Программа кружка «Бисероплетение» (1–4 класс)
Приложение №_______
к образовательной программе НОО
АНО школа «Ксения»
Согласовано Заместитель директора по ВР __________ А.Л. Старожук «___» _____________ 2016 г. |
Утверждаю Директор АНО школа «Ксения» ___________ С.В. Буланова Приказ №58/2-д от «30» августа 2016 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
КРУЖОК БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
Направление: общекультурное
Возраст детей: 7-10 лет |
Составитель: Рождественская Е.В. |
Срок реализации: 1 год |
Рассмотрено на заседании НМС
и рекомендовано к утверждению.
Протокол № ____ от «___» ______2016 года
_______________О.В. Нечаева
«___»_________ 2016 года
г.Архангельск, 2016
Содержание
Титульный лист 1
Пояснительная записка 3
Результаты освоения учебного курса 4
Учебно-тематический план 5
Содержание программы 6-8
Методическое обеспечение 8-9
Список литературы 9
Пояснительная записка
Любое творчество доставляет радость и удовольствие не только от любования и обладания готовым изделием, но и от процесса его изготовления, а ещё больше от возможности сделать подарок близким своими руками.
«Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни. Они сумеют художественно преобразить свое бытие, свою жизнь в социуме, они смогут обогатить ее». Так писала в начале ХХ века одна из первых учительниц рукоделия г. Штутгардта Г. Гаук.
Совершенно иное отношение к жизни формируется в человеке, постигшем не только умом, но и руками своими, что предметы, окружающие его в жизни — творение рук человеческих. Через овладение ручными умениями (шитье, прядение, вязание, ткачество и т. д.) ребенок приходит к пониманию современных сложных технологических процессов.
Кружок «Бисероплетение» призван способствовать развитию творческих способностей учащихся, помочь им найти занятие по душе.
Это очень кропотливая работа, требующая усидчивости, аккуратности, старательности и, конечно, терпения довести всё начатое до завершения, чтобы увидеть итог своего труда.
В процессе занятия ручным трудом развивается весь человек: его мышление, чувства, воля.
Прививая детям навыки рукоделия, мы стремимся сформировать творческую, гуманную, интеллектуально развитую, самостоятельную и внутренне свободную личность, способную ценить свой труд и труд других людей.
Основные цели курса:
Настоящая программа предполагает изучение курса, направленного на развитие и реализацию человеческого потенциала.
Основные задачи курса:
-приобретение определенных общетрудовых знаний, умений и навыков на основе включения учащихся в деятельность;
-развитие образного, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук;
-овладение практическими способами организации и охраны труда при работе с различными инструментами и материалами;
-воспитание трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты своего труда;
-развитие коммуникативных и организаторских умений в процессе деятельности, воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда;
-развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного;
-развитие творчества и фантазии.
Результаты освоения учебного курса:
В результате проведенного учебного курса учащиеся
должны иметь представление:
-о возможностях такого вида декоративно-прикладного искусства как бисероплетение,
-о разнообразии области примения изделий из бисера,
-о материалах, фурнитуре, инструментах и приспособлениях для бисероплетения,
-о технологии выполнения изделий из бисера, стекляруса, бусин и т.п.
Универсальные учебные действия
-организовывать свое рабочее место и соблюдать охрану труда,
-осуществлять подбор материалов, фурнитуры, инструменов и приспособлений для бисероплетения,
-читать схемы и выполнять изделия по ним,
-составлять технологическую последовательность выполнения изделий,
-выполнять разработку проектов, конструировать изделия с учетом требований дизайна,
-находить и использовать информацию по выполнению изделий из бисера, в т.ч . с помощью компьютера,
-дополнять костюм соответствующими аксессуарами.
Учебно- тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
Форма организации деятельности учащихся |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1 |
Введение. ИОТ |
1 |
1 |
- |
Беседа |
Беседа |
2 |
Плоские изделия на проволоке, выполненные параллельным плетением |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
Вопросы задания |
2 |
Изделия на проволоке, выполненные с помощью скручивания |
4 |
1 |
3 |
Практическая работа |
Вопросы задания |
3 |
Самостоятельное изготовление изделий по готовым схемам |
2 |
- |
2 |
Практическая работа |
Вопросы задания |
4 |
Французское плетение (низание дугами) |
5 |
1 |
4 |
Практическая работа |
Вопросы задания |
5 |
Объемные изделия на проволоке |
5 |
1 |
4 |
Практическая работа |
Вопросы задания |
6 |
Простые цепочки |
5 |
2 |
3 |
Беседа |
Беседа |
7 |
Информационные технологии |
1 |
- |
1 |
Практическая работа |
Вопросы задания |
8 |
Проект |
4 |
1 |
3 |
Выполнение проекта |
|
Всего |
30 |
8 |
22 |
Содержание программы
Введение
1ч.
