Технологическая карта урока истории «Губернская и сословная политика Екатерины II»
Всероссийский конкурс для учителей истории и обществознания на лучший урок
с мультимедийным сопровождением
Образовательная организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Учитель истории и обществознания: Мельник Виктория Олеговна
Класс: 8
Технологическая карта урока
Урок истории «Губернская и сословная политика Екатерины II»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: создать условия для формирования представления у обучающихся о причинах, особенностях проведения и последствиях реформ, проводимых Екатериной II во второй период своего царствования в области губернской и сословной политики.
Задачи:
Образовательная – содействовать формированию представлений о причинах, особенностях проведения и последствиях реформ, проводимых Екатериной II во второй период своего царствования в области губернской и сословной политики.
Развивающая: совершенствовать навыки анализа исторических событий на примере реформ Екатерины II, умения выступать и защищать свою точку зрения, представлять одну и ту же информацию в разных формах, извлекать знания из различных источников, работать с учебником, строить речевые высказывания.
Воспитательная: вовлечь в активную деятельность, создать условия для реальной самооценки учениками своей работы на уроке, умения выделять морально-этическое содержание событий и действий исторических личностей;
УМК:
1.Учебник. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России XVIII век. Издательство «Русское слово», 2017, параграф 15, страница 91 – 97.
2.Печатная тетрадь - Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс
3. Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс
4. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Захаров В.Н., Программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Создание проблемной ситуации |
Объявление темы урока - Как вы понимаете выражение «просвещённый абсолютизм»?
- Прочитайте высказывания историка Н. М. Карамзина и французского просветителя Гельвеция о русской императрице Екатерине II. Карамзин Н.М.: «Громки и велики были дела Екатерины, твердо вошедшие в полном блеске своем, в несокрушимой силе совершившихся событий… Екатерина внесла в Русское общество просветительные и животворные стихии, и внесла их не крутыми мерами» Французский просветитель Гельвеций: «Она защитница от азиатского деспотизма». - Можно ли назвать Екатерину II просвещённой государыней?
- Познакомьтесь с высказыванием Екатерины II о государственных порядках. «Российская империя столь велика, что любая власть, кроме власти суверена, приносит ей ущерб, ибо другая власть медленнее осуществляется и содержит бесчисленное множество страстей, которые ведут к фрагментации центральной власти; только единый суверен обладает средствами ограничения зла и считает общественное благо своим собственным». - Соответствует ли высказывание Екатерины II идеям европейского Просвещения о государстве? |
- В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.
Да, можно. 18 век - это век Просвещения. Правители многих стран, в том числе и Екатерина Великая старались проводить реформы в духе идей Просвещения. Это была попытка Екатерины II разделить власть с обществом.
Высказывания самой императрицы, где говорится о разделении властей, противоречат идеям Просвещения о государстве. Екатерина II считала, что для России подходит только монарх (суверен), власть которого неограниченна. |
Формулирование проблемы урока |
- Сравните оценки Екатерины II историка Н.М. Карамзина и французского просветителя Гельвеция и её собственные высказывания. В чём противоречие? - Какой возникает вопрос? |
- По одному документу Екатерина II выступает против деспотизма, по другому – поддерживает его. Реформы Екатерины II соответствовали идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей? |
Гипотезы |
Данный этап можно пропустить, так сами гипотезы заложены в вопросе |
|
Актуализация знаний |
Какие знания из прошлого урока нам необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос: Реформы Екатерины II соответствовали идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей? - Приведите аргументы на основе первых государственных решений императрицы (на основе изученного на прошлом уроке параграфа 14). Какой вывод мы можем сделать, сравнивая первые шаги Екатерины II и идеи Просветителей?
|
1.Основные идеи Просвещения. (Работа со словарем– с. 229 – термин Просвещенный абсолютизм) 2.Внутренняя политика Екатерины II в первой половине царствования.
К государственным решениям в духе Просвещения можно отнести: продолжение секуляризации и ограничение власти церкви; 1767г. создание Уложенной комиссии для составления нового свода законов, провозглашение принципа разделения властей - законодательная власть - парламенту, исполнительная - королю и правительству. судебная – судьям, выдвинутым населением
|
Создание плана урока |
Какие знания вам потребуются, чтобы ответить на вопрос: Реформы Екатерины II соответствовали идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей? |
Внутренняя политика Екатерины II в 1775 – 1789гг.
|
Открытие нового знания
|
- Чтобы проверить ваши предположения, посмотрим, что изменила в стране Екатерина II после 1775г? Екатерина II провела ряд реформ, которые были связаны с реформами государственного управления: губернскую реформу 1775г, реформу судов, а также реформы в отношении дворян и купечества. - Нам предстоит выяснить причины и последствия этих реформ. Задание из печатной тетради ( Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс с. 81 № 2) |
Работа по рядам 1 ряд - Губернская реформа 1775 г, с.90 – 93 2 ряд – Судебная реформа, с.92 – 93 3 ряд - Жалованная грамота дворянству и городам 1785г., с.94 - 97
Работа с задание в печатной тетради (таблица приводится далее) |
Причины |
Реформа |
Последствия |
Необходимо улучшить управление отдельными частями империи. |
Губернская реформа 1775 г |
Упорядочилась система местной власти. Появилась сильная власть на местах во главе с губернатором. Страна была разделена на 50 губерний. Стали открываться газеты и театры, больницы и народные училища. |
Используя теорию разделения властей, совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. |
Судебная реформа 1775г. |
Суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно. |
«Жалованная грамота городам» в 1785 г. определила систему управления в городах и в стране в целом.
|
Жалованная грамота дворянству и городам 1785г. |
Данные документы закрепили сословную структуру населения города, разделив его на 6 разрядов с различными правами; расширили привилегий дворян. Екатерина II четко обозначила те сословия, на которые она планировала опираться сама, и из которых делала элиту России. Городское самоуправление не имело широких полномочий, было под контролем губернатора и чиновников. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Открытие нового знания (продолжение) |
Вопросы 1 ряду - Проанализируйте результаты проведенных Екатерины II изменений в области местного самоуправления. Какой вывод вы можете сделать, сравнивая данные шаги Екатерины II и идеи Просветителей?
2 ряд Проанализируйте результаты проведенных Екатерины II изменений в области судебной власти. Какой вывод вы можете сделать, сравнивая данные шаги Екатерины II и идеи Просветителей?
3 ряд 1.Проанализируйте результаты проведенных Екатерины II изменений в области сословной политики. Какой вывод вы можете сделать, сравнивая данные шаги Екатерины II и идеи Просветителей? 2.С помощью конкретных фактов докажите, что дворяне при Екатерине II стали свободным сословием.
|
Возможные ответы учеников 1.Упорядочилась система местной власти. Граждане, так или иначе, получили возможность участия в судьбе собственного города или даже губернии. Появилась сильная власть на местах во главе с губернатором. Страна была разделена на 50 губерний. На уровне местного управления стал развиваться принцип разделения властей. Но данная реформа не меняли всей системы управления, а только старались избавиться от наиболее устаревших порядков.
2. Судебная реформа была проведена для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах. Главная характеристика судебной реформы - суд впервые получил независимость от административных органов /это и было в духе идей Просвещения/, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.
3ряд 1.Данные документы закрепили сословную структуру населения города, разделив его на 6 разрядов с различными правами; расширили привилегий дворян. Екатерина II четко обозначила те сословия, на которые она планировала опираться сама, и из которых делала элиту России. Городское самоуправление не имело широких полномочий, было под контролем губернатора и чиновников. 2. Дворяне не платили налоги, могли заводить мануфактуры, торги, владеть землями – выбирали себе занятие по душе. Закон защищал жизнь, достоинство и имущество дворян. Представители дворянства имели право заявлять о своих нуждах губернатору и императрице. |
Физкультминутка |
Упражнения для шеи и головы. Исходное положение – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – исходное положение; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный. |
Выполнение упражнений |
Применение нового знания |
1.Какое сословие оказалось вне поля зрения Екатерины II? Почему права и обязанности этого сословия так и не были законодательно оформлены? Как вы это объясните? 2. Объясните, почему время правления Екатерины II стали именовать «золотым веком дворянства»?
|
Возможные ответы обучающихся: 1.Крестьянство 2. Подтвердив в начале своего правления Указ о вольности дворянства, Екатерина II и далее оказывала особое покровительство этому сословию. Только дворяне могли владеть в России землями и крепостными, наряду с другими свободно заводить мануфактуры и торги, но при этом были освобождены от всех налогов. |
Решение проблемы урока |
Вопросы учителя: Какой ответ на проблему урока вы можете дать? Как было найдено решение проблемы? Реформы Екатерины II соответствовали идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей? |
Возможные ответы обучающихся: В ходе анализа реформ императрицы, которые были связаны с реформами государственного управления: губернскую реформу 1775г, реформу судов, а также реформы в отношении дворян и купечества. Преобразования Екатерины II отчасти соответствовали идеям Просветителей, так как некоторые реформы, которые проводила Екатерина II, отражали идеи Просвещения – судебная, частично местного управления. И в тоже время преобразования Екатерины II не соответствовали идеям Просветителей, так как реформы, которые проводила Екатерина II, не затрагивали основ самодержавия и крепостного права. |
Домашнее задание |
Параграф 15, задание из печатной тетради с.51 № 3, 4, с.53 № 7. |
Фиксация домашнего задания в дневниках и тетрадях |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
Подведение итогов урока. - Дайте морально-этическую оценку реформ Екатерины II, изученных на уроке. - Кем бы вы хотели быть, если бы могли жить в эпоху Екатерины II? Рефлексия учебной деятельности «Чемодан, мясорубка, корзина». Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. |
Ответы обучающихся |
Презентация Губернская и сословная политика Екатерины II
PPTX / 4.91 Мб
Мещеряков Андрей Геннадьевич
Мельник Виктория Олеговна