в Российской Федерации на болотистых землях, в лесах можно собрать сотни тонн клюквы, черники, брусники, морошки, грибов.

Хочу привести пример отрицательного отношения человека к природным богатствам. На территории Ельниковского района не более трех лесных участков, где растет черника. Много лет собирали её жители сел, и было её в изобилии. В последние годы некоторые ягодники стали собирать чернику не вручную, а с помощью специальных приспособлений, срывая вместе с плодами все листья и мелкие веточки куста. Впоследствии этот куст высохнет совсем. И стоят в лесу огромные площади мертвого черничника. Кто ударит по рукам этих разрушителей природы, задумываются ли они о том, что их детям и внукам в этом лесу делать будет нечего,

Рубка и горение леса, пожар

.

Ученик 7.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек !

Ученик 8.

Транспорт ( выбросы)

Ученик 9.

Фабричные выбросы.

Ученик

Человек и природа составляют единое звено, природа без человека и наоборот невозможно себе представить Природа – это наша планета, это все, чем заселена и наполнена земля, от микроба до гор и морей. Леса, моря, горы, звери, растения и человек – все это создание природы.

Человек беспомощен перед природой, но состояние природы зависит от его отношения к ней. Человек способен разрушить природу, загадить созданной цивилизацией, и тогда природа отомстит человеку стихийными бедствиями. Но человек может и бережнее относиться к природе, это вполне под силу ему. Не зря говорят, что нужно беречь природу – мать свою

Ученик .

Мы хотим природу обмануть, Под себя сильней её прогнуть, Но она такого не простит, И сполна за дерзость отомстит

Ученик .

Уменьшение содержания кислорода и увеличение углекислого газа в окружающей среде вызывает так называемый - парниковый эффект. К этому ведут выбросы в атмосферу, являющиеся продуктами жизнедеятельности людей (антропогенное воздействие), ведут к значительному повышению парниковых газов в атмосфере. Сжигание ископаемого горючего для нужд промышленности, отопления и транспорта, сельскохозяйственное освоение лесных площадей, создание искусственных болот, это только часть всех процессов, влияющих на выделение в атмосферу огромного количества так называемых парниковых газов - пары воды, двуокись углерода, метан, закись азота, фреона. Отрицательные последствия парникового эффекта для человечества: повышение уровня Мирового океана в результате таяния материковых и морских льдов.

Ученик .

Из-за попадания в атмосферу ядовитых химических веществ и растворения в атмосферной влаге антропогенных выбросов образуются кислотные дожди. Они оказывают отрицательное воздействие на растительность: прямое биоцидное воздействие, косвенное воздействие через повышенной кислотности  почв; закисление пресноводных водоемов и связанное с ним деградация многих видов организмов и всей экосистемы.

 

Ученик .

Шумят кислотные дожди

И сохнет дуб вблизи завода.

Весна его не возродит,

Она опасней год от года.

Стекает в реки талый снег

И радиацию смывает,

И паводка веселый бег

Моря смертельно заражает.

Уже не пиром в час чумы,

Самоубийства трупным духом

Природу спешно травим мы,

Гонимы призраком разрухи.

Ученик

Основной причиной возникновения «озоновых дыр»  является значительное содержание в атмосфере фреона (высоколетучего, химически инертного у земной поверхности вещества, широко используемого человеком в качестве хладоагентов, пенообразователей и распылителей). Фреоны, поднимаясь в верхние слои атмосферы, подвергаются фотохимическому разложению с образованием окиси хлора, интенсивно разрушающего озон. Это приводит к увеличению потока ультрафиолетовых лучей на земную поверхность, которые в небольших дозах необходимы живым организмам (бактерицидное действие, синтез витамина Д, стимуляция роста и развития клеток и др.), а в больших дозах губительны, из-за способности вызывать раковые заболевания и мутации.
 

Ученик

Будь милосерден, человек!

У нас одна планета.

Мы загрязняем столько рек,

Думать страшно об этом.

А нам беречь природу надо б,

Ведь столько много красоты.

Мы убиваем сильным ядом,

И гибнут все наши цветы!

Как жаль, что люди бессердечны,

Они не видят, что творят.

Не может быть природа вечной.

"Задумайся!"-деревья говорят.

Будь милосерден, человек!

Не позволяй ты ей страдать.

Давай красоты и богатства будем сохранять.

Подумай: всё вокруг цветёт и дышит,

шепчет, плещется и свищет!

Хочу, любить, счастливой быть навек.

Так будь же милосерден, Человек!

Ученик.

