12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина ( Саясина Галина Владимировна)123
Россия, Астраханская обл., Астрахань

Развитие речевой культуры школьников в 5-9 классах

С первого и по одиннадцатый (в нашей школе по девятый) класс мы изучаем языки: русский язык и английский язык. Это одини из самых трудных школьных предметов, но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать языки надо. Кому надо? На этот вопрос большинство учащихся ответить не могут. Тогда на помощь приходит классный руководитель, он поясняет ребятам, начиная с первых дней их школьной жизни: «Нам, нашим друзьям - одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас.

Сегодня мы можем услышать из уст молодежи слова, которые не являются литературными в самом прямом понятии этого термина. Их называют подростковым или молодежным сленгом. Уже само существование сленга говорит о том, что язык – явление развивающееся, многогранное, В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с такими словами или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, так как актуальность ее очевидна.

Молодежный сленг - особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в ее стихию. С развитием массовой информации: прессы, радио, телевидения, Интернет – технологий понятие сленг потеряло свой первоначальный смысл, а он заключался в следующем: сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.

Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Одной из основных причин очень быстрого появления новых слов в молодежном сленге является, конечно же, стремительное, «прыгающее» развитие жизни. Например, появление интернета позволило учащимся школ «зависать» в чатах и расширить свой круг общения. Происходит усвоение соответствующей нормы речи, например, «чат», «вирусняк», «аська», «инэт», «смайлы», « глючит». Мы убеждены, что 100% учащихся 8-9 классов употребляют в своей речи слова, связанные с интернет-технологиями.

Молодёжная культура - это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства. Поэтому второй причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Все опрошенные ученики (анкетирование) 100% сказали, что часто употребляют следующие слова: училка, тройбан, домашка, фэйс, блин, ваще, клёво, прикольно, овца, пипец, лох, бабки, музо, супер, круто, отпад и т.д. Таким образом, резкой и грубой манерой они выражают свою мысли, чувства, проявляют свою смелость. Третья причина употребления сленга заключена в стремлении к краткости - одними тем же словом учащиеся порою пытаются передать самые разные значения. Так 53% учащихся из 5,6,8,9 классов употребляют слова: «клёво», «чё», «круто», «ваще», иной раз не понимая значения этого слова. Ещё одна причина, которая поражает филологов - это просто нехватка литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль; 28% детей не могут правильно составлять предложения, согласовывать словосочетания, выразить своё отношение к чему-либо. Однако нельзя относиться к сленгу как к отрицательному явлению. Это неотъемлемая часть нашей речи, задача состоит в правильном его употреблении.

Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления сленга – организованное общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью.

К сожалению, этого нельзя сказать о нецензурной лексике. Она часто звучит из уст учащихся, не только юношей, но и девушек. Наши учащиеся не стесняются в выражениях и ругаются матом в школе. Причины употребления ненормативных слов и выражений те же, что и при употреблении сленга: средство общения со сверстниками, желание выделиться и потребность в самовыражении, а также недостаток словарного запаса. Результаты показывают, что большинство детей не будут употреблять сленг, когда станут взрослыми. А вот в отношении нецензурных слов этого сказать нельзя. Многие учащиеся привыкают к мату и не замечают его в своей речи. Они не видят эти слова, и не считают их ненормативными.

Сленг - это эмоционально окрашенная лексика, и она просто необходима молодым людям. Сленг был, есть и будет в лексике молодёжи. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, остаётся спорным. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современную молодёжь совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Но и опускать глаза, закрывать уши, прятаться от этой проблемы тоже не стоит, язык нуждается в чистоте и порядке.

Какие действенные меры можно предложить для развития культурной, нормативной речи учащихся?

Дискуссии и диспуты на тему « Мой компьютерный лексикон», «Имеют ли право существовать в речи слова клёво, прикольно, овца?» и т.п.

Подготовить и провести игры по грамотной речи среди учащихся 1-4 классов. «Как правильно сказать», «Знаешь ли ты, что слово….?»

Провести День Вежливость в 5-9 классах и посчитать штрафные очки за каждое нецензурное или сленговое слово, сказанное в классе на переменах.

Выпустить буклеты и листовки, напоминающие правила грамотной речи

Провести деловую игру среди старшеклассников «Моё резюме» (« Как пишут характеристику» и т.д)

Запустить викторину через «Дневник. ру»: «Слова, пришедшие из английского языка и их значение»

Думаю, что эти мероприятия необходимо проводить в течение всего года и во всех классах среднего звена школы. Только тогда учащиеся начнуть задумываться о своём лексиконе, и, возможно, всед за поэтессой Анной Ахматовой мы сможем сказать: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!» Действительно, «великое русское слово», доставшееся нам в наследство, люди должны сберечь, и тогда сможем относиться с уважение и к другим языкам.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.