История бисера.
Инструменты и материалы (бисер, стеклярус, бусины, проволока, нитки, леска и пр), фурнитура, приспособления для бисероплетения.
Организация рабочего места.
Плоские изделия на проволоке,
выполненные параллельным плетением
3 ч.
Выполнение плоских изделий на проволоке.
Основные приемы: набор бисера, двусторонний пропуск бисера, петля из бисера (прием «друг за другом»), колцо из бисера (прием «навстречу друг другу»), варианты подплетения новой проволоки, меры предосторожности. Способы завершения плетения.
Чтение и выполнение изделий по схемам.
Практическая работа.
Изготовление плоской фигурки.
Выполнение объемной миниатюры.
Изделия на проволоке,
выполненные с помощью скручивания
4 ч.
Технология выполнения изделий на проволоке с помощью скручивания. Возможности данной техники. Разнообразие изделий, выполненных с помощью скручивания.
Практическая работа.
Выполнение веточек.
Выполнение цветов.
Сборка и оформление деревца.
Самостоятельное изготовление изделий
по готовым схемам
2 ч.
Практическая работа.
Самостоятельное чтение и выполнение изделий по схемам.
Французское плетение
(низание дугами)
5 ч.
Французское плетение или низание дугами. Технология изготовления изделий. Подготовка проволоки. Плетение листьев и лепестков. Формирование цветка. Использование дополнительных материалов (нитки «мулине») для оплетения стеблей.
Практическая работа.
Выполнение лепестков.
Выполнение листьев.
Сборка цветка.
Оплетение стеблей нитками «мулине».
Объемные изделия на проволоке
5 ч.
Особенности выполнения объемных изделий на проволоке. Техника двойного плетения. Формирование фигур. Фиксация формы.
Практическая работа.
Выполнение объемной миниатюры.
Приплетение отдельных элементов.
Оформление готового изделия.
Простые цепочки
5 ч.
Выполнение изделий на нити, леске, резинке. Подготовка нити к работе. Определение длины нити, необходимой для работы. Приемы закрепления рабочей нити (с помощью бусинки, скотча и т.п.)
Бисерные цепочки "Пупырышки", "Зигзаг", "Змейка". Приплетение бисерной бахромы («листик», «коралл», «дождик»). Закрепление фурнитуры на готовом изделии. Закрепление нити по окончании работы.
Практическая работа.
Изготовление браслета или ожерелья.
Изготовление подсвечника.
Изготовление изделия.
Информационные технологии
1 ч.
Практическая работа.
Работа с книгами, журналами.
Поиск информации с помощью Интернета.
Проект
4 ч.
Выполнение изделия по алгоритму проектирования плетением из бисера.
Определение проблемы и потребностей. Формулировка задачи. Развитие идей и выбор лучшей. Разработка технологии. Выполнение изделия. Самооценка изделия.
Практическая работа.
Определение проблемы и формулировка задачи. Выбор лучшей идеи.
Разработка технологии. Выполнение изделия.
Изготовление изделия. Самооценка.
Методическое обеспечение
Занятия кружка проводятся на базе кабинета технологии или кабинета начальных классов.
Кабинет может размещаться на любом этаже школьного здания, кроме полуподвальных и подвальных помещений.
Рабочие места необходимо укомплектовать соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерской должны быть умывальник и полотенце (бумажное или электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года нужно поддерживать не ниже 18 °С при относительной влажности 40-60 %.
Государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения рекомендуются следующие технические средства обучения для оснащения кабинета: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.
Большое внимание при работе в мастерских должно быть обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.
-Книги и журналы по бисероплетению,
-инструкционные карты,
-проволока,
-бисер, рубка, стеклярус, бусины
-одноразовые бумажные тарелки,
-кусачки/ножницы
Список литературы
Книги
-Бисер /Авт.-сост. Г.Дюмина.-М.: ООО»Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
-Данкевич Е.В. Бижутерия из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.
-Данкевич Е.В. Цветы из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.
-Данкевич Е.В. Украшения из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008.
-Игрушечки из бисера. (Составитель Ю. Лындина) «Культура и традиции», 2006г.
-Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горкова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
-Ткаченко Т.Б. Подарки из бисера.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-Фигурки из бисера. (Составитель Ю. Лындина). «Культура и традиции», 2007.
-Ингрид Морас. Забавные животные из бисера.- Мир книги, 2011.
-Мари-Клод Бюрель. Цветы из бисера.-«Контэнт», 2011
Журналы
-«Чудесные мгновения. Бисер»
Интернет
waldorfschule.ru
vilushka.ru
biCer.ru
biser.info
9