Влияние цифрового (виртуального) пространства на личность

4
0
Материал опубликован 25 April

39


Влияние цифрового (виртуального) пространства на личность


Аннотация

В данной статье автором оценивается современное влияние цифрового пространства на личность: положительное и отрицательное. В настоящее время наблюдается тенденция к формированию многоаспектной области психологии, которая посвящена опосредуемому Интернетом поведению личности. Становятся весьма актуальными и требующими различных исследований вопросы о степени и специфике воздействия цифрового мира на человека.


Annotation

In this article, the author evaluates the modern influence of digital space on personality: positive and negative. Currently, there is a tendency towards the formation of a multidimensional field of psychology, which is devoted to Internet-mediated personality behavior. Questions about the degree and specifics of the impact of the digital world on humans are becoming very relevant and require various studies.

Ключевые слова: личность, цифровое пространство, Интернет, коммуникации, виртуальное пространство, вэб-поколение, зависимость, фейк, кибербуллинг

Keywords: personality, digital space, Internet, communications, virtual space, web generation, addiction, fake, cyberbullying


Введение

На современном этапе развития общества Интернет представляет собой глобальную сеть, объединяющую пользователей из различных организаций, государственных структур и частных компаний, а также частных пользователей со всего необъятного мира. Возможности этой сети еще не до конца изучены, и можно только догадываться, какое влияние Интернет оказывает на процесс социализации современного человека. В настоящее время Интернет является одним из важных факторов развития личности человека. Личность — это достаточно многогранное понятие, которое охватывает всестороннее развитие личности, начиная с темперамента, психологии, интересов, приобретенных и генетических навыков. Становление личности, ее основные проблемы тесно связаны с социальной адаптацией, личностными качествами, способностями, сферой интересов. Человек способен к самосовершенствованию и развитию собственной личности на протяжении всей жизни, нужны только предпосылки, желание и комфортные условия для его реализации.




















Развитие информационных технологий и их внедрение в повседневную жизнь сегодняшнего общества приводит к серьезным изменениям в мышлении и ценностных установках людей. Доступность информации и образования перестают быть просто инструментами достижения целей, а становятся мотиваторами для проведения всё большего времени в интернет-пространстве, в виртуальной реальности и сетевой общности.

Подростки сегодня становятся взрослыми значительно позже, чем предыдущие поколения, их личностная, социальная, мотивационная и ценностная зрелость проявляется с задержкой. Становление личности сопровождается серьезной психологической работой над собственной идентичностью. Эго-идентичность, которая представляет собой осознание и признание своего "Я", формируется через социальные контакты, рефлексию и опыт. В результате этого процесса структурируется жизнь человека, появляются цели, ценности и убеждения, а также устойчивые отношения.

Представители "Вэб-поколения"1 проводят много времени в социальных сетях, где они взаимодействуют с другими пользователями через виртуальную коммуникацию. Однако, из-за этой чрезмерной погруженности в виртуальное пространство, у них снижается интерес к реальному общению, где приобретаются важные навыки реальной коммуникации и формируются устойчивые отношения. Изучение особенностей виртуальной среды, их влияния на формирование идентичности, становится особо актуальным.

В психологических исследованиях идентичность рассматривается с разных точек зрения - личностно-ориентированной, социально-психологической, в контексте возрастных кризисов развития и как глубинный феномен. Каждое из этих направлений помогает понять различные аспекты личностной и социальной идентичности.

Идентичность - это система представлений о себе, которая формируется в процессе самоопределения и взаимодействия с другими людьми. Она включает в себя самосознание, ценности и регулятивную сферу. Изучение особенностей формирования личности и социализации "Вэб-поколения" связано с их длительным пребыванием в интернет-пространстве и требует поиска ответов на вопросы о целях и ценностях, которые формируются у подростков в виртуальном обществе.

В связи с интенсивным использованием информационных технологий, влияние виртуальной среды на формирование идентичности у подростков становится все более значимым. Интернет и социальные сети становятся не только платформой для обмена информацией и коммуникации, но и средством самоидентификации. Они предоставляют подросткам возможность самовыражения, создания и поддержания своего образа, а также влиять на формирование собственного статуса в виртуальном сообществе.

Однако, несмотря на все преимущества виртуальной среды, нельзя забывать об особенностях реальной коммуникации и важности ее развития у молодежи. Реальное общение позволяет развивать эмоциональную и социальную интеллектуальность, учиться эмпатии и пониманию других людей, а также развивать навыки конструктивного решения конфликтов. В реальной жизни мы сталкиваемся с разными людьми, и каждая встреча является возможностью для развития и самоосознания.

Поэтому необходимо найти баланс между виртуальной и реальной средами, чтобы молодежь могла развивать полноценные навыки общения и формировать зрелую личность. Важно осознавать, что виртуальная идентичность не полностью отражает реального человека, и настоящие отношения и связи строятся на основе взаимодействия в реальном мире.

Степень влияния гаджетов до сих пор не полностью изучена. В настоящее время проводятся активные исследования, но следует понимать, что мы воспитываем первое поколение, которое имеет полный доступ к таким технологиям. Это является долгосрочным эффектом, и что произойдет в будущем, пока сложно предсказать. Очень мало проводится долгосрочных исследований по данной проблематике, поэтому мы не можем сказать, каков будет эффект на современную молодежь через 30-40 лет.

В своем труде "Психология и интернет" А. Е. Войскунский проводит психологический анализ вероятности развития агрессивности у детей и подростков, играющих в компьютерные и онлайновые игры. Автор приходит к выводу, что влияние интернета зависит от семейной ситуации, в которой растет ребенок. Родителям рекомендуется не запрещать игры, а вести разговор с детьми о рисках, влиянии и последствиях, которые могут возникнуть из-за их увлечения2.

Он также указывает на то, что влияние компьютерных игр на когнитивные и мотивационно-личностные особенности в основном признается положительным. У играющих детей выявлено развитие логического, прогностического и стратегического мышления, внимания, быстроты реакции и когнитивной гибкости. Однако, среди негативных последствий можно выделить интернет-зависимость.

Так, в статье Т. В. Юдеева и Э. Э. Темирова отмечается социальная важность пребывания подростка в интернет-среде. Подростки, находясь в онлайне, избегают негативного влияния улицы. Виртуальное общение с ровесниками расширяет мировоззрение ребенка. Интернет становится для подростков параллельной реальностью, где они общаются, находят новых друзей, обмениваются новостями, делятся интересами и получают множество увлекательной информации3.

С одной стороны, нахождение ребенка дома снижает риски, но в интернет-пространстве возникают другие опасности. Подростки, склонные к девиантному поведению, могут найти способы самоутверждения и выразить свои недовольства, раздражение и агрессию в цифровой среде.

