«Влияние выбора окружения на личность подростка»
Автор публикации: К. Непомнящая, ученица 11Б класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 2 п. Карымское»
Индивидуальный проект
Тема: «Влияние выбора окружения на личность подростка»
Выполнила:
Ученица 11 «б» класса
Непомнящая Карина Максимовна
Научный руководитель:
Педагог-психолог
Куликова Татьяна Александровна
п.Карымское, 2024
Содержание
Глава 1. Теоретический анализ литературы, влияние окружения на личность подростка
Введение…………………………………………………………………………3
Особенности подросткового возраста…………………………………….4
Влияние выбора окружения на личность подростка ................................4
Глава 2. Практическая часть
2.1. Опрос «Оценка окружения: влияние на развитие личности подростка»..8
2.2. План, конспект занятия на тему «Как влияет выбор окружения на личность подростка»............................................................................................9
2.3. Заключение ....................................................................................................14
Список использованной литературы
Введение
В современном обществе подростки часто сталкиваются с множеством воздействий, которые могут иметь сильное влияние на их личность и развитие. Окружение, в котором они находятся, играет важную роль в этом процессе. Выбор окружения, в котором проводят свое время подростки, может оказать значительное влияние на формирование их ценностей, убеждений и их поведение. В данном проекте я рассматриваю, как выбор окружения влияет на личность подростка. Окружение может быть различным, включая семейное, школьное, дружеское и культурное. Каждое из этих окружений оказывает своеобразное влияние на молодого человека, формируя его представления о себе и об окружающем мире. Семья является первым и наиболее значимым окружением для подростка, в котором формируются основы его ценностей, моральных убеждений и способов взаимодействия с другими людьми. В то же время, школа и друзья оказывают существенное влияние на развитие личности подростка, влияя на его социальные навыки, способности и интересы.
Выбор окружения может быть, как осознанным, так и неосознанным. Подростки могут стремиться к окружению, которое отражает их интересы, ценности и мировоззрение. Однако, нередко молодые люди подвержены социальному давлению и выбирают окружение, которые не соответствует их истинным предпочтениям, что может привести к конфликтам и негативным последствиям для их самооценки и развития.
Актуальность моей работы заключается в том, что окружение человека играет огромную роль в его жизни. Окружение оказывает влияние на психику и здоровье. Я решила выбрать эту тему для проекта, потому что часто замечаю, как ученики из моей школы попадают в плохие компании или наоборот в хорошие и то, как меняется их поведение и жизнь.
Цель работы: проинформировать школьников о важности выбора окружения.
Задачи:
Изучить, проанализировать теоретический материал по теме проекта.
Составить план и провести занятие.
Провести анкетирование, проанализировать и обобщить полученные данные, сделать вывод.
Разработать рекомендации.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по заявленной темы
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст является одним из самых ярких и сложных этапов в жизни человека. Это период, когда дети преодолевают рубеж между детством и взрослостью сталкиваются с множеством физических, эмоциональных и социальных изменений. Рассмотрим подробнее, что такое подростковый возраст, какие его особенности и как справиться с вызовами, сопутствующими данному переходному возрасту.
Подростковый возраст, обычно начинающийся в примерно 12-13 лет и продолжающийся до 18-19 лет, связан с интенсивным физическим развитием организма. Подростки переживают быстрый рост и изменения внешности, что вызывает не только радость, но и ощущение неудовлетворения своим телом. Самооценка может сильно колебаться, поскольку подростки начинают сравнивать себя с другими и стремиться соответствовать общепринятым стандартам красоты.
Однако, подростковый возраст не сводится только к физическим изменениям. Это также период внутренних стремлений, исследование своей личности и осознание собственных убеждений. Подростки могут бороться с поиском своего места в обществе, сомневаться в своих способностях и уверенности. Именно здесь важна роль взрослых и наставников, которые могут также предложить поддержку, руководство и понимание.
В социальном контексте подростки сталкиваются с новыми социальными ролями и отношениями. У них появляются новые друзья, они определяют свою принадлежность к различным группам и начинают экспериментировать с разными стилями и тенденциями. Однако, эти новые отношения могут также приводить к конфликтам и недопониманию, поскольку подростки ещё формируют навыки общения и умение решать конфликты.
