Исследовательская работа «Здоровый образ жизни как условие успеха в будущем»

26
10
Материал опубликован 26 July 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Автор публикации: М. Иванченко, ученица 7А класса

XXVI муниципальная научно-практическая конференция обучающихся

«Культура. Интеллект. Наука»

(муниципальный этап Краевого молодежного форума «Научно-технический потенциал Сибири»)

Здоровый образ жизни как условие успеха в будущем.

Секция: Медицина и здоровье

Проектно - исследовательская работа

Выполнил:

Иванченко Мария Михайловна,

МБОУ Школа № 90, 7 кл.

Руководитель:

Лихина Е.В.,

учитель истории и обществознания

Железногорск – 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

Анализ состояния здоровья 7-классников...………………………………………3

Результаты анкетирования …………………..…………………………………….3

Здоровый образ жизни и его элементы...………………………………………….5

Правильное питание………………………………………………………………...6

Двигательная активность……………………………………………………………8

Заключение …………………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………………12

Приложение 1……………………………………………………………………….13

Приложение 2……………………………………………………………………….13

Приложение 3……………………………………………………………………….13


 


 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. А поскольку именно в детстве, закладывается модель поведения человека, мы считаем, что наше исследование и дальнейшие шаги по реализации проекта очень актуальны сегодня.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и тогда вспоминает о медицине.

В процессе изучения материалов по теме мы увидели, что все авторы:

Карачев П. Н., Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. и др. считают, что здоровый образ жизни – системное понятие. Необходимость ведения ЗОЖ связана прежде всего с внутренней мотивацией человека, с внутренней культурой и самосохранительным (или здоровьесберегающим) поведением.

В статье Дружилова С.А. рассматриваются сложившиеся подходы к пониманию здорового образа жизни. Феномен здорового образа жизни представлен как специфическая форма целесообразной активности человека – деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья. Приводятся три составляющие психической модели индивидуальной здоровьесозидающей деятельности: образная, понятийно-логическая и действенная.

Вайнер Э. Н. Рассматривает факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека, принципы организации здорового образа жизни, пути перехода к нему и критерии эффективности ЗОЖ.

Зароднюк Г.В Ларионова М.Н. рассматривают составляющие ЗОЖ, приводятся рекомендации для самостоятельных занятий физической культурой и способы создания условий оптимальной работоспособности.

Цель нашей проектно-исследовательской работы – изучить состояние здоровья семиклассников и создать условия для его сохранения.

За основание своей работы мы взяли гипотезу о том, что у наших одноклассников имеются проблемы со здоровьем и связаны они с неправильным образом жизни.

Объектом нашего исследования является: состояние здоровья семиклассников.

Предметом исследования являются: связь состояния здоровья с образом жизни.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Проанализировать состояние здоровья ребят;

Выявить через анкетирование особенности их образа жизни;

Составить рекомендации по сохранению здоровья;

Создать в классе условия для реализации этих рекомендаций.

Методы исследования:

анализ литературы;

анкетирование;

теоретический анализ;

обобщение.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.

3. Формирование здоровьесберегающей среды в классе.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ 7-КЛАССНИКОВ

Мы обратились к врачу нашей школы, чтоб проследить динамику состояния здоровья 7-классников. Результаты нас огорчили.

Из 51 ребенка, обучающихся сейчас в 7 классе только 7 человек были полностью здоровы на момент поступления в школу. Через 7 лет здоровых осталось только двое, следовательно: у 49 ребят здоровье ухудшилось!

У 26 человек к первоначальным диагнозам добавился еще 1, а у 9 человек – 2 новых заболевания.

Правда, есть 2 человека, у кого диагнозы были сняты.

Лидируют заболевания опорно-двигательного аппарата (33 чел.), далее идут заболевания глаз (23 чел.), сердечно - сосудистой системы (17 чел) и заболевания полости рта и желудочно-кишечного тракта(27).

Мы выдвинули гипотезу, что заболевания дети получают из-за неправильного образа жизни. И провели анкетирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Было опрошено 96 учащихся 7-9 классов.

На вопрос об увлечениях 39 человек (41%) ответили, что увлечены компьютером и проводят за ним очень много времени. На наш взгляд, цифра слишком занижена, т.к. сейчас практически каждый ребенок имеет карманный компьютер и на переменах в течение дня непрерывно играет на телефоне. Возможно, это и является одной из причин проблем со зрением.

Хотя радует тот факт, что столько же ребят (41%) занимаются спортом.