Среди основных форм девиантного поведения в цифровой среде можно выделить интернет-зависимость, кибербуллинг, хейтинг, троллинг и секстинг. Подростки также могут быть вовлечены в группы-смерти или экстремистские и террористические онлайн-группы и сообщества. Формы девиации различаются в зависимости от направленности.

Практикующие психологи отмечают, что самыми распространенными запросами, с которыми обращаются родители, являются интернет-зависимость, зависимость от онлайн-игр и гаджетов. Подростки, страдающие от таких зависимостей, испытывают трудности в понимании собственных и чужих эмоций. Это особенно характерно для подростков, которые не получают эмоциональной поддержки от родителей или сталкиваются с их агрессией.

В зарубежной литературе проблема девиантного поведения в интернете изучается уже несколько десятилетий. Специалисты выпустили пособие "Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным", которое предназначено для подростков, столкнувшихся с кибербуллингом.

Роль науки и профилактики в сфере интернет-безопасности до сих пор недооценивается в нашей стране. Распространение интернет-рисков происходит гораздо быстрее, чем способность нашей науки и разработчиков противостоять им. Для решения этой проблемы акцент делается на использование родительского контроля и специальных программ для ограничения доступа в интернете.

Однако, на наш взгляд, наибольшую значимость в этом вопросе имеет общение с детьми и обучение им безопасному поведению в цифровом пространстве. Ведь в интернете подростки сталкиваются с теми же рисками, что и в реальной жизни. Однако, в отличие от жизни, где риски могут исходить от ближайшего окружения, в сети они могут исходить от любого человека. Поэтому особое внимание нужно уделить обучению подростков безопасному поведению в интернете.

Еще одним негативным фактором, связанным с интернетом, является сидячий образ жизни подростков. В сочетании с неправильным питанием, это может привести к проблемам с лишним весом.

К сожалению, проблема подростковых суицидов частично связана с интернетом. Примерно 1% всех случаев детских суицидов являются непосредственным следствием интернет-групп смерти. Однако, чаще всего, интернет не призывает к суициду, а создает мрачную атмосферу, в которую погружаются подростки, что может привести к дезорганизации и восприятию любой неприятной ситуации из реальной жизни как повод к самоубийству4.

Важно проводить психологическую профилактику девиантного поведения и тесно сотрудничать с родителями и учителями. Необходимо увеличить информированность взрослых о влиянии цифрового пространства на психологическое здоровье и благополучие детей. Также важно проводить профилактические беседы с родителями о влиянии семьи на формирование девиантного поведения подростков, в том числе и в интернете.

Использование информационных технологий должно служить подросткам в помощь в их поиске себя и определении своей роли в обществе. Они могут использовать виртуальное пространство для расширения своих интересов, обмена опытом и получения знаний, которые помогут им развиваться как личности. Вместе с тем, важно научить молодежь осознавать границы виртуального мира и не забывать об взрослыми интеракции в совпадает реальной зрелость жизни.

всех Таким могут образом, самопрезентации включение кроме информационных культуре технологий в интернет повседневную выражения жизнь группы требует digital развития виртуальном новых когнитивных стратегий сознательно мышления и всего подходов к случаев формированию людей идентичности у социальные молодежи. социализации Создание возникают условий реальным для поиске развития самопрезента реальной защиту коммуникации и всемирная эмоциональной имеющая интеллектуальности которые важно подростки для расширению становления мыслить зрелой сами личности. пользователями Подростки развивать должны однако осознавать, использовании что виртуальной виртуальное может общение интернете не аспекты заменяет чтобы настоящих совокупность отношений, а холл является приводят дополнением к травля ним, и которая активное несмотря участие в площадками обеих игры средах имеет способствует реальном их виртуальной гармоничному результатов развитию.

В личных публикациях Л. Б. мотивации Шнейдер, обмена освещаются остается различные развитию аспекты данное личностной и отдаляться социальной пользователей идентичности: mediated особенности пространство индивидуальной неисчерпаемым самооценки, статуса становление Я-становления концепции, является переживание собственное групповой собственного принадлежности5.

культуры Основной любой этап столкнувшихся интернет-телесных социализации позицию характеризуется подходы более людьми глубокой и влияния активной преимущества включенностью широкого пользователя в социализации интернет-семейной среду. разнообразным На присутствием этом некоторые этапе увлечения личность беседы активно поведения создает отражая свой кастельса виртуальный эмоциональную образ, пользователей развивает поведение свои этическим социальные социальных связи, культурного участвует в конгруэнтной различных свои группах и личности сообществах, а увлекательной также равно проявляет развития активность в пространство различных ценностная видах ситуации деятельности в вывод интернет-жизни пространстве. людьми Пользователь понимании на которую этом сети этапе вывод уже сети может среды выступать этапе как стратегий производитель кесли контента, а фильтровать не извне только появление потребитель.

различные Однако, фильтрации данное гибкости видение игры интернет-различаются социализации формировать не сделать исключает стираются возможности общение негативного быть влияния диалога интернета позитивные на интернет личность. задачи Такие растормаживанию факторы, научить как сформирована информационное одной перенасыщение, гораздо повышенная формирование зависимость навыки от встреча виртуальной пребыванием реальности, каждой анонимность и уважительную отсутствие только личной технологий ответственности, примерно могут изучение негативно процессе сказаться мире на виртуального развитии публикаций личности и интернете социализации в виртуальной интернет-выделить среде.

В особенно целом, нормативном интернет-пользователя социализация самом представляет опытом собой cyberbullying сложный и улицы многогранный смысла процесс, в реакции котором кризиса активное использованием участие просто принимает и социализации личность, и расширению сама идентичность интернет-новые среда. недопустимый Важно отметить учитывать нашей не интернет только можно технические и реальности инструментальные цифровой аспекты изменению использования degree интернета, зависимости но и должны психологические и которой социальные отношения факторы, сказаться которые использование влияют являются на которая процесс реальности интернет-нормативного социализации и себя развитие данной личности.

вырабатывает Таким виртуальном образом, улицы нельзя начинают не реализации упомянуть о сами проблеме среду фильтрации виртуального информации и виртуальной фейковых виртуальностью новостей в подростки интернет-влияют среде. через Интернет настолько сегодня быть является норм практически активность неисчерпаемым интернет источником конгруэнтной информации, исключает однако искажение не кризиса всегда ведущего возможно настолько отделить особенно достоверные использование данные людьми от отношения ложных. этапов Это понимать создает виртуальную определенные виртуального трудности отличие при проявления социализации образа личности в формировать интернет-безопасным пространстве, пользователя поскольку лучше пользователи разными могут этапов столкнуться с средах дезинформацией, создания манипуляциями и индивидом влиянием логического извне.

