Научно-исследовательская работа «Влияние наркотиков на организм подростков»
Автор публикации: А. Нагорная, ученица 10А класса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи»
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Работу выполнила: Нагорная Анастасия Дмитриевна,
ученица 9-А класса
МОУ «УВК «Гармония» г. Донецка»
Научный руководитель: Голина Ольга Николаевна,
учитель биологии
МОУ «УВК «Гармония» г. Донецка»
Донецк- 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….… 5
РАЗДЕЛ 1. Литературный обзор
1.1. Классификация наркотических средств..................................... 7
1.2. Эффекты от приёма наркотиков.
1.2.1. Наркотическое опьянение ……………………………… 10
1.2.2. Зависимость……………………………………………....11
1.3. Синдром отмены. Последствия применения ………………. 12
1.4. Подростковая наркомания
1.4.1. Особенности подростковой наркомании……………….14
1.4.2. Причины наркомании среди подростков………….… 15
1.4.3. Стадии наркотической зависимости …………………...16
1.4.4. Признаки подростковой наркомании …………….……17
1.4.5. Последствия наркотической зависимости…………….. 19
РАЗДЕЛ 2. Практическая часть
2.1. Профилактика наркомании
2.1.1. Международное законодательство ……………………..20
2.1.2. Альтернативные методы …………………………………21
2.1.3. Профилактические и лечебные учреждения в ДНР ….. 21
2.1.4 Мероприятия по профилактике наркомании в ДНР …...23
2.2. Исследование состояния подростковой наркомании
2.2.1.Методика проведения исследования ………..……......... 24
2.2.2. Результаты исследования . …………………………........... .25
2.3. Рекомендации…………. ..…………………………………........ 27
ВЫВОДЫ …………………………………………………….... 29
Источники информации……………………………………………… 31
Приложение А. «Разновидности наркотических веществ, способы получения и применения» …….………………..... …………………………33
Приложение Б. «Анкета» …….………………...................................... 35
Приложение В. «Буклет с рекомендациями» …….………………....37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы наркомании, к сожалению, не только не уменьшается, но наоборот год от года становиться только острее, особенно наркозависимость среди подростков. При подготовке исследовательского проекта в школе я настолько заинтересовалась этой темой, что решила изучить её более углублённо. Особенно меня поразило то, что некоторые мои сверстники, не смотря на регулярные беседы и антиагитацию в школе, уже пробовали «курить травку», не особо заботясь о последствиях.
Конечно, на сегодняшний день существуют множество работ, посвященных подростковой наркозависимости. Однако мы решили проанализировать состояние данной проблемы в нашей новой республике, провести анкетирование в нашей школе. Насколько мне известно, таких исследований в нашем учебно-воспитательном комплексе не проводилось ближайшее время. В этом заключается новизна моего исследования.
Проблемы подростковой наркомании – это огромная сложность, с которой необходимо бороться на всех уровнях, начиная от борьбы с незаконным оборотом наркотиков на уровне государства и мирового сообщества, и заканчивая профилактической работой в школах и семьях. Но, к сожалению, на практике профилактика и борьба с наркоторговцами малоэффективна и многие ребята попадают под смертельную зависимость.
Цель работы: изучить состояние подростковой наркомании в нашей стране, и меры профилактики, предпринимаемые государством, для предотвращения употребления наркотиков среди подростков.
Задачи:
1. Изучить виды наркотических веществ и их влияние на организм подростков, а также последствия употребления наркотиков.
2. Рассмотреть, какие меры профилактики предпринимают государственные структуры для предотвращения употребления наркотиков среди подростков.
3. Провести исследование среди старшеклассников нашей школы о количестве и причинах употребления наркотических веществ.
4. Дать рекомендации по профилактике подростковой наркомании.
РАЗДЕЛ 1.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Классификация наркотических средств
Наркотики как вещества, изменяющие состояние человека, были известны издавна. Их применяли для лечения различных заболеваний, обезболивания, вхождения в транс шаманов и оракулов. В 20-ом веке появились первые синтетические наркотики. Например, ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), открытый Альбертом Хофманом в 1943 году, получил признание в среде американских психиатров, «как вещество, полезное для применения в психотерапии для исследования своего «Я», а также в лечебных целях». А амфетамины применяли «для снятия усталости и поднятия работоспособности». [2]
Наркотик— это химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Классификация наркотиков осуществляется по источнику происхождения, фармакологическим свойствам, степени опасности и способности вызывать привыкание. [9]
По источнику происхождения наркотические средства различают:
1. Растительные:
· опиаты (опиум, кокаин) – вещества, получаемые из стебля и сока макового растения;
· марихуана или гашиш – производные препараты конопли;
· мескалин – более редкий галюциноген, получаемый из южно-американских кактусов;
· псилоцибин – источником являются некоторые виды грибов.
2. Синтетические - амфетамин, кокаин, галлюциногены, экстази, снотворные, ингалянты.
По типу воздействия на психику человека наркотики бывают:
- Тяжелые (сильные) – опиаты и кокаин отличаются быстрым вырабатыванием наркозависимости;
- Легкие (слабые) – производные каннабиса характеризуются более медленным процессом привыкания.