Только 28 % опрошенных ребят соблюдают рациональное питание. Откуда же взяться здоровью?!

На вопрос анкеты «Хотели бы вы узнать, как заботиться о своем здоровье» четверть респондентов ответили отрицательно.

Анализируя ответы на вопросы анкеты, мы пришли к выводу, что большинство ребят безответственно относятся к своему здоровью и, на наш взгляд, имеют именно поэтому проблемы со здоровьем.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Далее мы обратились к изучению литературы о здоровом образе жизни и выяснили, что означает данный термин.

Наиболее общим определением является образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление или сохранение здоровья.

В научной литературе просматриваются следующие подходы феномену и характеризующему его понятию «здоровый образ жизни»:

1) Здоровый образ жизни как обобщенное понятие (научная категория), интегрирующее систему общеукрепляющих и общегигиенических факторов, (принципов, норм), которые повышают адаптивные возможности человека и способствуют полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия. Можно выделить следующие два основных направления раскрытия содержания комплексного понятие «здоровый образ жизни»: а) как характеристика активности, предполагающей, что человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья; б) как характеристика ограничений в поведении человека, предполагающих недопущение привычек, отрицательно влияющих на состояние здоровья.

2) Здоровый образ жизни как форма бытия, важнейшим фактором которого является проявление активности человека. Внутри этой градации можно выделить два вида проявления активности:

а) Здоровый образ жизни как деятельность (система целесообразных действий) человека, создающая условия хорошего состояния его здоровья.

б) феномен «здоровый образ жизни» как поведение человека (англ. health behaviors – «поведение здоровья») человека, которое базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактики заболеваний. При этом предполагается, что такое здоровьеохранительное поведение реализуется человеком вне работы.

3) Здоровый образ (стиль) жизни как форма (способ) организации всей жизнедеятельности человека; при таком понимании индивидуализированный здоровый образ жизни в себя мировоззренческийповеденческий и деятельностный аспекты, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Конкретные исследования показали продуктивность такого подхода при изучении влияния эмоциональной, познавательной, поведенческой и практической (действенной) составляющих мотивации работников на здоровый стиль жизни.

Так или иначе, но ЗОЖ базируется на взаимодействии между условиями и моделями целесообразной активности человека (деятельности, поведения). Формирование у человека адекватной модели активности способствует снижению риска возникновения заболевания и сохранению здоровья. [1]

В разных источниках приводятся разные составляющие здорового образа жизни. Мы приводим достаточно широкий список элементов ЗОЖ:

Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.

Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.

Отказ от курениянаркотиков и употребления алкоголя.

Здоровое питание: количественно умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов, режим питания (употребление пищи в определенное, одно и то же время дня).

Движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей.

Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни.

эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами.

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Таким образом, мы видим, что здоровый образ жизни – многоплановое понятие.

Формирование здорового образа жизни идет на трех уровнях: социальном, инфраструктурном, и личностном. Пока будем работать на первом уровне, ведя информационно - просветительскую работу, занимаясь пропагандой ЗОЖ и одновременно создавать условия для его формирования.

В работе мы хотим остановиться на двух элементах здорового образа жизни: на правильном питании и необходимой для поддержания здоровья двигательной активности, т.к., на наш взгляд, эти два направления в первую очередь необходимы человеку. Состояние окружающей среды неподвластны семиклассникам, вредными привычками, такими, как курение и пр. наши одноклассники пока не обзавелись.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Питаться правильно, прежде всего, подразумевает под собой употребление только полезных продуктов питания. Они обеспечивают пополнение организма разными веществами, помогающими ему расти и функционировать. Правильно питание должно быть исключительно сбалансированным.

Одним из принципов здорового образа является рациональное питание. Питание - процесс потребления и утилизации пищи для роста, восстановления и жизнедеятельности организма. Человеческий организм нуждается более чем в 40 незаменимых питательных элементах, которыми он сам себя обеспечить не в состоянии и поэтому должен получать их извне. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, и должно быть четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Сейчас стали очень модны различные диеты: это и раздельное питание, и белковая диета и сыроедение, и голодание. Однако врачи-диетологи говорят о вреде этих модных течений. Даже при лечении ожирения используется только правильное, т.е. сбалансированное питание!

Сегодняшняя жизнь полна соблазнами, время «сжалось» и события чередуются очень быстро. Люди постоянно находятся в стрессовом состоянии, т.к. необходимо очень много успеть за ограниченный промежуток времени. Поэтому очень часто вместо сбалансированного завтрака или обеда люди питаются фастфудом или вообще обходятся без приема пищи. При необходимости принимают лекарства с моментальным эффектом, но рано или поздно здоровье даст сбой.

