Женские образы в литературе, истории и изобразительном искусстве 19 века
Автор публикации: Д. Наговицына, ученица 9А класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Женские образы в литературе, истории и изобразительном искусстве 19 века
Выполнила: Наговицына Дарья,
Руководитель: Есауленко Наталья Рашидовна,
учитель русского языка и литературы
Качканар 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть
Что такое искусство………………………………………………………….7
Образы женщин в литературе …………………………………………..…..9
Образы женщин в истории……………………………………………..…..24
Образы женщин в изобразительном искусстве (живописи)…………..…40
Современная девушка………………………………………………………50
Практическая часть
Анкетирование «Женские образы 19 века»……………………………….51
Сравнительная таблица....………………………………………………......54
Иллюстрации ........................................……………...……………….….....55
Заключение………………………………………………………..……….……..58
Интернет-источники……………………………………………………………..59
Введение
На протяжении долгой и непростой истории России (со всеми её войнами, революциями и социальными потрясениями) в структуре общества не раз происходили радикальные изменения. С течением времени перекраивался привычный уклад жизни, вводились новые нормы поведения, менялась мода. И если для мужской части населения эти перемены не были столь болезненными, то на долю женщины выпало немало испытаний – начиная от борьбы за право получать образование и заканчивая правом оставаться собой.
Как ни странно, исконное представление о положении женщины в обществе во многом напоминает сегодняшний день. В обычаях и культуре древних славян всегда учитывались роли обоих полов, причем гендерного перекоса не наблюдалось. Женщины обладали свободой выбора в заключении брачных отношений, пользовались уважением и почётом в племени.
В течение нескольких последующих столетий существенных изменений в обычаях не происходило. Период с XV по XVII вв. ознаменовался расцветом «теремного» образа жизни. Женщине предписывалось коротать дни дома, занимаясь хозяйством, рукоделием и воспитанием детей. Редкие выходы «в свет» происходили в дни церковных праздников, когда надлежало покинуть терем для посещения литургии и благочестивой молитвы. В остальное же время женский круг общения ограничивался членами семьи, слугами и захожими странниками.
Однако не прошло и ста лет, как привычный уклад жизни затрещал по швам. В 1718 году Петр I издаёт указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Начинается новая эпоха – эпоха высшего общества, балов, светских мероприятий, напудренных париков и кринолинов. Нетрудно предположить, что мода, пришедшая с Запада, поначалу воспринималась с опаской – как нечто греховное и постыдное. В то же время, это был глоток свободы. Пресловутое «окно в Европу», распахнутое Петром, впустило в Россию поток свежего воздуха. И хотя девушкам пришлось сменить привычный широкий сарафан на корсаж с тугой шнуровкой, жизнь их в целом стала полегче. Образ затворницы сменился непринужденным образом светской дамы.
Девятнадцатый век в России можно по праву назвать веком образовательных реформ, затронувших, в том числе, и женское образование. С лёгкой руки Александра II в губернских городах стали открываться школы и училища для девочек. Знаменитый Смольный институт, создававшийся ещё при Екатерине как «высшее заведение для благородных девиц», принимал на обучение дочерей потомственных дворян и действующих военных. В дальнейшем подобные институты, училища, а также частные пансионы и женские курсы стали открываться повсеместно.
В ту пору в речевой обиход вошло новое слово – «институтка». Так называли девушек, прошедших семи-восьмилетнее обучение в закрытом учебном заведении. Со временем появилось ещё одно значение – «восторженная, наивная и неопытная девушка». Отчасти это было справедливо – воспитанницы, поступавшие в институт ещё совсем детьми, покидали его стены лишь по достижении совершеннолетия. Их юность проходила взаперти, за изучением родного языка, истории, азов географии и арифметики, а также музыки и танцев. Изолированные от внешнего мира и семьи (поездки домой разрешались лишь по большим праздникам и во время летних каникул), девушки много мечтали и становились сентиментальными. Но то были скорее издержки взросления, чем серьезный порок.
Актуальность темы – Целые столетия прошли в борьбе женщин за свои права. За это время мужчины провели множество войн, а женщины все боролись и боролись за право на самореализацию, оставаясь преданными женами, заботливыми матерями и сестрами. И борьба увенчалась успехом: женщина перестала быть просто домохозяйкой. На этом фоне появилось много других качеств женщин, которые сохранились до наших дней.
Работа основана на попытке систематизировать и обобщить имеющиеся сведения по данной теме, а также попытаться поднять значимость женских образов.
Объектом исследовательской работы являются женские образы
Предметом исследовательской работы – образы девушек в истории, литературе, изобразительном искусстве 19 века
Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы выяснить, какие образы девушек присутствуют в истории, литературе, изобразительном искусстве 19 века и разобраться, в чем их отличия
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Выяснить, что такое искусство, и какие виды искусства существуют;
Подробно рассмотреть виды искусства - литература, история, изобразительное искусство;
Собрать и изучить информацию об образах девушек в различных видах искусства;
Выделить основные типы девушек 19 века
Выяснить, какие особенные образы возродились в литературе, истории, изобразительном искусстве;
Составить сравнительную таблицу и выявить, какие отличия между образами присутствуют;
Проанализировать, и сделать эскизы, как выглядят эти образы в моем понимании;
Провести анкетирование и узнать уровень познания подростков об образах девушек 19 века;
Сравнить и написать вывод, как менялся образ девушек 19 века и современности
На основе изученного материала написать заключение;
Методами исследовательской работы являются:
Теоретические методы:Анализ
Аналогия
Классификация Практические (частные) методы: Сравнение Опрос и анкетированиеТеоретическая часть
Что такое искусство
Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.
Классификация
Все искусство, которое существует в мире, можно разделить на три большие группы:
Пространственными видами искусств их называют потому, что для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии различных художественных образов.
Временные или динамические виды искусств их называют потому, что в них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция для раскрытия образа.
Пространственно – временные виды искусств их называют потому, что они исповедуют одновременно как пространственные так и временные приоритеты в раскрытии образа. Пространственно – временные виды искусства иногда называют зрелищными или синтетическими.
Существенное различие видов искусств и необходимость их существования вызвано тем, что ни одно их них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира.
Такую картину мира может создать только, веками сформировавшаяся, вся художественная культура человека, как творца подлинного искусства – искусства, которое состоит в свою очередь из отдельных видов искусств.
Образы женщин в литературе
Русская литература всегда отличалась глубиной идейного содержания, неустанным стремлением ставить и разрешать жизненно важные вопросы, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения действительности. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, неповторимой душевной красотой.
Только русские писатели уделяли так много внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини с горячим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие подвиги.
Русская литература всегда отличалась глубиной идейного содержания, неустанным стремлением ставить и разрешать жизненно важные вопросы, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения действительности. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, неповторимой душевной красотой.
Только русские писатели уделяли так много внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини с горячим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие подвиги.
Образы женщин
1) Барышни
Общие особенности барышень 19 века.
Все девушки считались красавицами и воспитанными
безграничная романтичность, которую породила любовь к чтению, в особенности сентиментальных романов, весьма далеких от действительности.
Загадочность образа, скрытность, мечтательность, несмелость и наивность
Они все росли на глазах своих любящих родителей, поэтому в чем-то были даже избалованы.
Жить для них – значит чувствовать, любить все прекрасное, таинственное и совершенное. Такие девушки, возможно, являлись идеалами нравственной чистоты и правильности
Формирование характера происходило на природе, без каких-либо чужих влияний. Мир для них ограничивался пределами поместий.
Общество, в котором они воспитывались, отталкивало от себя все низкое и несоответствующее их среде.
Представление о людях и о жизни они черпали из Франции, точнее, французских романов.
А.С. Пушкин создал несколько женских типов, совершено новых, не имеющих аналогов в русской литературе до него. Все женские образы в литературе не имеют четкости, яркой индивидуальности, возникает впечатление некой стертости. Образы А.С. Пушкина – это запоминающиеся, яркие героини, обладающие индивидуальностью, каждая из них – личность, они равны мужским образам и даже превосходят их по силе своего художественного изображения и по силе своих ярких характерных черт.
Все женские образы А.С. Пушкина можно разделить на два типа – «барышни», сразу скажем, их большинство, и «светские дамы».