По фармакологическим свойствам растительные и синтетические наркотические средства классифицируют по группам:
1. Анальгетики опийного ряда – природные опиаты и синтетические вещества, обладающие аналогичными свойствами (героин, морфин, дезоморфин, кодеин, метадон, трамадол и фентанил);
2. Психостимуляторы – психотропные вещества, которые активизируют психическую активность организма (амфетамины и фенамины, метамфетамин, кокаин и др.);
3. Галлюциногены – психоактивные вещества, вызывающие измененные состояния психики, галлюцинации (мескалин, псилоцибин DOB, ЛСД, DIPT, DragonFly, LSA);
4. Психоделики – психоактивные вещества, действие которых направлено на изменение мышления и восприятия;
5. Эмпатогены – вещества, усиливающие эмоциональные состояния психики человека MDMA (экстази), PMMA, MDEA, MDA, IAP;
6. Адаптогены – вещества, способные повышать неспецифическую сопротивляемость в стрессовых для организма условиях (демитилтриптамин, 2C-B, AMT, DOM, буфотенин, TMA).
7. Диссоциативы – психоактивные вещества, действие которых нарушает человеческое восприятие внешнего мира, приводит к нарушению сознания (калипсол, декстрометорфан, кетамин, фенциклидин);
8. Транквилизаторы (депрессанты) – феназипам, диазепам, барбитураты, BZP (бензодиазепин);
9. Дизайнерские – риталин, мефедрон (4-MMC), MDPV, 2C-I , 2C-T, MDPH.
Однако такое деление наркотических веществ на группы считается весьма условным, так как степень их воздействия, в большей мере, зависит от способа приготовления из первоначального сырья и метода употребления (курение, вдыхание или инъекции). [5]
Механизм действия
Практически все наркотики прямо или косвенно нацелены на «систему поощрения» мозга, увеличивая в 5-10 раз выделение дофамина и серотонина, которые вызывают чувство удовольствия, влияют на процессы мотивации и обучения. Они натурально вырабатываются в больших количествах во время позитивного опыта человека — типа секса, вкусной еды, приятных телесных ощущений.
Однако наркотики определённым образом обманывают природную «систему поощрения», позволяя добиться выброса дофамина и получить чувство удовольствия искусственными методами.
Если пациент продолжает перестимулировать свою «систему поощрения», то постепенно мозг адаптируется к чрезмерному потоку дофамина, производя меньше нейромедиатора и уменьшая количество рецепторов в «системе поощрения», побуждая пользователей увеличивать дозу для получения прежнего эффекта. Дальнейшее развитие этой химической толерантности может постепенно привести к очень тяжёлым изменениям в нейронах и других структурах мозга, и потенциально может в долговременной перспективе нанести серьёзный ущерб здоровью мозга. [3]
1.2. Эффекты от приёма наркотиков.
Основным эффектом, оказываемым приёмом наркотиков на организм человека, является «наркотическое опьянение», но наблюдается также ряд характерных побочных эффектов.
В частности, при регулярном применении они вызывают привыкание — толерантность, которая проявляется в постепенном снижении эффекта наркотика; это вынуждает наркомана принимать всё большие дозы для достижения эффекта. Некоторые наркотики вызывают также зависимость («аддикцию»), которая проявляется «синдромом отмены» или «абстинентным синдромом» (на сленге — «ломка»), либо психологической тягой к повторному употреблению наркотика.
1.2.1. Наркотическое опьянение — это состояние, возникающее после употребления наркотика, оно проявляется как субъективными, так и объективными симптомами. Объективные симптомы обусловлены физиологической реакцией организма на введённый препарат и могут значительно отличаться в зависимости от вещества, вызвавшего наркотическое опьянение.
Конопля, марихуана, гашиш. Эффект зависит от дозы и индивидуальных особенностей организма: покраснение глаз, ощущение сухости во рту, расслабленность, излишняя болтливость, истерический смех. Человек не в состоянии выполнять ответственную работу, так как теряется координация, затупляется реакция, отсутствует концентрация внимания. Может возникнуть неоправданный страх, нарушится сердцебиение. К сожалению, основная масса молодежи, считает эти наркотики безвредны, не вызывают зависимости и не наносят особого вреда здоровью. После длительного применения этих наркотиков: может развиться рак легких, нарушается работа сердечной мышцы, развивается мужское и женское бесплодие, нарушается память и абстрактное мышление, возникают частые нервные срывы, бред. Такие осложнения, могут довести человека до полной потери себя в социуме и дальнейшего ухода в себя.
Морфин, кодеин, героин, метадон. Зависимость возникает уже после нескольких приемов наркотика. Под действием препарата человек становится: сонливым, движения становятся медленными и вялыми, речь нечленораздельна, теряется чувствительность, зрачок сужается. Даже небольшая передозировка может привести к смерти наркомана, а при внутривенном введение возможно заражение ВИЧ инфекцией. При регулярном применении: разрушается иммунная система организма, разрушается печень, изменяется цвет кожи, разрушаются зубы. Большинство героиновых наркоманов страдают такими заболеваниями как ВИЧ, туберкулез и гепатиты групп В и С. Средняя продолжительность жизни героинового наркомана 5 лет! Смерть происходит от осложнений или передозировки.
Психостимуляторы (крек, кокаин, эфедрин) вызывают: излишнюю двигательную активность, половое влечение (приводит к беспорядочным связям), появляется бессонница, снижается аппетит, учащается пульс. Когда заканчивается действие наркотика человек становится раздражительным, агрессивным, ослабленным и впадает в депрессию, которая нередко приводит к суициду. Зависимость от наркотика наступает после 5-7 приема препарата. Эти наркотические вещества поражают буквально все органы: снижаются умственные способности, появляется судорожное дрожание конечностей. нарушается сердечный ритм, повышается давление (может привести к инфаркту или кровоизлиянию в мозг).
Экстази действует как галлюциноген и психостимулятор. После приема наркотика: повышается активность, возникают беспокойство, галлюцинации и бессонница. Наркотик вызывает сильную зависимость и приводит к летальным случаям: сильное повышение температуры (более 40 гр.) и инсульт.
