12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольховченко Эльвира Анатольевна653

Окружной открытый конкурс исследовательских творческих проектов

младших школьников «Что? Откуда? Почему?»




Номинация: прикладное творчество

Название работы: «Возрождение и стилизация орнаментальных мотивов в бисероплетении»



Автор работы: Золотарёва Елизавета

Витальевна

Место выполнения работы:

с. Кочубеевское

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Научный руководитель:

Ольховченко Эльвира Анатольевна

Педагог дополнительного образования




с. Кочубеевское, 2022 г.



Оглавление.



Введение…………………………………………………………………….........3

Из истории бисероплетения……………………………………………….4

Актуальность бисерного низания на сегодняшний день.. 5

Этапы проектной деятельности…….…………...…………………. – 6

Описание работ………………………………………………………….......….7

Заключение……………………………………………………………….........…8

Библиографический список……………………………………………..….9





Введение.

Тема моей работы: Возрождение и стилизация орнаментальных мотивов в бисероплетении.

Цель работы: Разработать серию актуальных изделий различными приёмами бисерного низания.

Гипотеза: Может ли бисероплетение быть актуальным и современным видом декоративно – прикладного искусства.

Я поставила перед собой следующие дизайн - задачи:

- поэкспериментировать с различными приёмами работы с бисером.

- найти оптимальные материалы и этапы ведения работы.

- попробовать совместить разные техники.

- выполнить серию декоративных работ.

Новизна моей работы заключается в том, что я использовала разные техники бисероплетения и совмещала бисер с фурнитурой.

Актуальность заключается в том, что мои работы можно использовать как образец для других детей, могут служить элементами оформления интерьеров, а фотографии опубликованные в интернете помогут детям и освоении приёмов и изготовлении новых работ.

Были выбраны следующие методы исследования:

- теоретические: была изучена специальная литература, просмотрены работы, выполненные в аналогичных техниках.

- эмпирические: были освоены различные приемы бисерного низания, что позволило совмещать разные техники, комбинировать материалы и фурнитуру для выполнения работ.

Из истории бисероплетения.

История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. «Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов»(11).

Через украшения человек выражал своё понимание мира. «В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой» (4).

Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла.

Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир.

Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция. С XIII века стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. «С целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами» (4).

В России бисероплетение было популярно начиная с 18 века. К XIX веку в России начинается настоящий бисерный бум. Мода на бисерные украшения распространяется на все слои населения. Повсеместно осваиваются и совершенствуются приемы плетения бисером.

Актуальность бисерного низания на сегодняшний день.

Я решила выявить с чем связан интерес к бисероплетению сейчас. Общаясь со друзьями, я узнала, что многие пробовали что – то делать из бисера, но сложных и завершённых работ у них не получилось. Я разработала анкету, чтобы выяснить, с какими сложностями сталкиваютя дети, если самостоятельно осваивают низание бисером (Приложение 1). По итогам обработки анкет выяснила что, в основном возникают следующие сложности: не смогли правильно подобрать и совместить материалы для работы; непонятен был какой – то этап, из – за этого работа остановилась, не была завершена; не сумели хорошо закрепить и оформить своё изделие. Если при самостоятельном освоении возникает масса сложностей, то под руководством педагога эта деятельность получается более успешной.

В данный момент времени бисероплетение очень популярно среди детей. Я решила выяснить, почему это так актуально на сегодняшний день. Пообщавшись с ребятами, которые посещают занятия в студии, я выявила те положительные качества, которые присущи этому замечательному рукоделию:

Дети имеют дело с ярким, приятным на ощупь материалом.

Проявляющийся результат работы радует глаз.

Простор для фантазии и воображения.

Завершённое изделие – прекрасный сувенир или подарок.

Занятие этим видом ДПИ положительно влияет на развитие мелкой моторики рук.

Развивает таких качест личности, как усидчивость, умение завершить начатое до конца, трудолюбие.


Этапы проектной деятельности.

Я наметила 7 основных пунктов для реализации своего проекта: постановка проблемы, целеполагание, планирование, поиск информации, изготовление работ, создание презентации, самооценка и распространение опыта.

Предполагаемый результат: создание серии новых, оригинальных работ различными приёмами и техниками бисерного низания, под общим названием «Новый взгляд на бисер».

Мною были выделены этапы деятельности:

1. Постановка проблемы. Я решила изучить проблему – актуально ли сейчас бисероплетение?

2. Цель проекта. Разработать серию актуальных изделий различными приёмами бисерного низания.

3. Определение задач проекта

Поэкспериментировать с различными дополнительными материалами для поиска и выявления интересных решений.

Выявление оптимальных, наиболее удачных, приёмов и способов изготовления сувениров.

Разработка алгоритма действий для выполнения разных изделий.

Создание серии работ, совмещающих и сочетающих различные материалы.

4. Выявление конкретной потребности

Потребность в изделиях, где комбинируются различные материалы и элементы декорирования, безусловно есть. Потому что в данный момент в продаже появляется большое колличество новой фурнитуры. В декоративно – прикладном искусстве и дизайне особый интерес к нестандартным решениям.

