12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абих Татьяна Ивановна470
Материал размещён в группе «Творчество наших учеников»
4

Влияние языка социальных сетей на речевую культуру школьников



 

Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

 Влияние языка социальных сетей на речевую культуру школьников

Название секции форума

отечественная лингвистика

Тип работы

исследовательская работа


Фамилия имя отчество (полностью)
автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ)

Перфильева Анна Николаевна 29.04.2004

Место учебы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова

Класс

 8

Место выполнения работы

МБОУ НСОШ №1 им. П. И. Шатова

Руководитель

Абих Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Научный руководитель

нет

Ответственный за корректуру текста работы

Абих Татьяна Ивановна

e-mail (обязательно)
Контактный телефон

9-950-405-53-46 abikht@mail.ru

автора  и   руководителя работы












Аннотация

Перфильева Анна Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова, 8 класс

«Влияние языка социальных сетей на речевую культуру школьников»

Руководитель: Абих Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цель работы: исследовать влияние Интернет-общения на практическую грамотность учащихся моей школы и определить, действительно ли употребление интернет-сленга ведёт к снижению устной и письменной языковой грамотности.

Методы исследования:

1.Теоретический анализ литературы и Интернет – источников.

2.Практический анализ информации в социальных сетях.

3.Социальный опрос, анкетирование.

4.Классификация ошибок.

5.Анализ причин допущенных ошибок.

6.Сбор и анализ информации.


В работе рассматриваются следующие вопросы. Общая характеристика Интернета как средства общения ..Влияние СМИ на уровень культуры. Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка. Специфика общения через Интернет. Исследование Интернет-источников. Что такое Интернет-сленг? Особенности Интернет-сленга. Исследован язык социальных сетей, выявлены ошибки, допускаемые при Интернет-общении.


Основные результаты. Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка выделены как положительные, так и отрицательные аспекты. В ходе исследовательской работы я выяснила, что что уровень грамотности и культуры речи неизбежно падает. Социальные сети отрицательно влияют на речь учащихся. Отмечается падение культурного уровня и снижение нормы культуры с литературного и неполного литературного стиля до фамильярного. Написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания в предложениях, негативно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуру общения между подростками, была верна.

В целях решения проблемы подготовлены некоторые рекомендации для пользователей социальных сетей.






















1.Введение

На сегодняшний день Интернет – это источник информации для всех современных интернет пользователей. Быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. В современном мире Интернет почти полностью заменил нам почту, телефон и другие средства общения. Многочисленные социальные сети, открытые форумы и личные страницы стали основными способами общения молодежи. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Кто хоть раз «заходил» в Интернет, не мог не заметить, что там русский язык, порой, совсем не похож на литературный. Очень часто встречаются непонятные слова, появляются смайлы, искажается орфография, пунктуация. Таким языком пользуются сотни тысяч молодых людей в России уже довольно давно (около 10 лет). За эти годы выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём все активнее проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Соблюдаются ли при общении в сети Интернет правила русского языка или там используется «современный» русский язык, который можно услышать сегодня везде? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. В результате появилась моя работа - исследование по теме: «Влияние языка социальных сетей на речевую культуру школьников»

Актуальность данного исследования заключается в том, что орфографические ошибки, допускаемые учащимися при виртуальном общении в социальных сетях, становятся привычными и являются причиной снижения грамотности. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с

многочисленными сокращениями и опечатками. Такое свободное обращение с русским языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей. Современный русский язык нуждается в защите, бережном отношении к нему.

Цель работы: исследовать влияние Интернет-общения на практическую грамотность учащихся моей школы и определить, действительно ли употребление интернет-сленга ведёт к снижению устной и письменной языковой грамотности.


Задачи:

1.Посетить различные Интернет - сайты, на которых часто общаются ученики школы.

2.Провести социологический опрос учащихся .

3.Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;

4.Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок.

5.Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме.

6. Разработать памятку по борьбе с Интернет-сленгами.


Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками для общения в социальных сетях, и допускаемые ими ошибки.

Объект исследования - материалы Интернет - сайтов, речь моих одноклассников.


Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для их родителей с целью сохранения родного языка. Считаю, что родной язык - это достояние страны, изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить его - наша главная задача. Хочется, чтобы люди задумались над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении в социальных сетях

Методы исследования:

1.Теоретический анализ литературы и Интернет – источников.

2.Практический анализ информации в социальных сетях.

3.Социальный опрос, анкетирование.

4.Классификация ошибок.

5.Анализ причин допущенных ошибок.

6.Сбор и анализ информации.

Гипотеза. Я считаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является весьма актуальной, потому что в последнее время часто на уроках мои одноклассники, да и я сама, порой даже не замечая этого, употребляем сленговые выражения. Предполагаю, что употребление слов Интернет-сленга в речи подростков негативно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуру общения между подростками.


Практическая направленность. Материалы можно использовать при проведении уроков и во внеурочной деятельности.


2. Основная часть. Общая характеристика Интернета как средства общения 2.1.Влияние СМИ на уровень культуры.

Наибольшее влияние на уровень культуры речи оказывают средства массовой информации и коммуникации (телевидение, радио, реклама, газеты)На первый план вышли интернет, сотовые телефоны, телевидение. На второй план ушли школа и образование. А чтению книг, где содержатся эталоны культурной речи, отводится чуть ли не последнее место. Сейчас подростки читают намного меньше, чем раньше. Анкетирование показало, что в среднем в месяц ученик читает по одной книге, иногда не до конца. В то время как, за компьютером мои сверстники проводят гораздо больше времени - до 6 часов в день. Я решила проследить, как средства массовой информации влияют на культуру речи и уровень грамотности населения. Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словами-паразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровня речевой культуры самих дикторов. А так как телевидение, радио и пресса - уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться. Слово, однажды сказанное в телеэфире устами крупного чиновника или даже корреспондента, начинает использоваться простыми гражданами, входить в язык. Именно усилиями СМИ в первую очередь в наш язык вводятся неоправданные заимствования. Такие слова часто слышатся из уст чиновников на их выступлениях, и население также начинает их использовать, до конца не осознавая и не понимая смысл и происхождение этих слов.На телевизионных экранах в избытке всевозможных развлекательных программ, среди которых встречаются передачи, исключительно негативно влияющие на речь аудитории. (Например, "Кривое зеркало" и подобные программы, герои которых всячески коверкают речь). Мои наблюдения убедили меня в том, что для населения СМИ не является эталоном ни в плане грамотности, ни в плане уровня культуры речи

2.2.Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка

Проведённое анкетирование, показало, что чаще всего школьники посещают социальную сеть Вконтакте (58%), на втором месте – Одноклассники (35%), Мой Мир (7%) Для регистрации в социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Посещают социальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями (55%), для чтения новостей и прослушивания музыки (34%). 11% опрошенных используют доступные Интернет-ресурсы для поиска новых друзей.

О количестве времени, которое подросток проводит в Интернете можно сказать следующее: «до 3 часов в день» 82% опрошенных, 15% проводят до 6 часов в сутки.

Большинство учащихся, которых мы опросили, считают для себя времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь менее 30% процентов заявило об обратном.

Самая главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн - переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной.

Таким образом, общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого втекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речь учащихся.

2.3.Специфика общения через Интернет. Исследование Интернет-источников.

Я выделила некоторую специфику общения через Интернет.

Во-первых, анонимность пользователя, дающую большую свободу высказываний и поступков, ибо риск разоблачения и отрицательной личностной оценки окружающими минимален. Вследствие этого в сети проявляется особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность лексики и некоторая безответственность участников общения.

Во-вторых, при визуальном общении слово подается интонационно, передавая чувство и эмоции. При виртуальном общении мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики. Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы пользователями социальных интернет - сетей вразного рода «улыбочки» или сокращения. Такие, как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна.

В-третьих, помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "CapsLock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами - большим количеством восклицательных знаков, "традиционно русской лексикой" (чаще всего передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров.