1.2.2. Зависимость
Для лиц, употребляющих наркотики, характерно наличие зависимости от препарата. Её разделяют на психическую и физическую зависимости.
В ходе употребления к наркотическому препарату сначала развивается психическая зависимость, а затем физическая. В зависимости от вещества, продолжительность приёма наркотика для формирования физической зависимости может быть разной.
Психическая зависимость характеризуется субъективным ухудшением состояния при задержке приёма препарата, а также ощущением психического подъёма, удовлетворения при его получении. С течением болезни появляется симптом улучшения психических функций под действием привычного наркотика. Таким образом, наркотик становится необходимым условием благополучного психического существования и функционирования.
Физическая зависимость обуславливается тем, что регулярный приём вещества изменяет обмен веществ в организме употребляющего. Это приводит к значимым его нарушениям при невозможности своевременного употребления наркотического препарата. Отсутствие препарата не только вызывает дискомфорт, но приводит к нарушениям работы органов и систем организма. Сильную физическую зависимость могут вызывать опиаты, барбитураты. У таких стимуляторов, как кокаин, амфетамин и метамфетамин физическая составляющая зависимости при синдроме отмены выражена не так явно, большую роль играет психологическое привыкание.
1.3. Синдром отмены.
Симптомы отмены, вызванные уменьшением количества никотина в организме, могут проявляться от нескольких дней до нескольких недель.
Абстинентный синдром — болезненное состояние, развивающееся у наркоманов при прекращении приёма наркотика (алкоголя у больных алкоголизмом). На жаргоне наркоманов называется ломкой. Характеризуется рядом соматических и психологических расстройств (судороги, рвота, потливость, расстройство сна, нарастание тревоги, головокружение и др.).
Отмечают сильный синдром отмены у барбитуратов, опиатов (например, героин, морфин), психостимуляторов (например, метамфетамин, фенамин, кокаин, никотин). Не стоит смешивать синдром отмены после длительного систематического применения с окончанием единоразового действия наркотика. После окончания действия стимуляторов, например, амфетамина, зачастую наблюдается изнурение организма, не связанное с синдромом отмены препарата.
1.4. Подростковая наркомания
Подростковая наркомания – патологическая зависимость от наркотических препаратов у лиц подросткового возраста. Развивается в результате взаимодействия психологических, биологических и социальных факторов. Отличительными особенностями подростковой наркомании являются: быстрое возникновение психопатологических нарушений, грубые личностные изменения, препятствующие последующей адаптации к взрослой жизни и выраженное негативное влияние на все органы и системы. Диагноз устанавливают на основании опроса, осмотра, беседы с родственниками и результатов тестов. Лечение комплексное, включает в себя детоксикацию, психотерапию и фармакотерапию.
Подростковая наркомания – серьезная медицинская и социальная проблема современного общества. Наркомания среди подростков в последние годы приобрела характер эпидемии. По статистике, подростковая наркомания диагностируется в 30% случаев обращений в специализированное медицинское учреждение по поводу наркотической зависимости. Более 50% мальчиков и 20% девочек хотя бы раз в жизни пробовали наркотики; соответственно более 40% и 18% из них делали это неоднократно. В последние годы отмечается «омоложение» подростковой наркомании, некоторые дети начинают пробовать наркотики уже в возрасте 12-13 лет.
1.4.1. Отличительными чертами современной подростковой наркомании являются:
- изменчивость «моды» на наркотики,
- широкое распространение «аптечной наркомании» (употребление веществ, синтезируемых из легально реализуемых медицинских препаратов), - высокая частота полинаркомании и преобладание периодического употребления над тяжелой зависимостью.
- переход от «легко доступных» психоактивных веществ к дорогостоящим и престижным наркотикам (кокаин, героин, «экстази»), наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики.
- молодежь, в отличие от взрослых, стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда «наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску» [9].
Диагностику и лечение подростковой наркомании осуществляют специалисты в области наркологии.
1.4.2. Причины подростковой наркомании
Исследователи различают три группы факторов развития подростковой наркомании: биологические, психологические и социальные. К числу биологических факторов относятся наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию и стремительному формированию компульсивного влечения. Вероятность возникновения подростковой наркомании выше у лиц с акцентуациями характера и психопатиями, сопровождающимися расстройствами влечений, а также у больных олигофренией, шизофренией и маниакально-депрессивным психозом.
Психологическими факторами развития подростковой наркомании являются недостаточная психологическая зрелость, отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий. Толчком к возникновению подростковой наркомании часто становятся психологические проблемы, обусловленные как искажениями воспитания и нездоровой семейной атмосферой, так и возрастными эмоциональными и психологическими особенностями пубертатного периода.
Подростковый возраст – период быстрого изменения тела, психики, гормонального фона, социального положения, семейных отношений и образа себя. Быстрые перемены создают благоприятные обстоятельства для развития подростковой наркомании. Ребенок превращается во взрослого, этот процесс сопровождается бунтарством, борьбой за независимость, резкими колебаниями самооценки от «я ничтожество» до «я невероятно крут», потребностью в необычных новых впечатлениях и активным построением социальных контактов.
К числу социальных причин возникновения подростковой наркомании относят желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих. Определенное значение имеют культурные особенности среды – как семейной, так и социальной. Подростковая наркомания чаще развивается при отсутствии достаточного контроля со стороны родителей и вхождении в асоциальные группы. При этом специалисты отмечают, что периодическое потребление без развития выраженной зависимости обычно в большей степени обусловлено социальными факторами, а тяжелая подростковая наркомания – психологическими и биологическими.