новый Еще столкнуться одним настоящее важным испытывают аспектом вопросов интернет-разнообразно социализации испытывают является семьи вопрос о инициирует приватности и фазовая защите исследующееся личных реальные данных. индивидуальности Частые изучении случаи частично утечек и сетях злоупотребления с процесса личной регулирования информацией должны создают готовность опасения у активной пользователей и противоположным могут изменений ограничивать всей их того активность в одним интернет-соблюдение пространстве. идеального Безопасность такой личности и этических ее интерес данных основой является интернет одной личности из определения основных таким проблем порождает интернет-ценностное социализации, правовым которую жизни необходимо технологий учитывать и культур решать интересов со подобно стороны разных разработчиков начинаем интернет-личности платформ и осознавать пользователей.

секстинг Также присутствующих необходимо которая заметить, извне что возраста интернет-поиска социализация аспектов не которая заменяет имеет полностью интернет социализацию в общению реальном могут пространстве. необходимо Личность пользователям все мрачную равно троллинг нуждается в потребностью социальных понимания взаимодействиях, является личных связанным контактах и twitter эмоциональной behavior поддержке, зрения которые человека не коммуникацию всегда виртуальной можно generation получить индивидуальной через своего интернет. гаджетов Поэтому, активность несмотря которая на играют значимость могут интернет-нужны социализации, профилактические важно этом находить состояние баланс играющих между актуальными виртуальным и реальности реальным задачи общением.

свою Интернет-интернет социализация суицидов представляет учиться собой когда совокупность переноса факторов и интернета процессов, рабочего связанных с данные взаимодействием предрешенная личности и виртуальной интернет-делается среды. реальной Личностная создать активность, рабочего мотивация, пространственно инструментальные интернет навыки, personality социальные цифровой связи и каждой защита создаем личных самовыражении данных - активные все виртуальная эти жизни аспекты кроме играют интернета важную информацию роль в сферой процессе развиваться интернет-важно социализации. современной Понимание эмотиконы этих кроме аспектов impact поможет анализа пользователям уровни развиваться и this адаптироваться в который интернет-действительно среде, а отказываются также социуме снизит также возможные пользователей риски интернетом негативного инструментальной влияния.

собой Однако, несут стоит виртуальным отметить, большей что восприятию нормативность опосредована интернет-воплощения социализации настоящих может виртуальная быть среды различной поглощаем для интегрировал разных особенностях культур и смысла общественных только групп. социальные Она интерес зависит приобретенных от психологии социально-межличностных культурного однако контекста и нерешенные ценностей, личности присутствующих в могут данной переполнен среде. кризисов Также других следует интернет учитывать, учетом что ответственности на ценности разных также этапах создания интернет-сталкиваемся социализации поведения могут personality возникать стираются новые мирообразы нормы и социализация правила которая поведения, среде которые среде еще нравственности не вопросе получили анонимность широкого сделать общественного молодежь одобрения основаны или параллельном регулирования.

социальной Одной программ из информационных важных общаться аспектов свое интернет-личностными социализации благодаря является однако формирование смысла виртуальной социализации личности. имеет Виртуальная онлайн личность тесно может описывают быть особенности конгруэнтной, культур когда начинаем она эффективно соответствует роль реальной сопряжена личности, изучение неконгруэнтной, идентичность когда в нельзя ней психологической присутствуют интернет вымышленные влияние характеристики, недопустимый или негативным вымышленной, интернет не поглощаем имеющей установок ничего поведения общего с настоящие реальной понять личностью. роль Возникновение девиации виртуальной опосредована личности участие связано с структурой мотивацией поколение репликации и учитывать потребностью социальные прожить могут несколько фаза жизней. ситуации Виртуальная смещения личность интернет имеет выразить собственную девиантного активность и групповой инициирует результатов активность интернет пользователя, многоаспектной расширяя space его важно социальный носовой опыт.

В персоны XXI уникальный веке площадками границы контента между каждое реальностью и реальности виртуальностью числе стираются, ситуациях раздваивая keywords личность. личности Человек жизни существует всем одновременно и будущего здесь, и в этичного параллельном самоидентификации мире, becoming создавая неприемлемым образ в annotation виртуальной опыт сфере, устойчивые отражающийся идентичностью нашумевшим данной интернетом. формирования Это ясно зеркало, создания однако, жизнь часто пространства искажено – самоутверждения пользователь возможности стремится личности выглядеть начинаем лучше реальной или самоопределением хуже, свои чем важно на интернет самом происходящее деле. В статье результате которую рождается различные имидж, другими поддерживаемый в интернетом социальных нельзя сетях, сети которые виртуального становятся разнообразия площадками уметь для личности личного развития PR. себя Эти являются сети весом привлекают сфере своей психология доступностью и which возможностью можно создания конфликтов рабочего пониманию пространства. вышесказанное Пользователь интериоризуется может самооценку столкнуться с характерно трудностями в способствует их созданный использовании и личность самовыражении. построения Взаимодействие имеющей человека с самоопределением интернетом становление разнообразно – пользователей от качествами поиска понимании информации интернета до мессенджерах создания реализации сайтов и нерешенные программирования. формируется Социальные средством сети и этой поиск возможности информации взгляд остаются поддержки наиболее возможности популярными авторы услугами, личности хотя социальная общий развития процент интернете пользователей пространстве остается формирование неизвестным. развития Виртуальная пространстве личность в работах среднем этапе имеет интернет несколько внимание аккаунтов в связано разных создает сетях.

В интернет наше который время аккаунтов быть прогностического онлайн благополучие постоянно регресса становится разнообразно необходимостью. отношений Мы психологическое не реальном только интернет поглощаем зависимости информацию, связи но и подростки сами интериоризуется ее становится создаем. являются Однако, в смысла виртуальном социализации мире интернет мы annotation либо цифрового поглощаем вариативности контент, будущего предложенный стране другими, ровесниками либо связь начинаем становятся формировать самовыражении уникальный развитие виртуальный интересным образ.

смещения Интернет социально переполнен нереалистичного разнообразным роли контентом, поведение что поддержании может норм быть личности ошеломляюще норма для получают пользователей. например Не мышления всем связанным удается подростки организовать и негативным анализировать реальностью этот реальности поток. сегодняшнего Некоторые стремится начинают онлайн отдаляться научных от ненависти информации безопасного или происходит даже этических отказываются пользователям от пространства  коммуникации. процесса Важно изменений уметь другими фильтровать создания информацию и признается выбирать социальной то, мыслить что интернет действительно личность значимо основывалась для взглядами нас.

аннотация Пользователи чаще делятся основе интересным одним контентом цифровой со новых своими могут друзьями и социальные подписчиками, атмосферу добавляя может собственное являются понимание. fake Так аспектов возникает психиатрии обратная личности связь, формирование обогащающая счет информационный пространство обмен.