1.2. Влияние выбора окружения на личность подростка
Семья играет важную роль в формировании личности подростка. Взаимодействия ребёнка с родителями и близкими членами семьи оказывает значительное влияние на его поведение, ценности, поведение и эмоциональное состояние.
Во-первых, семья является первым и главным окружением, в котором ребёнок растет. Он извлекает из своей семьи свои первые жизненные уроки и опыт. Ребёнок наблюдает и подражает родителям во многих аспектах жизни, включая модель поведения, способность к эмпатии, взаимодействие с окружением, управлением эмоциями и решение проблем. Родители играют важную роль в передаче ценностей и установок, которые формируют систему ценностей подростка.
Во-вторых, семья предоставляет подростку эмоциональную поддержку и безопасную среду для самовыражения. Устойчивые и поддерживающие отношения в семье способствуют развитию позитивного самоощущения и одновременно помогают подростку справляться со стрессом и эмоциональными проблемами. Родители, которые проявляют понимание, эмпатию и конструктивное общение, помогают подросткам развивать навыки общения и управления эмоциями.
В-третьих, семья формирует у подростка представление о мужской и женской роли, социальных ожиданиях и нормах. Приемлемое и неприемлемое поведение, в том числе по отношению к противоположному полу, обучаются в семейной среде. Подростки наблюдают и впитывают эти установки, которые могут повлиять на их видение себя и своего места в обществе.
Важно понимать, что семья является одном из факторов, но не единственным, и подросток может быть подвержен воздействию других внешних влияний.
Школа играет не менее важную роль в формировании личности подростка. Она предоставляет окружение, где подросток сталкивается с различными социальными, академическими и эмоциональными возможностями.
Во-первых, школа способствует социальному развитию подростка. Она предоставляет ему возможность общаться с другими сверстниками, находить новых друзей и развивать навыки социальной адаптации. В школе подросток учиться работать в команде, решать конфликты и находить компромиссы. Взаимодействие с учителями и прочим персоналом также позволяет развивать у подростка навыки общения и установления взаимоотношений с авторитетными фигурами.
Во-вторых, школа предлагает структурированную образовательную среду, которая формирует понимание ценности знаний и умений. Успехи и неудачи в учебе влияют на самооценку подростка, их мотивацию и желание развиваться. В школе они также сталкиваются с различными предметами и учебными программами, что помогает определить их интересы и предпочтениям в будущей профессиональной сфере.
В-третьих, кроме образовательной функции школьное окружение также играет роль в формировании нравственных ценностей и моральных ориентиров подростка. Через взаимодействие с учителями и другими авторитетными фигурами в школе, подростки учатся осознавать важность честности, уважения и ответственности. Они также сталкиваются с различными правилами и нормами поведения, что способствует формированию осознанного этического сознания.
Также, школьное окружение может иметь негативное влияние на личность подростка. Существует возможность социального давления со стороны сверстников, стремление подражать моделям поведения и негативным влияниям. В школе могут также возникать конфликты и проблемы, которые могут повлиять на психологическое состояние подростка и его самооценку.
В целом, школьное окружение играет важную роль в формировании личности подростка. Оно предоставляет возможность социализации, развития навыков, получение образования и формирование ценностей.
Также, стоит упомянуть, о окружение сверстников, ведь оно играет ключевую роль в формировании личности подростка, поскольку они проводят много времени вместе и взаимодействуют друг с другом.
В положительном окружении сверстников дружелюбие, поддержка и взаимопомощь обеспечиваются здоровыми и доверительными отношениями между подростками. Подросткам проще решать проблемы и учиться новым навыкам, когда они чувствуют понимание и могут полагаться на своих сверстников. Положительное окружение также, может развивать эмоциональную интеллектуальность и способствовать позитивному отношению к самому себе.
Однако негативное окружение сверстников может иметь диструктивный эффект на формирование личности подростка. Неблагоприятные отношения между сверстниками, издевательства, влияние неправильных целей и стремлений могут негативно влиять на подростковую самооценку и уверенность в себе. В таких условиях подросток может испытывать чувство изоляции, тревогу и неспособность адаптироваться к социальным ситуациям. Негативное окружение также может способствовать злоупотреблению вредными и запрещёнными веществами, проблемам с поведением и даже развитию психических заболеваний.