1.4.3. Стадии подростковой наркомании
Выделяют четыре стадии развития подростковой наркомании. Первая стадия – первый приём (или несколько приёмов) наркотика. Подросток употребляет наркотический препарат «за компанию», провоцируемый более опытными сверстниками или ребятами постарше. Зависимости не возникает, эйфория на этом этапе подростковой наркомании слабо выражена. Нередко преобладают неприятные физиологические эффекты, характерные для первого употребления психоактивных веществ. Основное значение первой стадии – устранение психологического барьера, исчезновение внутреннего запрета на прием наркотиков. На этой стадии подростковой наркомании у многих пациентов формируется представление о безопасности наркотического вещества.
Вторая стадия – возникновение эйфории. Подросток начинает чувствовать эйфорию в состоянии интоксикации и начинает рассматривать прием наркотика, как способ быстро и без особых усилий получить удовольствие. Наркотическая зависимость на этой стадии подростковой наркомании отсутствует, продолжение употребления обусловлено приятными ощущениями и потребностью быть частью группы, разделять ее интересы.
Третья стадия подростковой наркомании – развитие психической зависимости. При слишком долгом перерыве между приемами подросток чувствует раздражительность, тревогу и беспокойство. Теперь поводом для дальнейших употреблений становится не только эйфория, но и потребность устранить неприятные ощущения.
Четвертая стадия подростковой наркомании – возникновение физической зависимости. При отмене наркотического препарата возникают очень неприятные, порой болезненные вегетативные и соматические симптомы («ломка»). Проявления абстинентного синдрома зависят от характера употребляемого психоактивного вещества.
1.4.4. Признаки подростковой наркомании
Клинические проявления подростковой наркомании варьируются в зависимости от вида наркотика, однако есть определенные общие признаки, позволяющие родителям заподозрить наркоманию у подростка. Первым признаком становится изменение поведения. Ребенок быстро теряет интерес к учебе, снижается успеваемость. Больной подростковой наркоманией отдаляется от одноклассников, перестает посещать кружки и секции. Он уклоняется от рассказов о своем времяпрепровождении или говорит неправду о том, где был и что делал. Он мало бывает дома, проводит время с новыми друзьями, неизвестными родителям.
Ухудшаются семейные отношения. Подросток, страдающий наркоманией, отдаляется от других членов семьи, проявляет агрессию и раздражительность, уклоняется от выполнения домашних обязанностей, перестает подчиняться, нарушает прямые указания, любым способом пытается уйти из дома. Если родители запрещают покидать дом или общаться с новыми друзьями – убегает, иногда на несколько дней. Изменяется психологическое и эмоциональное состояние. В течение дня настроение больного подростковой наркоманией колеблется, периоды высокой подвижности и неадекватного веселья сменяются заторможенностью, пассивностью и безразличием, которые могут переходить в агрессию.
Настораживающими признаками, заставляющими заподозрить наличие подростковой наркомании, являются внезапно появившаяся привычка всегда, вне зависимости от погоды, носить одежду с длинными руками, а также ухудшение внешнего вида: ощущение общей неряшливости, отечность кистей рук, сухость волос, бледный или сероватый оттенок кожи. О подростковой наркомании могут свидетельствовать нарушения координации и невнятная речь при отсутствии запаха алкоголя, стремление до минимума сократить любые контакты с родителями, исчезновение денег и пропажа вещей.
В разговорах с друзьями ребенок, страдающий подростковой наркоманией, может употреблять такие слова, как «космос», «мулька», «эфенди», «джеф», «коктейль», «винт», «лошадка», «кислота», «марафет», «терьяк», «султыга», «чек», «соломка», «химка», «опилки», «травка». В среде больных подростковой наркоманией также часто используются слова «крэк», «марафет», «ханка», «анаша», «дурь», «план» и «ширнулся», однако в последние годы они стали хорошо известны благодаря фильмам и сериалам. Подростки это прекрасно знают и потому избегают использовать подобный сленг при родителях, находя новые слова и выражения для обозначения наркотиков.
В мусорном ведре, ящиках стола, сумке и карманах ребенка, страдающего подростковой наркоманией, можно обнаружить коробочки с маком (цельным или измельченным, в виде светло-коричневой массы), кусочки прозрачной пленки с коричневым веществом, смолообразное коричневое вещество (опий), зеленоватые бруски или комочки с пряным запахом (гашиш), зеленоватую измельченную массу с пряным запахом (марихуана), различные лекарственные препараты в порошках, флаконах и ампулах. У больного подростковой наркоманией также могут быть найдены приспособления и химические вещества для приготовления и приема наркотиков: марганцовка, ложка с обломанной ручкой, шприцы, иглы, обожженные купюры (их используют в качестве мундштука при курении марихуаны), посуда для проведения химических опытов и т. д.
1.4.5. Последствия употребления наркотиков у подростков
Снижение иммунных функций организма приводит к возникновению различных инфекционных заболеваний. Развиваются гнойные нагноения по всему телу наркомана, переходящие в язвы и рубцы. После внутривенных инъекций грязным наркотиком, происходит отмирание мышечных тканей. Поражаются сухожилия и кости. Нарушенный обмен веществ, часто приводит к сильной потере в весе. Нарушение внутренних обменных процессов, приводит к недостатку кальция в организме и потере зубов. Психические расстройства и галлюцинации - приводят к агрессивному поведению наркомана и как следствие к правонарушительным действиям. Снижается интеллект, человек деградирует как личность.