В-четвертых, манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. Например, форумы - это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Тексты в гостевой книге максимально приближены к жанру письма - эпистолярному жанру, который успешно возрождается благодаря именно Интернету. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме.  Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона: "Аффтаржжот!", "Я плакалЪ", "Пешиисчо". При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга. В-пятых, добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент В-шестых,быстрота написания сообщений, их краткость и лаконичность. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. Язык интернета- это по сути язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.

Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение является самым популярным в мире. Так постепенно начал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по- другому называют, Интернет-сленг.



2.4..Что такое Интернет-сленг?

Сленг- набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т.д.).

Интернет- сленг- сетевой жаргон, разновидность сленга, используемого как профессиональной группой специалистов, так и другими пользователями компьютеров и Интернета.


2.5.Особенности Интернет-сленга.

Использование смайлов и графических знаков.

Половина опрошенных подростков используют смайлики постоянно, и только 28% - иногда, не используют 11% (Приложение 4). Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы пользователями социальных интернет сетей вразного рода «улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.

В переписках по электронной почте или ICQ, когда обмен сообщениями занимает секунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мы видели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернет сленгом. Было бы странным думать, что выражать эмоции при помощи знаков стали только с появлением Интернета.

2.»Олбанский»язык

В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго.

Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект, непонятный для непричастных. Ситуация стала меняться в самое последнее время, когда все больше и больше стал заявлять о своих правах так называемый «олбанский» язык получивший огромное распространение.

Основой «олбанского» языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «олбанский».

Это, во-первых, правило: «пиши, как слышишь» . Во-вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и, в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ».

3.Как и в любом профессиональном “языке” в среде людей, так или иначе связанных с компьютерами, существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий, то, что можно назвать профессиональным “арго” (или жаргоном). Некоторые слова данной лексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп: например, "чайник" (неопытный программист) и "движок" (алгоритм - ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, где они обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель. «Тачкой» в городском фольклоре называется автомобиль, а в компьютерный жаргон это слово перешло со значением "компьютер".

Один из распространённых способов, присущий всем жаргонизмам, стоящим рядом с определённой терминологией, — это трансформация какого-нибудь термина, как правило, труднопроизносимого или большого по объёму.

Сюда можно отнести:

сокращения (компьютер — комп, винчестер — винт, клавиатура — клава);

4. В результате профессионализация основами слов выступают профессиональные термины английского происхождения, которые уже имеют эквивалент в русском языке: хард драйв, хард диск, хард, тяжелый драйв — harddrive (жёсткий дисквинчестер); термины других профессиональных групп, к примеру, автомобилистов: чайник — начинающий пользователь, движок — ядро, «двигатель» программы.Второе значение термина движок это ещё и семантически эквивалентно английскому аналогу engine — двигатель). Иногда и сам компьютер называют машиной, хотя термин «машина» по отношению к компьютеру пришел из речи советских программистов, расшифровывающих аббревиатуру ЭВМ (электронно-вычислительная машина). Слово «глюк» и словообразовательный ряд от него, широко употребляющиеся в компьютерном жаргоне, получают здесь значение «непредвиденных ошибок в программе или некорректной работы оборудования». Например: «У меня принтер глючит».

Ещё один способ — метафоризация — широко используется почти во всех жаргонных системах. С его помощью были организованы такие слова, как: блин, болванка, матрица — компакт-диск, селёдка — пластиковая упаковка от записываемых дисков (обычно на 10-100 дисков), по аналогии с советской консервной банкой для сельди, крысаживотноепацюк (укр.) —манипулятор мышьреаниматор — специалист или набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера, программное обеспечение которого серьёзно повреждено и который не в состоянии нормально функционировать. Также существуют глагольные метафоры: тормозить — крайне медленная работа программы или компьютера, сносить, убивать — удалять информацию с диска, резать — записывать информацию на оптический диск (в этом случае резак — записывающее устройство). Есть ряд синонимов, связанных с процессом нарушения нормальной работой компьютера, когда он не реагирует ни на какие команды, кроме кнопки reset (афоризм на семь бед один reset). В таком случае о компьютере говорят, что он повис, завис, встал, упал. Слово «упал» также относят к ОС (Операционной системе) или другому важному ПО (Программному обеспечению), в случае сбоя нормальной работы программы, вследствие чего необходимо её переустанавливать, либо в случае нарушения работы канала связи. Хотя слово «зависание» (произошло зависание, в случае зависания) сейчас уже можно исключить из жаргонизмов — оно официально употребляется как термин. Это не единственный пример наличия синонимов в лексике жаргона.