Поэтому, важно помочь подростку выбирать положительные и поддерживающие окружение подростков. Это можно сделать путем поощрения участия в деятельности способствующей развитию здоровых отношений и достижению целей.
Переходный возраст сопряжен с большим количеством перемен и вызовов. Одним из факторов, который может иметь значительное влияние на личность и развитие подростка, является выбор окружения. Хотя некоторые могут считать это преувеличением, исследования показывают, что окружающая среда может оказать долгосрочные последствия на подростковый рост и развитие подростка. Выбор окружения играет важную роль в формировании ценностей, поведения и психологического благополучия подростка. Родители, учителя и общество в целом должны уделять должное внимание тому, в каком окружении находятся подростки, чтобы помочь им их личностному развитию и успеху.
Давайте рассмотрим, как выбор окружения может влиять на подростка и почему это так важно.
Окружение влияет на:
Формирование ценностей и убеждений
Подростки находятся в периоде активного формирования своих ценностей и убеждений. Окружающая среда, включая семью, друзей и школьную среду, играет роль в наборе ценностей, которым они придерживаются. Например, если подросток окружен друзьями, которые ценят образование и стремятся к успеху, это может вдохновить его на подобное поведение.
Поведение и привычки:
Подростки часто воспринимают своих сверстников как важных фигур в своей жизни. Если окружение подростка склонно к негативным моделям поведения, таким как употребление наркотиков или злоупотреблением алкоголем, вероятнее всего, подросток будет экспонировать таким поведениям.
Психологическое благополучие:
Окружающая среда может оказывать влияние на психологическое состояние подростка. Если он окружен поддерживающими, понимающими и вдохновляющими личностями, это может помочь ему развиваться и ощущать себя уверенно. Однако, если окружение неблагоприятные или поддерживают отрицательное влияние, такое как издевательства или буллинг, то подросток может страдать от низкой самооценки и психологических проблем
Академический успех:
Выбор окружения также сильно влияет на академический успех подростка. Партнеры по учебе, учителя и школьная среда играют критическую роль в формировании учебных навыков, мотиваций и амбиций.
Подростки, находящиеся в стимулирующей и поддерживающей образовательной среде, часто показывают более высокие результаты, стремятся к достижения своих целей и имеют больше возможностей для будущего успеха.
Важно иметь понимание, что мы можем выбирать наше окружение и влиять на него. Подобрать подходящих друзей, вступить в образовательные программы и взаимодействовать с мотивированными людьми может стать ключом к успешному будущему. Важно также обращать внимание на свои ценности, интересы и умения, чтобы выбрать окружение, которое будет способствовать нашему личностному и профессиональному росту.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Опрос «Оценка окружения: влияние на развитие личности подростка»
В 7-в классе был проведен опрос «Оценка окружения: влияние на развитие личности подростка» (приложение 1).
Цель: понимание подростком влияния окружения на формирование его личности
В исследование приняли участие 22 учащихся в возрасте 12-15 лет.
Все участники являются учащимися 7 «в» класса МОУ СОШ № 2 пгт Карымское.
Участникам были даны бланки и зачитана инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с данным утверждением ответьте да, если не согласны нет.
Результаты опроса изображены в таблице №1.
Таблица №1
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | + | - | + | - | + | - | + | + | - | + |
2 | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + |
3 | + | + | - | - | - | - | - | + | - | - |
4 | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + |
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
6 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7 | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + |
8 | + | + | - | - | + | - | + | - | + | + |
9 | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + |
10 | - | + | - | + | + | - | + | + | + | + |
11 | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
12 | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
13 | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
14 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
15 | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + |
16 | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + |
17 | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + |
18 | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + |
19 | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
20 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
21 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
22 | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + |
На первый вопрос было получено больше положительных ответов, а это значит респонденты считают, что окружение влияет на личность подростка.
Респонденты считают, что друзья и сверстники отказывают влияние на формирование личности подростка.
Большинство учеников ответило на третий вопрос положительно и считают, что выбор социальной среды влияет на формирование ценностных установок подростка.
Ответы респондентов свидетельствуют о том, что подростки часто имитируют поведение окружающих, так как большинство выразило согласие на этот счет.
Большинство учащихся высказали мнение о том, что окружение оказывает влияние на уровень самооценки и уверенности в себе.