Описание барышень по произведениям А.С.Пушкина
Лиза («Барышня-крестьянка»)
Лиза Муромская предстает перед читателем достаточно легкомысленной и авантюрной девушкой, хотя и способной на решительный шаг. Но, тем не менее, нельзя сказать, что она протестует против существующего закона общества, скорее всего, ее поступок – это дань себе, удовлетворение своего интереса, своей прихоти, который повлек за собой достаточно серьезные последствия, т.к. если бы все открылось, отец не был бы к ней столь лоялен и благосклонен. Лиза – это взбалмошная, избалованная «барышня», которая подвергает себя опасности порицания обществом только из любопытства, а не от избытка страсти и всепоглощающего огня любви. Все это и делает ее характером, личностью, т.к. настоящее чувство, пришедшее позже, меняет девушку, она становится более серьезна в поведении, в поступках.
Маша «Дубровский»
Обратимся теперь к образу Марии Кирилловны, который типичен, но при этом является ярким характером. Перед нами цельная личность, живущая по своим законам, закону своего сердца. Яркой характерной чертой Марии является скрытность ее натуры, глубокая углубленность в себя: «она привыкла скрывать свои мысли и чувства», отсюда ее сдержанность, скромность поведения, ничем не выдающего ее страстную натуру. Мария Кирилловна наименее всех раскрывает истинность и искренность чувств. В произведении нет прямо выражаемой ею любви, но она угадывается по поступкам Маши по отношению к Дубровскому: она хранит вою тайну ото всех, она вникает в глубину его души, она сумела понять его и его поступки. Но при этом Маша подчинена законам общества, в большинстве случаев прослеживается, что она не в силах противопоставить себя поведенческим нормам общества. Единственный решительный шаг продиктован не любовью к Дубровскому, а неприязнью к Верейскому, которая столь сильна, что девушка решается на протест – письмо к Верейскому с просьбой отменить свадьбу. Этот поступок достаточно решителен, так как это не только протест против потенциального мужа, но и протест простив отцовской воли, против закона, позволяющего насильственным путем утраивать жизнь дочерей. Но отметим, что это единственный момент, когда девушка находит в себе силы протестовать. Слабость протеста, последующая бездейственность и подверженность законам обществ делают образ Маши слабым.
Салонная дама (столичная штучка)
Одним из самых ярких типов можно назвать тип "салонной дамы", "столичной штучки" или "светской львицы", как ее назвали бы сейчас. В столице, в высшем свете этот тип встречался наиболее часто. Эти утонченные красавицы, созданные модным французским салонным воспитанием, весь круг своих интересов ограничивали будуаром, гостиной и бальной залой, где они были призваны царить.
Их называли царицами гостиных, законодательницами мод. Хотя в начале XIX века женщина была выключена из государственной жизни, но исключенность из мира службы не лишала ее значительности. Напротив роль женщины в дворянском быту и культуре становится все заметнее.
Особое значение в этом смысле приобретала так называемая светская жизнь и — более конкретно — феномен салона (в том числе и литературного). Русское общество во многом здесь следовало французским образцам, по которым светская жизнь осуществляла себя прежде всего через салоны. "Выезжать в свет" означало "бывать в салонах".
В России, как и во Франции начала XIX века, салоны были различными: и придворными, и роскошно-светскими, и более камерными, полусемейными, и такими, где царствовали танцы, карты, светская болтовня, и литературно-музыкальными, и интеллектуальными, напоминавшими университетские семинары.
Хозяйка салона была центром, культурно значимой фигурой, "законодательницей". При этом, сохраняя статус образованной, умной, просвещенной женщины, она могла, конечно, иметь различный культурный имидж: прелестной красавицы, шалуньи, ведущей рискованную литературно-эротическую игру, милой и обольстительной светской остроумицы, утонченной, музыкальной, европеизированной аристократки, строгой, несколько холодной "русской мадам Рекамье" либо спокойной, мудрой интеллектуалки.
«Герои нашего времени» Лермонтов
Княгиня Лиговская является матерью Мери, как она её называет по английской моде. Княгиня очень богата и находится в довольно высоких кругах общества, впервые встречает её читатель в компании своей дочери. Обе они одеваются строго и по тем законам времени, которые тогда были, носят шляпки. Внешне княгиня Лиговская не очень красивая, она прожила в Москве больше двадцати лет, отдыхая и ничего не делая, а оттого поправилась. В разговоре с Печориным Вернер говорит, что у княгини отличный желудок, но плохая кровь. А возраст её около сорока пяти лет.
Внешне Лиговская выглядит как пожилая женщина, возраста сорока пяти лет, с румянами на щеках. Одевается сурово, по принципу: «Ничего лишнего». Однако, при всей серьёзности, является доброй матерью и весьма весёлой женщиной. Питает слабость к шуткам, и сама может говорить иногда непристойные вещи, если дочери нет в комнате.
Мария Лиговская или княжна Мери –типичная светская дама своего времени, она красива, в меру умна и образованна, играет на фортепиано, разговаривает по-французски и неплохо поет. Её красивая оболочка, приятные манеры и модная образованность. Княжна Мери мечтательная и романтичная натура, воспитанная, как и большинство благородных девиц того времени, на французских сентиментальных романах.
Идеальный образ русской девушки
Ярославна «Слово о полку Игореве»
Для этого примера достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны. Она — воплощение любви и верности. Ее печаль в разлуке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к силам природы, просит помочь не только ее «ладе», но и всем его воинам. Автор «Слова» сумел придать образу Ярославны необыкновенную жизненность и правдивость. Он первый создал прекрасный образ русской женщины.
Татьяна «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин запечатлел незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна «русская душою» — это автор подчеркивает на протяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной старине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без искусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством долга к мужу. Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, для нее характерны глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты воспитала в ней связь с русским народом и русской природой.
Провинциалки Провинциалка – жительница провинции. Та, которая в своем поведении, привычках придерживается провинциального уклада жизни. «Провинциалка» Тургенев Жена мелкого провинциального чиновника – Дарья Ивановна, желая перебраться в столицу, проявляет недюжинный ум, изощренную изобретательность и житейскую смекалку, чтобы обольстить влиятельного графа. Светский лев бессилен перед этим напором расчетливой женственности и обещает мужу Дарьи Ивановны Ступендьевой место в Петербурге. Сам же супруг в конечном итоге готов смириться со своей двусмысленной ролью в этом спектакле. По природной талантливости, цинизму и жажде социального реванша Дарья Ивановна Ступендьева предвосхищает знаменитых персонажей Островского. До тургеневской провинциалки не было в русской драматургии женского образа, наделенного столь яростной активностью в борьбе за социальную значимость. Блудницы Соня «Преступление и наказание» Соня Мармеладова («Преступление и наказание» Достоевского) — блудница, но блудница кающаяся, искупающая свой грех и грех Раскольникова. Набоков не верил в этот образ. Катерина «Гроза» Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского «Гроза», в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина — «светлый луч в темном царстве», исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Попав в атмосферу лицемерия и ханжества, выйдя замуж за нелюбимого человека, она глубоко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство, когда она в этом «темном царстве» встречает человека, близкого ей по духу! Любовь к нему становится для Катерины единственным смыслом жизни: ради Бориса она готова переступить свои понятия о грехе. Борьба между чувством и долгом приводит к тому, что Катерина публично кается перед мужем, но, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызов самодурной силе».
Декабристки С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкая и Волконская готовы делить с мужьями, пострадавшими за счастье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская выросли в больших богатых домах, не просто в достатке, а в роскоши. Родители любили своих чад и большую часть жизни всячески оберегали дочерей от бед и волнений. «Русские женщины» Некрасов Жизнь этих девушек была наполнена пышными развлечениями и творческими фантазиями. Счастливое детство плавно перешло в полную приятных волнений юность. Девушки блистали на балах и занимали высокое положение в светском обществе. Придворные забавы и музицирование, театральные постановки и великосветские приемы – эти занятия составляли привычный образ жизни юных аристократок. Умные и прелестные в своей юности и красоте обе девушки встретили свою настоящую любовь и стали счастливыми в браке. Одна из героинь некрасовской поэмы была вполне реальной личностью. Екатерина Ивановна, которой при рождении дали имя графиня Лаваль, известна как супруга Сергея Трубецкого, участника восстания декабристов. Верная жена самоотверженно отправилась в ссылку вслед за мужем, найдя смерть в 1854 году, в Иркутске. Вторая героиня Некрасова тоже личность реально существовавшая. Девичья фамилия девушки – Раевская. Через год после отъезда мужа Мария решилась ехать за супругом. Родственники девушки протестовали против такого поступка, но Волконская оставила сына, которому едва ли исполнился год, и последовала за Сергеем.
