12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа № 26

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан







ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ













Автор Кислицина Юлия Алексеевна, обучающаяся 9 «Б» класса

Руководитель Гилазтдинова Миляуша Тимергазеевна, учитель химии


Нижнекамск

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Обоснование проекта……………….……..………………..……………….…..3

Описание проекта………………………………………………………………..4

1. Понятие об умственной работоспособности человека……..………………4

2. Факторы, влияющие на умственную работоспособность человека……….5

3. Условия эффективной умственной работоспособности………………..….9

5. Методы исследования……………….……………………………………….11

5.1. Организация исследования и контингент об исследуемых……………11

5.2. Методы исследования влияния музыки на умственную работоспособность человека……………………………………………………11

5.3. Методы исследования влияния проветриваемости помещений на умственную работоспособность человека…………………………………….11

5.4. Методы исследования влияния различных ярких украшений на умственную работоспособность человека…………………………………….12

Результаты……………………………………………..………………………...13

Заключение………………………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………….16

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………….….………………………………………..18

Обоснование проекта

Работоспособность человека - умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов: физиологические - возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых; физические - воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность; психические - включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое. Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность. В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Однако, не смотря на достаточно частое обращение внимания ученых к данной проблематике, влияние самочувствия на умственную активность раскрыто не достаточно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Таки образом, мы можем констатировать, что тема нашего исследования является актуальной.

Объект исследования – факторы, влияющие на умственную работоспособность.

Предмет исследования − самочувствие как один из показателей умственной работоспособности.

Цель исследования – выявить влияние различных факторов на умственную работоспособность человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: выявить влияние:

1) музыки на умственную работоспособность человека.

2) проветриваемость помещения на умственную работоспособность человека.

3) различных ярких украшений на умственную работоспособность человека.

Описание проекта 1.Понятие об умственной работоспособности человека

.

Под работоспособностью принято понимать способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность. Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью, определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта [3, С.16-17]. Умственная работоспособность тесно связана с возрастом ведь с каким темпом растер ребенок, с таким темпом растем и его умственные показатели. За время работы дети 6-8 лет могут выполнять 40-50% той работы которую выполняют ребята 15-17 лет на 100%. Только отличается качество работы первых в разы от вторых. Темп роста умственных показателей растет с возрастом ребенка. Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%. У здоровых детей 6—7 лет, которые поступают в школу, но не готовы к обучению, работоспособность снижается на 50 % процентов от тех детей которые готовы к обучению в школе. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, повышается обычно уже к концу первого полугодия. Развивающееся утомление — естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников [16]. В повседневной жизни необходимо чередование умственной деятельности с физической. Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности. У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях. Резкая утомляемость организма может проявляться неправильным чередованием в течении дня учебной и трудовой деятельности. Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний[17].

2. Факторы, влияющие на умственную работоспособность


Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратностью. Для успеха в деятельности так же большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности. В каждый момент жизни человека работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я - физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я - психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др. В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия и вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение. Установка также влияет на эффективность работоспособности. В определенной мере снижение работоспособности можно представить, как процесс угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

Известно, что музыка тоже влияет на работу мозга. Поп музыка это единственный стиль музыки, который не влияет на человека никак. Такую музыку включают чаще всего для того, чтобы создать фон. В вопросе о рок музыке мнения ученых и психологов расходятся. Научные исследования говорят о том, что во время рок-концертов человек теряет самообладание и впадает в состояние транса. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок – концертах нередки случаи контузии звуком, временная потеря слуха и памяти.

Американский ученый – медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа оказалось «сваренным» всмятку). Рыба, подвергнутая рок – обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема.

Проводя исследования, ученые пришли к выводу, что музыка влияет на состояние воды. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди, ведь человеческий организм в зависимости от возраста на 60% - 80% состоит из воды. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, часто теряют над собой контроль.

По мнению психологов, тяжёлая музыка благоприятно влияет на людей, особенно - подростков, помогает справиться с напряжением и давлением. Согласно проведённым среди подростков исследованиям, большинство отличников предпочитают именно рок, а это опровергает теорию об ухудшении памяти.

Также психологи считают, что предпочтение тяжёлой музыке часто отдают люди с богатым внутренним миром, интересные в общении. Они довольно амбициозны, а иногда склонны проявить агрессию, но в то же время ценят искренние отношения с людьми.

А классическая музыка наиболее благотворно, чем любая другая, влияет на организм человека и его психоэмоциональное состояние.

Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно – сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы.