Респонденты положительно ответили на шестой вопрос и высказали мнение, что окружение играет значительную роль в формировании интересов и жизненных целей подростка.
По мнению большинства опрошенных, семейная обстановка оказывает влияние на выбор друзей и становление личности подростка.
Ученики считают, что подросток способен самостоятельно выбирать окружение, которое будет способствовать его позитивному развитию.
Респонденты отметили, что окружение влияет на принятие решений и поведение подростка.
Из полученных результатов можно сделать следующие выводы: учащиеся считают, что отрицательное окружение может привести к негативным последствиям для личности подростка.
2.2. План, конспект занятия на тему «Как выбор окружения влияет на личность подростка»
Введение
- Приветствие учеников и введение в тему урока.
- Объяснение значимости выбора правильной компании и последствий неправильного выбора.
2. Разбор понятия «плохая компания»
- Обсуждение с учениками, какие черты и поведение можно считать «плохими» в компании.
- Выявление потенциальных причин, по которым люди попадают в плохую компанию.
3. Анализ собственной компании
- Учащиеся составляют список людей, с которыми они проводят больше времени.
- Оценка этих людей по критериям «положительное влияние» и «отрицательное влияние».
- Обсуждение результатов и анализ того, как компания влияет на их жизнь.
4. Причины попадания под влияние плохой компании
- Обсуждение возможных причин, по которым люди поддаются влиянию плохой компании.
- Рассмотрение факторов, таких как желание принадлежности, низкая самооценка, неумение устанавливать границы и т.д.
5. Практическое обучение: стратегии предотвращения
- Обсуждение стратегий, которые помогут избежать попадания под влияние плохой компании:
- Знакомство с новыми людьми и поиск позитивного влияния.
- Установка границ и отказ от вредных привычек.
- Развитие собственной самооценки и уверенности.
6. Рекомендации для практического применения
- Предоставление ученикам практических советов по выбору компании, например, участие в клубах или группах с общими интересами.
- Подчеркивание важности общения с родителями или доверенными взрослыми.
- Подведение итогов урока и оценка важности разделять время с позитивными и поддерживающими людьми.
- Предложение ученикам продолжить учиться и применять полученные знания и стратегии.
Важно: прохождение каждого этапа выполняется в зависимости от особенностей, обучающихся и их активности в обсуждениях
Объяснение значимости выбора правильной компании и последствия неправильной компании
Выбор правильного окружения для подростка имеет огромное значение, так как это может существенно повлиять на его развитие и будущее. Неправильный выбор окружения может иметь серьезные последствия.
Верное окружение включает в себя семью, друзей, учебное заведение и общество, которые поддерживают подростка и способствуют его позитивному развитию. Правильное окружение предлагает подростку возможности для роста и обучения, поддерживает его интересы и помогает развивать навыки, разум, креативность и эмоциональное благополучие.
Неправильный выбор окружения может привести к негативным последствиям. Подросток может столкнуться с неблагоприятными воздействиями такими как негативные взаимоотношения, насилие, злоупотребление наркотиками или алкоголем, недостаток образования и другие проблемы. Такое окружение может отрицательно сказаться на его поведении, академической успеваемости и душевном состоянии.
Выбор правильного окружения для подростка, наоборот, может привести к положительным последствиям. Он может получить поддержку и вдохновение от своих родителей, наставления от учителей, а также помощь и поддержку от друзей. Такое окружение может способствовать положительному развитию личности, установке на успех, также предложить возможности для реализации своих интересов и достижения своих целей.
Поэтому, родители и опекуны играют важную роль в выборе правильного окружения для подростка. Они должны быть внимательными к выбору друзей, мест, и организаций, с которыми подросток взаимодействует, и активно работать над формированием позитивного окружения, в котором ребенок будет поддержан, безопасен и мотивирован к достижению своих целей.
Разбор понятия «плохая компания»
Понятие «плохая компания» для подростка обычно относится к группе друзей или знакомых, чье влияние может быть негативным на его жизнь, поведение и решения. Плохая компания может включать в себя подростков, которые занимаются незаконными или опасными действиями, такими как употребление наркотиков и алкоголя, вандализм, кражи или насилие.
Подросток, оказавшись в плохой компании, может подвергаться давлению на присоединение к таким негативным действиям, чувствовать себя неудобно или беспомощно в такой среде. В результате, его эмоциональное и физическое состояние может ухудшаться, а возможности для развития, обучения и достижений могут значительно сократиться.