5. Выявление основных параметров и ограничений

Обязательное условие для работы - разрабатываемое изделие  должно:

- иметь невысокую себестоимость;

- конструктивную ясность и доступность исполнения;

- быть оригинальным и своеобразным;

- иметь завершённый эстетический вид.


6. Исследование - выявление традиции, тенденций

Если мы хотим создать что-то свое, новое, оригинальное, опираясь при этом на уже имеющееся, причем создать вещь современную, то необходимо провести исследование на выявление традиций.


7. Мини - исследование. Построение "методики обдумывания"

На этом этапе необходимо провести исследование. Оно заключается в составлении "звездочки обдумывания".

Какие материалы понадобятся при выполнении работы?

Какие необходимы инструменты и оборудование, какие есть в студии.

Необходимо уяснить модель, размеры, форму изделий.

В каком стиле будет изделие, соблюдает ли оно традиции и современные тенденции.

Будет ли дизайн изделия сочетаться с интерьером, для которого предназначен с другими потребностями.

Описание работ.

Меня увлёк мир бисерных фантазий. Можно создавать крошечные миниатюры, фантазировать, следуя своим идеям. Можно взяться за более сложные работы, всё зависит от твоей увлечённости. Плоские маленькие фигурки плетутся на проволоку, объёмные изделия на леску. Когда ты освоил основные приёмы работы, можно перевводить в бисер практически любые предметы. (Приложение 2)

Но, взявшись за дело, хочется его продолжения и совершенствования. Я попробовала отдельные фрагменты использовать как детали для мини – панно. (Приложение 3) И конечно же хотелось сплести что – нибудь оригинальное. К весенним праздникам я выполнила пасхальное яичко «Зорька ясная». Цветовую гамму подбирала нежную, пастельную. Сувенир получился нарядным, праздничным (Приложение 4)

Мне понравилось плетение орнаментов по кругу. И я решила опплести новогодние шарики. Во время работы происходит какая – то магия - образуются сказочные орнаменты, увлекающин за собой.. При работе важно соблюдать гармонию цветов. Шарик «Космический» выполнен сочетанием сложных холодных оттенков. Разноцветные стразы и белые жемчужины дополняют и оживляют работу. Для того, чтобы бисер хорошо выделялся, я выбрала матовый шар. Шар «Карнавальный» построен на контрастном сочетании цветов. «Чудо – шар» мне хотелось выполнить более свободно (Приложение 5 )

Решила я разработать и алгоритм плетения шкатулки, как основу взяла пластмассовую баночку от крема. Так, несложными приёмами можно изготовить оригинальный сувенир, ведь сейчас очень актуальны работы, выполненные своими руками. Но не нужно забывать о колорите работы, то есть цветовом отборе. В шкатулке «Коралловый нюд» преобладают родственные оттенки, а яркие бусинки создают акценты. Шкатулка «Золотая сказка» построенна на сочетании золотых, белых, кремовых цветов. В шкатулке «Синий иней» сочетание различных холодных цветов, но не должно возникать ощущения однообразия. Поэтому нужно вводить яркие, контрастные цвета для звучания цвета.(Приложение 6) По моим образцам дети тоже начали выполнять шкатулки.

Освоила я и технику «ткачество бисером». К пасхальной выставке подготовила 2 панно «Радость бытия» и «Цветущая земля». Здесь в орнаментальной форме зашифрованны вечные знаки – символы, выражающие представления об окружающем мире.(Приложение 7)


Заключение.

Изучив тенденции бисерного низания, и проанализировав его развитие во времени, я пришла к определённым выводам.

Интерес к бисероплетению, как и к любому другому виду рукоделия, имеет цикличный характер. На всплеск популярности могут влиять следующие факторы:

Достаточное наличие материала для работы;

Направления и тенденции моды;

Востребованность обществом и социальный заказ на изделия;

Новые направления в техниках исполнения;

Появление новых декоративных материалов и фурнитуры;

Доступность интернет-ресурсов для обмена информацией и опытом;

Анализируя всю работу, я пришла к выводу, что моя гипотеза подтвердилась. Бисероплетение, как вид декоративно – прикладного искусства, безусловно, актуален и сегодня. Необходимо только, учитывать появление новых материалов и фурнитуры для творчества, дополнять и разнообразить приёмы бисерного низания. Придавать работам современное, актуальное звучание за счёт оригинального оформления и дизайна изделия.

Польза и актуальность предлагаемого проекта ещё в том, что он носит «природосберегающий характер», то есть, пластик, стекло, ткань и другие вторичные материалы не утилизируются, а обретают вторую жизнь.

Новизна проекта – в современной подаче и актуальном дизайне представленных работ. Произошла транформация бисероплетения в какой – то новый вид рукоделия, в котором совмещаются различные приёмы и техники исполнения. Эти работы могут быть наглядными пособиями, для разработки и выполнения различных других изделий. Служить украшением интерьера и прекрасным подарком.

Из проделанной работы я делаю вывод, что самыми удачными получаются работы, где совмещаются совершенно различные материалы, разные по фактурам и свойствам отражения света. Возрождая традиционные ремёсла, делать это нужно не копируя прошлое, а создавая будущее. Должно появляться и возникать что-то новое, «живое», оригинальное.