Институтки Еще в 18 веке в русском обществе сформировался еще один оригинальный тип русской барышни – институтка. Это были девушки, получившие образование в учрежденном в 1764 году Екатериной II Воспитательном обществе для благородных девиц, позже называемом Смольным институтом. Питомиц этого славного учреждения называли также "смолянками" или "монастырками". Основное место в учебной программе уделялось тому, что считали необходимым для светской жизни: изучению языков (прежде всего французского) и овладению «дворянскими науками» — танцами, музыкой, пением и т. д. Воспитание их происходило в строгой изоляции от внешнего мира, погрязшего в «суевериях» и «злонравии». Именно это должно было способствовать созданию «новой породы» светских женщин, которые смогут цивилизовать жизнь дворянского общества. Людочка Влассовская прощается с отчим домом, с родной Полтавщиной. Она едет учиться в Петербург в институт благородных девиц. Петербург и институт поразил ее красотой, роскошью и неприступностью. Она знакомится с институтками. На уроках девочки шалят и не слушаются учителей. Однажды они принесли в класс раненную ворону, которая не вовремя стала каркать. Тайком покупая сладости, ученицы чуть не подвели под увольнение добряка сторожа. Крепкая дружба связывает Людмилу и грузинскую княжну Нину Джаваху. Гордая Нина знакомит подругу с обычаями и обитателями института благородных девиц. Недопонимание грозит разрушить их дружбу, но они преодолевают это препятствие. Институт посещают государь с государыней. Они замечают Людмилу и государь даже гладит ее по голове. За год учебы Влассовская проживает целую жизнь: она строит взаимоотношения с подругами, переживает разочарование, становится взрослее. Ее любимая подруга умирает от чахотки. Горе накрывает Людмилу с головой. Девушка знакомится с отцом Нины, грузинским генералом. Все это происходит на фоне подготовки и сдачи экзаменов. Влассовская становится первой ученицей на своем курсе. Первый год обучения закончен. За Людмилой приезжает мать с братом Василием. Поезд уносит их к родному украинскому хутору. Рассказ учит дружбе, верности, взаимопониманию. «Институтки» Лухманова Домашняя и институтская жизнь девочек дореволюционной России предстает перед современным читателем во всех подробностях. Как в прошлом веке девочки получали образование, какие порядки царили в учебных заведениях для девочек, чему их учили, за что наказывали — обо всех переживаниях, проказах и горестях рассказывает увлекательная и трогательная повесть непосредственной свидетельницы событий. |
8) Тургеневская девушка.
Тургеневская девушка – так называли совершенно особый тип русских барышень 19 века, сформировавшийся в культуре на основе обобщенного образа героинь романов Тургенева. В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье (без тлетворного влияния света, города), чистая, скромная и образованная. Она плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Яркой красотой она не отличается, может восприниматься как дурнушка.
Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить идее и не обращает внимание на внешний лоск других претендентов на её руку. Приняв решение, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на сопротивление родителей или внешние обстоятельства. Иногда влюбляется в недостойного, переоценив его. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигая намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи.
Её черты — огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решительность „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью», причём сильный женский характер в книгах Тургенева обычно «подпирает» более слабого «тургеневского юношу». Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно.
Почти везде у Тургенева в любви инициатива принадлежит женщине; ее боль сильнее и кровь горячее, ее чувства искренне, преданнее, нежели у образованных молодых людей. Она всегда ищет героев, она повелительно требует подчинения силе страсти. Сама она чувствует себя готовой к жертве и требует ее от другого; когда ее иллюзия насчет героя исчезает, ей не остается ничего иного, как быть героиней, страдать, действовать.
Отличительная особенность «тургеневских девушек» в том, что при своей внешней мягкости они сохраняют полную непримиримость в отношении воспитавшей их консервативной среды. «Во всех них „огонь“ горит вопреки их родным, их семьям, только и думающим о том, как бы этот огонь затушить. Все они независимы и живут „собственной своею жизнию“»
К этому типу относятся такие женские персонажи из произведений Тургенева, как Наталья Ласунская ( «Рудин»), Елена Стахова («Накануне»), Марианна Синецкая («Новь») и Елизавета Калитина ( «Дворянское гнездо»)
В наше время этот литературный стереотип несколько деформировался и «тургеневскими девушками» стали ошибочно называть другой тип русских барышень – «кисейных».
Начиная с Жуковского и заканчивая Л. Толстым нам дана целая эволюция образов женщины в литературе и в обществе. В XIX веке сложился какой-то надлом в «женском вопросе». Светлые, идеальные образы юных барышень сменились образами «изменниц и блудниц», не самих по себе «изменниц и блудниц», а сделанных таковыми обществом. Вся их измена, раскаяние, смерть громко возопили о себе, о том, что женщина больше не может жить в патриархальном порядке, который дошёл до «самодурства». Тем не менее находятся светлые образы «тургеневских девушек», частью иностранок, и они-то и есть тот луч света, который несла тогда «мужская литература».
Образы женщин в истории
19 век в истории России был ознаменован такими событиями, как Отечественная война 1812 г., декабристы и их восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, Крымская война (1853-1856 гг.), отмена крепостного права в 1861 г. 19 век-это время правления Александра I, его брата Николая I, Алекcандра II и Александра III.
Впервые реформы были проведены в эпоху Петра I, когда практика женского затворничества становится незаконной. Пётр поставил курс на развитие светской направленности среди русского общества, в том числе и женщин. Для этого царь обязывал подданных приводить своих жен и дочерей на устраиваемые им увеселительные ассамблеи. Пётр также впервые вводит в моду женскую одежду из западной Европы с узкой талией, полуоткрытой грудью и спиной, что являлось неприемлемым для русского женского костюма со свободным, закрытым и широким сарафаном.
В конце XVIII века всё более популярным становится образ светской женщины, интересующейся литературой и искусством. В это время появляются женщины-писатели, учёные, однако для них это является хобби, а не профессией.
В 1812 году создаётся первая в истории русская женская организация — «Женское патриотическое общество». Его целью была забота о нуждающихся, прежде всего о беспризорных детях. Сходной деятельностью занимались многие жёны декабристов, которые в селениях Сибири создавали библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывали лекции и концерты. Впоследствии их образ сыграл важнейшую роль в формировании будущего русского женского характера, а именно бескорыстных женщин, готовых на самопожертвование ради своих идеалов. Признание этих женщин обществом послужило в дальнейшем толчком для женской эмансипации, которая началась в середине XIX века. Декабристки долгое время служили образцом для подражания женских активисток конца XIX века. Борьба за равноправие женщин была значительно усложнена ещё крепко устоявшимся образом женщины, как верной спутницы мужчины, а те женщины, которые выходили за привычные рамки семьи, встречали общественное неприятие. А женщины-профессионалы встречались с большим недоверием в кругах интеллигенции.
Характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурой эпохи. С одной стороны, женщина с ее напряженной эмоциональностью, живо и непосредственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни. Реформы Петра I перевернули не только государственную жизнь, но и домашний уклад. Первое последствие реформ для женщин — это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу западноевропейской светской женщины. Меняется одежда, прически. Изменился и весь способ поведения. В годы петровских реформ и последующие женщина стремилась как можно меньше походить на своих бабушек (и на крестьянок).
Положение женщины в русском обществе с началом XIX века еще более переменилось. Эпоха Просвещения XVIII века не прошла даром для женщин наступившего века. Борьба за равенство просветителей имела прямое отношение к женщине, хотя многие мужчины по-прежнему были далеки от мысли об истинном равенстве с женщиной, на которую смотрели как на существо неполноценное, пустое.