Наркотические препараты крайне негативно влияют на незрелую репродуктивную систему подростка. У каждой третьей девочки, принимающей героин, прекращаются менструации, в остальных случаях, как правило, наблюдаются нарушения менструального цикла. Возникают патологические изменения, приводящие к бесплодию и увеличивающие риск развития уродств плода. Из-за расстройств белкового обмена нарушается нормальный рост мышц. В результате интоксикации возникают поражения печени. Длительное употребление наркотиков приводит к разрушению печени (гепатиты А, В, С), почек и дыхательной системы организма. Возникают заболевания сердечно-сосудистой системы.
Страдает психика, волевая и эмоциональная сфера. Подростковая наркомания влечет за собой повышение криминогенной активности. Чтобы раздобыть деньги для приобретения наркотиков, подростки могут начать воровать, грабить, заниматься проституцией или стать мелкими дилерами, распространяющими психоактивные вещества среди сверстников. Характерная для подростковой наркомании неразборчивость при выборе половых партнеров оборачивается нежелательными беременностями, распространением сифилиса, ВИЧ, гонореи и других инфекций, передающихся половым путем.
РАЗДЕЛ 2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Профилактика наркомании
2.1.1. Международное законодательство
Международная опиумная конвенция или Гаагская конвенция, подписанная в Гааге 23 января 1912 года — является первым между-народным соглашением о контроле за оборотом наркотических средств. Соглашение было подписано Германией, США, Китаем, Францией, Великобританией, Италией, Японией, Нидерландами, Персией, Россией, Португалией, и Сиамом. Конвенция предусматривала, что «Обязующиеся державы должны приложить все возможные усилия для осуществления контроля, в том числе и силового, всех лиц производящих, импортирующих, продающих, распространяющих, и экспортирующих морфий, кокаин и их производные, а также для учёта зданий, в которых эти лица содержат подобные производства и торговые места». [10]
В 1915 году условия конвенции были выполнены такими странами, как США, Нидерланды, Китай, Гондурас, и Норвегия. Конвенция вступила в глобальную силу после её принятия в Версальском мирном договоре 1919 года.
Исправленный вариант Международной опиумной конвенции был подписан 19 февраля 1925 года и вступил в силу 25 сентября 1928 года. В исправленном варианте была введена статистическая система учёта, контролируемая Постоянной центральной опиумной комиссией, органом Лиги Наций.
Данные ограничения, тем не менее, до сих пор не могут сдержать свободное производство, теневую торговлю, и употребление конопли в развлекательных целях в отдельных странах. [12]
2.1.2. Альтернативное решение проблемы
Однако в современном мире существует и другой взгляд на проблему наркотиков.
В январе 2013 года межпартийная группа палаты лордов Великобритании обнародовала доклад, базирующийся на мнении 31 эксперта и организаций, таких, как Ассоциация руководителей полиции и Консультативный совет по вопросам злоупотреблений наркотиками, в котором утверждалось, что хранение и употребление всех наркотиков должно быть декриминализировано, а наименее опасные наркотические препараты должны легально продаваться в получивших специальную лицензию магазинах. Палата лордов обратила внимание правительства, что после принятия аналогичных мер по декриминализации употребления и хранения наркотиков в Португалии число молодых наркоманов в стране уменьшилось. А в Нидерландах, где легализирована торговля марихуаной с 1978 года, уровень потребления героина меньше, чем в Великобритании. Глава парламентской группы баронесса Мичер заявила, что «…на данный момент молодым людям ежегодно продают 60 миллионов таблеток экстази. Вся торговля идет через преступные группировки и незаконных торговцев… если молодые люди все равно будут покупать эти вещи, не лучше ли, чтобы они точно знали, что покупают? Если эти вещества будут поставляться по законным каналам, то молодые люди будут в относительной безопасности…». [11]
2.1.3. Профилактические и лечебные учреждения в ДНР
Основным лечебно-профилактическим учреждением в Донецкой Народной республике является Республиканский наркологический центр. Кроме того работает Городской наркологический диспансер, раньше было много частных клиник, занимающихся лечением наркозависимых. Сейчас большинство из них закрыты.
Тем не менее, Донецкий Республиканский наркологический центр ведёт активную деятельность по профилактике подростковой наркомании.
Также в этих учреждениях проводится диагностика и лечение наркозависимых. Диагноз выставляется на основании внешних признаков, беседы с больным и его родственниками и специальных тестов. При осмотре пациентов с подозрением на подростковую наркоманию обращают особое внимание на локтевые сгибы и внутреннюю поверхность бедра (возможные места инъекций) и на слизистую оболочку носа (возможны повреждения при вдыхании наркотика). Следует учитывать, что подростки обычно категорически отрицают употребление наркотических препаратов, а внешние признаки при небольшой длительности подростковой наркомании могут отсутствовать. Самым надежным методом диагностики является тестирование: тесты на наличие наркотических веществ, анализ волос на наркотики, определение антител к наркотическим веществам и т. д.
Тактику лечения подростковой наркомании определяют с учетом вида наркотика, длительности и тяжести наркотизации. При периодическом употреблении возможно амбулаторное лечение, при развитии психической и физической зависимости требуется длительная госпитализация. Больным подростковой наркоманией проводят детоксикацию, затем осуществляют медицинские мероприятия по коррекции работы всех органов и систем.
Пациентов направляют на групповую и индивидуальную психотерапию. Важнейшим элементом лечения детей, страдающих подростковой наркоманией, является изменение круга общения, прекращение контактов с друзьями и знакомыми, употребляющими наркотики. Прогноз зависит от вида и тяжести подростковой наркомании, длительности употребления, наличия первичных и вторичных психопатологических изменений, атмосферы в семье, степени нарушения соматического здоровья и некоторых других факторов. [15]
2.1.4. Мероприятия по профилактике наркомании в ДНР
Республиканский наркологический центр зарегистрирован в различных соцсетях (https://ok.ru/group/ 52556373295168, vk.com/don_narkologiya, facebook.com/donNarkologiya), где регулярно выкладывает новости и интересную информацию.