«Новый взгляд на бисер» - это поиск нестандартных решений, путей реализации и воплощения свежих идей. Нужно только проявлять чувство стиля, чувство меры и художественно – эстетический вкус. Нужно стараться не копировать уже известные образцы, а разрабатывать новые схемы и технические приёмы, искать оригинальные формы. Полученным опытом я уже начала делиться на различных конкурсах – выставках, практических мастер – классах, творческих интернет – порталах. (Приложение 8)

Библиографический список

1. Браиловская Л.В. АРТ – дизайн: красивые вещи / Л.В Браиловская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 268 с.

2. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 312 с.

3. Джейн Холл. Образы природы в исскусстве рукоделия/ Холл Джейн. – Вильнюс: КРИСТИНА – НОВЫЙ ВЕК, 2007. – 127 с.

4. Ляукина М.В. Основы художественного ремесла - бисер/ М.В.Ляукина. – М: АСТ – Пресс, 1998. – 176 с.

5. Митителло К.Б., Аппликация, техника и искусство / К.Б.Митителло. – М: Эксмо, 2006. – 192 с.

6. Ньюхауз Сью. Вышивка пейзажей / Сью Ньюхауз. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 64 с.

7. Паранюшин Р.В. Композиция / Р.В. Паранюшин. – М: Феникс. 2002. – 80 с.

8. Павловская Е.Э. Основы дизайна и композиции/ Е.Э. Павловская. – М: Юрайт, 2019. – 183 с.

9. Сурина М.О. Цвет и символы в искусстве, дизайне и архитектуре/ М.О. Сурина. - М: Март, 2009. – 288 с.

10. Сурина М.О. История образования и цветодидактики / М.О. Сурина. - М: Март, 2009. – 352 с.

11. Шнуровозова Т. В. Забавные фигурки из бисера / Т.В. Шнуровозова. - М: Владис, Рипол Классик, 2010. - 224 c.


Приложение 1

Анкета – опросник

1. Пробовала ли ты что – нибудь плести из бисера?

- да, пробовала;

- нет, не пробовала.

2. Что это было за изделие:

- маленькая плоская фигурка;

- маленькая объёмная фигурка;

- плоское мини – панно;

- объёмное изделие;

- украшения;

- цветы, деревья;

- вышитая картина.

3. Где ты взяла идею, как научилась?

- придумала сама;

- показали друзья, подруги;

- в журналах по рукоделию;

- в интернете;

- в инструкции к набору по бисерному рукоделию.

4. Всё ли у тебя получалось?

- успешно начала;

- не смогла начать задуманное;

- вела работу без проблем;

- столкнулась со сложностями в технологии;

- смогла подобрать все необходимые для работы материалы;

- не смогла подобрать все необходимые материалы;

- завершила начатую работу;

- не смогла завершить работу;

- оформила работу подходящим образом;

- не смогла оформить работу;

5. Не смогла завершить работу по причине:

- не понятна была схема для работы;

- столкнулась со сложностями на каком – то этапе;

- не смогла подобрать хорошо сочетающиеся материалы;

- не знала как правильно оформить работу.

6. Хотела бы ты продолжить осваивать бисероплетение?

- да, хотелось бы научится новым приёмам и техникам;

- нет, для меня это слишком сложно.

7. Как лучше осваивать бисероплетение?

- самостоятельно;

- при помощи показа этапов работы друзьями;

- в студии, под руководством педпгога.


Приложение 2

t1675628483aa.jpg t1675628483ab.png t1675628483ac.png

t1675628483ad.png t1675628483ae.png



t1675628483af.jpg t1675628483ag.jpg

Бисерные миниатюры


Приложение 3


t1675628483ah.jpg t1675628483ai.jpg

Мини – панно «Весёлый Новый год» и «Осенний этюд»



Приложение 4

t1675628483aj.jpg





t1675628483ak.jpg t1675628483al.jpg



Сувенир «Пасхальное яйцо «Зорька ясная»




Приложение 5

t1675628483am.jpg t1675628483an.jpg t1675628483ao.jpg



t1675628483ap.jpg t1675628483aq.jpg t1675628483ar.jpg



t1675628483as.jpg t1675628483at.jpg t1675628483au.jpg



t1675628483av.jpg t1675628483aw.jpg t1675628483ax.jpg



Новогодние шары «Космический», «Карнавальный», «Зимний вечер», «Чудо – шар»

Приложение 6

t1675628483ay.jpg



t1675628483az.jpg



t1675628483ba.jpg


Шкатулки «Коралловый нюд», «Золотая сказка», «Синий иней»


Приложение 7

t1675628483bb.jpg



t1675628483bc.jpg

Декоративные панно к Пасхе - «Радость бытия» и «Цветущая земля»


​​​​​​​ Приложение 8

t1675628483bd.pngt1675628483be.png

t1675628483bf.pngt1675628483bg.png

t1675628483bh.pngt1675628483bi.png

t1675628483bj.jpgt1675628483bk.png


Результаты участия работ «Новый взгляд на бисер»


Автор материала: Е. Золотарёва (5 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.