Урок «Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство. Изменения в дворянском быту» (7 класс, история)
Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство. Изменения в дворянском быту.
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Охарактеризовать причины подъема России в первой четверти XVIII века; представить основные направления развития русской культуры; познакомить с главными изменениями всей культурной жизни России; познакомить с новыми явлениями в области культуры, быте, введенными Петром I; развивать умения у обучающихся самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства. |
Задачи урока |
На основе работы с дополнительной информацией, полученной самостоятельно, узнать об основных изменениях в культуре и быте XVIII века; в ходе коллективного обсуждения осознать роль преобразований Петра I в области культуры и быта |
Формы, приемы, методы |
Работа в парах, работа в группах, фронтальный опрос |
Предполагаемый результат |
предметные: совершенствовать коммуникативно-речевое развитие учащихся через работу с историческим источником и основными понятиями темы, осознание значения причин подъема культуры России в первой четверти XVIII века; метапредметные: научить структурировать учебный материал, выделять главное и второстепенное; личностные: развивать умение самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства, определять место и роль основных событий; формировать положительное отношение к результатам изменений культуры России в первой четверти XVIII века, воспитывать готовность к коллективному творчеству. |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, регулятивные |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран, раздаточный материал. |
Основные понятия |
Академия наук, ассамблеи, барокко, лексикон, светский, графика, классицизм, летоисчисление, Кунсткамера, навигационные науки |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Организационный этап |
Приветствие. |
Приветствие. |
Регулятивные: Психологическая готовность к переходу отдыха к учебной деятельности. Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. Коммуникативные: речевое взаимодействие с соблюдением норм речевого этикета. |
|
2. Мотивация учебной деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Проблемный вопрос Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Первая точка зрения Культурные преобразования Петра I способствовали развитию отечественной науки, системы образования, художественной культуры, преодолению отсталости России, приобщению к достижениям западной культуры; создали основу для реформ во всех других сферах жизни. Вторая точка зрения Преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре. Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни народа и дворянства. |
Выдвигают варианты, участвуют в их обсуждении, анализируют, проявляют интерес к материалу, представляют собственные мысли |
Учебно-познавательная: Развитие учебно-познавательной мотивации Коммуникативные: Доказывать свою точку зрения, вступать в дискуссии. Личностные: Анализировать, планирование своей работы |
3. Постановка учебной задачи |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез |
Презентация, вопрос на слайде. Проблемный вопрос: - Что нового появилось в культурном развитии России в первой половине XVIII века? |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. |
Учебно-познавательные: Постановка цели урока Регулятивные: Включение в учебный процесс |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Самоорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Работа в группах: дети получают тексты с описанием быта крестьян, дворян, провинциального дворянства (в соответствии с текстом каждой группе поставлены вопросы). |
Поскольку группы были сформированы на уроке, обучающиеся для ответа на вопрос и задание обмениваются информацией, приведут аргументы и приготовятся к защите. |
Учебно-познавательные: Формирование навыков поисковой деятельности Коммуникативные: Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем Личностные: Анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Физкультминутка |
Личностные: ценностное отношение к своему здоровью. Смена вида деятельности для снятия напряжения. |
|||
6. Закрепление новых знаний |
Включение нового знание в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Учителем предлагается к просмотру видеофрагмент об искусстве, архитектуре и живописи в начале XVIII века. Ученикам предлагается карта-схема, которую необходимо заполнить во время просмотра фильма. |
Заполнение карты-схемы в парах (фиксируют выводы о новых явлениях в культуре). Фронтальный опрос. |
Личностные: Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные: Действия прогнозирования –предвосхищение результатов совей деятельности; действия саморегуляция – умение сосредоточится на выполнении речевых действий. Учебно-познавательные: Освоение способов совместной деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. |
7. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Оценка деятельности обучающихся учителем. |
Подведение итогов. - Сегодня на уроке я узнал о быте дворян … - Сегодня на уроке я узнал о быте провинциальных дворян … - Сегодня на уроке я узнал о быте крестьян … - Самым полезным и интересным об архитектуре для меня было… - |
Анализируют деятельность по постижению цели |
Регулятивные: рефлексия. Оценка своей работы, определение материала для повторения дома. Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
8. Домашнее задание |
Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания |
Познавательные: применение полученных знаний в новой ситуации. Регулятивные: умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи |
Евгения Георгиевна