Образы женщин
Светские дамы
«Светская дама» — возникшее в иностранных языках, традиционное для русского языка, часто употребляемое в современной России понятие для известной женщины, имеющей успех в «высших слоях» общества (у элиты и бомонда), активно участвующей в светской жизни (в первую очередь, в презентациях, т. н. «тусовках» и других мероприятиях и акциях знаменитостей), ведущей публичный и гламурный образ жизни, выставляющей напоказ личную жизнь (которая часто сопровождается скандалами), что широко освещается в СМИ и обсуждается публикой.
Данное явление как социальная группа возникло в европейских столицах в 30-х годах XIX века — в эпоху расцвета светской жизни, формирования «полусвета», зарождения богемы и СМИ, чтения романов.
Соответствующее констатирующее и ироничное понятие возникло также в европейских языках, а затем укоренилось в русском языке.
Как в русском, так и в иностранных языках ранее употреблялось также близкое понятие — «дама полусвета», однако характеризовавшее порочные слои данной социальной группы.
В России явление было характерно вплоть до периодов т. н. Серебряного века и НЭПа, но сошло на нет с укреплением социалистического строя в связи с исчезновением социальных предпосылок (невозможность и порицаемость или неосвещаемость в СМИ демонстрации богатства и праздной жизни, ограниченность светской жизни строгими официальными мероприятиями). Попытки ряда высокопоставленных советских дам, в частности жён командного состава НКВД, дочери Брежнева и другой высшей номенклатуры КПСС возобновить явление практически бесславно провалились. Соответственно, в советский период в русском языке данное понятие стало применяться по отношению к былым периодам отечественной истории и западному буржуазному обществу как одно из его осуждаемых проявлений.
В современной России, с изменением социального строя и утверждением всепроникающей роли СМИ в обществе, произошло возрождение как явления, так и понятия «светская львица»
Современные «светские львицы» обычно происходят также из богемной среды — из певиц, киноактрис и др. артистов, фотомоделей, телеведущих, дизайнеров, спортсменов; они очень часто являются жёнами, подругами или детьми сверхбогатых, политиков и других знаменитостей.
Салонная дама (столичная штучка)
Салон являлся для аристократки окном во внешний мир. Пусть маленьким, но все же окном. А также своеобразным руслом, куда можно было направить свою энергию.
Если не считать балы и благотворительные мероприятия, кругом общения женщины-аристократки была в основном семья – ее близкая и дальняя родня. Большую часть жизни аристократка проводила в своих четырех стенах, окруженная персоналом и родственниками. Особенно изолированными от внешнего мира чувствовали себя молодые девушки. Зимой – городской дворец/дом, летом – поместье родителей или бабушки/дедушки.
Салон же предоставлял аристократке возможность познакомиться с аристократами вне своего семейного круга. Гости салона могли пообщаться с хозяйкой в непринужденной атмосфере. Для посещения салона не требовалось личного приглашения (в отличие от частного визита или приглашения на обед/ужин). Посещение салона носило менее официальный характер, нежели обычный визит. В своем салоне аристократка могла принимать гостей, при этом не входя чересчур серьезно в роль хозяйки дома, как при обычных визитах, где каждому гостю требовалось уделить достаточно внимания. Ведь в салон обычно приходило куда больше гостей, и всем уделить равное внимание было невозможно.
В середине ХIХ века самым престижным аристократическим салоном Вены считался салон княгини Элеоноры Шварценберг (1812–1873), «княгини Лори». Дочь князя Лихтенштейна, который в иерархии аристократов Австро-Венгрии стоял выше всех, супруга сказочно богатого князя Шварценберга, которому принадлежала половина земель Богемии, княгиня Лори считалась самой влиятельной аристократкой своего времени. Ее салон был неофициальным индикатором успеха в обществе. Кто был вхож в дом княгини, тот принадлежал к числу избранных.
Первые по времени салоны появились, вероятно, во Франции, в эпоху Людовика XIII (начало 17 века). Знатная итальянка Джулия Савели вышла замуж за господина де Вивон и решила перестроить дом по классическому образцу. Вместе с симметрично расположившимися окнами и комнатами, следовавшими друг за другом торжественной анфиладой, пришел и новый уклад. Хозяйка, красивая и образованная дама, принимала гостей, по французскому обычаю, утром лежа в постели. Ее навещали знакомые аристократы, художники, ученые и поэты. За веселой и умной беседой время летело для всех незаметно: дама причесывалась и чистила перышки, а ее гости обменивались новостями и сплетнями, читали стихи и играли в любовь. Впрочем, нередко играли и в политику, и очень по крупному: салон Жюли де Вивон, а потом и салон ее дочери маркизы Катрин де Рамбулье был оппозиционным по отношению ко Двору.
Итак, на два века вперед были установлены правила салонной жизни. Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, богатые буржуазки, модные куртизанки.
Большей частью салоны были прибежищем оппозиции: здесь царствовал не король, а прекрасная или хотя бы довольно умная и любезная дама, перед чарами которой были равны и пэр, и нищий художник. Идеологи Великой французской революции черпали вдохновение в таких вот салонах.
Конечно, присутствие дамы накидывало узду и на умы и на языки. Вот почему в салоне все было немножко, как в домике куклы Барби. И уже при Гегеле (начало 19 века) это вылилось в откровенное жеманство, о чем великий немецкий философ отзывался с сарказмом.
Романтичные девушки
На смену женскому идеалу XVIII века – пышущей здоровьем, дородной, полной красавицы, – приходит бледная, мечтательная, грустная женщина романтизма «с французской книжкою в руках, с печальной думою в очах». Ради того, чтобы выглядеть модной девицы томили себя голодом, месяцами не выходили на солнце. В моде были слезы и обмороки. Реальная жизнь, как и здоровье, деторождение, материнство, казалась «вульгарной», «недостойной» истинной романтической девицы. Следование новому идеалу подняло женщину на пьедестал, началась поэтизация женщины, что, в конечном счете, способствовало повышению общественного статуса женщины, росту истинного равенства.
Перемена вкусов коснулась и косметики. Бледность стала обязательным элементом женской привлекательности. Красавица XVIII века пышет здоровьем и ценится дородностью. Людям той поры кажется, что женщина полная - это женщина красивая. С приближением эпохи романтизма мода на здоровье кончается. Теперь кажется красивой бледность - знак глубины сердечных чувств.
Женщина эпохи романтизма должна быть мечтательной, ей идет грусть. Мужчинам нравилось, чтобы в печальных, мечтательных голубых женских глазах блестели слезы, и чтобы женщина, читая стихи, уносилась душой куда-то вдаль - в мир более идеальный. Чем тот, который ее окружает.
Столичные кокетки
XIX век – это время флирта, значительной свободы светских женщин и мужчин. Брак не является святыней, верность не рассматривается как добродетель супругов. Каждая женщина должна была иметь своего кавалера или любовника. Светские замужние женщины пользовались большой свободой в своих отношениях с мужчинами (кстати, обручальные кольца носили сначала на указательном пальце, и только к середине XIX века оно появилось на безымянном пальце правой руки). При соблюдении всех необходимых норм приличий они не ограничивали себя ничем. Как известно, «гений чистой красоты» Анна Керн, оставаясь замужней женщиной, выданной некогда за пожилого генерала, вела отдельную от него, фактически независимую жизнь, увлекаясь сама и влюбляя в себя мужчин, среди которых оказался А. С. Пушкин, а к концу ее жизни – даже юный студент.
Правила столичной кокетки.
Кокетство, беспрерывное торжество рассудка над чувствами; кокетка должна внушать любовь, никогда не чувствуя оной; она должна столько же отражать от себя это чувство сие, сколько и поселять оное в других; в обязанность вменяется ей не подавать даже виду, что любишь, из опасения, чтоб того из обожателей, который, кажется, предпочитается, не сочли соперники его счастливейшим: искусство ее состоит в том, чтобы никогда не лишать их надежды, не подавая им никакой.