«Правильное питание — это, прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.

Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.» - отмечают Г.В. Зароднюк и М.Н Лариононва. [2]

Человеку, особенно с проблемой лишнего веса, стоит придерживаться нескольких принципов правильного питания:

Еда должна быть разнообразной. Это значит, что в рацион необходимо включить продукты и животного и растительного происхождения;

Калорийность рациона не должна превышать суточную норму. У каждого она своя. При расчете нормы калорий учитываются многие аспекты образа жизни. Например, наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней и т.д.

Не менее 5 приемов пищи в сутки. Они включают три основных и два перекуса. Голодать нельзя – это аксиома. Чтобы всегда чувствовать себя хорошо, научитесь кушать 5 раз в день в одно и то же время;

Кушайте медленно. Таким образом, вы вовремя ощутите чувство насыщенности, не переедите и насладитесь вкусом;

Хорошо пережевывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз;

Ешьте жидкое. Обязательно ежедневно употреблять супы. Они способствуют выделению желудочного сока. Этим супы упрощают процесс переваривания других блюд;

Кушаем богатые на витамины овощи и фрукты. Это отличный вариант для перекуса. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ;

Пить, пить и еще раз пить. Норма воды в сутки – 1,5-2 литра. Чай, кофе и супы не в счет. Утром натощак выпивается стакан воды. Для вкуса можно добавить лимон;

Употребляем кисломолочные продукты. Лучше всего низкой жирности, но не обезжиренные. Они содержат полезный белок и способствуют скорейшему пищеварению;

Не ленитесь, ешьте только свежеприготовленные блюда. Со временем еда теряет полезные свойства.

Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.

Нами разработана памятка о здоровом питании. (Приложение 2.) Она содержит правила питания, рекомендации по потреблению различных продуктов и топ-10 вредных продуктов. Мы планируем распространить памятку пока среди 7-классников и очень надеемся, что ребята воспользуются нашими советами.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Второй составляющей здорового образа жизни является двигательная активность.

Дозированная мышечная нагрузка способствует разрядке отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение и усталость, повышает жизненный тонус и работоспособность.

Гиподинамия (мышечное голодание) не менее опасна, чем кислородное голодание, чем недостаток пищи и витаминов. Разница лишь в том, что недостаток кислорода или пищи быстро ощущается и чутко улавливается организмом, вызывая целый ряд тягостных ощущений и симптомов. Двигательная же недостаточность до определенного времени развивается незаметно. Нередко она сопровождается даже приятными ощущениями.

Установлено, что скелетные мышцы, если их не тренировать, дряхлеют уже у 30-летнего человека. Таким образом, недостаточная двигательная активность является серьезной угрозой здоровью и долголетию человека.

Установлено, что люди, ведущие физически активный образ жизни, дольше живут, реже болеют атеросклерозом, гипертонией и ишемической болезнью сердца.

Главным нашим инструментом является наше тело. Только с его помощью мы можем выполнять различные функции. Очень важно, чтобы тело было в порядке! Если у вас много свободного времени, то можно посещать различные кружки и секции, где используется двигательная активность. Но если вы – занятой человек, или идет урок, и вы выполняете напряженную работу? В этом случае может выручить маленькая зарядка для глаз или физминутка сидя.

Мы нашли несколько физминуток для старшеклассников (и для глаз, и для позвоночника). Попробуем проводить их в классе. (Приложение 3)

Двигательная активность разнообразна. В зависимости от склонностей человека можно выбрать конкретные физические упражнения. Но при выборе двигательной активности необходимо руководствоваться ее оздоровительной направленностью. Основные требования к физическим упражнениям:

всестороннее воздействие на организм

доступность

безопасность

постепенное повышение нагрузки

положительное эмоциональное состояние

В интернете можно найти огромное количество информации про упражнения и техники утренней зарядки. Отлично влияет на организм человека бег. Утренняя или вечерняя пробежка поднимает настроение. Выбрав для бега живописные места, вы сможете очистить мозг от лишних мыслей и расслабиться. Неважно, какой вид физических нагрузок вы выберете. Важно, чтобы они доставляли вам удовольствие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информирование, пропаганда да даже устрашение малоэффективные способы вразумления нерадиво относящихся к своему здоровью людей, наиболее действенная тактика — осознание ими ценности жизни через собственный опыт болезней, проблем. В юности, молодости гораздо меньше людей, жаждущих беречь свое здоровье, чем в зрелом, пожилом возрасте. Бывает, «первые звоночки» заставляют некоторых спохватиться, пожалеть о бездумно проведенном прошлом, но может быть и так, что практически ничего не влияет на исправление человека, поэтому, например, у нас в стране столь невысокая продолжительность жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека: для достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой и досуговой формах жизнедеятельности.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781