Проводятся различные мероприятия, касающихся наркотических веществ и профилактики подростковой наркомании. Так, например, в 2017 году были проведены следующие мероприятия:
16 октября 2017 года в Классической гуманитарной гимназии г. Донецка состоялась беседа-лекция на тему: "Что такое наркотики?" для учащихся 9 - 11 классов при участии врача-нарколога Республиканского наркологического центра Цыбы Николая Юрьевича. После лекции был показан фильм "Скажи наркотикам «нет»" с последующим обсуждением учениками.
За ноябрь 2017 года подростковым врачом-наркологом РНЦ было проведено более 17 мероприятий, на которых присутствовало более 1200 подростков (возрастная категория - дети 12-17 лет).
ДМ «Юность» устроил проект «Формирование у молодежи активной жизненной позиции».
Стартовала благотворительная акция «Патруль здоровья». Под эгидой министерства здравоохранения ДНР при содействии министерства молодежи, спорта и туризма ДНР, Республиканский центр здоровья организовал поддержку данного проекта в г. Дебальцево, Донецке, Горловке, Новоазовском и Тельмоновском районах силами специалистов Республиканского наркологического центра и медицинских работников общесоматических лечебных учреждений г. Донецка.
Также наша Республика присоединилась проекту общероссийской общественной организации «Общее дело», касающийся внедрения политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем, курением и наркотическими веществами.
В школах на классных часах также проводятся профилактические беседы про наркозависимость. Но не во всех общеобразовательных учреждениях фиксируется данные об употреблении наркотиков подростками.
К сожалению, мы не нашли никаких статистических данных насчет употребления наркотиков среди молодежи в Донецкой Народной Республике. И решили провести своё исследование.
2.2. Исследование состояния подростковой наркомании
2.2.1. Методика проведения исследования
Для исследования состояния подростковой наркомании я провела анкетирование среди старшеклассников нашей школы.
Целью моей работы было выяснить:
- каково представление о наркотиках и наркозависимости у старшеклассников;
- имеют ли школьники чёткое представление о последствиях употребления наркотических веществ;
- выяснить, сколько учеников хотя бы раз пробовали наркотики.
Всего в опросе участвовало 64 ученика 9-11 классов. Анкетирование проводилось анонимно. Образец анкеты представлен в Приложении Б.
Анкета направленна на изучение характера отношения подростков к наркомании. Предложенная анкета не является «тестом», в ней нет «хороших» и «плохих» ответов. Важно, чтобы учащиеся выразили свое личное мнение.
2.2.2. Результаты исследования
В результате исследования выяснилось, что, не смотря на регулярное проведение в школе бесед и различных мероприятий о вреде наркомании, ребята имеют нечёткое представлении о наркотических веществах, их воздействии, а также о масштабах последствий приёма наркотиков.
О количестве подростков, пробовавших наркотические вещества (включая «курение травки»), получены следующие результаты.
Из 35 девятиклассников хотя бы раз пробовали 8 учащихся, что составляет 23%. В 10-ом классе из 16 учеников употребляли наркотики 4 учащихся, т.е. 25%. В 11-ом классе из 13 опрошенных учеников употребляли наркотики 2 учащихся, что составляет 15%. (см. рис.2.1)
Рис.2.1.
На вопрос «Для чего нужно употреблять наркотики?»
59% респондентов ответили : «для того, чтобы испытать чувство эйфории», 29% - из любопытства; 6% - чтобы быть более смелым, уверенным в себе; 6% - чтобы легче общаться с другими людьми, находить «общий язык» (см. рис.2.2)
2.3. Рекомендации
Я бы хотела дать рекомендации родителям подростков.
1) обратите внимание на изменившееся поведение вашего ребёнка: резкие смены настроения, избегание разговоров, резкое снижение успеваемости, агрессия и раздражительность, либо полная апатия и безразличие.
2) вам стоит насторожиться, если подросток мало бывает дома, проводит время с новыми друзьями, перестает подчиняться, нарушает прямые указания, любым способом пытается уйти из дома.
3) обращайте внимание на внешний вид: преобладание вещей с длинными руками, общая неряшливость, отечность кистей рук, сухость волос, бледный или сероватый оттенок кожи.
4) также серьёзным поводом для беспокойства является нарушения координации и невнятная речь при отсутствии запаха алкоголя, стремление до минимума сократить любые контакты с родителями, исчезновение денег и пропажа вещей.
5) Будьте внимательнее к своим детям. Лучше проявить чрезмерную бдительность, чем проглядеть беду.
6) Побольше общайтесь со своими детьми, интересуйтесь их делами, их настроением, увлечениями; показывайте им свою любовь, уважайте их чувства. Не уходите от неприятных и неудобных тем. Не экономьте ни чувства, ни эмоции, ни время.
7) Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей, Вы должны знать, с кем общается Ваш ребёнок.
Такие же рекомендации я бы дала и самим подросткам относительно их друзей. Многие ребята ответили в анкете, что, узнав об употреблении наркотиков друзьями, продолжили бы общение с ними, как и раньше, делая вид, что ничего не случилось. Это говорит о том, что подростки не понимают, к каким страшным последствиям может привести их безразличие и молчание.
