Влияние органических удобрений на рост и развитие фасоли и лука
Автор публикации: П. Сиротина, ученица 6А класса
МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Научно-исследовательская работа
Влияние органических удобрений на рост и развитие фасоли и лука
Автор проекта:
ученица 6 «А» класса МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Сиротина Полина
Руководитель: Карташова Н.А., учитель начальных классов
Малоенисейское
Название проекта | Влияние органических удобрений на рост и развитие фасоли и лука |
Авторы проекта | Сиротина Полина |
Руководитель проекта | Карташова Наталья Анатольевна |
Состав проектной группы | Сиротина Полина, Лило Катя, Чунихина Дарья |
Этапы работы над проектом | Теоретическая часть Экспериментальная часть |
Краткое описание | Данная работа основана на эксперименте. На примере фасоли и лука, исследуется влияние активных органических удобрений с комплексом минеральных удобрений на растение, их рост и развитие. |
Вид проекта | Исследовательский, экспериментальный |
Цель проекта | Выяснить, влияют ли активные органические удобрения с комплексом микроэлементов на рост и развитие растений, фасоли и лука |
Задачи проекта | • Изучить теоретическую сторону вопроса • Посадить и вырастить растения • Пронаблюдать за ростом растений • Провести эксперимент • Провести замеры растений после завершения эксперимента • Проанализировать полученные данные • Сделать вывод о проделанной работе |
Необходимое оборудование | Емкости для посадки семян. Семена фасоли обыкновенной.20 шт Лук севок – 20 шт Активная органика. |
Предполагаемый продукт проекта | Реферат. Выращенные экспериментальные группы растений. |
Оглавление
Глава I. Теоретическая часть 6
1.1. Ботаническое описание культур 6
Глава II. Практическая часть 11
2.2. Экспериментальная часть 12
2.2.1. Проведение опыта с фасолью 12
2.2.2. Проведение опыта с луком –севком 12
1 эксп.гр. (спустя неделю) 2 эксп. Гр 14
Введение
В данный момент многими учеными разных стран написано немало литературы про повышение плодородия, но обычно выращивание культур берется в глобальных масштабах, и многие способы удобрения почв не подходят, допустим, для частного участка, или же для домашнего ботанического сада. В нашем же исследовании берутся способы, которые доступны каждому из вас. На примере фасоли и лука, мы исследуем влияние активных органических удобрений с комплексом минеральных удобрений на растение, их рост и развитие. Мы не рассматривали комплексные удобрения (смесь удобрений), мы применили только один вид удобрения и сравнили с ростом растений при поливе обычной водой. Данным исследованием постараемся выяснить, вероятность влияния органических удобрений на большинство культурных декоративных и агрокультурных (для питания) растений, а от сюда выявим с какими удобрениями ваш сад или огород зацветет в еще лучше и красивей. Т.к. фасоль и лук можно назвать «универсальными» растениями, то результаты наших исследований найдут применение в выращивании многих других видов растений.
Тема, выбранная нами актуальна на сегодняшний день, так как в весеннее время все сельское население занимается посадкой своего огорода, тем самым наше исследование может помочь в выращивании культур.
Объект исследования – активное органическое удобрение с комплексом микроэлементов
Предмет исследования – воздействие удобрений на рост и развитие растений
Цель исследования: выяснить, влияют ли активные органические удобрения с комплексом микроэлементов на рост и развитие растений, фасоли и лука
Гипотеза: предположим, что активные органические удобрения с комплексом микроэлементов не влияют на рост и развитие растений, фасоли и лука
Задачи исследования:
Изучить теоретическую сторону вопроса
Посадить и вырастить растения
Пронаблюдать за ростом растений
Провести эксперимент
Провести замеры растений после завершения эксперимента
Проанализировать полученные данные
Сделать вывод о проделанной работе
Для реализации поставленных задач я использовал следующие методы:
Теоретические
изучение литературы по данной проблеме;
анализ собранного материала;
обобщение.
Эмпирические
Анкетирование
Математические
Диаграммы
Таблицы
Практическая значимость: собранный нами материал может быть использован на уроках окружающего мира, биологии, во внеклассной, внеурочной работе.