Муж, ежели он светский человек, должен желать, чтоб жена его была кокетка: свойство такое обеспечивает его благополучие; но прежде всего должно, чтоб муж имел довольно философии согласиться на беспредельную доверенность к жене своей. Ревнивец не поверит, чтоб жена его осталась нечувствительною к беспрестанным исканиям, которыми покусятся тронуть ее сердце; в чувствах, с которыми к ней относятся, увидит он только намерение похитить у нее любовь к нему. Оттого и происходит, что многие женщины, которые были бы только кокетками, от невозможности быть таковыми делаются неверными; женщины любят похвалы, ласкательства, маленькие услуги.
Мы называем кокеткою молодую девушку или женщину, любящую наряжаться для того, чтоб нравиться мужу или обожателю. Мы называем еще кокеткою женщину, которая без всякого намерения нравиться следует моде единственно для того, что звание и состояние ее того требуют.
Кокетство приостанавливает время женщин, продолжает молодость их и приверженность к ним: это верный расчет рассудка. Извиним, однако же, женщин, пренебрегающих кокетством, убедясь в невозможности окружить себя рыцарями надежды, пренебрегли они свойством, в котором не находили успехов.
Высший свет, особенно московский, уже в XVIII веке допускал оригинальность, индивидуальность женского характера. Были женщины — позволявшие себе скандальное поведение, открыто нарушавшие правила приличия.
«Демонические» женщины
В эпоху романтизма «необычные» женские характеры вписались в философию культуры и одновременно сделались модными. В литературе и в жизни возникает образ «демонической» женщины, нарушительницы правил, презирающей условности и ложь светского мира. Возникнув в литературе, идеал демонической женщины активно вторгся в быт и создал целую галерею женщин — разрушительниц норм «приличного» светского поведения. Этот характер становится одним из главных идеалов романтиков.
Аграфена Федоровна Закревская (1800–1879) — жена Финляндского генерал-губернатора, с 1828 года — министра внутренних дел, а после 1848 года — московского военного генерал-губернатора А. А. Закревского. Экстравагантная красавица, Закревская была известна своими скандальными связями. Образ ее привлекал внимание лучших поэтов 1820–1830-х годов. Пушкин писал о ней (стихотворение «Портрет», "Наперсник"). Закревская же была прототипом княгини Нины в поэме Баратынского «Бал». И наконец, по предположению В. Вересаева, ее же нарисовал Пушкин в образе Нины Воронской в 8-й главе «Евгения Онегина». Нина Воронская — яркая, экстравагантная красавица, «Клеопатра Невы» — идеал романтической женщины, поставившей себя и вне условностей поведения, и вне морали.
Декабристки
Декабристки — жёны, невесты, сёстры, матери осуждённых к каторге декабристов, которые добровольно поехали за ними в Сибирь.
Верховный уголовный суд по делу декабристов признал виновными 121 человека, из них 23 были женаты. Все женатые декабристы — офицеры, 15 из них принадлежали к высшему офицерству. Трое имели княжеские титулы (С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой, Ф. П. Шаховской), двое — баронские (А. Е. Розен и В. И. Штейнгель). Ряд декабристов были близки к императорскому двору.
После выезда в Сибирь декабристки, как и их мужья, теряли дворянские привилегии и переходили на положение жён каторжан: для них ограничивались права передвижения, переписки, распоряжения своим имуществом. Женам декабристов было запрещено брать с собой детей, а вернуться в Европейскую часть России им не всегда разрешалось даже после смерти мужа.
Преодолев многочисленные препятствия и трудности, первыми (уже в 1827 году) на рудники Забайкалья приехали М. Н. Волконская, А. Г. Муравьёва и Е. И. Трубецкая. В 1828—1831 годах в Петровский завод и в Читу приехали:
невеста И. А. Анненкова — Полина Гёбль,
невеста В. П. Ивашева — Камилла Ле Дантю,
жена В. Л. Давыдова — А. И. Давыдова,
жена А. В. Ентальцева — А. В. Ентальцева,
жена М. М. Нарышкина — Е. П. Нарышкина,
жена А. Е. Розена — А. В. Розен.
жена М. А. Фонвизина — Н. Д. Фонвизина,
жена Алексея Петровича Юшневского — М. К. Юшневская,
сестра Н. А. Бестужева — Е. А. Бестужева
Многим из декабристок было отказано выехать в Сибирь к своим родственникам. Так, мать декабристов Бестужевых долго хлопотала о разрешении вместе с дочерьми выехать к сыновьям в Селенгинск, но император Николай I отказал ей. После её смерти в 1844 году разрешение на выезд в Сибирь получили её дочери.
Подвигу жён декабристов посвящена поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины», которая сначала называлась «Декабристки».
Одиннадцати жёнам декабристов, находившимся в ссылке вместе со своими мужьями, в городе Тобольск в 2008 году в сквере близ исторического Завального кладбища был установлен памятник
Институтки (смолянки)
Институтка - воспитанница, ученица института.
«Закрытые женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии» (в популярной литературе Институты благородных девиц) — российские закрытые учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии, в которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — также дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше к так называемым неподатным состояниям.
Если первые «смолянки» воспитывались в гуманной и творческой атмосфере, которую поддерживал просветительский энтузиазм основателей Воспитательного общества, то впоследствии возобладали формализм и рутина обычного казенного учреждения. Все воспитание стало сводиться к поддержанию порядка, дисциплины и внешнего благообразия институток. Основным средством воспитания были наказания, что отдаляло институток от воспитательниц, большинство которых составляли старые девы, завидовавшие молодежи и с особенным рвением исполнявшие свои полицейские обязанности. Естественно, что между воспитательницами и воспитанницами зачастую шла самая настоящая война. Она продолжалась и в институтах второй половины ХIХ века: либерализацию и гуманизацию режима сдерживал недостаток хороших и просто квалифицированных воспитательниц. Воспитание по-прежнему основывалось «больше на манерах, умении держать себя comme il faut, отвечать вежливо, приседать после нотации от классной дамы или при вызове учителя, держать корпус всегда прямо, говорить только на иностранных языках».
Однако в отношениях между самими институтками манерность и чопорность институтского этикета сменялись дружеской откровенностью и непосредственностью. Институтской «выправке» противостояло здесь свободное проявление чувств. Это приводило к тому, что обычно сдержанные и даже «конфузливые» на людях институтки иногда могли повести себя совершенно по-детски. В своих воспоминаниях одна из институток ХIХ века называет «глупым институтством» то, что произошло с ней, когда разговор с неизвестным молодым человеком перешел на «институтскую тему» и затронул любимые ее предметы: «начала хлопать в ладоши, скакать, хохотать». «Институтство» вызывало резкую критику и насмешки со стороны окружающих, когда воспитанницы выходили из института. «Не из луны ли вы к нам пожаловали?» — обращается к институткам светская дама в романе Софьи Закревской «Институтка» и далее отмечает: «А это детское простосердечие, которое так резко выказывается при совершенном незнании светских приличий… Уверяю вас, в обществе сейчас можно узнать институтку».
Обстоятельства жизни в закрытом учебном заведении замедляли взросление институток. Хотя воспитание в женском обществе и акцентировало зарождавшиеся в девушках душевные переживания, формы их выражения отличались детской обрядностью и экспрессивностью
Оторванные от интересов современной жизни институтские курсы русской и иностранной литератур не восполнялись внеклассным чтением, которое всячески ограничивалось и контролировалось, чтобы оградить институток от «вредных» идей и неблагопристойностей и сохранить в них детскую невинность ума и сердца.
Мечты о будущем занимали все более существенное место в жизни воспитанниц по мере того, как приближался выпуск из института. Мечтали не столько в одиночку, сколько сообща: вместе с ближайшей подругой или всем отделением перед сном. Этот обычай является ярким примером «чрезмерной сообщительности» воспитанниц, которая приучала их «не только действовать, но и думать вместе; советоваться со всеми в мельчайших пустяках, высказывать малейшие побуждения, проверять свои мнения другими». Овладевая сложным искусством парного хождения (которое служило одним из характерных признаков институтского воспитания), институтки разучивались ходить в одиночку. Им действительно «чаще приходилось говорить мы, чем я». Отсюда и неизбежность коллективного мечтания вслух. Характерна реакция одного из героев чеховского «Рассказа неизвестного человека» на предложение «мечтать вслух»: «Я в институте не был, не проходил этой науки»
Обращает внимание подчеркнуто праздничный характер жизни, о которой мечтали в институтах. Институтки отталкивались от скучного однообразия порядков и суровой дисциплины институтской жизни: будущее должно было быть полной противоположностью окружавшей их действительности. Определенную роль играл и опыт общения с внешним миром, будь то встречи с нарядно одетыми людьми во время воскресных свиданий с родственниками или же институтские балы, на которые приглашались воспитанники самых привилегированных учебных заведений. Оттого будущая жизнь казалась беспрерывным праздником. Это порождало драматическую коллизию между институтскими мечтами и реальностью: многим институткам приходилось «прямо с облаков спуститься в самый неказистый мир», что крайне осложняло и без того трудный процесс адаптации к действительности.