Рекомендации для подростков:
1. Владей достоверной информацией о наркотиках. Знание о проблеме употребления наркотиков, причинах и разрушительных последствиях помогают человеку сделать правильный выбор в пользу здоровья.
2. Научись ценить свое время, проводи его с пользой. Найди себе хобби. Займись спортом, научись рисовать, танцевать или петь. Тогда, времени на наркотики просто не останется.
3. Выбирай себе правильных друзей. Избегай плохих компаний.
4. Наркотики - это не модно. В фильмах, может это выглядит круто, но не в жизни. Жизнь - не кино. Последствия могут быть ужасны.
5. Общайся. В подростковом возрасте конфликты между родителями и подростками могут возникать каждый день. Родители - не враги. Они всегда готовы тебя выслушать.
6. В ДНР запрещено хранить наркотики — даже небольшие дозы. Это преследуется по закону. Никогда не прикасайся к наркотикам, не бери их, не клади к себе в карман, нигде не прячь.
7. Умей противостоять давлению. В наше время общество очень сильно влияет на человека, особенно на подростка. Поэтому, не нужно поддаваться на провокации. Ни под каким предлогом не пробуй наркотик. Если же это все-таки с тобой произошло, то откажись от следующей дозы, чтобы не вызывать привыкание. Если же ты чувствуешь, что попал в сети наркомании, сразу же посоветуйся с теми из взрослых людей, кому ты доверяешь.
Я надеюсь, эти советы смогут уберечь ребят и их родителей от страшной беды. Свои рекомендации я оформила в виде буклета (см. Приложение В).
ВЫВОДЫ
Проведя данную работу, я выполнила все поставленные перед собой задачи:
1) В процессе изучения литературы и различных интернет-ресурсов я выяснила, к каким пагубным последствиям приводит употребление наркотиков у подростков:
- Снижается иммунитет.
- Нарушается обмен веществ
- Поражаются все органы и ткани: печень, почки, мышцы, сухожилия и кости, дыхательная, сердечно-сосудистая и репродуктивная системы
- Психические расстройства и галлюцинации приводят к агрессивному поведению и правонарушениям.
- Снижается интеллект, человек деградирует как личность.
2) Рассмотрела, какие меры профилактики предпринимают государственные структуры Донецкой Народной Республики для предотвращения употребления наркотиков среди подростков: проведение лекций и бесед с подростками, показ фильмов, участие в благотворительных акциях и общественных проектах, активная просветительская работа в социальных сетях и другие мероприятия.
3) Провела исследование в нашей школе и выяснила, что почти четверть старшеклассников пробовали наркотические вещества.
4) Исходя из всего выше сказанного, я постаралась дать рекомендации для подростков и их родителей, чтобы предотвратить появление наркотической зависимости. Свои рекомендации я оформила в виде буклета, который можно использовать во время проведения классных часов, внеклассных мероприятий, а также для самостоятельного изучения подростками.
Хотела бы отметить, что результаты анкетирования шокировали и меня, и учителей, и даже самих школьников, когда я представила результаты своего исследования на одном из школьных мероприятий, посвящённом вредным привычкам.
Многие недооценивают опасность даже единоразового употребления наркотиков, не понимают, какие последствия могут их ждать. Я надеюсь, что моя работа заставит задуматься моих сверстников и более ответственно относиться к своей жизни и здоровью. И в этом я вижу главное значение и смысл моей работы.
Источники информации
1. Ахмерова С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.
2. Дейвенпорт-Хайнс Р. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков. 1500—2000 = The Pursuit of Oblivion: A global history of narcotics 1500–2000 / пер. с англ. А. В. Савинова. — М. : АСТ; Транзиткнига, 2004. — 624 с.
3. Егоров А. Ю. Возрастная наркология : учеб. пособие для студ. вузов и сред. пед., психологич. и медицинских учеб. заведений / А. Ю. Егоров. – СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. – 267 с.
4. Лисовский В. Т. Порнография, садизм, наркомания // Молодёжь. Любовь, брак, семья : социологическое исследование / В. Т. Лисовский ; отв. ред. А. А. Козлов. – СПб. : Наука, 2003. – С. 257-278.
5. Пятницкая И. Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. — М.: Издательство «Медицина», 2008. —640 с.
6. Шабанов П.Д. Наркология. Практическое руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 560 с.
7. Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/07/anketa-otnoshenie-k-narkotikam
8. Донецкий Республиканский наркологический центр. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://narco.dn.ua/dependence.php
Страницы в соц.сетях: https://vk.com/don_narkologiya;
https://ok.ru/group/52556373295168
https://facebook.com/donNarkologiya
9. Дмитренко Л.С. Наркомания среди подростков, как социально- педагогическая проблема. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://infourok.ru/statya_narkomaniya_sredi_ podrostkov-500033.htm
10. Классификация и типы наркотиков. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://studopedia.ru/4_157755_klassifikatsiya-i-tipi-narkotikov.html
11. Международная опиумная конвенция. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/society/ 2012/01/120127_century_ of_war_against_drugs.shtml
12. Наркомания: нещадная борьба или разумный контроль? [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/society/ 2013/04/130418_drug_consumption_rooms.shtml
13. Наркотики и мозг. [Электронный ресурс]- Режим доступа: - http://www.jellinek.nl/brain/
14. Опиумная конвенция. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://web.archive.org/web/20050125000432/http://www.tc.edu/centers/cifas/drugsandsociety/background/OpiumConvention.html
15. Подростковая наркомания. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/narcologic/teen-drug-abuse
16. Последствия употребления наркотиков. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://vsegdazdorov.net/story/posledstviya-upotrebleniya-narkotik vsegdazdorov.net
17. Эффективные методы лечения наркомании. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://dczm.org/effektivnye-metody-lecheniya-narkomanii
Приложение А.
