Урок биологии в 8-9 классе «Влияние социальных факторов на природу человека»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Великий физиолог И. М. Сеченов писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, потому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Мы никогда не сможем понять человека, если не будем рассматривать его в связи с окружающей средой, в которой он Существует».
Воздействия окружающей, среды многочисленны и разнообразны. В век НТР происходит бурное развитие промышленности, атомной энергетики, транспорта. Ускоряется темп жизни человека. Происходит рост крупных промышленных городов с многомиллионным населением. Идет интенсивное загрязнение природной среды. Человек все дальше уходит от природы. Все это нередко приводит к одновременному воздействию на организм человека многочисленных раздражителей, которые оказывают отрицательное влияние на его жизнедеятельность и зачастую относятся к экстремальным.
Опасность воздействий, угрожающих здоровью и жизни человека, существовала всегда, а за последние десятилетия увеличивалась. Это подтверждает рост тяжелых заболеваний, объединенных под названием болезни адаптации и цивилизации. Страх перед стихией природы всегда существовал у человека. Первобытный человек, отправляясь на охоту, в поисках пищи был перенапряжен не меньше, чем современный человек, страдающий от умственных и физических перегрузок. Если первобытные люди испытывали недостаток информации о многих явлениях природы, то современный человек страдает от ее избытка. Гиподинамия и переедание наносят современному человеку не меньший вред, чем длительная напряженная охота и недоедание у пещерных людей.
Бурное развитие науки и техники резко изменило привычный ритм работы организма современного человека. Повышенные нервно-эмоциональные нагрузки вызывают у него развитие нервно-психических заболеваний.
В настоящее время регуляция отношений человек — природа приобретает нравственную основу, в результате чего создается новый тип социальных отношений. При решении проблемы развития народного хозяйства в первую очередь следует исходить из необходимости охраны здоровья настоящего и будущих поколений людей.
Человеческое общество, развивая социальную систему, оказывается само под воздействием ее факторов. При этом они могут оказывать положительное, воздействие на жизнедеятельность, человека: создавать комфортные условия для его существования, усиливать возможности социальной охраны членов общества данной общественной системы, повышать нравственный, духовный и культурный уровень человеческой личности. Однако факторы биологической системы могут оказывать и отрицательное воздействие, зачастую создавая экстремальные условия для здоровья и жизни человека. К этим факторам относятся бытовые, общественные и производственные конфликты, плохие жилищные условия, недостаточное питание и употребление в пищу загрязненных продуктов питания. Безработица, социальная незащищенность человека, тяжелые, условия труда, усиленный поток информации, нервные перенапряжения и различные стрессовые ситуации — все эти факторы воздействия социальной системы могут привести к хроническому переутомлению нервной системы, изнашиванию организма и к тяжелым экстремальным состояниям здоровья человека.
Научно-техническая революция способствовала появлению не только новых болезней, но и изменила течение и распределение ранее существующих. В промышленно развитых странах на смену преимущественно инфекционных заболеваний приходят заболевания, связанные с наследственностью человека. Произошло «омолаживание» сердечно-сосудистых, нервных и раковых заболеваний.
Подумайте и ответьте. 1. На каком основании И. М. Сеченов считал, что организм не может существовать без внешней среды? 2. Какие воздействия внешней среды испытывает организм человека? 3. В чем различие понятий: природная и социальная среда? 4. Назовите факторы социальной среды, воздействующие на жизнедеятельность человека. Какой характер этого воздействия? о. Какие меры социальной защиты разработаны в нашей стране?
Объясните значение терминов: природная среда, социальная среда, факторы среды, экстремальные условия, факторы риска.
Влияние вредных факторов на здоровье современного человека
Влияние на организм вредных и опасных факторов
Вредные и опасные производственные факторы
Классификация вредных и опасных производственных факторов
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html