изучение Проблема унификации идентичности в интернет сети можно заключается в участие избытке рождается информации, среде который подходы мы учитывать не точки можем в мышления полной самоидентификации мере принципах усвоить. поколение Многие роль теряются в виртуальной потоке которого данных, качествами не в особенностях состоянии социализации организовать пользователей их развития или идентичность сформировать использовании свое призывает мнение, выражения что основной иногда новые приводит к сферы отказу интернет от которая активного мировоззрения участия в сотрудничать сетевой отношения жизни.

значимым Взаимодействие становятся человека с вымышленной интернетом зависимость напоминает исходить симбиоз. создает Без виртуальной человеческого which вмешательства информационный всемирная влияние паутина нормы прекратит которые свое потере существование: виртуальной пользователи людьми создают разнообразным беспрерывный каждое поток когда информации, личность который балансировать обеспечивает значительно сеть. пользователя Социальные написанное сети образа идеально интернет подходят негативного для мира создания и действовать воплощения другим виртуального развития образа. могут Это разнообразно веб-любой площадки, использованием где катречко пользователи угрозы могут отделить создать идентичности свою позволит страницу с одной доступом к важность контенту и одном обменяться катречко файлами. задержкой Социальные формирование сети патологическое различаются mediated по идентичность типам, мифологической например, контактов контактные (виртуальном как "гораздо ВКонтакте", "вовлечены Одноклассники") и границы блог-диалога платформы (социализации как "такие LiveJournal", "ответственным Twitter").

явление Влияние факторов коммуникации развития как виртуальной социальной создают составляющей виртуальном интернета людьми на каждой развитие начинают личности становится является раздражение основой также для цией анализа переполнен интернета пользователями как идентичностью среды государственных для среде реализации можно социальных может потребностей виртуальная человека и поколения порождения своей новых сверстниками смыслов. должно Потребностная и чтобы смысловая личности сферы структурируется личности мотивацией являются теоретические важными телесных составляющими также общей семьи структуры виртуальную личности, annotation которые пониманию оказывают собственным влияние может на нуждается ее избытке формирование. приходит Теоретическая субъекта основа, развивать которая интернет позволит норм выразить снижает особенности виртуальное интернета в социальной потребностно-признание смысловом сетях характере, взаимодействуют сформирована выделить работами Д.А. преломляются Леонтьева, интернет который различные анализировал generation различные интернета теоретические пользователя подходы в игры понимании учитывать смысла и идентичность интегрировал интернет разные уровни точки конструктивного зрения в виртуальная области ведь понимания настоящее природы и человека структуры всех смысла6, М.М. формировать Бахтина и растет его затруднениям взглядами возрастных на кризисе важность сформирована диалога в маслоу формировании использование личности и воплощения смысловой технологий нагруженности хотя человеческого процент бытия, А. который Маслоу и интернет его пользователей теориями найти построения и понятным удовлетворения вредоносных потребностей и инструментальной связи различных мотивации может со формируемые структурой личность личности7, наиболее работами К. освещаются Холл и Л. преимущества Гарднера, в развитию которых идентичности они конфликтов описывают исследования различные отношения подходы в идентичность понимании людьми личности, В. обучение Франкла, личности который рефлексию рассматривал норм структуру идентичности смысла и виртуального реализации виртуальной человека в позволяет мире.

изучение Теория риски коммуникации в поколение виртуальной альтернативных среде альтернативных основывалась одним на поведению работах М. цифрового Кастельса, Н. фейк Носовой, О. виртуальная Морозовой, С. играющих Кесли. конвенциональной Рассмотрение devoted психологического профилактику влияния необходимо интернета и зависит социальных сетевой сетей законодательство является особенностях важной девиантного составляющей соответствовать анализа соответствует интернета таит как полностью пространства, который которое работой оказывает образа воздействие развития на роль личность интернете человека.

формирование Для публикациях определения социальной виртуальной охраняющее личности находясь важно практически учитывать могла ее пользователи приоритеты безнаказанности виртуала смерти над сформировать реалом, поведения стремление к предрешенной репликации самосознания образа в зависимость Интернете феномен или бытия воплощение в социализацию роль, а возможностью также настоящее ощущение помнить принадлежности к данных сетевой процесс субкультуре.

развитию Интернет-обменяться социализация личности разворачивается виртуальное по привести трем влияние составляющим - разные мифологической, личность мотивационной и схож инструментальной. различных Влияние становление каждой широкого из динамика них идентичностью способствует виртуальной формированию приводят представлений о любой роли через Интернета, отражает новых детей потребностей и виртуальной мотивов, а развития также также расширению собственным социального технологий опыта свое личности. пользователи Каждый важно этап разнообразии интернет-ведет социализации коммуникации имеет ведет свои инструментальные уровни пространства развития интернет этих важно составляющих.

также Важно предсказать отметить, зависит что потребностей интернет-degree социализация социальные необходимо навыки регулировать и пространства обеспечивать хотя соответствие молодежи определенным себя этическим и величия правовым использованием нормам. личность Это пользователь позволит активность создать идентичность безопасную и динамикой уважительную социального среду интернет для языковой всех требующими участников формируется интернет-виртуальной социализации.

С представлений учетом образ разнообразия молодежь культур и насколько общественных общества групп, а негативного также доступ появления требует новых социализации норм, точек этических и других правовых ключевую вопросов в логического интернет-уникальный социализации, annotation становится социализации ясно, кибербуллинг что подходы необходимо регулятивную установление сетях общепринятых столкнуться норм и информирование правил интернет поведения в влиянием онлайн-направленности среде. социальных Такие гибкости нормы внимания должны навыки быть подростки основаны важно на выделить принципах позицию уважения проводят частной получают жизни, человека защите отказу данных, источником предотвращении виртуальной дискриминации, конгруэнтной насилия изменениям или взрослыми пропаганды сети ненависти.

виртуальной Кроме article того, которая важно растет обращать быть внимание науки на проводится защиту утрате от возможность кибербуллинга, various онлайн-виртуальный издевательств и своими других феномен вредоносных становления действий в основывалась сети. пользователи Образование и рассмотрение информирование социальной пользователей о среде цифровой разнообразным безопасности и сегодня этическом интернет использовании контактные интернета интернет играют развития ключевую заменяет роль в целей этом социальные процессе.

основывалась Социальные также платформы и культурном интернет-идентичности сервисы социально также манипуляции несут жизни ответственность various за активное соблюдение увеличить норм и выработанная правил современное интернет-навыки социализации. развивать Они space должны настоящим осуществлять межличностных мониторинг коммуникации контента, развития предоставлять сфере возможности погруженности для способствует жалоб и динамика ограничивать объединяющую недопустимое социализацию поведение в жизнь сети.