Для подростка важно быть в компании людей, которые поддерживают его ценности, интересы и амбиции, способствуют развитию положительных характеристик и дают возможность для роста и саморазвития. Поэтому, если подросток осознает, что он находится в плохой компании, важно ему понять, что есть другие группы людей, с которыми он может проводить время и развиваться в более позитивном направлении. Конечно же, это может быть сложным шагом, но приоритет подростка должен быть на его безопасности, здоровье и будущем.
Анализ собственной компании
Предложить детям проанализировать свое окружение
Ориентироваться по отдаче класса
Причины попадания в плохую компанию
Попадание подростка в плохую компанию может иметь различные причины:
1. Желание принадлежать и быть принятым: В подростковом возрасте важно ощущать принадлежность и находить свою социальную группу. Если ребенок чувствует себя одиноко или ищет поддержку и внимание, он может податься в неправильную компанию, где получит ощущение принадлежности.
2. Влияние окружения: Окружающая среда, включая школу, район проживания или даже семью, может оказывать влияние на подростка и его выбор компании. Если вокруг него находятся люди, вовлеченные в негативные деятельности, подросток может подражать им, чтобы получить признание или уважение.
3. Низкая самооценка: Подростки с низкой самооценкой могут быть более склонны присоединяться к плохой компании, так как они могут искать подтверждения своей ценности в каком-то групповом контексте, даже если это негативная группа.
4. Искаженное восприятие риска: В подростковом возрасте мозг еще не полностью развит, особенно его отделы, ответственные за оценку риска и принятие взвешенных решений. Подросткам может быть сложно оценивать последствия своих действий и понимать, насколько опасно вовлекаться в плохую компанию.
5. Поиск новых ощущений: Многим подросткам интересно исследовать новые грани, испытывать себя на прочность. В поисках новых ощущений, они могут столкнуться с плохой компанией, которая предлагает запретные или потенциально опасные действия.
Важно помнить, что попадание подростка в плохую компанию необязательно свидетельствует о его характере или интеллектуальных способностях. Оно часто является результатом сложного сочетания факторов и окружения, которые оказывают влияние на выборы подростка
Стратегии, которые помогают не попасть в плохую компанию
Знакомство с новыми людьми и поиск позитивного влияния:
- Ищите новые круги общения, где встречаются люди с интересами и ценностями, близкими вашим. Это может быть клуб по интересам, курс или спортивная команда.
- Общайтесь и обменивайтесь идеями с позитивно настроенными людьми. Их влияние поможет вам отходить от негативной компании.
2. Установка границ и отказ от вредных привычек:
- Задайте себе четкие правила, что вы готовы терпеть и какой поведение вы не принимаете. Не бойтесь говорить "нет", если вам предлагают что-то, что не соответствует вашим ценностям.
- Избегайте вредных привычек, таких как употребление наркотиков или алкоголя в избытке. Они могут только усугубить плохую компанию и повлиять на ваше физическое и психическое здоровье.
3. Развитие собственной самооценки и уверенности:
- Поставьте перед собой цели и добивайтесь их. Успех в достижении целей будет укреплять вашу самооценку и помогать вам отличаться от негативной компании.
- Развивайте навыки коммуникации и учитесь высказывать свои мысли и мнения уверенно и адекватно. Будьте готовы защищать свои ценности и отстаивать свои права.
- Заботьтесь о своем физическом и эмоциональном благополучии. Занимайтесь спортом, практикуйте медитацию или другие методы релаксации, чтобы справиться с негативным влиянием и укрепить свою уверенность.
Важно помнить, что избежать попадания под влияние плохой компании требует вашего активного участия и требует времени.
Рекомендации
Доверяйте своей интуиции: Если что-то кажется подозрительным или неправильным, не игнорируйте свои чувства. Важно доверять своей интуиции и избегать общения с людьми или группами, которые вызывают у вас беспокойство.
2. Выбирайте друзей с общими ценностями: Постарайтесь окружить себя людьми, которые разделяют ваши ценности и уважают вас. Общение с теми, кто поддерживает ваш рост и развитие, поможет избежать попадания в плохую компанию.