Перед тем как приступить к исследованию по данной теме, необходимо определиться, какие растения мы выберем.
Для этого мы провели большую работу, изучили много различного материала по ботанике, узнали о растениях в энциклопедиях, журналах, газетах, интернете. Нами были выбраны два вида растений это фасоль обыкновенная и лук репчатый. Эти растения очень часто садят на своих огородах сельчане.
Фасоль обыкновенная — однолетнее травянистое растение высотой до 2 м, семейства Бобовые (Мотыльковые) — Fabaceae (Leguminosae).
Корень стержневой, разветвлённый.
Стебель мощный, в зависимости от сортовой принадлежности, может быть длиной 0,3–2 м, редковолосистый, прямостоячий или вьющийся.
Листья очередные, непарноперистые, тройчатые, длинночерешковые, сердцевидные, заострённые, цельнокрайние. Характерная особенность листьев — изменение угла наклона к солнечным лучам в течение дня.
Цветки зигоморфные, белые, фиолетовые или красные, собраны в кистевидные соцветия в пазухах листьев. Цветёт фасоль в июне — августе.
Плод — цилиндрический боб, иногда с перетяжками, содержащий почковидные семена различной величины и окраски. В зависимости от сортов цвет варьируется от белого до чёрно-фиолетового.
Плоды созревают в августе — сентябре.
Сортовой состав фасоли разнообразен, все сорта можно объединить в две группы: зерновые и спаржевые.
Лук репчатый (Allium cepa) – двулетнее растение со слабой корневой системой и хорошо выраженной луковицей. Растения луков не так четко разделяются на корни, стебли и листья, как это наблюдается у других огородных культур. Нижние части листьев представляют собой трубчатые влагалища, из которых формируются ложные стебли, а при утолщении луковицы.
Корневая система. Луки считают растениями со слабой корневой системой, что определяет их повышенную требовательность к почвенным условиям, особенно на первых этапах развития из семян. Такие виды, как лук репчатый, у которых формируются настоящие луковицы, имеют мочковатую корневую систему, не проникающую глубоко в почву и слабоветвящуюся. Корни у этих видов однолетние, отмирают одновременно с окончанием вегетации надземных органов.
Строение стебля. Стебель репчатого лука сильно укорочен и называется донцем. На донце развивается одна или несколько почек (зачатков), которые окружены влагалищами листьев. У вегетативно размножаемых (размножаемых при помощи частей растения, а не семенами) растений нижнюю часть донца — остаток донца материнской луковицы — называют пяткой. Отмершие ткани пятки очень плотные твердые и препятствуют доступу влаги к донцу, предохраняя луковицу от преждевременного отрастания корней. Луковицы, выращенные из семян, пятки не имеют. На донце формируется определенное число почек, или зачатков, что называют зачатковостью, а свойство образовывать на одном донце из зачатков различное число луковиц — гнёздностью.
Строение листьев. Листья луков бывают трубчатыми или дудчатыми, полыми внутри или плоскими, различной формы и величины. Например, у лука репчатого лист дудчатый, у чеснока — плоский линейный, к концу сужающийся без полости, у черемши тоже плоский, но ланцетной формы и широкий. Семядольный и первый настоящий листья у всех видов лука дудчатые.
Строение луковицы. Луковица состоит из донца с сидящими на нём видоизмененными листьями — чешуями и почкой внутри. Снаружи луковица репчатого лука покрыта сухими чешуями различной окраски. Наружные оболочки луковицы, защищающие ее от неблагоприятных внешних воздействий, у различных видов луков могут быть толстыми, тонкими, кожистыми, плёнчатыми, бумагообразными, волокнистыми, сетчатыми и прочими.
Окраска их также очень разнообразна — белая, серая, желтая, коричневая, темно-красная, фиолетовая разных оттенков.
Состав: содержит сахара, белки, минеральные соли, аминокислоты, эфирные масла. Лук богат витаминами А, В1, В2, В6, РР и особенно аскорбиновой кислотой, суточную потребность которой человек может удовлетворить, съедая в день всего 80-90 г зеленых листьев растения.