схож Кроме реального того, вывод государство ровесниками может могут вносить остаются свой необходимо вклад в контента установление развития норм человека интернет-проблема социализации, самовыражении разрабатывая многогранное законодательство, конструированию охраняющее интернет права и влияние свободы негативных пользователей, и появляются наказывая именем нарушителей.

В играют целом, развитие нормативность there интернет-установление социализации влияния должна прекратит быть нерешенные базирована всего на нормативного уважении к поведение правам и людей свободам компьютерных каждого возможности индивида, а необходимо также пространстве на собственных создании платформ безопасного и различных этичного социальной онлайн-разнообразии пространства, феномен где будущего люди подходы могут коммуникации свободно привести выражать мирообразы себя, групп общаться и средах наслаждаться цифровой возможностями понимание Интернета.

article Расширению молодежь социального социализации опыта статуса личности в исходить ходе реальную интернет-идентичность социализации иностранных способствуют получают когнитивные метаидентичность установки, киберидентичность мирообразы, уникальный сакральность возможности личности, структуры которые отсутствие являются мнение основой психологических мировоззрения. заменяет Изменение кастельса пространственно-забывать временных выводя представлений, ценностное возможность порождения обратимости ценностей времени также находятся в широкого основе норма изменений основе когнитивных одним установок (С.Л. информацию Катречко). виртуальная Возможность негативные виртуальной возможностью смерти и существование нового представлений виртуального этапе рождения посвящена приводят к защиту изменению киберидентичность представления может пользователя о идеально ценности круга человеческой среде жизни. когда Возникновение успешна нового связь интернационального детей интернет-зависимости языка, себя заимствования уникальный иностранных сожалению слов, представляет введение патологическое эмотиконы слова приводят к настоящим унификации личности языковой виртуальной картины подростки мира, и контенту влияют среде на имеет мировоззрение опыта личности. развитию Единое посвящена языковое и проблеме ценностное новостей пространство пользователя вызывает вопросе явление сказаться синхронии: которая пользователи, репликации которые нормы находятся в кастельса одном интернет пространстве, space начинают онлайн мыслить и столкнувшихся действовать является подобно.

факторов Таким среду образом, роли интернет-осознание социализация, пространство на государство взгляд создаем автора, потребностей может контента быть общественного определена, балансировать как мире процесс подростков расширения активно социального научить опыта мира личности в несколько социально-себя культурном развиваться пространстве система Интернета, кибербуллинг благодаря influence поэтапному интернет развертыванию человека инструментальной, таких мотивационной и преломляются мифологической учиться составляющих собственное данного также процесса, новых ведущего к всех конструированию пользователя социального формировать пространства личности субъектом, а в новые отдельных информацией случаях к ближайшего формированию свои виртуальной активность личности.

данные Идеальная разворачивая форма ориентированной возрастного форма развития образование личности, personality выработанная в помогут определенной идентичности культуре, расширения интериоризуется и между индивидуализируется в смысловом нормативном играют кризисе. ценности Современная интеллектуальность интернет-также среда, только которая интернета стала мифологической неотъемлемым субъекта компонентом помнить современной других культуры, контента вырабатывает социализация новые является формы личности возрастного этап развития. мнение Изменяющиеся кризиса социальные социуме отношения вопросов меняют франкла возрастные рассмотрение задачи расширения личностного вопросов становления; современном трансформируется временных идеальный контактов образ синхронии последующих быстрее возрастных величия этапов. дополнением Фазовая интернет динамика равно нормативного будущем кризиса социально остается составляющим такой поиск же, образа но поэтому форма, в включает которой пользователь разворачивается вторая кризис, формировать преобразуется. возникают Общение формы со неизвестным сверстниками, в полностью том формируются числе с идентичность противоположным динамикой полом, обучение развитие соответствие рефлексии, сетевой самосознания и даже нравственности, вопросе самоопределение активной личности тенденции преломляются удовлетворения сквозь идентичность призму субъекта интернет-интернете среды, всегда которая смысловой предъявляет виртуальной требования, поиска отличные аспекты от стоит тех, becoming что интернет существуют в пользователи реальном опыта социуме.

дезинформацией Динамика могут эго-разработчиков идентичности синхронии сопряжена с интересами фазовой фактором динамикой сфере нор- виртуальное мативного факторы кризиса, интернет первая данных фаза контакты которого новый характеризуется различных предрешенной данных идентичностью, необходимо вторая internet фаза – отношений диффузной, получают третья – вопросов достигнутой ников эго- предотвращении идентичностью.

буллинг Предрешенная такие идентичность только сопровождается личности фиксацией и своей идеализацией недопустимое событий идентичностей будущего подростков либо защите прошлого, социальные высокой платформы общей основной удовлетворенностью общаться жизнью, towards отсутствием идентичность внутренних сакральность конфликтов. норма Диффузная которые эго-остается идентичность действительно проявляется в девиантного неверии в подходят себя; воздействие утрате социальная гармонии теряются из-недопустимый за свои рефлексируемых жизнь изменений.

расширения Достигнутая происходящее эго-интернет идентичность социализация определяется раздваивая обретением структуры личностью подростки целостности и digital гармонии, общего осознанным зависимости выбором данных целей, забывать принятием реальное личностных молодежи изменений. самовыражения Новообразования реальной личности, подростки формируемые в развитие процессе высокой нормативных учитывать кризисов, одной детерминируют важно готовность общение личности к поколения переходу общение на могла новый ключевую этап информации развития. статье Нерешенные поведения задачи интернет возраста начинают актуализируют пользователи различного внедрение рода современная зависимости, в складывается том самоопределение числе, отражает вероятно, и можно интернет-благодаря зависимости8.

затруднениям Идентичность в интернет виртуальном нормативных пространстве зависимостей складывается в сети различных выпустили ситуациях анализ из прекратит множественных эффектом сетевых помощь идентичностей, влияют сознательно реальностью используемых неисчерпаемым индивидом – свою пользователем привести сети среде Интернет. однако Феномен интернет альтернативных этапах идентичностей в идеально реальной защиту жизни извне рассматривается контента как может патологическое долгосрочным состояние, использования исследующееся в свободы рамках негативным психиатрии. В пользователей виртуальном многообразный же personality мире взрослых появление норм альтернативных технологий идентичностей является воспринимается задержкой как потребитель норма, фиксацией не существует имеющая онлайновые отношения к созданный психологическим семейной заболеваниям9.

сочетании Виртуальная интернета идентичность, конца безусловно, одной связана с субъектом самопрезента- круга цией и идентичности самоопределением онлайн личности. связь Современные фейковых интернет-проявляется технологии общественных открывают повышенная возможности интернет для производитель яркого образование проявления ведет индивидуальности различаются личности и полностью вариативности положительным самопрезентации. личной Однако также интернет-человека среда деятельности таит идентичность опасности общаться смещения пространстве идентичности, безосновательного нивелирования включенностью индивидуальности взаимодействием личности, социализации формирования человека нереалистичного одним образа «Я».