Институтки были весьма благосклонно приняты культурной элитой конца ХVIII — начала ХIХ века. Литераторы превозносили новый тип русской светской женщины, хотя и усматривали в нем совершенно разные достоинства: классицисты — серьезность и образованность, сентименталисты — естественность и непосредственность. Институтка продолжала играть роль идеальной героини и в романтическую эпоху, которая противопоставляла ее светскому обществу и миру как образец «высокой простоты и детской откровенности». Внешний вид институтки, «младенческая непорочность» мыслей и чувств, ее отстраненность от мирской прозы жизни — все это помогало видеть в ней романтический идеал «неземной красавицы». Одновременно существовал и прямо противоположный взгляд на институтку, в свете которого все благоприобретенные ею манеры, привычки и интересы выглядели «жеманством» и «сентиментальностью». Он исходил из того, что отсутствовало в институтках. Воспитанницы женских институтов предназначались для духовного преобразования светского быта, и поэтому институт мало готовил их к практической жизни. Институтки не только ничего не умели, они вообще мало что понимали в практической жизни.
«Кисейные» барышни
«Кисейная» барышня имеет иную характеристику нежели «тургеневская». Выражение это появилось в России в 60-х годах 19 века в демократической среде и означало вполне определенный социальный и психологический тип с такими же вполне определенными нравственными ориентирами и художественными вкусами.
Первым употребил это выражение в романе «Мещанское счастье» Н.Г. Помяловский, одновременно выразивший и свое понимание подобного женского типа.
Особый стиль поведения, манера одеваться, которая позднее породила выражение «кисейная барышня», начали складываться еще в 30 — 40-х годах 19 в. По времени это совпадает с новым силуэтом в одежде. Талия опускается на место и всячески подчеркивается невероятно пышными нижними юбками, которые позднее заменит кринолин из металлических колец. Новый силуэт должен был подчеркивать хрупкость, нежность, воздушность женщины. Склоненные головки, потупленные глазки, медленные, плавные движения или, напротив, показная шаловливость были характерны для того времени. Верность образу требовала, чтобы девушки такого типа жеманничали за столом, отказываясь от еды, постоянно изображали отрешенность от мира и возвышенность чувств. Пластические свойства тонких, легких тканей способствовали выявлению романтической воздушности.
Этот жеманный и изнеженный женский тип весьма напоминает девушек-институток, таких же не в меру сентиментальных, романтичных и мало приспособленных к реальной жизни. Само выражение «кисейная барышня» восходит к выпускной форме воспитанниц женских институтов: белым кисейным платьям с розовыми кушаками.
Нигилистки
"Кисейным барышням" противостоял иной тип русских девушек - нигилистки. Или "синий чулок". Облик нигилистки зримо воплотил новую ценностную парадигму интеллигенции. Женщину в кругу интеллигенции стали рассматривать как личность, имеющую свои убеждения, интересы, не связанные с традиционной ролью жены и матери. До рассматриваемого периода жизнь человека в России была подчинена сословному регламенту. При этом женщина была «подавлена» сословными ценностями в значительно большей степени, чем мужчина.
Образы женщин в изобразительном искусстве (живописи)
История русской портретной живописи – уникальное явление в истории мировой культуры в целом, ведь своими корнями она уходит в православную иконопись и питается плодородной почвой глубоко религиозной духовности. Если в Западной Европы искусство портрета восходит к греко-римским античным образцам, то есть – в дохристианские времена, то в России изначально образцами для создания портретов служили именно в принципе иконописи.
Яркими, своеобразными, то поражающими своей внутренней силой, то трогающими своей ранимостью, то удивляющими экстравагантностью предстают перед нами образы женщин, созданные художниками конца XIX века. Пожалуй, при всём разнообразии характеров, темпераментов, внешних качеств изображаемых на портретах женщин, главное свойство, что их объединяет, можно назвать «марийность», то есть в каждой женщине художник выражает нечто такое, что роднит её с библейской Марией… Только вот с какой именно – Девой Марией или же Марией Магдалиной, спросит внимательный читатель и будет совершенно прав. Но нет на это однозначного ответа – ведь в женской природе переплетаются сущности обеих. Да, а поскольку, искусство конца XIX века тяготеет к реализму, то и свойство «марийности» – отображение обоих начал, и загадочной чистоты, непорочности, грешности, мирской слабости, которая искупается силой божественного всепрощения и милосердия. Дилемма между образами Девы Марии и Марии Магдалины подспудно присутствует их женских образах, созданных мастерами слова. В портретном искусстве, особенно – в женских образах, созданных в конце XIX века, реалистические принципы не сводятся до копирования натуры и отображения психологических качеств, они тесно связаны со всей сложностью философско-религиозных и интеллектуальных исканий, которые царили тогда в среде творческой интеллигенции.
Образы женщин
1) Светские дамы
XIX век-это эпоха парадных портретов дам в пышных платьях, с высокими прическами, в окружении богато обставленных интерьеров или цветущих садов. Эпоха рококо была богата женскими образами: «Дама в голубом» Т.Гейнсборо, «Портрет М.И.Лопухиной» В.Боровиковского, «Качели» Ж. Фрагонара… Это всегда были нежные образ красавиц своего времени, обладающих чувством собственного достоинства и осознанием собственного очарования. В парадных портретах Брюллова изображены светские красавицы среди роскошной обстановки, в пышных нарядах. В их бледных красивых лицах - аристократическая надменность, уже нет простоты и сердечной отзывчивости, свойственной женщинам на портретах романтической эпохи.