Зароднюк Г.В , Ларионова М.Н. Основы здорового образа жизни студента.-Санкт-Петербург:Издательство Политехнического университета, 2016. Стр 10

Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

Физическая культура : учебное пособие / В.В. Бобровский, Н.А. Светличная, А.И. Бобровская. — М. : КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. — 60 c.

Трещева О. Л., Карпеев А.Г.,Крижевецкая О.В. , Терещенко А.А. Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода. «Омский научный вестник» № 1 (125) 2014, стр.154

Карачев П.Н. Формирование здорового образа жизни студентов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samgk.ru/files/sttk/officialdocs/konkursi/karachaev.pdf

Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.academia-media.kz/ftp_share/_books/fragments/fragment_22724.pdf

 

Приложение 3

Физкультминутки для старшеклассников

(по системе Мирзакарима Норбекова)

Автор:Ковалев Геннадий Алексеевич,учитель физической культуры Ростовская область

Аутомануальный комплекс (массаж)

Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.

Точка на лбу между бровями.

По краям крыльев носа.

В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.

В височной ямке (парные).

В области козелка (парные).

Чуть выше роста волос под основанием черепа.

Массаж ушных раковин

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

Потягивание ушных раковин сверху вниз.

Потягивание ушных раковин снизу вверх.

Потягивание ушных раковин назад.

Потягивание ушных раковин вперёд.

Потягивание ушных раковин в стороны.

Круговые движения по часовой стрелке.

Круговые движения против часовой стрелке.

Разогреть ушные раковины, чтобы они «горели» с умеренной силой.

Гимнастика для глаз

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.

Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.

Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.

Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.

Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.

Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.

Упражнение на аккомодацию.

Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Упражнения для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

Скольжение подбородком по грудине вниз.

«Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.

Наклоны головы вправо-влево.

«Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.

«Сова»: поворот головы вправо-влево.

«Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.

«Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.

«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.

Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.

Круговые движения плечами вперёд и назад.

«Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.

Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Предварительный просмотр презентации

«Здоровый образ жизни как условие успеха в будущем» Выполнила: Иванченко М.М., МКОУ СОШ № 90, 7 кл. Руководитель: Лихина Е.В. учитель истории и обществознания

Цель исследования изучить состояние здоровья семиклассников и создать условия для его сохранения.

Задачи исследования . Проанализировать состояние здоровья ребят; Выявить через анкетирование особенности их образа жизни; Составить рекомендации по сохранению здоровья; Создать в классе условия для реализации этих рекомендаций.

Ожидаемые результаты проекта: Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и формирование готовности его поддерживать. 2. Снижение уровня заболеваемости в классе.

Методы исследования: - анализ литературы; - анкетирование - теоретический анализ; - обобщение. Объект исследования: состояние здоровья семиклассников. Предмет исследования: связь состояния здоровья с образом жизни.

Состояние здоровья 7-классников Из 51 первоклассника - 7 человек были полностью здоровы. Через 7 лет здоровых осталось только двое. У 26 человек к первоначальным диагнозам добавился еще 1 У 9 человек – 2 новых заболевания.

Заболевания 7-классников Лидируют заболевания опорно-двигательного аппарата (33 чел.), заболевания глаз (23 чел.), Заболевания сердечно - сосудистой системы (17 чел). Заболевание полости рта и ЖКТ (47 чел.).

Здоровый образ жизни

Рациональное питание

Двигательная активность

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Автор и руководитель - молодцы! Возьму на заметку предложенный массаж.

26 July 2018

Спасибо, Наталья Владимировна!

26 July 2018

Видно, что проделана большая работа! Здорово! Физкультминутки возьму на вооружение.

26 July 2018

Физминутки замечательные! На себе проверенные. :))))

26 July 2018

Очень понравилась работа, особенно физмтнутки. Огромное спасибо!

19 August 2018

Буду рада, если пригодится!

20 August 2018

Елена Викторовна, спасибо за физкультминутки! Обязательно буду использовать.

20 December 2018

Очень интересная и актуальная тема в настоящее время! Спасибо за работу!

15 July 2019

Спасибо за ценный материал

2 August 2019

Нужная тема!Спасибо,огромное!+

15 August 2019