Способ метонимии (оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению) встречается в образовании жаргонизмов у слова «железо» — в значении «компьютер, физические составляющие компьютера», «кнопки» — в значении «клавиатура». Но есть примеры фразеологизмов, мотивация смысла в которых понятна чаще посвященному: «синий экран смерти» (BlueScreenofDeath, текст сообщения о критической ошибке Windows на синем фоне), «комбинация из трех пальцев» (Ctrl-alt-delete — вызов диспетчера задач, в старых системах, доWindows 98, — перезагрузка системы), «топтать батоны» (работать на клавиатуре, button — кнопки).

В компьютерном сленге присутствуют слова, не имеющие семантической мотивировки. Они находятся в отношении частичной омонимии с некоторыми общенародными словами: лазарь —лазерный принтер; вакса — операционная система VAX; пентюх, пень — микропроцессор Pentium; квак, квака — игра Quake.

5. Многие слова компьютерного жаргона образуются по словообразовательным моделям, принятым в русском языке. Например, суффиксальным способом. Весьма распространённым является суффикс -к-:

игровой жаргон — леталка, стрелялка, ходилка, бродилка;

Утилиты — смотрелка, сжималка, чистилка, рисовалка.

Впоследствии слова могут вытесняться терминами. Напр., для игрового жаргона: симулятор, квест, 3D action (экшен).

В словах «сидюк», «резак» (компакт-диск или устройство чтения компакт дисков и записи информации), «писюк» (от PC — персональный компьютер) встречается суффикс -юк-, -ак-, характерный для просторечия.

С суффиксом -ов: (игровые) мочилово, стрелялово, ходилово.

С суффиксом -яш, -к: полезняшки (утилиты).

Молодежный сленг - одна из самых открытых и подвижных систем в современном русском языке: он постоянно пополняется не только за счет семантических переосмыслений исконно русских слов и иноязычных заимствований, но и за счет смелого и активного процесса словообразования.





3.Практическая часть.

Для того, чтобы проанализировать влияние Интернет-общения на грамотность подростков, я исследовала сайты Интернета (www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru) и мобильные приложения Viber и WatsAp, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками. Чтобы узнать отношение к Интернет-сленгу подростков провела собственный опрос пользователей.


3.1.Исследование языка социальных сетей.

Молодежь во время переписки в Интернете из-за бездумного написания или спешки, подчинения модным тенденциям, а также в целях экономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. Более 47% не соблюдают пунктуационных и грамматических норм. И самое страшное, что многие, когда пишут, руководствуются принципом "Пешукаг хачу!!!!" Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных. А из-за того, что Интернет отнимает существенное количество времени и не дает его на чтение литературы, то и при живом общении нарушается огромный ряд других норм, стилистических, орфоэпических.Общение приобретает прерывистый, изменчивый и свободный характер, который создает барьеры между людьми. Слова русского языка часто употребляют неправильно, нарушая его общепринятые нормы. Люди пишут текст на скорую руку, делая его трудным для понимания: без знаков препинания, с грубыми ошибками и непонятными сокращениями.

Ошибки можно классифицировать по двум группам:

1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.

2.Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком»

Грамматические ошибки преобладают среди остальных. Они связаны с неудачным упрощением и сокращением слов в более сжатую форму. Я выделила три причины этого: удобство написания, стремление ускорить процесс написания и банальная лень. Несомненно, что все способы сокращения слов противоречат нормам русского языка, но большинство пользователей сети просто об этом не задумываются.

Чд – что делаешь?

Кд – как дела?

Спс – спасибо

Нез – не за что

Яс – ясно

Пон – понятно

Нра – нравится

Мб – может быть

Пунктуационные ошибки. Они связаны с неправильным употреблением знаков препинания или вовсе их отсутствием. В некоторых случаях, я заметила, что знаки препинания заменяются смайлами. Причины этого просты: стремление написать сообщение поскорее, невнимательность и незнание правил русского языка.