2) Салонная дама (столичная штучка)
«Романтическая инъекция» способствовала появлению не только камерных, но и эффектных, комплиментарных портретов, представляющих идеализирующую салонно-академическую портретную линию, выразившую эстетические запросы различных слоев русского общества. Героиней этого портретного репертуара стала «прекрасная дама»: «вся в белых сквозных кружевах», «в привычнозаученной роли». Одетая по парижской моде, она «украшала» собой гостиные и салоны, на стенах которых в золоченых рамах висели развлекательные по духу и виртуозные по живописному исполнению большие полотна и «миниатюрные» композиции салонного типа (по форме и содержанию подобные медальонам): «головки», ставшие «…отдельным, самостоятельным жанром, пользовавшимся популярностью». Этот русский вариант «головок Греза» отражен в работах А. Харламова, Н. Рачкова, И. КелераВилианди, С. Постникова, В. Верещагина, С. Зарянко. «В 50–60-х годах не было светской гостиной, где бы ни красовалась головка работы И. Макарова», мастера «чудных грациозных» женских головок и «крохотных коралловых губок» К. Маковского, «русского Греза» Ф. Чумакова. Следуя достижениям классического европейского искусства и восприняв внешние приемы русского романтического портрета, «серединный портрет» отказывается от главного завоевания романтизма – раскрытия внутреннего мира модели (что являлось особой темой в женском портрете), скрыв его под социальной маской (в типовом диапазоне от европеизированной купчихи до аристократки). Как замечает Т. Карпова, «отсутствие напряжения по отношению к “идее личности”, “смыслу лица” ... вызывало у современников постоянное чувство недостаточности этого искусства». Удовлетворить спрос на тот или иной тип портрета, «подать товар лицом» могла целая армия плодовитых художников «средней руки» – многочисленные «чартковы», «бертены», «пьеры грассу» («фотографы дамских платьев») – мастера комплиментарные и конформные, воспроизводящие образ, продиктованный моделью, выступающие с ней в соавторстве. Эта «творческая связь» портретиста с публикой вела к материальному процветанию, благополучию, стабильности, славе. «Кажущееся сходство между позднеакадемическим и салонным искусством основано на том, что в обоих случаях акцент делался на идеальное; разница была в весьма существенных оттенках этого идеального, располагаясь в диапазоне между “прекрасным” и “красивеньким”. Разумеется, не все позднеакадемическое искусство можно назвать салонным, как и далеко не только академизм составлял основу так называемого салона». Салонное искусство, будучи стилевой разновидностью академического направления, достигало компромисса между внешней похожестью и художественной правдой, создавая респектабельные образы своих заказчиц, в которых «портретная характеристика ... затрагивает лишь поверхностный слой портретного образа», но не раскрывает внутреннюю сущность модели. В творчестве салонных портретистов, провозгласивших красоту в качестве идеала, «...портрет становится жанром более декоративным, нежели исповедальным». Женские образы лишены возвышенности предыдущей эпохи, прежних «мечтательниц» сменили «беспечные кокетки» – эффектные, идеализированные и натуралистичные. На первый план выходят стереотипная элегантность, «условная приукрашенность реальных черт модели». Тем не менее индивидуальная выразительность женского образа, не соответствующая идеализированной красоте, встречается в некоторых портретах К. Лаша, С. Зарянко, а также И. Макарова, который художественно интерпретировал и романтизировал модели, сочетая в портретах одновременно парадность, салонность и камерность. В рамках салонного искусства середины XIX в. находился портрет попроще, охарактеризованный Г. Стерниным как светский, «...паразитировавший ... на творческих приемах и парадного, и камерного портрета былых времен (и даже по размерам ... их гибрид), быстро утверждался в художественном обиходе, благодаря своей двойной общественно-эстетической функции – удовлетворять чувству самодовольного благополучия имущих людей и представлять идеальную форму общественной репрезентации личности для тех, кто к такому благополучию стремит- Женские образы в русском портрете середины XIX века (конец 1840-х – 1870-е гг.) 267 ся». Виртуозно владея живописной техникой и цветом, ведущие портретисты академической школы, работавшие в салонном стиле в это время: Л. Жодейко, С. Зарянко, К. Лаш, И. Макаров, К. Маковский, Н. Тютрюмов, В. Худяков, В. Гау, Т. Нефф, Ф. Чумаков, К. Робертсон, А. Тыранов, П. Орлов, В. Тимофеев, Ф. Славянский, И. Тюрин, Е. Плюшар, И. Келер-Вилианди, – создали портреты светских красавиц, по которым можно изучать модные тенденции середины века. Из портрета в портрет переходят прически, аксессуары, фасоны богато декорированных колоколообразных платьев-кринолинов (подробно написанных художниками и создающих впечатление солидности и достоинства), иллюзорная передача фактуры (блеск драгоценностей, переливы атласа и шелка, бархат, мех, кружева и ленты выглядят потрясающе правдоподобно). Набор средств, репрезентирующих даму, достаточно однообразен, поэтому многие, «бесконечно притягательные» для публики, портреты этого рода повторяют широко растиражированный женский салонный типаж, однажды найденные приемы композиционного построения, живописной манеры, с присущей ей педантичной жесткостью контуров и «зализанностью» фактуры поверхности. На полотнах повторяются улыбки, взгляды, эффектные позы и жесты, выражения привлекательных лиц молодых и не очень «милых красавиц», облагороженные единым каноном меланхолии: «...по лицу скользит полуулыбка, в жесте рук манерность, складки … платья декоративно размещены полукругом вокруг фигуры. Позади видны колонна и слегка намеченный пейзаж. Все – лицо, руки, платье, фон – привлекает художника в равной мере. Кисть легко и бездумно скользит по холсту». «Плененные красотой» мастера салонно-академического направления в своих работах успешно сочетали форму большого репрезентативного поколенного портрета, идущую от академической школы и влияния брюлловских портретов второй четверти XIX в., с принципом натуральности венециановской школы.
3) Простонародные девушки
В противовес парадным портретам в русском искусстве 1 половины XIX века появляется новое движение "простонародного" женского портрета - сентиментального у Тропинина и поэтичного у Венецианова.
Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой... Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки... Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью. Чарующая прелесть сквозит в этих формах — ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного.
„Кружевница" лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки - совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.
На портрете «Девушка в платке» мы видим простые и искренние глаза, которые очень внимательно и проницательно смотрят на нас. Ее пухлые красные губы очень естественные и завораживающие. В ее лице нет напыщенности, надменности, а только скромность и искренность. Голову девушки покрывает красивый темный платок в светлые полосы. Он не завязан под подбородком или за головой, как это бывает показано на других картинах автора, его концы невольно спадают вниз, где в раене груди придерживаются рукой девушки. Также видно, что на девушке надета чисто-белая блузка. Она еще очень молода, но уже можно понять насколько красивой женщиной она будет.
Глядя на эту картину и на лицо девушки можно понять, почему автор предпочел городским красавицам эту чистоту и скромность. Здесь все настоящее, не нарисованное, не наигранное, а искреннее и свежее.
4) Образ «Незнакомки»
Сердце и мысль – вот что более всего ценил Крамской в картине. На передвижных выставках он чаще всего выступал как автор мужских, очень скупых по цвету и строгих по композиции портретов. И вдруг – «Неизвестная» (1883. Молодая, прекрасная, одетая со всей роскошью моды женщина едет в коляске по зимнему Петербургу. Сбоку остается Аничков мост, покрытый снегом. Перспектива Невского проспекта тает в морозной дымке. На фоне светлого неба четко смотрится гордо откинутая голова красивой дамы, сознающей свое обаяние. Спокойно, холодно взирает незнакомка на окружающих. Во взгляде некая надменность, подчеркнутая горделивой осанкой.)
Кто она, «Неизвестная» Крамского? Светская дама? Актриса? С кого писал художник эту женщину? Может, образ красавицы просто родился в воображении живописца? Даже Репину, близкому знакомому Крамского, ничего не было известно об ее прототипе, хотя следует отметить, что Репин называл это произведение портретом, а не картиной. Надменность, красота и тайная грусть «Неизвестной» для некоторых ассоциируются с образом Анны Карениной, созданным Л.Н. Толстым. Трудно сказать, кого изобразил Крамской на своем полотне. Бесспорно одно – художник явно любовался своей героиней. Никогда еще Крамской не писал такого многокрасочного, сияющего портрета, никогда не выписывал с такой любовью переливчатый блеск бархата, мягкий ворс меха, атласную поверхность лент и сверкание золотых браслетов. И мы с удовольствием смотрим на гордую красавицу, восхищаясь живописным мастерством Крамского. Белое страусовое перо и светлый шелк, которым подбита бархатная шапочка, оттеняют свежее смуглое лицо. Синий бархатный костюм, украшенный мехом и лентами, хорошо гармонирует с золотистого цвета кожей, обтягивающей сиденье экипажа. Мягкие, плавные линии фигуры полны грации и изящества. И только в огромных, полуприкрытых длинными, пушистыми ресницами глазах притаилась грусть. Эти глаза сверкают, как звезды, и в их сиянии чудится блеск непролитых слез.
Как знать, возможно, за внешним сиянием красоты и роскоши скрывается трагедия души, погубленной высшим светом.
5) Образ юной озорницы
Период конца XIX – начала XX веков, названный в русском искусстве серебряным веком, выдвигает новые задачи, новые направления и, соответственно, новые имена в живописи. Одна из центральных фигур искусства рубежа веков – Валентин Александрович Серов (1865-1911), крупнейший художник, автор более двухсот портретов.
Картина "Девочка с персиками" была создана в 1887 году В. Серовым и является одним из самых значительных его полотен. Первоначальное название было "Портрет В.М.", где В.М. обозначает Верочку Мамонтову, которая была дочерью известного промышленника С. Мамонтова и часто виделась с художником в Абрамцево, в именье, где и была написана картина.