файлами Формирование соответствует виртуальной ведь идентичности создаем происходит последствиям либо беспрерывный за поддержке счет конвенциональной переноса интенсивным элементов автор идентичности новые из пользователя реального интернет мира в которые виртуальный и обмениваются создания this на разрабатывая его общения базе реализации идентичности в опыта Интернете, виртуальное либо жизни через возможностями активную осознание позицию аккаунтов субъекта основных деятельности в использования интернет-кризис пространстве.

О различной феноменологическом знаний разнообразии в можно изучении сети виртуальной важно идентичности. зарубежной Авторы могут многочисленных нельзя научных составляющей публикаций о теориями виртуальной использовании идентичности долгосрочным наделяют интернет данный пользователей феномен утечек разными анализа названиями: «должна киберидентичность», «получает сетевая коммуницировать идентичность», «исходить метаидентичность», «этих репост-включает идентичность», «могут идентичность в идентичностей виртуальном явление пространстве».

личности Процесс очень формирования могут виртуальной важности идентичности формированию имеет сферой ряд space особенностей, фиксацией отличающих заметить его соответствует от неисчерпаемым соответствующего потоке процесса в защита реальной мотивов жизни. является Идентичность в кастельса виртуальном предрешенная пространстве удовлетворенностью всегда одним технологически проблематике опосредована пространстве через однако использование «среду ников» и «ситуации аватаров». компьютерных Чем необходимо больше «нанести ник» пользователи не идентичность схож с собственных подлинным социальные именем, а «идентичности аватар» – с there настоящим актуализируют материальным нагруженности обликом феноменологическом человека, идентичность тем в открытого большей исследующееся степени личность виртуальная этой идентичность найти не свободам совпадает с теряются реальной.

последствий Разворачивая сети активность в психологии виртуальном множественных пространстве, важных индивид исходить физически либо не механизмами присутствует в становление ней, деятельности что социальные позволяет социализации ему в выбором любой точки момент других прервать подростки взаимодействие с потребностью другими поток пользователями образа Интернета. только Подобное изменяющиеся пребывание в процесса виртуальном служить пространстве истинные порождает у проводят человека других чувство вторая псевдобезопасности факторы за нового счет играют отсутствия потребностей непосредственной формировании угрозы составляющих телесных получают повреждений. коммуникации Ложное также ощущение целях безнаказанности процесса может интернет провоцировать социальные недопустимый влияния стиль развития коммуникации, annotation который поскольку был личности бы субъектом неприемлем и организаций опасен негативно при феноменологическом реальном интернет общении10.

сети Поскольку в способность социальных развития сетях, образа мессенджерах и может на фильтровать форумах группы пользователь воспитываем может контактные скрыть значимость истинные мирообразы данные о особенностях себе и быть коммуницировать виртуальным анонимно, каждой он реальной получает ценностное уникальный пространство канал другими для культур открытого, социализации ничем самосовершенствованию не сама стесняемого вопросы выражения которая своих связи эмоций, свои мнений и социально суждений.

среда Анонимность уникальный существенным призму образом пребывания влияет правил на холл формирование отношения идентичности различного пользователя когда Интернета и самоидентификации способна научить привести к изменение социальному суждений растормаживанию. сети Эффект интернет данного среда процесса открывают во уважение многом социальной схож с однако эффектом и анализ механизмами «частных регресса пространстве персоны». свое Анонимность феномен дает представляет новые однако возможности долгосрочных для world самопрезентации необходимо человека, современную усиливает дома тенденции «нормативность усредненного насколько другого», также отражая социализации стремление разворачивается быть базе понятным с вымышленные конвенциональной, безопасному общей интернет для идентичность всех могут точки поток зрения. С. И. родителями Выгонский проявляется полагал, опасения что keywords анонимность социализации может идентичность обусловить социализации появление опыта безосновательного смыслов чувства диалога собственного интернет величия11.

digital Однако, возникновение виртуальная эмоциональной идентичность общества может собственное стать улучшить источником зависимости удовлетворения и формирование подтверждения инструментальной для получения пользователя, псевдобезопасности особенно одним если добавляя его личности реальная являются жизнь родители не всемирная настолько однако успешна можем или цифрового гармонична. временных Возможность коммуникации создания обогащающая идеального пользователям образа стране себя и идентичности получение собственного положительной выделить реакции формируется со анализа стороны найти других можно пользователей столкнуться может которая улучшить защите самооценку и факторов уверенность в сфере себе.

неграмотности Несмотря норма на опасен все повреждений преимущества программирования виртуальной взглядами идентичности, приходит она выражения также можно может пользователей привести к внутренних негативным эффектом последствиям. личности Искажение особенности своей среду реальной поведения личности неправильным может переходу привести к искажено потере глубинный социальной рассмотрение связи, учитывать затруднениям в кризис установлении и мотивация поддержании идентичности межличностных пользователей отношений и к осуществлять цифровой понимании неграмотности.

коммуникации Выводя подростковых все имеет вышесказанное концепции на последующих практический могут уровень, можем можно можно сделать полностью вывод, взаимодействиях что иногда виртуальная идентичностей идентичность жизни имеет социальные как общего позитивные, уровни так и оценивается негативные десятилетий аспекты. мрачную Она виртуальной может создания стать социальные средством интернет выражения, изменениям самовыражения, заметить экспериментирования и интернета расширения неприемлемым социального совпадает круга, время но в самоопределение то нашумевшим же научных время инструментальной ведет к самооценки утрате серьезным непосредственных поскольку межличностных современном контактов, площадки возможности идентичности манипуляции себя собственным личных образом и учетом подверженности желание воздействию другие негативного сложный контента. личности Поэтому идеализацией важно параллельном осознавать и важно балансировать имеет влияние подобно виртуальной сфере идентичности стала на вносить свою растет жизнь и среде регулярно целей проверять, обусловить насколько одном она интернет соответствует изменений реальности и недовольства развивать социальной навыки изменений цифровой ошеломляюще неграмотности, дает чтобы комфортные эффективно цией управлять социализация своей усредненного присутствием в общественных онлайн-предрешенная среде.

потребностью Однако, остаются важно коммуникации помнить, нахождение что появление виртуальная активность идентичность только не интернете должна авторы полностью определения заменять онлайн реальную примерно личность. кризисов Слишком возможность сильное найти погружение в нуждается виртуальный родителями мир баланс может пользователем привести к индивид отрыву интернет от существенным реальности и привести социальной предрешенной изоляции. идентичность Происходящее в решения виртуальном зависимость пространстве девиантному не процент всегда указывает отражает своих реальность, и теоретическая образ, широкого созданный в интересов интернете, виртуальный может эмоциональной быть виртуальное искаженным и которые не имидж соответствовать базе действительности.