Западные учёные, провели много исследований и пришли к следующему выводу:

Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит ощущение покоя. В случае, если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка – анальгетик в мире звуков, т.е. она упрощает боль.

Наибольший эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Данный музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта». Ученые разных стран, изучавшие влияние музыки на организм человека, пришли к выводу, что слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность, повышает уровень интеллекта, улучшает математические и логические способности.

Даже крысы находят выход из лабиринта быстрее, если давать им предварительно прослушать музыку Моцарта.

Ее советуют слушать для снятия стресса, успешного усвоения учебного материала, от головной боли, для возобновления сил.

Музыка Моцарта, как и других композиторов – классиков, оказывает благотворное влияние не только на умственные способности, но и на организм в целом.

Во многих детских садах европейских стран часто включают музыку этих композиторов, а в некоторых больницах бесплатно раздают диски с классической музыкой.

3. Условия эффективной умственной работоспособности


Физиологами разработан ряд условий, которые могут обеспечивать высокую продуктивность умственного труда. 1. Во всякую работу следует входить постепенно. Существует так называемый период врабатывания, в течение которого организм физиологически подготавливается к выполнению большого объема работы. Поэтому, если в процессе работы предстоит решить задачи трудные, средней трудности и легкие, то выполнение их лучше начать с заданий средней трудности, затем перейти к трудным заданиям и в заключение – к легким. 2. Выбрать и придерживаться мерности и оптимального ритма в режиме работы. Установлено, что наибольшая работоспособности человека проявляется, когда к нему поступает около 400 сигналов в час, на которые он должен реагировать; если их количество снижается до 40 в час, то человек теряет активность из-за малой нагрузки. Поэтому процесс умственного труда должен быть ритмичным, с регулярным чередованием работы и отдыха (1,5 – 2 часа работы, 5-10 минут активного отдыха), что обеспечит меньшую утомляемость и большую производительность. 3. Условием высокой работоспособности является привычная последовательность и систематичность работы, т.е. плановости деятельности ее порядка во времени. Не может быть продуктивной работы, выполняемой в условиях аврала. Работа рывками ведет к снижению ее количества и качества, более быстрому нарастанию утомления. 4. Важное условие высокой работоспособности заключается в правильном чередовании работы и отдыхала также смене одних форм труда другими. Перемена занятий, переключение с одного вида умственного труда на другой, чередование мыслительной деятельности с невысокой физической нагрузкой обычно способствует работоспособности, устраняет чувство усталости. 5. Без творческого отношения каждого к своему труду немыслима полноценная трудовая деятельность человека. Целесообразно организованный труд, правильно выбранная профессия, соответствующая интересам человека и отвечающая особенностям его организма, вызывает положительные эмоции, без которых невозможно творческое отношение к труду. В экстремальных случаях, эпизодически, когда на фоне утомления необходимо выполнить важную работу, для кратковременного подъема работоспособности, прибегают к тонизирующим препаратам и стимуляторам ЦНС. К ним, в частности, относятся кофе, чай, шоколад и какао, некоторые фармацевтические препараты (поливитамины, настойка женьшеня и др.). Такие стимуляторы повышают на некоторое время тонус ЦНС, действуют на все ее отделы и усиливая процесс возбуждения, усиливают работу сердца и улучшают кровообращение в органах и тканях. Однако при их использовании нужно иметь в виду, что: а) стимуляторы обеспечивают срочную мобилизацию и расходование резервных энергетических ресурсов организма, а не их восстановление; б) повторное применение стимуляторов может привести к переутомлению. Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками.

4. Принцип доминанты А.А.Ухтомкого

В 1911 году отечественный физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский сформулировал принцип доминанты. Согласно этому принципу во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции. Т.е. при одновременном возбуждении разных центров коры головного мозга, более важный в данный момент доминирующий центр способен стягивать к себе возбуждение из других центров. Таким образом, доминирующий очаг возбуждения начинает работать еще интенсивнее.

5. Методы исследования.

5.1 Организация исследования и контингент обследуемых.

Обследуемыми выступили ученики 9А класса МБОУ «СОШ №26». Исследования проводились в школе. Для изучения влияния различных факторов на умственную работоспособность человека была сформулирована группа из 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков). Испытуемым давались задания – выучить четверостишия примерно одинакового уровня сложности для изучения различных факторов на умственную работоспособность. Четверостишья были разные и они не повторялись. Исследования проходили примерно в одно и то же время суток, но в разные дни.

5.2 Методы исследования влияния музыки на умственную работоспособность человека.

Испытуемым предлагалось выучить четверостишья при прослушивании разной музыки (рок-музыка, поп-музыка, классическая) и в тишине (для контроля). Все виды музыки звучали негромко.

