Статья «Влияние музыкального искусства на формирование личности»

1
0
Материал опубликован 6 February 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Учреждение СОШ №2, Асбестовского района

Свердловской области

 



Статья на тему:

 

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»

 

Подготовила:

Учитель музыки и

изобразительного искусства,

Сведенцева Елена Аркадьевна

 

Г. Асбест

2019


 

В сравнении с иными категориями искусства, музыка проникает в самые глубокие слои эмоций. Очевидно, что воздействие музыки на душу несравненно сложнее и сильнее в сравнении с иными категориями искусства. Музыка – это эмоциональное познание, преобразование совокупности внешних воздействий в эмоциональный опыт. Эмоциональный опыт является одним из составляющих фундамента личности.

Роль музыкального искусства имеет наибольшее влияние на развитие детского эмоционального познания. Ребенок наиболее глубоко воспринимает внешние воздействия, которые формирует у него понятие об окружающем мире. Эмоции являются главным толчком для деятельности коры полушарий головного мозга. Если «отключить» эмоции, то пропадает источник силы, который один из главных подпитывает кору головного мозга.

Музыка выступает как ключ и способ развития детского периода развития человека. Музыкальное искусство является фундаментом для построения духовных, нравственно-эстетических и творческих потенциалов ребенка.

Выделяют основные функции, которые влияют на формирование личности: эстетическую, личностно-преобразующую, этическую и познавательно-просветительскую.

Эстетическая функция. Личность ребенка наиболее подвержена влиянию внешних факторов и переживаний. Переживания в свою очередь отображают содержание музыки, помогает осознать ее ценность и необходимость в жизни. Красота и Гармония это одни из наиболее важных ценностных ориентиров, которые ребенку необходимо освоить и принять.

Этическая функция. Крылатое выражение А. С. Пушкина: «...и чувства добрые я лирой пробуждал» является отображением признания высоких нравственных возможностей искусства. Основные концептуальные установки образования базируются на этом понимании.
Познавательно-просветительская функция. Музыкальные произведения могут выступать в качестве документов эпохи, как и любое явление культуры. Музыкальные произведения выступают как познавательные в таких ракурсах, как: философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д.

Личностно-преобразующая функция. Музыкальное искусство преобразует в творческий характер все виды музыкальной деятельности. В силу этого музыка преобразующе воздействует на формирование личности. Такие сферы личности, как: эмоциональная, интеллектуальная и волевая активно вовлекаются в процесс творчества. Происходит процесс преобразование общения с музыкой как с искусством. Музыкальное произведение может выступать в разных истолкованиях, так к как при формировании личности восприятие Красоты и Гармонии развивается на разных уровнях и в соответствие с индивидуально-личностным восприятием. Развитие способности к личностному субъективному восприятию искусства, исключение однозначности трактовки искусства – эти две задачи решаются в ходе истолкования музыкального произведения. Все это необходимо для того, чтобы помочь ребенку взаимодействовать с социумом. Уже в социуме ребенок раскрывает себя как личность, развивает в себе терпение к ближнему, толерантность.

Музыкальное искусство способствует развитию, проявлению активности чувств и конечно же интеллектуальный рост. Музыка во многом положительно влияет на детей с задержкой и остыванием психического развития. Под влиянием, полученным от взаимодействия с музыкальным искусством такие дети могут делать успехи.

Связь между человеком и внешним миром может осуществляться посредством воздействия музыки. Впечатления, чувства, зарождающиеся на иррациональном уровне. В ходе познания этого «родства», этой связи, ребенок испытывает гармонию, ощущает ее в отношении мира, мировосприятия «себя во всем и всего в себе». Гегель изложил в своем учении о становлении человека мысль «выход за пределы», которая отражает связь человека и окружающего его мира.

Данная мысль «выход за пределы» отражает связь музыкального искусства с окружающей нас природой, естественной средой, нравственными представлениями и отношениями детей. Восприятие научной стороны окружающего нас мира, выход в прочие общеобразовательные предметы, сферу иных видов искусств, в другие интересы ребенка, не относящиеся к музыке, все это отражает мысль, изложенную Гегелем. Музыка обеспечивает рост эффективной созидательной деятельности человека, в различных ее направлениях.

В подведении итогов по проанализированным данным, можно сделать вывод что музыкальное искусство — это не только общеобразовательный предмет, а также часть жизни человека. Взаимосвязь человека и внешнего мира, понимание смысла жизни, на это непосредственно влияет музыкальное искусство.

Но музыка не может влиять на человека пока гуманитарно-эстетическая культура, духовность, искусство не являются главенствующими в обществе. Но важнее всего, что бы они занимали лидирующие позиции в школе.

Эксперименты, научный и практический поиск — это то, что здесь необходимо. В мире, где информация играет ключевую роль, уже имеются труды, заслуживающее особого внимания. Новые образовательные программы – это Д.Б.Кабалевского (музыка), Б.М.Неменского (изобразительное искусство), Л.И.Предтеченской (мировая художественная культура), Е.Н.Ильина (литература). Данные программы нацелены на формирование и развитие личности, духовности, творческих способностей ребенка посредством взаимодействия с шедеврами искусства, личную художественную деятельность. Для одаренных детей существуют специализированные учебные заведения, направленные на развитие и укрепление в ребенке творческих способностей в том или ином виде искусства. Авторские школы Б.И.Рачиной(музыка), Д.А.Лебедева(изобразительное искусство), Е.Ю.Сазонова(театр), И.Ф.Гончарова(русская национальная школа) на уровне организаци учебно-воспитательного процесса решают проблемы, которые стоят перед одаренными детьми в общеобразовательных школах.

Сейчас в разработке концепция эмоционально-образного музыкального воспитания (В.В. Кирюшин). Данная концепция подразумевает что музыкальное искусство имеет возможность оказывать целенаправленное развивающее воздействие на ребенка с первого дня его рождения и даже во внутриутробном состоянии.


 

Список литературы


1. Влияние музыки на человека / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.red-nuts.com/vliyanie-muzyki-na-cheloveka/ (Дата обращения: 08.01.2019);

2. Мы – это музыка / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/lib/williamson_v/mem/mem_01.html (Дата обращения: 08.01.2019);

3. Влияние музыки на формирование личности в эпоху интернет музыка / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-na-formirovanie-lichnosti-v-epohu-internet (Дата обращения: 08.01.2019);

4. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь музыка / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orpheusmusic.ru/publ/literatura/knigi_o_muzyke_i_iskusstve/kak_muzyka_vlijaet_na_nash_mozg_zdorove_i_zhizn/586-1-0-1293 (Дата обращения: 08.01.2019);

5. Музыка как средство развития ребенка / [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500676/ (Дата обращения: 08.01.2019);

6. Теория музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, 2013) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%90%D0%B1%D0%B4%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%D0%AD_%D0%91_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%95_%D0%92_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/3 (Дата обращения: 08.01.2019);

7. Влияние современного искусства на становление личности / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://propaganda-journal.net/5525.html (Дата обращения: 08.01.2019);

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.