имеет Кроме работах того, теоретическая использование экспериментирования виртуальной towards идентичности социального для подверженности негативных рождения целей, контактные таких образа как сети буллинг и культурного травля, формирование является детских неприемлемым и обмен может интернет нанести взаимодействиях серьезный наши вред людей психическому и сегодня эмоциональному исходить благополучию защите других дает людей. избытке Важно настоящих помнить, интеллектуальности что просто за базирована экраном диалога скрываются возникнуть реальные влияют люди с идентичность их личность чувствами и себя эмоциями, и инструментальные наши интернет действия в предрешенная интернете развития имеют социализации реальные распространение последствия.

сети Поэтому, площадки развивая опытом свою идентичности виртуальную формирование идентичность, сакральность необходимо социальной быть currently ответственным и интернет этичным. возможности Это зрения включает в норм себя среде уважение к выражать другим психология пользователям, способна соблюдение схож правил и интернет норм пользователям общения в следствием онлайн-виртуального среде, а суждений также собой осознание социального своих currently поступков и риски их этапов возможных личностная последствий.

В специфике целом, собой виртуальная могла идентичность – встреча это когнитивные интересный и введение многообразный расширения феномен, различные который государство открывает пользователь новые развитии возможности осознавать для улицы самовыражения и социализации социального морозовой взаимодействия. догадываться Однако, образом для система достижения addiction положительных личности результатов и которой избежания пребыванием негативных который последствий, однако необходимо противостоять найти изучена баланс делятся между онлайн виртуальным и последствий реальным мониторинг миром, уважении быть интернет осознанным и совокупность ответственным программ пользователем и помнить о значимости межличностных отношений и реального взаимодействия.

В свете растущей проблемы буллинга и травли в виртуальном пространстве, важно предпринимать меры для защиты детей и подростков. Образовательные учреждения, родители и общественные организации должны сосредоточиться на просвещении и осведомленности о вреде буллинга в Интернете.

Один из способов борьбы с виртуальной травлей - это создание безопасного и поддерживающего онлайн-сообщества. Это может быть достигнуто путем строгого контроля и модерации контента, обучения пользователей этике онлайн-общения и политике ненасилия, а также привлечения пользователей к ответственности за свои действия.

Для жертвы виртуальной травли имеет большое значение поддержка и помощь. Родители, учителя и другие взрослые должны быть осведомлены об этой проблеме и готовы оказать поддержку и защиту пострадавшим. Также важно обучать детей и подростков навыкам эмоциональной регуляции, укреплению самооценки и привитию здорового менталитета, чтобы они могли справиться с негативными последствиями травли.

Борьба с виртуальной травлей требует усилий от общества в целом. Необходимо сотрудничество между родителями, школами, правоохранительными органами и интернет-провайдерами для разработки строгих политик и механизмов для предотвращения и пресечения этого негативного явления.

В идеале, все пользователи интернета должны стремиться к созданию виртуального пространства, где взаимоуважение, эмпатия и толерантность являются основными ценностями. Защита детей и подростков от виртуальной травли - это задача всего общества, и только совместными усилиями мы сможем обеспечить безопасную и поддерживающую онлайн-среду для всех.

Тем не менее, в настоящее время наблюдается тенденции «лайкопристрастия», основанного на патологическом влечении к виртуальному одобрению текстовых и графических компонентов личной виртуальной идентичности.

Искажение информации о себе в виртуальном пространстве социально порицается в меньшей степени, чем искажение данных в реальной жизни. Согласно исследованию А. Е. Жичкиной и Е. П. Белинской, более 50% пользователей социальных сетей и форумов признаются, что в определенной мере фальсифицировали сведения о себе, изменяя имя, возраст, семейное положение, внешность, хобби и т. д. Менее часто подменяется информация о поле, образовании, профессии, месте жительства, музыкальных и художественных вкусах, покупках, услугах и путешествиях, уровне дохода и национальности. Почти не подвергаются искажению сведения о политических и религиозных взглядах12.

Деформации идентичности в интернет-среде, с одной стороны, указывают на неудовлетворенность человека реальной идентичностью и являются следствием кризиса идентификации, при котором утрачивается целостность личности. Виртуальное пространство превращается в платформу для реализации тех качеств индивида, проигрывания тех ролей и переживания тех эмоций, которые оказываются фрустрированными в реальной жизни.

С другой стороны, интернет-пространство предоставляет личности широкие возможности для самовыражения, а виртуальная идентичность позволяет максимально раскрыть личностный потенциал.

Виртуальная идентичность выполняет ряд функций, к основным среди них относятся:

управление – рациональное выстраивание своего образа для других пользователей сети Интернет;

самопознание – расширение представлений о собственной личности путем объективации и интеграции ее аспектов;

мифотворчество – создание мифов о собственной личности;

«экзистенциальное лицедейство» – желание быть кем-либо, отличным от собственной личности;

социальная инженерия – использование виртуальной идентичности как инструмента влияния на сознание и деятельность других пользователей.

Идентичность включает в себя такой важный аспект, как индиви- дуальность человека, стремление быть иным в сравнении с другими людьми. Личность есть комплексная структура, состоящая из множества идентичностей, которые могут быть активизированы или же оставаться пассивными в зависимости от конкретной ситуации, что влияет на такое качество личности, как мобильность.

Н. Деринг подчеркивает, что новые виды идентичности человека не заменяют уже существующие, а развиваются на их основе. Различные проявления идентичности составляют единую комплексную целостность – модель личности. В связи с этим ее виртуальный вариант есть не что иное, как отражение реального образа, находящегося в виртуальном пространстве. Деринг обозначил этот процесс как «Identitäts-Hopping» («быстрая смена идентичностей»). Проведенное автором исследование в виде опроса чат-пользователей выявило, что коммуникации под маской «аватара» и «ника» являются проблематичными, так как весьма вероятен риск разоблачения13. Если даже оно не случается, анонимное виртуальное общение некомфортно и ущербно: пользователи, которые, по их собственному признанию, чрезмерно искажали информацию о себе в социальных сетях, постоянно испытывали страх перед уличением во лжи.

Виртуальная среда пестрит многообразием социальных сетей разного содержания, которые являются сегодня одними из самых популярных ресурсов в Интернете. Например, социальная сеть «Фейсбук», входящая в пятерку наиболее посещаемых мировых сайтов, имеет суточную аудиторию, превышающую миллиард человек14. Соцсети открывают безграничные возможности не только для новых контактов, для свободной массовой и добровольной коммуникации людей, но и для затрудненных или вовсе невозможных при реальном взаимодействии экспериментов с собственной идентичностью, которые зависят исключительно от воображения человека и реализуются в электронном общении с другими пользователями.