Многовековая практика применения удобрений доказала полезное воздействие их на почву, улучшение вкусовых качеств урожая и восстановление в почве среды, благоприятной для роста растений. Что же такое удобрения и какие они бывают?
Удобрения — это вещества, содержащие элементы, необходимые для питания растений или регулирования свойств почвы. По химическому составу удобрения делятся на:
Минеральные (неорганические) удобрения:
Азотные удобрения;
Фосфорные удобрения;
Калийные удобрения;
Микроэлементы;
Комплексные удобрения;
Специализированные комплексные бесхлорные удобрения.
Органические и органоминеральные:
Гуминовые удобрения;
Жидкие гуминовые органоминеральные удобрения и подкормки;
Бактериальные:
Фитогормоны;
Стимуляторы роста;
Мелиоранты и дренаж.
Изучим некоторые из них:
Минеральные удобрения
Минеральные удобрения представляют собой промышленные или ископаемые продукты, содержащие питательные элементы в виде солей, чаще минеральных, но иногда и органических (карбамид).
Азотные удобрения – удобрительные вещества, содержащие в качестве действующего вещества азот. Азот крайне необходим для правильного роста и развития растений, поскольку является одной из главных составляющих в их питании и участвует во всех обменных процессах.
Фосфорные удобрения – удобрительные вещества, содержащие в качестве действующего вещества фосфор. Фосфорные удобрения нужны для того, чтобы "додать" растениям недостающий фосфор, который контролирует обменные процессы и является частью ДНК и РНК. Если фосфора достаточно, растения лучше переносят кратковременные засуху и мороз.
Калийные удобрения - удобрительные вещества, содержащие в качестве действующего вещества калий. Калий позволяет продуктивнее использовать воду, усиливает передвижение веществ в растении, способствует развитию корневой системы. Плоды приобретают более яркую окраску и аромат, дольше хранятся. Он необходим в фазе активного роста, при образовании плодов, клубней, луковиц. Калий положительно влияет на устойчивость растений к засухе, низким температурам, вредителям и грибным болезням.
Комплексные удобрения - удобрительные вещества, содержащие не менее двух элементов питания. Эта группа удобрений имеет ряд преимуществ перед односоставными удобрениями.
Большая концентрация полезных элементов питания вкупе с минимальным содержанием или полным отсутствием балласта – ионов натрия, хлора и прочих.
Наличие в одной грануле всех составляющих данное удобрение питательных веществ.
Снижение расходов на их хранение, транспортировку и внесение.
Наличие сильного положительного эффекта даже в условиях недостаточного увлажнения.
Микроудобрения – удобрительные вещества, содержащие микроэлементы. Микроэлементы необходимы растениям в небольших количествах. При этом каждый из них выполняет строго определенные функции в обмене веществ, питании растений и другим элементом заменен быть не может.
Органические и органоминеральные удобрения
Органические удобрения – вещества растительного и животного происхождения. К органическим удобрениям относят навоз, птичий помет, компосты, торф, бурый уголь, зеленое удобрение (это зеленая масса растений, выращенных для запашки в почву в качестве удобрения) и пр. Органические удобрения, помимо того, что содержат практически все необходимые для питания растений минеральные компоненты, способствуют поддержанию и накоплению гумуса в почве, активизации микрофлоры и создают благоприятные физические условия в почве. Обработка почвы вызывает потерю органических веществ и в первую очередь гумуса вследствие их минерализации. Для того чтобы восполнить эти потери, требуется регулярно вносить в почву органические удобрения.
Органоминеральные удобрения содержат и органические и минеральные компоненты. Получают их путем смешивания.
Бактериальные удобрения
Бактериальные удобрения - это препараты, содержащие культуру микроорганизмов, способствующих улучшению питания растений. Питательных веществ они не содержат.
Бактериальные препараты непосредственно не служат для питания растений, а лишь способствуют развитию полезных микроорганизмов, которые влияют на питательный режим почвы.
Глава II. Практическая часть 2.1 . АнкетированиеОдним из основных этапом нашей работы стало анкетирование учащихся по данной теме. В опросе приняли участие учащиеся 3-4 классов и учителя начальной школы. Всего 53 человека.