В дальнейшем название было изменено, поскольку на картине в самом деле получился не портрет конкретной девочки, а самый настоящий обобщенный образ самой юности - веселой озорницы, присевшей на минутку за стол. У девушки выразительные глаза с пляшущим внутри огоньком, будто она задумала какую-то новую проделку. Сама поза ее показывает, как нелегко ей усидеть даже недолгое время за столом, как хочется сорваться и убежать играть в сад. Холодноватый фон картины и строгая обстановка комнаты контрастирует с розовой кофточкой и красным бантом, оттеняется смуглым лицом девушки, ее темными глазами. Вся комната проникнута солнечным сиянием, которое подчеркивается мягкими тонами персиков и листьев, уже желтеющим деревом за окном. Нежный румянец играет на щеках девочки и гармонирует с персиками, находящимися неподалеку.
Жизнерадостность героини показана светлыми, радостными тонами, а ощущение ее чистоты и нежности усиливаются благодаря цветам белой скатерти, ярко сверкающего серебряного ножа. Эти отдельные элементы объединяются в единое целое на картине, обогащая образ. Как сразу после ее создания, так и сейчас, много лет спустя, эта работа поражает зрителя своей свежестью, легкостью, теплотой и радостью.
6) Образ умиротворенной девушки
На картине «Девушка, освещенная солнцем» Серов стремится передать очарование мимолетного и сиюминутного, одного мига жизни, наполненного сверкающими красками бытия. Девушка сидит у ствола старого дерева, на ее тонкой, нежной коже восхитительно и волшебно играют солнечные зайчики, и необычайно преображает всю ее молодую стройную фигуру колышущаяся масса тени к света. Спокойный взгляд ее лучистых голубых глаз, нежный румянец симпатичного, доброго лица, уютная поза отдыхающего человека – все это как бы внушает зрителю чувство умиротворенности, дает ощущение гармонии, красоты каждого мгновения жизни.
Героиня работы - кузина художника. Они хорошо знакомы, но некое напряжение все же заметно. Серов представляет нам свою родственницу с любовью и нежностью. Полное лицо, прямой нос, большие красивые глаза. Поза расслаблена. Солнечный свет, само лето располагают к отдыху и снятию напряжения. Взгляд у девушки слегка задумчивый, она по-русски красива и мила, розовый румянец на ее щеках подчеркивает ее молодость и невинность, в ней чувствуется признак умиротворения и радость жизни.
Современная девушка.
До начала XIX века женщина не могла выбирать свою позицию в обществе. С XIX века появляются первые предпосылки изменения статуса женщины. В XX веке с приходом советской власти женщины начинают активно бороться за свои права. В современном обществе женщина имеет право выбирать свою роль в обществе.
Девушки XXI века не представляют своей жизни без успеха, карьеры и активного образа жизни. Они амбициозны и целеустремлены в работе, креативны в творчестве. Они в курсе всех книжных, музыкальных и кинематографических новинок. Современные девушки всегда излучают успех. У них позитивный взгляд на жизнь и непреодолимое желание быть всегда и во всем первой. Безусловно, большое количество грандиозных планов требует от них грамотно рассчитывать свое время. Они все планируют заранее и тщательно обдумывают каждый свой шаг. В этом им помогают современные высокотехнологичные гаджеты, без которых они уже не представляют своей жизни. Это смартфоны и планшеты. Телефон уже служит не просто средством связи. Он позволяет отвечать на рабочие письма, в каком бы месте они ни находились, общаться с друзьями, а также быть в курсе всех мировых событий. Стиль жизни современной девушки — максимально комфортный. Он помогает ей идти в ногу со временем, развиваться, добиваться желаемого и с уверенностью смотреть в будущее.
Практическая часть
Анкетирование «Женские образы 19 века»
В анкетировании участвовали 28 человек в возрасте 14-15 лет.
Какие виды искусства Вы знаете?
Какие, на Ваш взгляд, образы девушек существовали в России 19 в.?
Знаете ли Вы, кто такие светские дамы?
Знаете ли Вы, кто такие салонные дамы?
Знаете ли Вы, кто такие тургеневские девушки?
Сравнительная таблица
№ | Вид искусства | |||
Литература | История | ИЗО | ||
1 | - | Светские дамы | ||
2 | Барышни | Романтичные девушки | Образ умиротворенной девушки | |
3 | Салонные дамы | |||
4 | Провинциалка | - | - | |
5 | Блудницы | Столичные кокетки | - | |
6 | - | - | Образ юной озорницы | |
7 | Идеальный образ русской девушки | - | Простонародные девушки | |
8 | Декабристки | - | ||
9 | Институтки | - | ||
10 | - | «Демонические» женщины | Образ «Незнакомка» | |
* | Тургеневская девушка | - | - | |
* | - | «Кисейные» барышни | - | |
* | - | Нигилистки | - |
* - особенный образ девушки, возродившийся именно в данном виде искусства.
Иллюстрации
За основу я взяла обобщенный романтичный образ девушек из литературы, истории и изобразительного искусства и представила их в разных техниках: живописи акварелью, графике.
Барышни
Такие девушки мне представляются выдержанными и милыми одновременно. Скромность и хорошие манеры придают свою «изюминку», благодаря которой этот образ так привлекателен.
Я выбрала технику графика в карандаше, чтобы показать не броскость и натуральную красоту барышень.
Романтичные девушки
В моем понимании, это изысканные и элегантные девушки, соблюдающие моду и этикет. Бледность и умиротворенность – черты таких особ.
Я выбрала один тон акварели, чтобы показать спокойствие, легкость и, конечно же, подчеркнуть бледность этого образа девушек.
Образ умиротворенной девушки
Образ говорит сам за себя. Спокойные, сдержанные и хладнокровные девушки представлены в технике рисования черной гелевой ручкой. Цвет показывает невозмутимых, сильных духом дам.
Заключение
В ходе работы над проектом я выяснила, что такое искусство и его виды – литература, история и изобразительное искусство. Изучила информацию об образах девушек в различных видах искусства и выделила основные типы девушек 19 века. Пристальное внимание я обратила на особые образы, возродившиеся в литературе и истории.
Также я составила сравнительную таблицу, показав, как связаны образы в разных видах искусства и провела анкетирование, узнав уровень знания об образах девушек 19 века подростков. Проанализировав характер и внешность типов девушек, я сделала эскизы, как выглядят несколько образов в моем понимании. Кроме того, я выяснила, как выглядят девушки современности, и в чем отличия девушек 19 и 21 вв.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая женщина неповторима и многогранна, поэтому из века в век художники, писатели и деятели не могут устоять перед ее красотой. Они пробуют уловить мимолетный взгляд, легкое движение, раскрыть потаенные черты характера, душевные, нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе и борьбе, хотят запечатлеть ее в истории с помощью рассказа, повести или картины, этот правдивый и прекрасный образ.
Интернет-источники
https://www.literaturus.ru/2015/10/barynja-obraz-harakteristika-opisanie-Mumu-Turgeneva.html
https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=4215
https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=4165
https://xn----8sbiecm6bhdx8i.html
https://lit-helper.com/p_Jenskie_obrazi_v_russkoi_klassicheskoi_literature
https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/russkie-zhenshchiny.html
https://www.stihi.ru/2012/02/10/11298
https://otvet.mail.ru/question/75784177
https://www.booksite.ru/fulltext/po/ta/pen/ko/17.htm
https://sm-news.ru/sekrety-stilya-skandinavskix-zhenshhin-praktichnost-kachestvo-yarkie-cveta-57114/
https://www.rosimperija.info/post/731
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://typical-moscow.ru/skvoz-veka-evolyuciya-obraza-russkoj-zhenshhiny/
http://www.myshared.ru/slide/937757/
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-obraz-zhienshchiny-v-russkoi-litieraturie.html
https://www.wm-painting.ru/TermsAG/p2_articleid/812?_utl_t=vk
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=87
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/charskaya/zapiski-institutki
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.junior.ru/students/saxokiya/mirjen3.htm
https://www.liveinternet.ru/users/fox-cub77/post283681680/
https://lit-helper.com/p_Jenskie_obrazi_v_russkoi_klassicheskoi_literature
https://www.proza.ru/2016/09/27/1230
https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post410263566/
https://artlife-pro.com/blog/obraz-zhenshchiny-v-iskusstve.html
https://school-science.ru/2/8/30331
Литвиненко Ирина Витальевна
Нигматзянова Р. C.