Речевые ошибки, обусловлены намеренным искажением некоторых слов. Причины: удобство написания и стремление ускорить процесс.

Аффтар – автор

Матан (матеша) - математика

Компуктер – компьютер

Инет – интернет

Сокращение слов. Из-за постоянно убыстряющегося темпа общения в Интернете появляется необходимость передать максимальное количество информации в единицу времени, реализующуюся посредством принципа экономии языковых усилий, что более явно выражается в использовании большого количества аббревиатур, сокращений и звукоподражательных слов: «норм» – нормально, «оч» – очень, «чз» – через, «м-ду» – между, «инфа» – информация, «бро» – брат, «кэп» – капитан, «ахахах» - очень смешно и др.

Влияние английского языка. Написание «прифки» (привет) встречается в разных вариантах: «приФФки», «приФки», «приFFки»—и отражает на примитивном уровне подражание английскому языку. С этой точки зрения интересно объяснение «ку» как приветствия. «Ку» - «Re», набранное в русском режиме клавиатуры, — от «Response»


ответ (англ.). При ответе на электронное письмо в качестве темы подставляется «Re: тема прошлого письма». Если не использовать эту подстановку, можно написать это выражение вручную. Можно забыть переключить раскладку (или специально не переключать), и получится «Ку». Также может означать «Respect» — уважение (англ.)

Суффиксация. В речи пользователей сети заметно стремление к выбору словообразовательных суффиксов, более типичных для просторечия: «спасибо»—«спасиб-он», «сибо»—«сиб-уль», «день»—«ден-яг-а». Широко используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «спасибки», «сибульки», «сибки», «сипки», «спасибульки», «пусичка», «лапочка», «няшистики»;

Игра в словотворчество.Возникновение некоторых слов (например, «пасяб» - «спасибо») нельзя объяснить никакими законами языкового словотворчества, это стремление выделиться, соригинальничать.

Замена букв Буква «б» меняется на букву «п» Спасип

Сокращения (привет-при)

Звукоподражания (Ха-ха.УУУ, ОУУ)

Написание слов по произношению (нормально - нармас)

Отсутствие пунктуации (гак ты)

Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)

Написание имён собственных с маленькой буквы (маха мы с тобой)

Неверное написание –Тся и -ться в глаголах (Хочеться есть)

Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);


Отношение Интернет-пользователей к проблеме грамотности различное.Многих людей сегодня уже всерьез волнует проблема грамотности пользователей Интернета. Например, на одном форуме появился такой вопрос: "Ваше мнение по этому поводу: снижают ли грамотность форумы, чаты, аськи ипрочее?"

На него откликнулись многие пользователи. Большинство из них считает, что интернет - общение, действительно, ведёт к снижению языковой грамотности. Например, одна из них ответила:"Однозначно да. При общении в форуме, аське и т.д. используются различныесловечки, жаргонизмы, некоторые слова умышленно коверкаются. К этому делубыстренько привыкаешь, а потом уже не замечаешь, как и в повседневной жизнииспользуешь эти словечки…"Даже читая это сообщение, видишь в нём ошибки.

Но некоторые пользователи не согласны с тем, что общение в Интернете влияет на снижение грамотности:"Почему же снижение? Если у меня уже сформировалась грамотность, то неужели какой-то форум может её испортить? Другое дело, что ради экономии времени я часто набираю быстро и не проверяю, что пишу. Поэтому в этом смысле, может быть грамотность или скорее даже просто правильное написание слов иногда и страдает. "

На другом сайте был задан вопрос: "Сейчас в блогах, форумах постоянно видишь слова, написанные с ошибками. Причем многие из них сделаны явно специально. Как вы к этому относитесь?" 30 % посетителей ответили, что им все равно, кто как пишет: "Пешукаг хачу!!!!", но 70 % говорят, что неграмотная речь и "олбанский язык" выводят их из себя: "Поддержим русский язык, чтобы к этим ошибкам никто не привык".

Хочу напомнить о том, что существует специальный Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ - русский язык для всех. На нем предусмотрена программа проверки правильности написания слов. Также на этом портале можно задать специалистам вопросы о происхождении того или иного слова и ознакомиться с правилами пунктуации нашего родного языка.