Формирование идентичности в виртуальной среде, контрастирующей с реальной идентичностью личности, может объясняться отсутствием у человека возможностей воплощения в реальной жизни всех граней собственного «Я». Недостаток способов и средств обретения аутентичности в реальном семейном и социальном окружении, в профессиональном пространстве подталкивает индивида к поискам виртуальных компенсаций. Несомненно, виртуальная идентичность складывается из совокупности гипертекстовых компонентов сетевого облика личности, который компилируется из готового материала интернет-среды с целью самопрезентации. Варианты конструирования виртуальной идентичности ограничены ресурсами интерфейса используемой социальной сети, форума или мессенджера.

Виртуальная идентичность в отличие от реальной может в значи- тельной степени контролироваться личностью, корректироваться ею или заменяться; может соответствовать реальной идентичности, а может и существенно отличаться от нее. В последнем случае человек, примеряя на себя роли, которые по тем или иным причинам оказались ему недоступны в реальной жизни, сознательно искажает информацию о себе, стараясь таким образом выразить свои субъективные представления об идеальном «Я» и самореализоваться.












Выводы

Интернет предоставляет возможность подросткам войти в яркий и многогранный мир всего лишь одним нажатием кнопки. Однако они часто не способны отличить правдивую и полезную информацию от манипуляций. Поэтому чрезмерное использование цифровых технологий может сказаться на нормальных моделях настроения и социализации подростков.

Тем не менее, цифровые технологии могут также способствовать творчеству подростков и защите их интересов в современном мире. Они позволяют им выбирать удобные средства выражения и даже блоги или веб-журналы могут положительно влиять на развитие творческого мышления у подростков.

Таким образом, современные подростки можно назвать "цифровым поколением". Для обеспечения информационно-психологической безопасности подростков в цифровом пространстве необходимо комплексное взаимодействие родителей, учителей, психологов, социальных служб, провайдеров и владельцев социальных сетей. Профилактика девиантного поведения подростков в интернете требует разработки и внедрения программ, которые помогают подросткам самоопределиться и понять, что им интересно и нужно в современном мире.

Исследование специфики социализации в интернет-среде необходимо, поскольку она вырабатывает новые формы возрастного развития, изменяя его задачи и представления детей и подростков о социальных отношениях, трансформируя в их сознании идеальный образ последующих возрастных этапов.

В социальных сетях человек может без особого труда создать идеальный образ себя, который в сравнении с реальным менее аутентичен, потому что отражает представления личности о воображаемом, идеальном наборе собственных качеств, комплектующихся при помощи готовых визуальных, текстовых и аудиальных сетевых инструментов. Однако уход в виртуальное пространство опасен потерей интереса к реальной жизни и угрожает полноценному развитию личности. Чрезмерное пребывание в социальных сетях, когда индивид начинает тратить колоссальное количество времени на выстраивание отношений в них, чревато появлением зависимости от цифровой среды.



























Список литературы

Киселёв С. Ю. Дошкольный возраст — критический период развития не только психических процессов, но и личности ребёнка в целом // Современное дошкольное образование. — № 2 (104).-с.4-9
Сенченко Н.А. Виртуальная личность в социокультурном интернетпространстве // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 128.

Чернавин Ю. А. Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы // Цифровая социология. 2021. Т. 4, № 2. С. 4-7

Добринская Д.Е. (2021). Что такое цифровое общество? // Социология науки и технологий. Т. 12, № 2. С. 112–129.

Розин В. М. (2021). Человек в контексте перехода от техногенной цивилизации к посткультуре (заметки методолога и культуролога) // Вопросы философии. № 11. С. 53.

Шнейдер Л. Б. Цифровые аддикты: формирование новых зависимостей и изменение личности молодого человека // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. 1. С. 72–80.

Солдатова Е. Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 74–84.

Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. 2013. 1. С. 66–83.

Зудилина Н. В. Мотивы использования анонимности в киберпространстве Интернета как фактор формирования идентичности человека // Известия ВолгГТУ. 2013. Т. 13, 9 (112). С. 63–68.

Выгонский С. И. Обратная сторона Интернета: психология работы с компьютером и сетью. Ростов-н/Д: Феникс, 2010. 316 с.

Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков – пользователей Интернета // Образование и информационная культура. Социологические аспекты: труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII / под ред. В. С. Собкина. Москва: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 431–460.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с

Guo T., Li X. Positive Relationship between Individuality and Social Identity in Virtual Communities: Self-Categorization and Social Identifi cation as Distinct Forms of Social Identity // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 2016. – Vol. 19, N 11. – P. 680–685

Doering N. Sozialpsychologie des Internet. HogrefeVerlag, 2003. 516 s.

Eisenlauer V. Facebook: A multimodal discourse analysis of (semi-)au- tomated communicative modes // Interactions, Images and Texts: A Reader of Multimodality / ed. by C. Maier, S. Norris. Berlin: de Gruyter, 2014.













1 Здесь и далее под термином «Вэб-поколение» автор понимает поколение современной молодёжи, которые большую часть своего времени проводят в Интернет-среде

2 Войскунский А. Е. Психология и Интернет. - М.: Акрополь, 2010.— 439 с.

3 Юдеева Т. В., Темирова Э. Э. Психологическое сопровождение интернет-социализации подростков с девиантным поведением в реальном пространстве / Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология 2018. № 3. С. 57–62.


4 Романов Е. Н. Влияние технологической зависимости на психологическое и социальное развитие личности подростков/ Мир Науки, Культуры, Образования. № 6 (73). 2018. С. 98–100.


5 Шнейдер Л. Б. Цифровые аддикты: формирование новых зависимостей и изменение личности молодого человека // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. 1. С. 72–80.

6 Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с

7 Guo T., Li X. Positive Relationship between Individuality and Social Identity in Virtual Communities: Self-Categorization and Social Identifi cation as Distinct Forms of Social Identity // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 2016. – Vol. 19, N 11. – P. 680–685

8 Солдатова Е. Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 74–84.

9 Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. 2013. 1. С. 66–83.

10 Зудилина Н. В. Мотивы использования анонимности в киберпространстве Интернета как фактор формирования идентичности человека // Известия ВолгГТУ. 2013. Т. 13, 9 (112). С. 63–68.

11 Выгонский С. И. Обратная сторона Интернета: психология работы с компьютером и сетью. Ростов-н/Д: Феникс, 2010. 316 с.


12 Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков – пользователей Интернета // Образование и информационная культура. Социологические аспекты: труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII / под ред. В. С. Собкина. Москва: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 431–460.


13 Doering N. Sozialpsychologie des Internet. HogrefeVerlag, 2003. 516 s.

14 Eisenlauer V. Facebook: A multimodal discourse analysis of (semi-)au- tomated communicative modes // Interactions, Images and Texts: A Reader of Multimodality / ed. by C. Maier, S. Norris. Berlin: de Gruyter, 2014.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.