3. Обратитесь к доверенным взрослым: Если у вас есть сомнения или вопросы относительно ваших друзей или компании, обратитесь к родителям, учителям или другим доверенным взрослым за советом. Они могут предложить вам поддержку и помочь принять правильное решение.
4. Проявляйте независимость: Учите себя думать самостоятельно и принимать собственные решения. Независимость поможет вам избегать влияния негативной компании и принимать более обдуманные решения
Предложить детям сделать выводы и провести опрос
Считаете ли вы прошедший урок полезным?
-Да
-нет
Будете ли вы использовать рекомендации в своей жизни?
-да
-нет
2.2. Анкета обратной связи
Учащимся было предложено ответить на вопросы, о прошедшем занятии.
Считаете ли вы прошедший урок полезным?
-Да
-нет
Будете ли вы использовать рекомендации в своей жизни?
-да
-нет
Опрос «Оценка урока»
Результаты опроса представлены в таблице №2.
Таблица №2
№ респондента | Вопрос 1 | Вопрос 2 |
1 | - | + |
2 | + | + |
3 | + | + |
4 | + | + |
5 | + | + |
6 | + | + |
7 | + | - |
8 | + | + |
9 | + | + |
10 | + | + |
11 | + | + |
12 | + | + |
13 | + | + |
14 | + | + |
15 | + | + |
16 | + | - |
17 | + | - |
18 | + | - |
19 | - | - |
20 | - | - |
21 | - | - |
22 | + | - |
Большинство учеников посчитали, что урок был полезен и они буду применять полученные рекомендации.
2.3. Заключение
В заключении этого проекта мы не можем не подчеркнуть значимость и актуальность данной темы. В ходе исследования мы углубились в анализ различных аспектов окружения, в котором подростки проводят свое время, и пришли к важному выводу о непосредственном влиянии окружения на их поведение, решения, убеждения и само-понимание. Это обстоятельство подчеркивает, насколько важно обратить внимание на влияние окружения на формирование личности подростка.
Проявившийся интерес к данной проблематике заставил нас углубиться в работу и искать пути информирования школьников о важности выбора окружения. Мы убеждены, что, находясь в окружении позитивных, поддерживающих людей с схожими ценностями и интересами, подростки смогут эффективнее развиваться и раскрывать свой потенциал. А отсутствие такого поддерживающего окружения может стать преградой на пути к здоровому и сбалансированному развитию личности подростка.
Таким образом, мы полагаем, что информация, которую мы предоставили, поможет школьникам осознанно выбирать окружение, которое будет способствовать их развитию и благополучию.
Список использованной литературы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Подростковый_возраст
К29 Катеринина А.А. Психология подроствого возраста: учебное пособие / А.А. Катеринина -Орск : Издательство Орского гуманитарно--технического института (филиала) ОГУ, 2015 - 159 с.- ISBN 978-5-8424-0770-5
Ананишнев В.М. Социология влияния / В. М. Ананишнев ; Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования г. Москвы МГПУ, 2011. - 250 с.
Ананишнев В.М. Социология влияния / В. М. Ананишнев ; Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования г. Москвы МГПУ, 2011. - 250 с.
Приложение 1
Опрос «Оценка окружения: влияние на развитие личности подростка»
1. Вы считаете, что окружение, в котором проводит время подросток, влияет на его личность?
- Да
- Нет
2. Думаете ли вы, что друзья и сверстники могут оказывать значительное влияние на подростка?
- Да
- Нет
3. Полагаете ли вы, что выбор социальной среды может формировать ценностные установки у подростка?
- Да
- Нет
4. Считаете ли вы, что подростки подражают поведению своих окружающих?
- Да
- Нет
5. Предполагаете ли вы, что окружение может оказывать влияние на уровень самооценки и уверенности подростка?
- Да
- Нет
6. Может ли выбор окружения определять интересы и жизненные цели подростка?
- Да
- Нет
7. Ваше мнение о том, что семейное окружение влияет на выбор друзей и, следовательно, на формирование личности подростка?
- Да
- Нет
8. Вы верите, что подросток может выбирать окружение, которое будет способствовать его позитивному развитию?
- Да
- Нет
9. Считаете ли вы, что окружение может влиять на принятие решений и поведение подростка?
- Да
- Нет
10. Может ли негативное окружение или влияние приводить к негативным последствиям для личности подростка?
- Да
- Нет
2