3.2. Анализ проведенного опроса. 1. На вопрос "Общаешься ли ты в Интернете?" количество ответивших "да" составляет 93%, ответивших "нет" - 7% Таким образом, практически все ученики используют интернет для общения в различных формах. 2. Проанализировав ответы на вопрос "Какие формы общения ты предпочитаешь?", я пришла к выводу, что подростки общаются в Сети, используя разные формы виртуального общения. Чаще всего выбирают общение при помощи электронной почты и в Контакте, то есть некоторые выбирают более индивидуальное, неоткрытое общение, а некоторые, наоборот, предпочитают быстрое краткое и открытое для всех общение. 3.В анкете был задан вопрос: При общении в Контакте (VK) использование какой речи вам нравится больше?"
t1582381797aa.gif По мнению опрашиваемых, 52% исполь-зуют при общении сленг, так как общение с использованием сленговых фраз и выраже-ний раскрепощает людей, делает его более доступным и свободным. 36% учащихся ответили, что им больше нравится сочета-ние сленга с обычной речью, объясняя это тем, что частое использование сленговых фраз делает общение неприятным. И 12% опрошенных используют обычную речь

4.Вопрос  "Используешь ли ты при общении  в Интернете сленг?
t1582381797ab.gif Проанализировав ответы учеников на вопрос,я сделала вывод о том, что сленг ребята используют в своей речи довольно часто(80% опрошенных)62% учащихся ответили, что используют в своей речи сленг часто, а 38% ответили, что используют иногда

5.Из ответов на вопрос "Почему ты используешь сленг?" я поняла, что, к сожалению, сленг стал популярным современным способом общения между людьми (и не только в виртуальном мире) потому лишь, что "это модно". Сленговые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст в уста, но и при переписке. 6. Проанализировав ответ на вопрос «Используете ли вы при общении в Интернете сленг, смайлики, всевозможные сокращения, аббревиатуры, графические сокращения, замену слов», я увидела, что их используют 93% опрошенных учащихся.Причем употребляют его постоянно, так как такая речь им нравится.Самая малая часть (12%) вообще не используют сленг при общении вКонтакте, так как их раздражает такое общение.22% не могут отказаться от их использования при общении в социальных сетях, что говорит о небольшом объёме словарного запаса.
7. Ответы на вопрос"Применяешь ли ты орфографические правила, когда общаешься в Интернете?" неоднозначны.
t1582381797ac.gif

Радует то, что54% выбрали вариант «да», причем «часто» 38% учащихся. Многие из опрошенных ответили "иногда". Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.Можно сделать вывод о том, что современные подростки при

Интернет - общении все же обращают внимание на грамотность

8.Вот примеры вариантов ответов на вопрос "Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и  почему?" сёня, седня - сегодня плз - пожалуйста щас - сейчас прива! =), хай, при, прив, привки - привет чё? - что делаешь, что говоришь ок - хорошо норм - нормально здаров, даров, дарофф - здравствуй ахах – смех чмоки-чмоки – целую чилить-отдыхать, ничего не делать лойк-лайк, употреляется в значении «оценить» сорян- прости, извини пасибки, спс, пасиб - спасибо супер - здорово дз, домаха - домашнее задание плз - пожалуйста комп - компьютер контр, конроха - контрольная работа родаки, предки - родители уры - уроки Среди причин использования замены, искажения слов опрашиваемые отмечали следующие: "так короче", "так прикольно", "быстрее печатать" 9.На  вопрос "Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованныйиз Интернета?" нет однозначного ответа.
t1582381797ad.gif 44% респондентовответили, что используют в своей устной речи сленговые выражения, 36% указали, что не употребляют сленг, так как привыкли к обычной речи, и "он их раздражает".20% опрошенных используют сленг иногда.
Таким образом, результаты ответа на этот вопрос являются подтверждением того, что стиль Интернет-общения медленно, но верно проникает в нашу жизнь.Интернет - сленг активно приживается в речи подростков.
10. Ответ на вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою грамотность? » подтвердил мою гипотезу.
t1582381797ae.gif Большее количество опрошенных (55%)ответили на вопрос утвердительно.
Многие учащиеся, ответивших на этот вопрос отрицательно, написали в анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общения правила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам, соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики при письме применяют. ("Когда пишу, применяю правила.Если будешь писать неправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда"; "Я изменяю слова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается) Ученики, ответившие на этот вопрос утвердительно,, объяснили свой ответ так: "Нет. Потому что как писал, так и пишу с ошибками"; "Привыкаю писать неправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях"; "Влияет, потому что мы в Интернете общаемся много поэтому привыкаем писать с ошибками, пишем так в повседневной жизни.