Большой интерес человека представляет изучение естественной радиоактивности, вызываемой естественными радиоактивными изотопами, которые всегда в тех или иных количествах присутствуют в биосфере. В X и XI веках актуальной стала проблема изучения искусственной радиоактивности, обусловленной поступлением в биосферу радиоактивных изотопов, образующихся в виде отходов атомной промышленности, атомных и термоядерных взрывов в результате аварий на атомных предприятиях. В 1986г. произошла авария на Чернобыльской АЭС. По своим глобальным последствиям она является крупнейшей экологической катастрофой в истории человечества. В пострадавших районах резко повысилась заболеваемость раковыми заболеваниями, лейкемией, увеличился процент рождение детей с врожденными пороками развитиями.

Ученик.

Горит природа возле нас,

И изнутри мы выгораем.

Лишь тяжко заболев подчас,

Единство с нею постигаем.

Песчаный смерчь пыли вдали —

Болот пустынный отголосок,

Прощай природа-инвалид,

Простите дети, звери, сосны.
 

Ученик.

Смог - это ядовитые смеси дыма, тумана и пыли. Он образуется при воздействии солнечной радиации на оксиды азота и углеводороды, поступающие в воздух в составе выхлопных газов автомобилей. В результате образуются фотооксиданты, состоящие из озона, альдегидов и др. Смог вызывает обострение респираторных заболеваний, раздражение глаз, ухудшение физического состояния вплоть до летального исхода.

Ученик.

Самое большое богатство Земли - это пресная вода. Но надо помнить, что она составляет лишь 3% от объемов земной гидросферы, причем более 2% из них заключено в полярных льдах Арктики и Антарктиды. Озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире (глубина озера 1620 метров). Оно хранит в себе одну пятую часть пресной воды всей планеты, и в нем обитает 1800 видов растений и животных, три четверти которых не встречаются больше нигде в мире. Человек и все живое не может жить без воды. Понимаем ли мы это, когда беспощадно загрязняем водоемы, промышленные отходы сливаем в реки. А какой огромный вред наносится при загрязнении рек нефтепродуктами. Ведь всего 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 5О кв. м. водной поверхности, вызывая кислородное голодание и отравление водных организмов, приводя к гибели икры и мальков. От аварий на транспортных судах но перевозке нефтепродуктов гибнут рыбы, птицы, даже киты. Большой вред наносит обитателям водоемов человек, желая заиметь все и сейчас

Ученик.

Основная задача охраны редких и исчезающих видов в том, чтобы путем создания благоприятных условий обитания добиться такого увеличения их численности, которое устранило бы опасность их исчезновения.

Редкие и исчезающие виды животных (как и растений) заносятся в Красные книги. Включение вида в Красную книгу – сигнал о грозящей ему опасности, о необходимости принятия срочных мер по его спасению. Каждая страна, на территории которой обитает вид, включенный в Красную книгу, несет ответственность перед своим народом и всем человечеством за его сохранение.

В нашей стране для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники, заказники, животных расселяют в районы их былого распространения, подкармливают, создают укрытия и искусственные гнездовья, охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности животных разводят в неволе (питомниках и зоопарках), а затем выпускают в подходящие для них условия.

 

Песня " Раненая птица".

 

Ученик.

Отходы и утилизация отходов.

Ученик.

Много лет мы твердили, что человек – хозяин природы, но именно этот хозяин зачастую оставляет после себя бесплодные, безжизненные пространства. Для нас природа – эта сама жизнь. Вот почему скала плачет, камень имеет сердце, и оно бьется, как у человека; вот почему мы слушаем шепот морского прилива, дыхание лесных растений, веселый говор ручья. Все дышит, все живет. Именно человек должен делать все для того, чтобы не умолкала, не умирала природа. Он в ответе за будущее состояние нашей окружающей среды. От него зависит, будут ли говорить скалы, камни, ручьи. А в наше время это так важно. Сейчас, когда взрываются атомные электростанции, когда по рекам течет бензин, когда исчезают целые лесные массивы, человек должен, просто обязан задуматься и задать себе вопрос: а что же останется на нашей планете? Смогут ли наши внуки пойти в лес за грибами и ягодами, смогут ли солнечным днем искупаться в озере, а потом укрыться в тени березовой рощи?

Ученик .

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой

.В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

Ученик.

Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, люди, которые ее наблюдают и изучают - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие - обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.

Учитель.

Природа учит человека мудрости и осторожному отношению к себе. Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на земле – от человека”. Задумайтесь, ребята, над этими словами. Может быть, они помогут вам стать друзьями и защитниками природы. Может быть, самое важное для каждого – узнавать всё, что только возможно, о жизни окружающей среды. Чем больше все мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.

Ученик.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!..

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.