Урок «Стилизация природных форм»
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ (УРОКА)
Тема программы:
Междисциплинарный курс 01.01. «Дизайн – проектирование»
(72 часа)
Преподаватель: Сорокина А.В.
Тема занятия: "Стилизация природных форм" (№ 6 урока в теме)
Цель урока:
Нравственное и эстетическое воспитание учащихся посредством изучения искусства силуэтной графики, получение знаний, практических умений и навыков по выполнению изображений стилизованных природных форм.
Задачи урока:
Образовательные:
- получение знаний о силуэтной графике;
- формирование умений выполнения изображения стилизованных природных форм.
Развивающие:
-развитие творческого воображения в технике работы силуэтной графики;
-развитие внимания, мышления, памяти;
-развитие познавательной и творческой активности;
-развитие интереса к искусству силуэта;
-развитие аккуратности.
Воспитательные:
-воспитание интереса к силуэтной графике;
-воспитание эстетического вкуса к искусству силуэтной графики.
Тип урока: изучение нового материала
Ведущие методы: беседа, рассказ, практическая работа.
Оснащение урока:
Для учителя: наглядное пособие. Презентация с использованием ИКТ.
Для учащихся: карандаши, ластик, лист А3, художественные и графические средства.
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся: включение обучающихся в активные виды учебной деятельности – наблюдение, сравнение, обсуждение в парах, оценивание собственных работ по критериям, формулировка выводов.
Уровень усвоения: 3.
№ п/п |
Этапы урока, t Задачи этапа |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Применяемые методы |
Ожидаемый результат |
1 |
Вводно-мотивационный этап 5 минут |
Приветствие. Организационный момент – проверка готовности к уроку. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация к активной деятельности. |
Подготовка рабочего места. Понимание темы урока. Принятие целей и задач своей деятельности. |
Беседа |
Понимание темы, цели и задач урока |
2 |
Основная часть урока. Этап изучения нового материала 10 мин |
Объяснение учителем сущности новых понятий. Понятие стилизации и стиля. Стилизация природных форм. Организация беседы с обучающимися. Организация аналитической работы обучающихся |
Восприятие рассказа учителя. Составление определения стилизации. Стилизация – это … Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Проводят аналитическую работу (наблюдение и сравнение природных и стилизованных образцов, вычленение приёмов стилизации). |
Рассказ учителя с демонстрацией презентации Беседа по новому материалу. Аналитическая работа. |
Понимание сущности понятия «стилизация». Знание приёмов стилизации природных форм. Умение сравнивать природный и стилизованный образец. |
3 |
Закрепление новых знаний через алгоритмизацию действий обучающегося по стилизации природных объектов. 7 мин |
Организует предварительную эскизно-зарисовочную работу |
Составляют алгоритм стилизации. |
Алгоритмизация своих действий. |
Понимание алгоритма стилизации. |
4 |
Практическая работа (применение полученных знаний на практике) 15 мин |
Организует практическую работу по стилизации природных форм. Называет задание и условия его выполнения. |
Выполняют практическую работу по составленному алгоритму. |
Практическая работа |
Умение выполнять стилизацию природной формы на основе приемов стилизации по алгоритму |
5 |
Контрольно-оценочный этап 5 мин |
Организует проверку творческих работ, само- и взаимооценку по критериям. |
Анализируют и оценивают творческие работы. Самооценка, взаимооценка. |
Контрольно-оценочные |
Умение видеть плюсы и минусы своей работы, оценить по названным критериям. |
6 |
Подведение итогов урока. 3 мин |
Подводит итоги урока. Выясняет достижение цели, выполнение задач урока. Делает вывод по уроку. |
Определяют степень достижения цели урока, уровень сформированности умений стилизовать, ставят цель на следующий урок. |
Беседа |
Понимание качества полученного результата учебной деятельности. |
Преподаватель: Сорокина А.В.
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап
Приветствие.
Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели и задач.
Основная часть урока. Этап изучения нового материала. Объяснение учителем сущности новых понятий.
Учитель дает задание – послушать объяснение и сформулировать определение стилизации.
Понятие стилизации и стиля
Сегодня на мы с вами узнаем, что такое «стилизация». Познакомимся со средствами и приемами стилизации. И попробуем сами создать свою стилизованную композицию.
Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность - главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.
В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же объект можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы - в ней вы можете фантазировать и импровизировать. Каждое растение, каждый цветок уникальный и обладает своими особенностями. Подмечая эти особенности, их нужно использовать в стилизации.
Итак, вы послушали рассказ, пожалуйста, попытайтесь дать ваше определение новому понятию. Что же такое стилизация?
Стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
Стилизация природных форм. Беседа с обучающимися.
Что в окружении является объектом для художественной стилизации?
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. Работа над стилизацией природных форм помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.
Как вы думаете, с чего можно начать работу над стилизацией?
Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья в сочетании с насекомыми и птицами.
Нужно тщательно изучить детали объекта и выделить наиболее характерные для него.
Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность. Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, портретах, пейзажах, натюрмортах, здесь задействована стилизация, как главное средство выражения идеи автора.
Обратить внимание на наглядный материал.
Аналитическая работа обучающихся (наблюдение и сравнение природных и стилизованных образцов, вычленение приёмов стилизации).
Закрепление новых знаний через алгоритмизацию действий обучающегося по стилизации природных объектов.
Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов. Выделим основные требования к зарисовкам растительных форм:
Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.
Давайте рассмотрим приемы стилизации, каждый подробно на наглядностях и создадим алгоритм стилизации.
1) Реалистичный рисунок.
2) Превращение реалистичных изогнутых округлых плавных форм в резкие более прямые и острые. (Обрубовка)
3) Представление реалистичных форм в формы геометрические. (Геометризация форм)
4) Замена основной формы предмета на геометрические. (Замена главного)
5) Работа со штрихом или точкой. (Трассировка формы)
6) Силуэт - разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека.
7) Декор - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление, украшение объекта, формы и так далее.
Рис.1 - реалистичная зарисовка Рис. 2 - обрубовка Рис. 3 - геометризация форм
Рис. 4 - замена главного Рис. 5 - трассировка (штрих) Рис. 6 - трассировка (точка)
Практическая работа (применение полученных знаний на практике).
Учитель объясняет задание на практическую работу и называет условия ее выполнения.
Совместно с обучающимися формулирует критерии оценки работы.
Каждый выберет картинку (из предложенного раздаточного материала) с реалистическим изображением, которую захочет стилизовать. Нужно изменить композицию, сделать более интересной и создать свой фантастический образ. Выполнить поэтапную стилизацию, придать характерные не реалистичные особенности.
Критерии оценки:
- понимание принципов стилизации;
- применение в работе приемов стилизации;
- выполнение стилизации природной формы в заданное время.
Контрольно-оценочный этап (Анализ и оценка творческих работ обучающихся, самооценка, взаимооценка).
Подведение итогов урока.