В анкете были предложены вопросы:
Знаете ли вы что такое удобрения? Да/Нет/Не знаю
Знаете ли вы, для чего необходимы удобрения? Да/Нет/Не знаю
Хотели ли вы узнать, как удобрения влияют на рост растений? Да/Нет/Не знаю
Интересно было ли вам самим провести эксперимент с растениями? Да/Нет/Не знаю
По результатам диаграммы № 1 нам стало понятно, что тема выбрана правильно и учащимся, познакомившимся с нашим проектом, будет интересно самим сделать вулкан своими руками и провести опыт с извержением.
Диаграмма 1
Для эксперимента были выбраны семена фасоли и лука – севок, так как они имеют хорошую всхожесть, высокую скорость роста, способность расти и развиваться при умеренном уровне освещенности.
Эксперимент был проведен в классной комнате школы в хорошо освещенном месте – окне.
Нами были выбраны две экспериментальные группы семян.
Проведение опыта с фасольюНа дно одного поддона кладется влажная салфетка, на нее укладываются семена фасоли 20 штук. И заливается чистой водой.
Сов торой экспериментальной группой проводим то же самое. Оба поддона закрываем влажной салфеткой и дожидаемся прорастания семян.
Вывод: в течении 5 дней наблюдали за прорастанием семян. По окончанию опыта было обнаружено:
В всех поддонах семена проросли. Ростки сильные и здоровые.
Далее в заранее подготовленные емкости были высажены данные семена для дальнейшего эксперимента.
В две емкости с заранее заготовленной землей мы посадили по 20 луковиц. К ним же с другой стороны были высажены пророщенные семена фасоли.
Р ис. 1.
1 экспериментальная группа 2 экспериментальная гр.
Одну емкость (1-я экспериментальная гр.) мы поливали обычной водой, а вторую (2-я экспериментальная гр.)раствором с активным органическим удобрением с комплексом микроэлементов (для садово- огородных и комнатных растений). Которая была куплена в магазине.Ч ерез несколько дней было замечено: там где лук с фасолью поливали раствором с удобрениями растения взошли быстрее. Всходы сильные, корневая система развита хорошо. Там где поливали чистой водой, семена взошли на неделю позже. Рост медленнее. Рис. 2
1 эксп.гр. (спустя неделю) 2 эксп. Гр
1 эксп.гр. (спустя 3 недели) 2 эксп. Гр
Выводы:
Через 3 недели можно было сделать вывод о том, что в 1 экспериментальной группе где полив проходил чистой водой, семена взошли не все и рост медленнее. Вторая же группа 100 процентная всхожесть, рост активный и ростки сильные. Нами было доказано, что органические удобрения положительно воздействуют на рост и развитие растений.
Выявлено за счет удобрения:
Стимулирование роста
Активное развитие корневой системы
Благоприятное воздействие на почву
Сильный стебель
Гипотеза, поставленная нами не подтвердилась. Наоборот, экспериментально нами было доказано, что активное органическое удобрение с комплексом минеральных веществ, благоприятно воздействует на рост и развитие растений.
Цель, поставленная нами, полностью достигнута. В результате исследований мы научились выполнять простейшие опыты.
Проанализировали влияние активной органики на прорастание семян, на рост и развитие растений.
Закрепили имеющиеся знания, умения и навыки в условиях опыта.
Значение растений для жизнедеятельности человека велико, поэтому очень важно, чтобы урожаи культурных растений были стабильно высокими.
Лапин М.М. «Основы растениеводства» Учебное пособие для учащихся сельских школ. – Москва,1968.
Пошаков С.П. , Чувикова А.А., Коваль А.А. «Методика остановки опытов с плодово-ягодными и цветочно-декоративными растениями» Пособие для учителя. – Москва, 1982.
Рекомендация по уходу за ягодными культурами начинающим садоводам- любителям. – Благовещенск,1990.
Шибанов А.А. «Практикум по растениеводству». – Москва,1975г.
Исследовательская работа учащихся МОУ «СОШ№7» 2010-2011 гг. по теме: «Влияние экологических и антропогенных факторов на рост и развитие жимолости съедобной». – Тында, 2011.
Потамошнева Наталья Алексеевна