Разновидности наркотических веществ,
способы получения и применения
Виды |
Способ получения |
Способ применения |
І . Растительные наркотики |
||
ОПИАТЫ |
||
Героин («герыч», белый») |
распространенный наркотик с явно выраженным эффектом обладает высокой токсичностью, т. к. уже после 2—3-х приемов способен формировать физическую зависимость |
курение, вдыхание, внутривенные инъекции |
Маковая соломка (в разговорном - «солома» или «сено») |
высушенные и измельченные части стеблей используются для приготовления р-ра ацетилированного опия |
внутривенные инъекции |
Ацетилированный опий |
раствор темно-коричневого цвета с характерным запахом уксуса получают в результате ряда химических реакций |
внутривенные инъекции |
Опий-сырец (называют «ханка, или «жмых») |
обработанный особым способом сок макового растения для приготовления р-ра ацетилированного опия |
внутривенные инъекции |
ПРЕПАРАТЫ КОНОПЛИ |
||
Марихуана («травка», «анаша», «зелье») |
травянистая часть конопли (высушенная или свежая), спрессованная в комки. |
курение, пищевая добавка |
Гашиш («дурь», «план», «чернуха») |
пластилиноподобная брикетированная смесь смолы темно-коричневого цвета, изготовленная из пыльцы и верхушек конопли, эффект наступает через 10—30 мин. и продолжатся до нескольких часов. |
курение |
ІІ. Синтетические наркотики |
||
АМФЕТАМИНЫ |
||
Эфедрон («джеф», «порох», «болтушка») |
бесцветный прозрачный раствор либо слабо розоватого цвета с характерным запахом фиалки получают путем химической реакции |
внутривенные инъекции |
Первитин («винт», «варево») |
маслянистый раствор желтоватого цвета с характерным запахом яблок |
внутривенные инъекции |
Эфедрин |
получают из растения эфедры в лечебных целях, и для приготовления эфедрона и первентина путем смешивания лекарственных препаратов |
курение, вдыхание |
КОКАИН |
||
Кокаин («дутый», «кока», «кокс», «снежок») |
белый кристаллический порошок искусственного происхождения |
вдыхание, глотание, инъекции |
Крек («камень») |
получают путем выпаривания влаги из водного раствора кокаина с пищевой содой, физическая и психическая зависимость вырабатывается быстро |
курение |
ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ |
||
ЛСД («кислота», «промокашка», «марки») |
синтетический наркотик оказывает сильный галлюциногенный эффект, который наступает через 30 мин. и продолжается еще 12 ч. |
пропитанная бесцветной жидкостью бумага (ткань) |
Псилоцин и псилоцибин («грибы») |
обладает галлюциногенным эффектом (достаточно принять 2 г сухих грибов) |
глотание |
ЭКСТАЗИ |
||
Экстази |
дорогостоящий препарат, следующей ступенью после него является системный прием героина или амфетаминов |
глотание |
СНОТВОРНЫЕ |
||
Феназепам, реланиум |
вызывают сильную физическую и психическую зависимость |
глотание, инъекции |
ИНГАЛЯНТЫ |
||
Товары бытовой химии – красители, растворители, клеи, бензин, лак для волос, средство от насекомых |
летучие вещества слабого наркотического действия к наркотикам не относятся. Однако ярко выраженный опьяняющий эффект возможен при большом количестве поступления вещества в организм |
вдыхание |
Приложение Б.
Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании.
1. Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?
а) не пить, б) не курить, в) заниматься спортом, г)не употреблять наркотики, д) полноценно питаться
2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
а) да, б)частично, в) эта проблема меня пока не волнует, г) нет;
3. Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?
а)да, б) нет;
4. Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы:
а) немедленно прекратили с ним (с ней) отношения,
б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;
в) постарались бы помочь излечиться;
г) попросили бы дать попробовать.
5. Пробовали ли Вы наркотики? __________________________________
6. Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? _______________
7. Наркотик стоит попробовать:
а) чтобы придать себе смелость и уверенность;
б) чтобы легче общаться с другими людьми;
в) чтобы испытать чувство эйфории;
г) из любопытства;
д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;
е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;
ж) не стоит пробовать в любом случае.
8. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения: а) да, б) нет
9. Наркотик делает человека свободным: а) да, б) нет;
10. Наркотик избавляет от обыденности жизни: а) да, б) нет;
11. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия:
а) да, б) нет;
12. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми»? а) да, б) нет;
13. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет? а) да, б) нет;
14. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:
а) да, б) нет; в) если есть сила воли, то да.
15. Наркоманами становятся только слабые и безвольные: а) да, б) нет.
16. Если бросать, то лучше бросать:
а) постепенно, б) сразу, в) бросить невозможно.
17. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества: а) да, б) нет.
Анализ результатов:
1. Подростки, ответившие положительно на вопрос 5, вероятнее всего имеют опыт употребления наркотических веществ.
2. Для подростков, выбравших вариант г вопроса 4 и вариант а, б, в, г вопроса 6, характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков.
3. Подростки, ответившие отрицательно на вопрос 6 и вариант ж вопроса 7, имеют четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
4. Положительные ответы на вопросы 9-17 свидетельствуют о недостаточной информированности подростков по проблеме наркомании. Об этом также говорит и крайне негативная позиция в отношении людей, страдающих наркотической зависимостью (выбор варианта а вопроса 4), недооценка масштабов наркомании, низкая значимость здоровья (выбор варианта г , д вопроса 2) и отсутствие комплексного подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом.