Жизнь императрицы Екатерины II
Автор публикации: Щ. Виктория, ученица 9А класса
Проект по истории Россиии по теме Жизнь императрицы Екатерины II Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 14» города Смоленска (МБОУ «СШ № 14») Выполнила: Щербакова Виктория Ученица 9 А класса Руководитель: Артеменков А.Л.
Екатерина II –великая личность в истории. Даже после смерти императрицы разговоры о ней не утихают. Кто-то хвалит ее за всё то, что она сделала для государства, кто-то, наоборот, недоволен реформами.
Объектом исследования является Екатерина II. Предметом исследования – оценка правления императрицы. Цель исследования – обозначить собственную оценку правления княгини, для чего необходимо решить следующие задачи: 1.Провести анализ личности Екатерины II. 2. Раскрыть информацию о том, какие качества позволили ей добиться успеха. 3. Оценить роль Екатерины II в развитии государства.
Екатерина II ( София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская ) родилась в 1729 году в Пруссии в семье губернатора Штеттина князя Цербстского и герцогини Голштейн-Готторпской
В 1744 года вместе с матерью была приглашена в Россию императрицей Елизаветой Петровной и крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны
В 1745 году состоялась свадьба Екатерины II с Петром Федоровичем (будущим императором Петром III)
После девяти лет брака, отношения между супругами абсолютно разладились. Екатерина II родила наследника престола Павла , которого у нее сразу же отобрали и практически не позволяли с ним видеться
Политика Петра III спровоцировала негодование практически всех слоев русского общества. Екатерина же, напротив, пользовалась немалой популярностью. Неудивительно, что в такой ситуации вскоре сложился заговор, возглавила который именно она.
Екатерина II царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой
В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.».
1.Просвещать нацию, которой должно управлять; 2.Ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы; 3.Учредить в государстве хорошую и точную полицию; 4.Способствовать расцвету государства и сделать его изобильным; 5.Сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. С самого первого дня восхождения на престол Екатерина II четко сформулировала свои монаршие задачи и начала активно их реализовывать:
Внутренняя политика
Основные реформы Название Содержание 1763 – Реформа Сената Упорядочивание и систематизация полномочий и структуры. Закрепление законодательной функции исключительно за императрицей. 1764 – Церковная (секуляризационная) реформа Изъятие церковных земель. Передача монастырских крестьян в управление Коллегии Экономии. 1764 – Упразднение гетманства Власть перешла к Малороссийской коллегии и П. Румянцеву-Задунайскому 1768-86 – Образовательная реформа Создана сеть городских школ, начинается открытие училищ. Открыты сиротские дома, академии для мальчиков и Смольный институт благородных девиц 1768 – Денежная (финансовая) реформа Создание Купеческого и Дворянского банков. Создание ассигнаций – бумажного эквивалента денег.
Основные реформы 1775 – Ликвидация Запорожской сечи За погромы сербских поселенцев и поддержку восстания Пугачева. Так же, после взятия Крыма и исключения угрозы со стороны татарских набегов их услуги стали менее востребованы. 1775 – Губернская (вкл. Судебная) реформа Укрепление вертикали власти, разграничение функций и ответственности управляющих и судебных органов. Упорядочивание административно-территориальной системы. 1768 – Денежная (финансовая) реформа Создание Купеческого и Дворянского банков. Создание ассигнаций – бумажного эквивалента денег. 1775 – Ликвидация Запорожской сечи За погромы сербских поселенцев и поддержку восстания Пугачева. Так же, после взятия Крыма и исключения угрозы со стороны татарских набегов их услуги стали менее востребованы.
Основные реформы 1775 – Манифест о свободе предпринимательства Открытие предприятий для всех свободных (не крепостных) без специальных разрешений 1782 – Полицейская реформа «Устав благочиния» — введения контроля за населением со стороны полиции и церкви. 1785 – Городская реформа «Грамота городам» – определение органов самоуправление и их функций. Разделение разрядов городского населения, их обязанностей, прав и привилегий. «Грамота Дворянству» — закрепление и расширение свобод и привилегий благородных дворян. 1775 – Манифест о свободе предпринимательства Открытие предприятий для всех свободных (не крепостных) без специальных разрешений 1782 – Полицейская реформа «Устав благочиния» — введения контроля за населением со стороны полиции и церкви.
Внешняя политика
Фавориты Екатерины II Екатерина II умела ладить с людьми и очаровывать их. С 1752 по 1796 у нее было много фаворитов. Умея подмечать людские слабости, Екатерина была очень дальновидной, когда дело доходило до государственных интересов .
Самые известные фавориты Екатерины II Платон Зубов . Григорий Потемкин Григорий Орлов
При Екатерине II в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека Культура и просвещение
Екатерина II покровительствовала различным областям искусства – архитектуре, музыке, живописи Культура и просвещение
Развитие системы образования В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Фактически было положено начало современной системе образования
Развитие системы образования 11 октября 1783 года основана Российская академия наук. В академиях работали лучшие зарубежные учёные Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер и другие
При Екатерине II в России началась история женского светского образования. В 1764 году она учредила Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге — первое в стране образовательное учреждение для женщин Женское образование
Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты Развитие системы здравоохранения
Началась кампания по обязательному прививанию оспы Развитие системы здравоохранения
Екатерина II занималась литературной деятельностью, оставив после себя большое собрание сочинений — записки, переводы, басни, сказки, комедии Литературная деятельность
Особая заслуга принадлежит Екатерине II в развитии российской журналистики. Среди авторов еженедельного сатирического журнала «Всякая всячина», издававшемся с 1769 года была и сама императрица Журналистская деятельность
1. Ухудшалось положение крестьян, что вызывало все больше недовольства в массах. 2.Слишком поощрялось дворянское сословие (о чем свидетельствует жалованная грамота дворянам). 3.Неудачей закончилась и инициатива с Уложенной комиссией, на которую народ возлагал большие надежды. Минусы периода правления Екатерины II
16 ноября 1796 года у Екатерины II произошло кровоизлияние в мозг, по терминологии XVIII века – «апоплексический удар». На следующий день, не приходя в сознание, она скончалась. Похоронили ее в Петропавловском соборе Смерть Екатерины II
В три с половиной десятилетия правления Екатерины II уложилась неоднозначная и очень важная эпоха, когда сформировалась основная часть фундамента современного русского государства. И дирижировала страной в те времена женщина, масштабу которой до сих пор не нашлось равных в истории России.
Екатерина Великая была действительно мудрой правительницей. Она создала множество важных, можно даже сказать, необходимых для того периода реформ. Именно за свою современность, соответствие эпохе, её и любили. Она знала, в чём нуждается Россия и старалась сделать максимально много. Выводы