5.3 Методы исследования влияния проветривания помещения на умственную работоспособность человека.

Учеными доказано, что воздух, который мы вдыхаем, напрямую оказывает влияние на наше самочувствие, работоспособность, сон и жизнедеятельность в целом. 

При выдыхании выделяется углекислота. Если помещение, заполненное людьми, длительное время не проветривать, то превышение углекислоты может достигнуть свыше 20% от допустимой нормы. Именно данный фактор является зачастую распространенной причиной мигреней, усталости, недомогания и дискомфорта

Для проведения исследования мы запускали участников разных групп в помещение, которое проветривали на протяжении целого дня и в помещение, в котором все окна и двери были закрыты 24 часа.



5.4 Методы исследования влияния ярких украшений на умственную работоспособность человека.

Для данного исследования мы провели анкетирование и спросили у участников, легко ли им сконцентрироваться на задании, когда по всему помещению развешаны разные яркие украшения.



































Результаты

1. Влияние музыки на умственную работоспособность человека

По литературным данным известно, что классическая музыка оказывает благоприятное влияние на работу мозга, а рок-музыка – отрицательно. Кроме того, по принципу доминанты Ухтомского, доминирующий очаг возбуждения в коре больших полушарий головного мозга способен стягивать к себе возбуждение из разных центров. В нашем случае доминантным центром является центр, отвечающий за запоминание информации (заучивание стишков), который стягивает к себе возбуждение из менее значимого центра – центра слуха (при прослушивании музыки), т.к. музыка негромкая.

Наши исследования подтвердили эти данные. Испытуемые во время звучания тихой поп музыки и классической музыки выучили четверостишья быстрее и с меньшим количеством ошибок по сравнению со звучанием рок музыки.

Таблица 1

Вид музыки

Среднее время

заучивания

четверостиший, мин

Среднее количество

ошибок

Тишина (без музыки)

3-4

2-3

Классическая

2-3

1-2

Поп музыка

2.30

0-2

Рок музыка

5-6

3-6



Почему же при прослушивании рок-музыки происходит обратный эффект несмотря на то, что она тоже негромкая? Очевидно, это связано с тем, что рок-музыка способна влиять доминирующе на слуховой центр даже при негромком звучании.

2 Влияние проветривания помещения на умственную работоспособность человека.

Из литературы мы узнали, что недостаточная вентиляция усугубляет концентрацию и таких вредных веществ, как углекислый газ и окись углерода. Они отравляюще воздействуют на организм человека, порождая кислородное голодание и гипоксию. Аммиак, метан, альдегиды – эти примеси далеко не полный список негативных веществ, которые накапливаются в плохо проветриваемой комнате. По подсчетам ученых их около 400. Они способны стать причинами сонливости, измотанности, снижения работоспособности, головных болей и усталости.

По этому, учащиеся, заучивавшие четверостишия в проветриваемом помещении делали это быстрее и правильнее, нежели учащиеся, которые учили задание в не проветриваемом помещении.

Таблица 2

Вид помещения

Среднее время

заучивания четверостиший

Среднее количество ошибок

Проветриваемое

2 минуты

0-2 ошибки

Не проветриваемое

4.25 минут

3-4 ошибки



3. Влияние ярких украшений на умственную работоспособность.

Из анкетирования мы увидели, что большинство учащихся никак не обращают на них внимания и им не сложно сконцентрироваться на работе. Однако были и те, кто не может уверенно делать работу и не отвлекаться на украшения.







Заключение

Таким образом, в результате наших исследований были сформулированы следующие выводы:

прослушивание классической и популярной музыки благоприятно влияют на умственную работоспособность;

 в проветренном помещении умственная работоспособность школьников выше, чем в непроветренном;

влияние украшений является индивидуальной особенностью каждого человека.

Цели и задачи проектной работы были успешно достигнуты.





























Список использованной литературы

- Изучение влияние музыки на динамику умственной работоспособности человека. Кузнецова Алена Владимировна.

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/01/12/issledovatelskaya-rabota-po-teme-izuchenie-vliyanie-muzyki-na-dinamiku

- О чистоте.ру. Важность проветривания помещений https://ochistote.ru/poleznye-sovety/provetrivanie-pomeshheniy.html

- Повышение умственной работоспособности старшеклассников в учебном процессе Конради Инга Юрьевна. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-povishenie-umstvennoy-rabotosposobnosti-starsheklassnikov-v-uchebnom-processe-1347876.html



Автор материала: Ю. Кислицина (10 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.