11. На «Чем вы займётесь в свободное время - чтением книги или общением в Контакте?»большинство участников опроса ответили, что они будут общаться в Контакте, нежели читать книгу.

t1582381797af.gifРаньше, когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих не сленге, наблюдается всеобщая безграмотность.Интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.

4.Вывод. Анализируя влияние сленга на лексику современного подросткая выделила как положительные, так и отрицательные аспекты.

Положительные стороны интернет-общения.

1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.

2. Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и в VK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.

3. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.

Отрицательные стороны интернет-общения.

1. Общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на речь современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.

2. В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.

3. Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.

5.Заключение.

В ходе исследовательской работы я выяснила, что что уровень грамотности и культуры речи неизбежно падает. Социальные сети отрицательно влияют на речь учащихся.

На примере учащихся школы я увидела, что

· учащиеся не следят за правильностью написания слов в чатах, · используют различного рода сокращения и жаргон · пишут слова так, как слышат · спокойно общаются с теми, от кого приходят безграмотные сообщения · не видят в нарушении норм культуры речи ничего страшного То есть, отмечается падение культурного уровня и снижение нормы культуры с литературного и неполного литературного стиля до фамильярного. Моя гипотеза о том, чтонеправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания в предложениях, негативно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуру общения между подростками, была верна.

Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.

И ещё одно наблюдение. Становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком, избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с умным грамотным человеком», - говорят они. И хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше.

Наша грамотность и культура речи зависит от нас самих, мы должны сами захотеть быть образованными, грамотными, культурными, желающими прикоснуться к прекрасному. Ведь наш язык это полностью нам позволяет, мало где в мире мы найдем такой богатый, великий и могучий язык, на котором мы можем передать словами весь спектр чувств.


В целях решения проблемы я подготовила некоторые рекомендации для пользователей социальных сетей. Надеюсь, что когда-нибудь это останется в далеком прошлом, а пока необходимо следовать этим рекомендациям для того, чтобы ускорить этот неизбежный процесс.

При общении с собеседником соблюдайте правила русского языка, таким образом, вы покажете свою грамотность и уважение к нему.

Старайтесь полно выражать свою мысль, доносить ее и не подвергать ошибкам.

Попытайтесь ограничить свое времяпрепровождение в социальных сетях, ведь нет ничего лучше живого общения.

Задумайтесь, как полезнее вы бы могли потратить свое свободное время, отказавшись от социальных сетей.

Ограничьте употребление в своей речи слов Интернет-сленга.

Постоянно пополняйте свой словарный запас, ведь русский язык могуч, велик и необычайно богат.

Ищите правильную замену жаргонным словам.

Не оставляйте эту проблему, незамеченной другими.

9.Проведите эксперимент, проведя один день без использования Интернет-сленга



6.Список используемой литературы.

Аксак В.А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. … Серия: Просто как дважды два. Издательство: Эксмо, 2006 г. С.116 Копыл В.И. "Общение в Интернете". Изд-во: АСТ. 2005.с87 Кучинков Т.В. "Общение в Интернете" Изд-во Питер. 2005.с 83

Белкин И., Амзин А. Полный превед // http:lenta.ru/articles/2006/02/28/preved/

ПодлеснаяО. О чем кричит Интернет // Московские новости № 43/2006г.с3

Список используемых сайтов.

www.vkontakte.ru

www.instagram.com



22


Автор материала: А. Перфильева (9 класс)
Опубликовано в группе «Творчество наших учеников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.